Разработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. Ламарка

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаРазработка урока по теме Эволюционная гипотеза Ж. Б. ЛамаркаУрок № 3. Гипотеза Ж. Б. Ламарка об эволюции живой природы.

ЦЕЛЬ: 1. Познакомить учащихся с первой целостной концепцией эволюции живой природы.

2. Развивать умение анализировать философские взгляды.

ТИП УРОКА: Лекция - беседа.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы "Система Линнея", "Система Ламарка", тексты «цитаты из работы Ж.Б. Ламарка «Системв природы»

ХОД УРОКА.

Урок начинается вопросами (7 -10 мин.):

  1. Назовите важнейшие открытия науки о природе в XVII-XVIII вв.?

  2. Какая задача встала перед биологической наукой на рубеже XVII-XVIII вв.

  3. Какое мировоззрение называется метафизическим?

  4. Чем отличаются взгляды на мир метафизиков и диалектиков?

  5. Что такое креационизм и трансформизм?

  6. Какие взгляды на природу были характерны для К. Линнея.

Первая целостная концепция эволюции была высказана французским естествоиспытателем Жаном Батистом Пьером Антуаном де Монье шевалье де Ламарк в водных лекциях по курсу зоологии в 1802-1806 гг., а в 1809 г. он в полной форме изложил свою теорию эволюции в известном труде "Философия зоологии".

Далее заслушивается доклад о жизни и научной деятельности Ламарка.(5 мин.)

На доске записываются вопросы для обсуждения в ходе урока.

1.Какой взгляд на мир был характерен для Ламарка?

Зачитывается отрывок из работы .См. справ. матер.

Вывод записывается в тетрадь. Для Ламарка характерен деистский (двойственный) взгляд на мир - все сотворено Творцом, но развивается и изменяется во времени.

2. Что понимал Ламарк под градацией?

Вывод: градация - это стремление организмов к совершенствованию, по Ламарку, заложенная творцом.

3. Чем отличается система животного мира Ламарка от системы Линнея?

Зачитать отрывок и рассмотреть таблицы, провести сравнение.

Вывод: Система имеет восходящий порядок, основана на строении сердца и нервной системы.

Организмам присуще изначальное стремление к прогрессу.

Зарисовать в тетради схему.

XIII-XIV

XI -XII

VII -X

V-VI

III-IV ГРАДАЦИЯ

I-II

14 классов животных. См. опорный конспект стр. 30.(справ. матер.)

Ламарк дал эволюционное обоснование "Лестнице существ", принцип построения которой он заимствовал у Боннэ. Ламарк рассматривал усложнение организации как результат эволюции.

В отличие от Боннэ он считал, что ступени эволюции не представляют собой прямой линии, а имеют множество ветвей и отклонений на уровне видов и родов.

4. Как объяснил Ламарк ход эволюционного процесса?

Зачитывается отрывок из работы Ламарка с примерами, иллюстрирующими каждый закон.

Выводы записываются в тетрадь.

А. Причины повышения организации организмов

Градация Приспособление к условиям среды

(врожденное стремление к совершенству)

прямое непрямое

(растения, низшие животные) (высшие животные -
через нервную систему)


  1. "Закон " упражнений. Органы, которые упражняются,

растут и развиваются, а неупражняющиеся - исчезают.

2. "Закон" наследственности. Полезные

признаки, приобретенные в течение жизни,
передаются по наследству.

Б. Все приобретенные признаки являются полезными, т. е. организмы обладают изначальной

способностью изменяться только целесообразно.

В. Внешние причины нарушают градацию.

5. Признавал ли Ламарк существование видов в природе? На уровне вида или особи идет эволюция по Ламарку? Зачитать отрывок из работы.

Вывод: отрицал реальное существование вида (существуют только особи, которые эволюционируют).

Выводы по уроку.

Несмотря на то, что в своем учении Ж.Б. Ламарк не смог правильно раскрыть движущие силы эволюции, он вошел в историю как великий ученый, впервые сделавший попытку создать стройное эволюционное учение, в котором на передний план была выдвинута задача всесторонне доказать сам факт эволюции.

В конце урока выставить оценки за активную работу.

Дать дом. зад. §39 (Беляев), повторить понятия "Изменчивость организмов" по опорному конспекту (по Трещевой Н. В. блок 9)

Приложение.

К уроку Гипотеза Ж. Б. Ламарка.

Ламарк о естественном происхождении жизни …

… По моему мнению, природе вполне достаточно непосредственно образовать самых простых и самых несовершенных животных и растений, чтобы предоставить бытие всем живым телам.

Деистические утверждения Ламарка как непоследовательное понимание им законов природы…

…итак, мы можем наблюдать только деятельность природы, законы ею управляющие, результаты этой деятельности, одним словом, только тела и то, что к ним относиться, все же, что является результатом деятельности высшей силы, нам непонятно, так же как непонятна нам и сама эта сила. Творить, т.е. из ничего создавать нечто,-- это идея, которую мы никогда не постигнем, так как во всем доступном

нашему познанию не встречается ни одного подобного примера. Итак, творить может лишь Высшая Сила, природа же только производит.

…Высшая Сила сотворила материю, положила начало существованию различных ее видов и каждому из них сообщила свойство неразрушимости, присущее всему сотворенному.

…Назначение материи - служить основой вещества, это вещество чрезвычайно делимо, по крайней мере до мельчайших частиц - атомов. Кроме того, материя по существу своему пассивна, инертна, не имеет собственных движений и деятельности.

Ламарк об изменяемости видов.

…Видом было названо всякое собрание сходных особей, происшедших от других им подобных особей. Это определение точно, так как всякая особь почти всегда походит на ту или тех особей, от которых она происходит. Но с этим определением связывается предположение, что особи, составляющие вид, никогда не меняются в своих специфических признаках, что, следовательно, вид имеет безусловное постоянство в природе.

Одно это предположение я и намерен оспаривать, так как данные наблюдений явно свидетельствуют о его несостоятельности.

…Чем больше мы знакомимся с различными организованными телами, покрывающими почти всю поверхность земного шара, тем затруднительнее становится для нас определить, что следует принимать за вид, и еще труднее - установить границы и различия родов. …Весьма многие факты убеждают нас, что когда одного из наших видов приходится менять место, климат, образ жизни и привычек, они поддаются новым влияниям, изменяющим мало - помалу состояние и соотношение их частей, форму, способности, саму организацию, так что со временем ничто не остается в них неизменным. При одинаковом климате резкая разница в положении и характере местности создает на первых порах разновидности особей, но с течением времени эта разница, в отношении наших особей, продолжающих жить и воспроизводиться в тех же внешних условиях, приводит к такому различию между ними, которое становится существенным их свойством. Таким образом, после длинного ряда последовательных поколений наши особи, принадлежавшие первоначально к одному виду, в конце концов образовали новый вид, отличный от первого.

…Животное, свободно живущее на равнинах, где оно обычно упражняется в быстром беге, птица, в силу своих потребностей, переносящаяся через огромные воздушные пространства, -- оба они, очутившись взаперти - одно в стойле нашего зверинца, другая - в клетке или птичнике, -- оказываются со временем удивительно изменены, особенно после целого ряда поколений.

Первое животное в этом случае утрачивает значительную долю своей легкости и проворства: оно толстеет, сила и гибкость его органов падают, и его способности - уже иные. Второе становится неповоротливым, почти разучивается летать, и все его части делаются более мясисты.

Итак, природа дает нам только особей, происходящих одни от других, что же касается видов, их постоянство относительно и неизменяемость их носит исключительно временных характер.

Ламарк о градациях как ступенях прогрессивной эволюции.

Уже давно зародилось предположение, что тела, одаренные жизнью, образуют как бы лестницу, или размеренную цепь. Боннэ развил этот взгляд, но не подкрепил его фактами…можно сказать, что для каждого царства живых организмов существует единый ступенчатый ряд с расположением главных групп по степени сложности систем . Этот ряд как в животном. так и в растительном царстве начинается с простейших и заканчивается совершеннейшими живыми телами.

Расположение Ламарком животных в порядке их постепенного усложнения (градация).

Классы

  1. Инфузории. 1 ступень -- нет ни нервов, ни сосудов, никакого

2. Полипы внутреннего, специального
органа, кроме пищеварительного


  1. Лучистые 2 ступень - нет ни продольно-узловатого мозга, ни

сосудов для кровообращения. Кроме

внутренних органов пищеварения
имеются и другие

  1. Черви

5. Насекомые. 3 ступень - нервы, сходящиеся к
продольноузловатому

  1. Паукообразные мозгу, дыхание через воздухоносные
    трахеи, кровообращения нет или очень

несовершенное.


  1. Ракообразные 4 ступень - нервы сходятся или в головном или в

  2. Кольчецы продольноузловатом мозге, для дыхания

  3. Усоногие служат жабры, для кровообращения --

  4. Моллюски артерии и вены.


  1. Рыбы 5 ступень - нервы сходятся в головном мозге,сердце

  2. Рептилии с одним желудочком, кровь - холодная.


  1. Птицы 6 ступень - нервы сходятся в головном мозге, сердце

  2. Млекопитающие с двумя желудочками, кровь - горячая.

Такова таблица четырнадцати классов, установленных среди известных нам животных и следующих друг за другом в порядке, наиболее близком к естественному.

Теперешнее состояние животных есть, с одной стороны, результат нарастающей сложности организации - сложности, стремящейся к правильной градации, а с другой - след влияния весьма многочисленных и крайне разнообразных внешних обстоятельств, постоянно стремившихся нарушить правильных ход градации в развитии организации.

Законы изменчивости и наследственности, установленные Ламарком.

Первый закон.

Во всяком животном, не достигшем предела своего развития, более частое и неослабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприметно ослабляет его, приводит в упадок, последовательно сокращает его способности и наконец вызывает его исчезновение.

Второй закон.

Все, что природа заставила особей приобрести или утратить под влиянием обстоятельств, все это она сохраняет путем размножения в новых особях, происходящих от прежних, если только приобретенные изменения - являются общими для обоих полов или тех особей, от которых произошли новые.

Неупотребление органов ведет к их атрофии (1-я группа примеров Ламарка)

А) У беззубых китов и муравьедов зубы редуцировались ввиду того, что они проглатывали пищу, не пережевывая;

Б) У крота и слепыша, живущих под землей, глаза, в результате не употребления, становятся или очень маленькими (крот) или совсем исчезают (слепыш);

В) Змеи "усвоили привычку ползать по земле", "их тело вследствие постоянно повторяющихся усилий вытянуться" постепенно удлинялось. При переходе к новому способу передвижения конечности стали бесполезны и в результате неупотребления - постепенно редуцировались;

Употребление органа обуславливает его усиление и дальнейшее развитие (2-я группа примеров Ламарка).

А) Береговая птица, плавающая неохотно, но вынужденная держаться вблизи воды из-за добычи, постоянно находится в опасности погрузиться в ил. Не желая, однако, окунуться туловищем в жидкость, она прилагает все усилия, чтобы вытянуть и удлинить свои ноги. В результате, привычка постоянно вытягивать и удлинять ноги мало-помалу привела к тому, что особи данной породы стоят как бы на ходулях на своих длинных и голых ногах, лишенных перьев до бедра и часто выше.

Если некоторые плавающие птицы, как например, лебедь и гусь, при коротких ногах имеют очень длинную шею, -- это потому, что данные птицы во время плавания погружают в воду свою голову так глубоко, как только могут, чтобы достать оттуда водных личинок и различных мелких животных, которыми они питаются, и не делают при этом ровно никаких усилий удлинить свои ноги.

Б) Плавательные перепонки у водоплавающих птиц образовались благодаря раздвиганию пальцев и растягиванию кожи между ними.

В) У скатов, которые плавают «на своих плоских боках», глаз, оказавшийся внизу, переместился к источнику света, на верхнюю сторону.

Г) …Самое высокое из млекопитающих (жираффа) живет во внутренней части Африки и водится в местах, где почва, почти всегда сухая и лишенная травы, заставляет его ощипывать листву с деревьев и постоянно употреблять усилия, чтобы достать ее. Вследствие такой привычки, сохраняемой с давних времен всеми особями данной породы, передние ноги жираффы оказались длиннее задних, а шея настолько вытянулась, что это животное, не вставая на задние ноги, подняв только голову, достигает шести метров в высоту.

Д) …Во время приступов гнева, особенно частых у самцов, их внутреннее чувство своим напряжением направляет сильнее жидкости к указанной части головы, и здесь происходит у одних - отложение рогового вещества, а у других - костного, смешанного с роговым, благодаря чему образуются твердые отростки: таково происхождение полых и сплошных рогов, которыми вооружена голова большинства этих животных.

Использованная литература:

  1. Уроки общей биологи. Пособие для учителей. Под ред. В. М. Корсунской, -- М. "Просвещение", 1977.

  2. Опорные конспекты по биологии. 11 класс (вариант Б). Попова Т. Н., Никифоров Р. А.. Опорные конспекты по общей биологии 10-11(вариант А) Р. А. Никифоров.

  3. Общая биология. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе. Под. Ред. В. К. Шумного, Г. М. Дымшица, А. О. Рувинского, -- М. "Просвещение", 1995.

  4. Эволюционное учение. А. В. Яблоков, А. Г. Юсуфов, -- М. "Высшая школа", 1989.

  5. Законы живой природы. Общая биология в опорных конспектах. Н. В. Трещеева, Симферополь "КИТ", 2000, 87 с.

  6. Эволюция органического мира. Н. Н. Воронцов, Л. Н. Сухорукова. Факультативный курс. Учебное пособие, -- М. "Просвещение",1991.

  7. Дарвинизм. Хрестоматия. - М. Издательство Московского Университета, 1951, 848 с.


© 2010-2022