Технологическая карта урока биологии на тему: Грибы (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока биологии по ФГОС (урок открытия новых знаний)

УМК: Н. И. Сонина «Биология. 5 -9 класс» (концентрический курс).

Тема урока: Грибы

Класс: 5

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с царством грибов, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека.

Задачи урока

Образовательная: формировать у учащихся умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.

Развивающая: развивать речь, умение конспектировать по ходу рассказа учителя, анализировать материал, выделять главное; формировать умения выделять существенные признаки понятий, переносить, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края, уважение к мнению товарищей; способствовать формированию ответственного отношения к природе, понимания необходимости защиты окружающей среды, любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

Тип, вид урока

Урок формирования новых знаний; комбинированный.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к грибам; устанавливать черты сходства и различия у представителей царства грибов; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки грибов; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царства грибов, признаки представителей царства грибов, значение грибов в природе и жизни человека.

-усвоение материала в полном объёме на уроке;

- применение полученных знаний при выполнении практических заданий;

-умение «оперировать» биологическими терминами.

Личностные результаты

Будут сформированы: коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной деятельности; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные - научиться: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получат возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научатся: устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получат возможность применять: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (рисунки, схемы); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Понятия и термины

Грибы, плодовое тело, споры, грибница, симбиоз, трубчатые грибы, пластинчатые грибы, пеницилл, мукор, гетеротрофы.







Организационная структура урока.

Этап урока,

цель

Методический

прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения


1

2

3

4

5

6

I.Оргмомент урока.

Приветствует учащихся организовать контроль

начала работы, обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок.

Настроится на восприятие материала урока.

Стоя приветствуют учителя.

II.Актуализация

опорных знаний

урока.

Фронтальная беседа,

индивидуальный

опрос

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала; организует проверку домашнего задания:

- Почему ученые считают, что бактерии являются первыми живыми организмами на Земле? (Они имеют простое строение, не имеют ядра, могут переживать неблагоприятные условия окружающей среды.)

- Благодаря каким особенностям строения бактерии могут переносить неблагоприятные условия окружающей среды? (Бактериальная клетка сжимается, вокруг образуется циста.)

- Где обитают бактерии? (Бактерии обитают в почве, в воде, в воздухе, внутри живых организмов.)

- В чем состоят особенности строения бактерий? (Снаружи покрыты плотной оболочкой, благодаря которой сохраняют постоянную форму. Ядра нет, оно представлено ядерным веществом, распределенным в цитоплазме. Имеются органы передвижения жгутики и реснички.)

- Назовите, какова положительная роль бактерий? (Почвенные бактерии участвуют в процессе почвообразования, азотфиксирующие бактерии поглощают азот и, проникнув в корни бобовых образуют на них клубеньки за счет

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников.

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Дополняют ответы.

Вопросы учителя

1

2

3

4

5

6

этого растения получают питательные вещества, которые используют растения; разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных.)

- Назовите в чем заключается отрицательная роль бактерий? (Есть бактерии, которые вызывают гниение продуктов, поражают растение, вызывая их гибель, бактерии паразиты попадая в организм человека и животных могут вызвать опасные заболевания: ангину, туберкулез, тиф и др.)

III.Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и цели урока.

Обеспечение мотивации и принятия цели учащимися и познавательной деятельности. Подведение учащихся к формулированию темы и постановки задач урока. Составление плана работы.

Вводная беседа.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

- Сегодня на урок я к вам пришла не с пустыми руками. У меня с собой корзинка. В ней спрятано, то, что мы сегодня изучим. Эти живые организмы любят прятаться и играть в игру «Угадай кто я?» Среди представителей этой группы много похожих друг на друга. Иногда очень сложно определить, что за организм перед тобой. Ученые биологи и систематики сначала не могли решить, что это такое. Их относили к растениям, а потом к животным. И только в XIX в. эту группу живых организмов выделили в отдельное царство. Для того чтобы узнать, что у меня в корзинке отгадаем загадки.

1. Под елкой, под осинкою

Стоит мальчик-с-пальчик,

На нем кафтанчик,

Шапка красненька.

2. Вырос он в березняке.

Носит шляпку на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это …

- А теперь заглянем в корзинку, что мы видим? (Грибы.)

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют тему урока.

Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Высказывают свое мнение. Устанавливают причинно - следственные связи.

Вопросы учителя.

1

2

3

4

5

6

Изучение живых организмов мы начнем с грибов. Мы их употребляем в пищу. Из грибов делают лекарство пенициллин.

Озвучиваю тему и цель урока.

Ставлю проблемные вопросы:

- Почему ученые выделяют грибы в отдельное царство?

IV.Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление учащимися новых знаний. Умение находить ответ на проблемный вопрос.

Беседа, восприятие учебной информации.













Объяснение нового материала, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе). Провожу параллель с ранее изученной темой. Организую работу по изучению проблемной ситуации.

- Наука изучающая строение, разнообразие и жизнедеятельность грибов, называется микология (от греч. «микос» - гриб, «логос» - учение).

В настоящее время известно около 100 тыс. видов грибов. Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества: в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных. Грибы сочетают в себе признаки растений и животных. Основное отличие их от растений, что они неспособны к фотосинтезу, то есть они неспособны синтезировать органические вещества из неорганических. Грибы - гетеротрофы, так как питаются готовыми органическими веществами. По характеру питания грибы относят к сапрофитам или паразитам. Грибы-сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами, то есть тем самым разрушают останки живых существ. Грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счет. Гриб состоит из тела - грибницы (мицелий).

Воспринимают информацию, сообщенную учителем. Работают с материалами ЭОР, учебника. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнением.




Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизируют информацию.








Фронталь-

ный опрос совместно с рассказом учителя. Индиви-дуальный опрос. Работа с таблицей.








1

2

3

4

5

6

Физкульт-минутка.

Провожу релаксационные упражнения.

Выполняют упражнения.

Осуществляют профилактику утомляемости.

Наблю-дение.

Царство грибов делится на подцарства низшие и высшие.

У низших грибов нити грибницы представляют собой одну гигантскую клетку с множеством ядер. Некоторые грибницы многоклеточные, клетки могут содержать одно или несколько ядер.

У высших грибов плотно сплетенные гифы образуют плодовое тело. Плодовое тело состоит из шляпки и ножки. Грибы размножаются спорами, которые созревают в трубочках или на пластинках шляпки. Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер, так же их разносят насекомые, слизни, белки, зайцы.

Грибы-паразиты, являются возбудителями многих заболеваний растений, животных и человека. К ним относится головневый гриб. Он поражает пшеницу, овес, просо, кукурузу. Порша - поражает яблоню, грушу, картофель и др. Такие грибы снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты непригодными в пищу.

Однако есть и полезные свойства грибов из них был произведен пенициллин-антибиотик; производят и ряд витаминов.













Сообщение учащихся о съедобных и ядовитых грибах.













Систематизируют информацию. Дополняют информацию. Высказывают свое мнение.













Индиви-дуальный опрос.

1

2

3

4

5

6

V.Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности.

Закрепляющая беседа.

Организует поисковую работу учащихся (постановка цели и плана действий); беседа, связывает результаты урока с его целями. Подведение учащихся к выводу об особенностях строения грибов, причинам по которым грибы выделены в отдельное царство.

- Давайте выделим особенности грибов.

1. Грибы - гетеротрофы, неспособны к фотосинтезу. Питаются готовыми органическими веществами.

2. Взаимосвязь между определенными видами деревьев и грибов полезная обоим называется симбиоз.

3. Грибы размножаются спорами.

4. Грибы делят на съедобные, ядовитые, паразиты.

Используют текст учебника, рассказ учителя, сообщения учащихся, формулируют особенности грибов.

Устные ответы.

VI.Рефлексия учебной деятельности.

Фронтальная работа.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие интересные факты о грибах вы узнали для себя?

Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Осуществляют самостоятельный анализ своей деятельности.

Воспринимают оценку своей деятельности на уроке учителем и одноклассниками.

Устные ответы.

VII.Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Закрепляющая беседа.

Оценка работы учащихся во время урока, комментарий поставленным оценкам.

Слушают учителя.

Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию.

Устные ответы.

Домашнее задание.

Дает комментарий к домашнему заданию; дополнительно подготовить викторину о грибах.

Записывают домашнее задание.

Читают задание. Задают уточняющие вопросы.

Наблю-дение.



© 2010-2022