Методическая разработка на тему: Они живут рядом с нами

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа





Методическая разработка массового мероприятия

" Они растут рядом с нами -Лекарственные растения ."















Цель мероприятия-конкурса: закрепить знания учащихся о лекарственных растениях и их целебных свойствах.

Участники: учащиеся 4-6 классов

Подготовительная работа: За 1 месяц до проведения мероприятия участникам дается задание: прочитать книги о растениях леса, подготовить эмблему команды, её объяснение и вспомнить как можно больше песен, в которых упоминаются растения. Заранее готовится и конкурс актёрского мастерства. Эти конкурсы проводятся в перерыве между вопросами и их итоги подводятся отдельно.

Оборудование: вывеска с названием темы мероприятия-конкурса, таблица с названием номинаций и количеством очков, презентация- лекарственные растения, информация на темы: «Лекарственные растения в годы Великой Отечественной войны»; «Народные приметы и поговорки о лекарственных растениях», домик с вывеской «Аптека», стул, столик, костюмы участников сказки, справочники, определители лекарственных растений., гербарий лекарственных растений.

Образец таблицы:

Викторина.

Легенды о растениях.

Загадки о растениях.

Угадай растение по иллюстрации

«Заморочки»

Доктор Айболит

5

5

5

5

5

5

10

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

20

30

30

30

30

30

30

40

40

40

40

40

40

ПРАВИЛА ИГРЫ.

В игре участвуют две команды. Каждая команда выбирает себе название. По жребию определяется, какая команда будет отвечать первой. Перед каждым ответом команда сама выбирает название гейма и цену вопроса. Команда, ответившая правильно, имеет право выбирать следующий вопрос. При неправильном ответе право выбора вопроса переходит к другой команде.

Конкурс эмблем.

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ЛАНДЫШ»

Наше название «Ландыш»!

Нам нравится этот цветок!

Весной украшает он землю,

Так нежен его лепесток!

Он запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной!

Болезни сердца лечит он

И с детства каждому знаком!

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ПОДОРОЖНИК»

Чтоб в этом конкурсе участие принять,

Мы стали думать, как команду нам назвать.

Решили назвать «Подорожник»

В природе такой он хороший!

Путник часто ранит ноги -

Вот и лекарь у дороги!

Может кашель оно лечить,

Раны заживляет,

От укусов насекомых

Нас он защищает!

Есть множество цветов:

Красивых, осторожных,

Но нам приятней всех обычный подорожник!

1 гейм

«Викторина».

Вопросы:

1. Дерево получило своё название из-за липкого сока и клейкости молодых листочков. В научной медицине используются цветки этого дерева вместе с прицветником от простуды и жара. Это дерево в народе называют медовым. (Липа).-5 баллов

2 В старину год у славян начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а этим деревом. Это дерево - символ света, сияния, чистоты, женственности. На Троицу из этого дерева плели венки и вокруг него водили хороводы. В медицине его почки применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени, от простуды в качестве отхаркивающего средства. Молодые листья этого дерева прикладывают к спине от радикулита. Деготь, полученный из этого дерева входит в состав мази Вишневского (Берёза)-10 баллов.

3.В старину это растение применяли от 99 болезней. Сейчас его используют против длительно незаживающих ран и язв и в стоматологии. Название этого растения связано с тем, что оно способно вызывать заболевания у животных. (Зверобой)-20 баллов

4.Крупное дерево до 30-40 м. высотой. Кора желтовато-розовая. Это дерево любят за красоту, неприхотливость и за неизмеримую пользу, которую приносит оно человеку. Писатель Пришвин назвал это дерево самым прекрасным и свободным деревом России. Из него делают скипидар, канифоль, дёготь. Древесина этого дерева используется для строительства. Почки этого дерева используют при заболеваниях горла и лёгких, как успокаивающее средство применяют ванны из этого дерева.(Сосна).-30 баллов

5.Это белый цветок, латинское название которого в латинском переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».Многие поэты и композиторы посвятили этому цветку свои произведения. Все части этого растения ядовиты. В медицине он применяется при болезнях сердца и как успокоительное средство. (Ландыш).-40 баллов

2 гейм

Легенды о растениях.

Вопросы.

1. Земля была богатой и прекрасной. Удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. И среди множества трав рос на краю леса скромный цветок. Был он не самым заметным, но люди любили его, так как он приносил им великую пользу. Ранней весной давал он свой нектар пчёлам, девушки плели из него венки и водили хороводы, корни его лечили больных, а ночью золотистые цветки освещали путь запоздалому спутнику. Сам он мечтал побывать в дальних странах, но корни его были крепко связаны с землёй. Тогда этот цветок сделал своим детям пушистые парашютики и разослал их во все концы света с наказом творить добро (Одуванчик).-5 баллов

2.Жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая дочь, и имя имела неласковое, звали её Восьмуха. Была она злой, своенравной и завистливой. Зато меньшого сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители в нём души не чаяли. Невзлюбила ВосьмухаРоманушку и задумала его погубить. Завела как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растёт с тех пор по всей русской земле и название его похоже на имя Романушка. Красные грозди этого дерева привлекают птиц. (Рябина).-10 баллов

Молодого парня Садко полюбила водяная царевна Волхова. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго она искала его, но потом увидела влюбленных среди стройных берёз. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слёзы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные белые цветы - символ верности, любви и нежности (Ландыш).-20 баллов

3. Жила в дальней станице бедная девушка-казачка. Единственным её богатством была необычайная красота. Полюбила она молодого казака, к несчастью, тоже бедного. Поклялись молодые люди в верной любви друг другу, но нависла над ними беда. Приметил красивую девушку станичный атаман и стал преследовать её, а молодому казаку пришла пора идти на военную службу. Ненавистью отвечала девушка атаману, но однажды ночью слуги атамана выкрали девушку из дома. Долго держал он её в темнице, но в день свадьбы ей удалось сбежать в лес, где она лишила себя жизни. А на месте её гибели вырос пышный куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Увидел атаман куст, хотел сломать цветущую ветку, но все они мгновенно покрылись колючими шипами. А осенью на этих ветках появились ярко-красные, похожие на капли крови плоды. Добрые люди собирают эти плоды, пьют из них чай, и этот чай возвращает им бодрость и здоровье. (Шиповник).-30 баллов

4. Однажды в жаркий день Венера решила искупаться. Выбрала самый отдалённый грот, чтобы никто не мог посмотреть, долго и с удовольствием купалась. И вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на неё. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Воззвала она к Юпитеру и тот превратил людей в цветы, которые похож на широко открытые, удивленные и любопытные глаза людей (Фиалка, анютины глазки).-40 баллов

3 гейм

Загадки о растениях.

1.С молоком, а не коровушка;

Летает, а не совушка (одуванчик).-5 баллов

2.«Кошачья травка» -

Больным поправка.

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку (валериана).-10 баллов

3.Цветок - как бубенчик,

Беленький венчик…

Цветёт он не пышно,

Звенит ли - не слышно (ландыш).-20 баллов

4.Цветок жёлтенький, лучистый,

Тело делает он чистым (чистотел)-30 баллов

5. Найду синенький цветок,

Найду стебель, как пруток,

Брошу корень на поджарку

Да в кофейник, на заварку (цикорий)-40баллов

4 гейм

Угадай растение

Командам предлагаются несколько иллюстраций лекарственных растений, выведены на проектор , по которым нужно угадать название растения.

василёк-5 баллов

ромашка аптечная-10 баллов

пижма-20 баллов

цикорий-30 баллов

белена -40 баллов

5 гейм

«Заморочка»

1 (корзина,с овощем)

В середине века франк получил среди подарков в день свадьбы корзину, наполненную этим овощем. Это означало пожелание сохранить до глубокой старости здоровье, зрение, слух. Что это за растение? ( открывает команда корзину-Лук)-5 баллов

2. Носит одуванчик

Желтый сарафанчик

Подрастёт - нарядится

В беленькое платьице

Легкое , воздушное , Ветерку послушное

О каком растении написала Елена Серова?

(Одуванчик)-10 баллов

3.Каждый лист разбит на дольки,

Подсчитай-ка , долек сколько?

Восемь,

Десять,

Двадцать,

Тридцать..

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть

Дольки снова перечесть?

(Тысячелистник) -20 баллов

4. О каком растении идет речь

Голодный шмелик

Вздыхает тяжко

- Поесть бы кашки…

да вот же кашка!

Попробуй, шмелик,

В ней сок медовый-

Шмелям и пчелам

Обед готовый. (О клевере-) 30 баллов

5.Назовите комнатное растение, которое:

-съедобно - можно положить один- два листочка в салат или съесть просто так, без приправ

Лечить горло, голосовые связки, снижает кровяное давление, заживляет раны, а его сок улучшает пищеварение ( Каланхоэ)-40 баллов

5 гейм

Доктор Айболит.

На этом этапе нужно угадать,

от каких болезней применяется лекарственное растение. (используется гербарный материал)

Подорожник-5 баллов

Ромашка аптечная-10 баллов

Липа-20 баллов

Шиповник-30 баллов

Крапива-40 балллов

Конкурс актёрского мастерства.

Участники игры показывают инсценировку, а жюри ставит оценку по пятибалльной системе каждому участнику, учитывая его костюм и актёрское мастерство.

ИНСЦЕНИРОВКА.

Ведущий: Вьётся тропка в тёмной чаще

Под листвою шелестящей.

Скрыт от взора человека

Домик с вывеской «АПТЕКА».

В домике одна, без страха,

Проживает черепаха.

Заболеет зверь иль птица,

Он сюда скорее мчится…

(Выбегает, озираясь, заяц.Черепаха размешивает ложечкой в чашке лекарство).

Черепаха: Здравствуй, зайчик длинноухий!

Что ты хочешь от старухи?

Ведущий: Бедный зайчик чуть не плачет.

Заяц: Ой, скорей лекарство дай!

Сердце прямо так и скачет,

Слышал я собачий лай!

Черепаха: Дам лекарство, как не дать!

Это, зайчик мой, пустяк,

Но оно, ты должен знать -

Не спасает от собак.

Выпей, брат, из этой склянки

Две, три капли валерьянки.

(Капает из пипетки в стаканчик)

Ведущий: Зайчик выпил, ободрился

И спокойно удалился.

(Идёт медведица с палкой)

Медведица: Что со мною? Ай-ай-ай!

Черепаха отворяй!

Вся горю я как в огне,

Помоги скорее мне.

Черепаха: На, малины, липы цвет

И температуры нет!

Ведущий: Вдруг лиса бежит, кричит:

Лиса: Открывай скорее дверь!

Ведущий: Черепаха говорит:

Черепаха: Кто там - птица или зверь?

(В домик заходит лиса)

Лиса: Пострадала я, бедняжка,

Пострадала очень тяжко.

Вся в ужасных синяках,

Чуть держусь я на ногах.

Черепаха: Сделаешь компресс из лука,

Вот и минет скоро мука!

Ведущий: В огород она пошла

Лука с грядок принесла,

А лисицу голод гложет.

Лиса: Мясо может мне поможет?

Черепаха: Мясо тоже можно дать,

Коль желаешь, я не прочь,

Рада всем тебе помочь.

Вместе с луком мясо тоже

К синякам твоим приложим.

Ведущий: Но лиса, всё мясо съев,

И на лук не посмотрев,

Вдруг куда-то быстро скрылась,

Черепаха удивилась…

(Входят белка с ёжиком)

Ведущий: Белка беленьким платочком

Подвязала обе щёчки.

Белка: Твёрдый жёлудь мне попался,

Хрустнул зуб и зашатался,

Так болит, нет сил терпеть,

Может, зуб мой посмотреть?

Ведущий: Бедный ёжик заявил:

Ёжик: Я вот лапку занозил.

И теперь на костыле

Ковыляю по земле.

Ведущий: Черепаха им сказала:

Черепаха: Ну, кого лечить сначала?

Первым делом для зубов

Дам шалфея и грибов.

А потом уж не спеша,

Лапку вылечу ежа.

Ведущий: Вдруг в окно влетает птица,

в кресло старое садится.

Филин: Узнаёшь? Я твой сосед,

Очень нужен твой совет.

Черепаха: Здравствуй, филин, друг ушастый,

Расскажи мне, что с тобой?

Филин: Днём и ночью кашель частый

Нарушает мой покой!

Ведущий: Черепаха в тот же миг,

Взяв одну из толстых книг,

В ней находит предписанье:

Черепаха: Нужно делать полосканье,

Пить ромашковый настой.

Будет вновь здоров больной.

Филин: Вот спасибо за совет!

Ведущий: Прохрипел старик в ответ.

Черепаха: Уж сегодня я устала,

Поработала немало.

Очень хочется мне спать,

Лягу я теперь в кровать.

(Сильный стук в дверь)

Волк: Волку отворяй, старуха!

У меня распухло брюхо!

Черепаха: Пей настой их горицвета.

Волк: Нет, мне не подходит это.

Черепаха: Ну, возьми напиток мятный!

Волк: Нет, он тоже неприятный!

(Щелкает зубами)

Волк: Лишь когда тебя я съем,

Буду вновь здоров совсем!

(Черепаха всхлипывает, трёт глаза кулаком.Прилетает Филин)

Филин: Что ты делаешь, злодей,

Здесь у запертых дверей?

Волк: Эту дверь хочу разбить,

Черепахой закусить!

(Филин кружит вокруг домика, размахивает крыльями)

Филин: Птицы, звери, выходите,

Черепаху защитите!

Выходите все, кто смел!

Ведущий: Лес тревожно загудел.

Смотрит филин - там и тут

Звери к домику бегут.

Белка: Все её мы защитим!

Ёжик: На тебя мы налетим!

Лиса: Будем грызть тебя зубами!

Медведица: Будем рвать тебя когтями!

Ведущий: Волк от страха задрожал

И куда-то убежал.

Снова тётя черепаха

В домике живёт без страха

И встречает всех с приветом,

Помогает всем советом.

В конце мероприятия-конкурса жюри подсчитывает общее количество баллов, объявляет итоги и награждает победителей .



© 2010-2022