Открытый урок по биологии Класс Птицы. Разнообразие птиц в 7 классе

Открытый урок по биологии в седьмом классе. на тему "Класс Птицы, Разнообразие птиц.".  Цель урока: -повторить характерные черты птиц, как высших позвоночных животных: теплокровность (гомотермия), способность к полету, совершенное развитие органов чувств и нервной системы. Продолжить формировать умение проводить сравнения, закрепить знания. Воспитать бережное отношение к птицам. Тип урока: обобщение, закрепление. Оборудование: рисунки, фотографии, таблицы и схемы, фрагменты фильмов о жизни птиц,...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Класс Птицы. Разнообразие птиц.

ЦЕЛИ УРОКА:

Повторить характерные черты птиц как высших позвоночных животных: теплокровность (гомотермия), способность к полету, совершенное развитие органов чувств и нервной системы. Продолжить формировать умение проводить сравнения, закрепить знания.

Воспитать бережное отношение к птицам.

ТИП УРОКА: обобщение, закрепление.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, фотографии, таблицы и схемы, скелет и внутреннее строение; фрагменты фильмов о жизни птиц.

ПЛАН УРОКА:

ХОД УРОКА

Организационный момент

  1. Приветствие.

  2. Проверка присутствующих.

  3. Психологический настрой.

  4. Сообщение цели урока.

  1. Проверка домашнего задания

1У каждого ребенка было индивидуальное задание: « Подготовить сообщения о птицах».Заслушиваем работы ребят.

  1. Основной материал.

  1. Актуализация знаний: дайте общую характеристику Классу Птиц- назвать основные отличия от др. классов (теплокровность-гомотермия, способность к полету, двыойное дыхание, кровеносная система, перьевой покров тела и др.)

Подчеркнув еще раз минусы холоднокровности (пойкилотермности) амфибий и рептилий, учитель особо отмечает, что у высших позвоночных животных - птиц и млекопитающих - сформировались системы поддержания собственной высокой температуры тела, включая важные механизмы защиты от переохлаждения. Таких животных называют теплокровными (гомотермными). Надежный теплоизолятор, сохраняющий внутреннюю температуру, - неподвижный (что необходимо подчеркнуть) воздух, удерживаемый среди тончайших пушинок, спрятанных под птичьими перьями (у млекопитающих ту же роль играет тонкий и густой мех). Благодаря этим приспособлениям птицы (и млекопитающие) обеспечили значительно более высокую, чем у амфибий и рептилий, независимость от неблагоприятной внешней среды, исключили из своего жизненного ритма регулярный сезонный и ночной анабиоз, значительно повысили свою активность и расширили области своего распространения, заселив как Арктику (белые куропатки и сокола-кречеты даже остаются в тундре зимой), так и Антарктиду (пингвины). Поэтому птиц и млекопитающих считают высшими позвоночными животными.

Вторая отличительная черта птиц - способность почти всех видов к полету. Исключение составляют не умеющие летать, но быстро бегающие страусы и ловко плавающие пингвины. Разнообразие птиц (свыше 8 тыс. видов) - самое высокое среди наземных позвоночных животных.

Основные прогрессивные черты птиц заключаются в следующих особенностях их строения:

1. Перьевой покров, обеспечивающий и полет (маховые и рулевые перья), и теплокровность (пух и пуховые перья под кроющими перьями тела).

2. Способность к полету с помощью глубоко специализированных крыльев и обеспечивающего маневренность хвоста.

3. Прочный и легкий скелет, целиком приспособленный к полету и перемещению по земле на двух ногах (они также способствуют взлету с прыжка или с разбега; поэтому коротконогий, но длиннокрылый стриж не может взлететь с ровной поверхности земли).

4. Мощные грудные мышцы, прикрепленные к килю грудины, обеспечивают работу крыльев, а бедренная мускулатура - движение ног.

5. Клюв покрыт роговым чехлом и приспособлен к добыванию пищи, но ее перетирание, ввиду отсутствия зубов, осуществляется жесткой внутренней оболочкой мускульного желудка (зерноядные птицы заглатывают и мелкие камушки, которые служат дополнительными жерновами - гастролитами - для обработки грубых кормов).

6. Совершенная дыхательная система, включающая сложно устроенные легкие и воздушные мешки.

7. Кровеносная система обеспечивает полное разделение потоков артериальной и венозной крови, прежде всего, благодаря наличию четырехкамерного сердца.

8. Прогрессивное строение головного мозга и высокоразвитых органов чувств, особенно зрения, обеспечивает совершенную ориентацию птиц в пространстве; обоняние у абсолютного большинства птиц отсутствует (кроме американских грифов, хотя африканские и азиатские грифы отыскивают падаль с помощью острого зрения, так как запахи распространяются у поверхности земли и при высоком полете не улавливаются).

2. Для закрепления

Заполнить таблицу «Основные черты Класса Птиц».

1. Каковы главные прогрессивные черты организации и образа жизни птиц? (Теплокровность (гомотермия) и способность к полету.)

2. Какую роль играет перьевой покров птиц? (Формирует обтекаемые конуры тела, обеспечивает полет (маховые и рулевые перья) и сохранение внутреннего тепла тела птицы (пух и пуховые перья).)

3. Каковы основные черты приспособления скелета птиц к полету? (Скелет у летающих птиц легкий благодаря наличию в костях воздухоносных полостей. Грудные позвонки практически неподвижны. Грудные, поясничные, крестцовые, передние хвостовые позвонки прочно срослись между собой и являются опорой туловищу. Сросшиеся последние хвостовые позвонки образуют копчиковую кость, которая служит основой для прикрепления рулевых перьев. Грудина имеет киль, к нему прикрепляются мышцы, отвечающие за работу крыльев. Все кости черепа, кроме нижней челюсти, сросшиеся, т. к. при клевании череп испытывает значительную нагрузку.)

4. В чем заключаются основные особенности мускулатуры птицы? (Мускулатура птиц отличается большой плотностью, подвижностью, длинными сухожилиями.)

5. Чем замещаются функции отсутствующих у птиц зубов? (Хватающим клювом и роговыми стенками желудка (иногда дополненные мелким гравием - гастролитами), перетирающими пищу.)

6. Чем обеспечивается разделение артериального и венозного потоков крови? (Наличием четырехкамерного сердца.)

7. Какие органы чувств наиболее развиты у птиц и почему? (Зрение, позволяющее обнаруживать добычу в полете на большом расстоянии.)

III/ Напомнив, что птицы, как и рептилии, откладывают яйца, следует особо отметить насиживание кладки, которое гарантирует перенос необходимого количества тепла от насиживающей особи к развивающимся зародышам. Процесс развития зародыша в яйце и вылупление птенцов прослежены в серии рисунков на с. 210. Кроме того, птицы оберегают кладку яиц или выводок птенцов от врагов и неблагоприятных погодных условий. Стало быть, в отличие от рептилий, птицы проявляют отчетливо выраженную заботу о потомстве, благодаря чему существенно повышается выживаемость птенцов. В свою очередь, высокая выживаемость позволяет «экономить» жизненную энергию при продуцировании значительно меньшего, чем у рептилий, количества яиц. В этом и заключается положительный эффект заботы о потомстве.

Кладки большинства птиц варьируют от 1 до 10-12 яиц. Только у диких куриных птиц (тетерева, куропатки и др.) и некоторых уток кладки могут достигать 14-16 яиц (возможно, эта склонность к повышенной яйценоскости была использована при селекции домашних кур, которые способны почти круглый год ежедневно нести яйца).

Широкое распространение птиц и разнообразие условий их жизни обусловили исключительное многообразие форм гнездования. Одни птицы откладывают яйца на голую землю (козодои) или на скалы (кайры), другие выцарапывают для этого неглубокую ямку (страусы, кулики), а большинство видов сооружают гнезда разного размера и сложности.

Дополнение.

Сорная курица (большеног) - самец сгребает в большую кучу песок и листья, выкапывает в ней яму, куда несколько самок откладывают яйца, после чего покидают гнездо (редкий случай среди птиц, так как заботу о потомстве у большинства видов проявляют либо оба партнера, либо только самка). Затем самец постоянно поддерживает в гнезде оптимальную для развития зародышей температуру, укрывая кладку толстым слоем песка от перегрева или, наоборот, разгребая его при излишнем охлаждении, чтобы яйца нагревались солнцем сквозь тонкий слой песка. Температуру гнезда самец определяет клювом и лапами с точностью до десятых долей градуса! Уникальный пример необычайной формы заботы о потомстве у птиц.

Камышевка - обитатель тростников, гнезда умело крепит к вертикальным стеблям высоких растений.

Славка-портниха - живет в южных странах, гнездо помещает в «кулек» из сшитых ею растительными нитями крупных листьев.

Страус - выскребает гнездо на земле, куда несколько самок откладывают крупные яйца. Насиживает кладку пара птиц, а птенцов водит обычно самец (как на рисунке).

Белый аист - гнездится в населенных пунктах на крышах зданий, на специально установленных для этого старых колесах или иных основаниях для гнезд. В деревнях Белоруссии и Западной России, где живут белые аисты, население относится к ним очень благожелательно.

Чайки - гнездятся колониями на земле, на болотных кочках или песчаных берегах озер..

Рыжая и другие цапли (серая, белая) - гнездятся колониями, строят гнезда из веток на деревьях или в зарослях тростника.

Утки: кряква, мандаринка и другие (чирки, шилохвости, чернети, гаги) - делают гнезда, насиживают кладку и ухаживают за выводком только самки. Гнезда на земле из травы, густо выстланные пухом (для утепления полярных курток ценится гагачий пух, который собирают на побережьях северных морей после вылупления птенцов и их ухода из гнезд). Ярко окрашенные самцы уток в заботе о потомстве участия не принимают (на с. 213 показаны самцы - селезни кряквы и мандаринки).

Неясыть и воробьиный сычик - делают кладку в дуплах.

Сипуха - предпочитает укрывать кладку на чердаках зданий.

Филин - кладка на земле, в просторном дупле или, чаще всего, в пещерах и нишах на обрывах оврагов и речных берегов.

Беркут - сооружает огромные гнезда на высоких деревьях или в скалах.

Пустельга - как и другие сокола, гнезд не строит, а занимает готовые сооружения (чаще всего, ворон).

Кречет - крупный северный сокол, кладку делает в нишах обрывов или просто на земле.

Фазан, тетерев, глухарь, перепел (встречаются в России), банкивская курица (живет в Индии) - гнездятся на земле, крупные (из 5-15 яиц) кладки насиживают только самки. Самцы не принимают участия в заботе о потомстве.

Дятлы - выдалбливают дупла в стволах деревьев, являются поставщиками жилья для многих дуплогнездников, не способных к самостоятельному строительству.

Зяблик - самая многочисленная птица российских лесов, вьет уютные теплые гнездышки на деревьях.

Кукушка - гнездовой паразит, гнезд не строит, кладку не делает, о птенцах не заботится - подкидывает яйца в гнезда воробьиных птиц, которые их насиживают и выкармливают птенцов.

Пингвины - обитатели ледяной Антарктиды, единственное яйцо высиживают на собственных лапах, прикрыв его брюшной складкой.

Поползень и синица - гнездятся в готовых дуплах или выгнивших пустотах древесных стволов.

Щегол, свиристель и снегирь - гнездятся на деревьях. Свиристели и снегири в средней полосе России зимуют, питаясь ягодами рябины и других кустарников, а гнездиться улетают на север, в тайгу.

Клест - типичный обитатель северной тайги, кормится семенами сосны и ели, в годы их обилия изредка может размножаться даже среди зимы (см. рис. на с. 218), но обычно гнездится летом.

Деревенские ласточки - лепят гнезда из смеси грязи с соломкой, чаще всего на балках в сельских сараях.

Журавли - гнезда из травы на земле среди болот, в сырых лесах.

Серая ворона - типичный синантроп, обитатель больших городов и поселков, реже живет в поймах рек. Гнезда строит на деревьях.

Домовый воробей - типичный обитатель городских и сельских построек, гнезда под застрехами крыш, вразного рода нишах, щелях, пустотах и других укрытиях. Таких птиц, приспособившихся жить рядом с человеком, называют синантропами.

Родственник воробьев - общественный ткач из Южной Африки (в учебнике не изображен) селится колониями из нескольких десятков или сотен гнезд, для которых птицы строят на деревьях (или столбах телефонных линий) коллективное гнездо под общей крышей.

Многообразие гнезд и способов их устройства - убедительное свидетельство прогрессивного поведения птиц. Важным следствием семейной гнездовой жизни птиц является установление информационных контактов между поколениями, возможность передачи индивидуального опыта от родителей к потомкам, что существенно повышает выживаемость молодняка. Образно говоря, у птиц впервые в животном мире появляются зачатки процесса образования молодежи.

Вместе с тем, следует знать, что в период гнездования птицы особенно становятся уязвимы для врагов и разного рода негативных воздействий. Поэтому весной и летом их нельзя тревожить, разыскивать гнезда, брать в руки яйца или птенцов, после чего родители, чаще всего, гнездо бросают, а кладка или выводок погибают. Жизненно важно не беспокоить птиц в это опасное для них время, неукоснительно руководствуясь простым правилом: «Тише - птицы на гнездах!».

В городских парках, садах, на дачных участках, где птицы весьма полезны, а мест для гнездования недостаточно (особенно для дуплогнездников), им нужно помогать, развешивая ранней весной (в начале апреля) скворечники, синичники, домики для сов и пустельг и другие искусственные гнездовья. Их устройство описано во многих популярных книгах и статьях о птицах.

IV Обсуждение «Особенности размножения птиц». После можно задать несколько вопросов учащимся.

1. Чем существенно различается размножение птиц и рептилий? (Птицы проявляют заботу о потомстве, что повышает выживаемость молодняка и уменьшает расход энергии на продуцирование большого количества яиц.)

2. Чем полезны контакты между родителями и птенцами? (Передачей индивидуального опыта родителей потомкам.)

3. Какие правила поведения в природе следует соблюдать во время гнездования птиц? (Не допускать их беспокойства и разорения гнезд, помогать птицам, развешивая искусственные гнездовья.)

V Распределить птиц по глобусу (по материкам) страус (Африка), нанду (Южной Америки), Австралии - эму, пингвины (Антарктила), орлан (Северная Америка), калибри (Австралия) (можно ребятам самим предлагать варианты).

VI Поговорим: Каких птиц они видели, например, на берегу реки или озера. Учащиеся, скорее всего, вспомнят рассмотренных в учебнике уток, а также мелких куликов, береговых ласточек (живут колониями на обрывистых берегах, в глубоких, более 1 м в длину, узких норках, которые сами роют своими слабыми лапками и клювами; яички белого цвета), редко летающих над водой рыболовов: коршунов, цапель, чаек и крачек. Большинство упомянутых в учебнике гусей живет в тундрах, на севере, и увидеть их можно только на весеннем или осеннем пролете. В лесах вблизи водоемов почти по всему свету встречается рыбоядный хищник скопа, а в Северной Америке - также белоголовый орлан .

Дополняя материал о болотных птицах, необходимо уточнить, что белые аисты гнездятся в поселках, а в сырых местах они только охотятся. На болотах устраивают свои гнезда журавли, а также кулики (кроншнепы, веретенники, бекасы), что отражено в русской поговорке: «Всяк кулик свое болото хвалит».

В заключение необходимо отметить, что большинство видов птиц живет в различных лесах, что отражено в иллюстрациях учебника. Из примерно 60 изображенных здесь видов птиц почти половина обитает в лесах.

1. Каких птиц можно увидеть или услышать в поле? (Жаворонков (звонкое журчащее пение в небе, гнезда в ямках на земле, яички покровительственного «землистого» цвета), грачей (собирают в поле насекомых или зерно, гнездятся колониями в населенных пунктах), перепела (звонкие сдвоенные выкрики: «спать пора! спать пора!», выводок изображен на с. 216, но увидеть перепела очень трудно, так как летать он не любит, а предпочитает затаиваться).)

2. Какие птицы используют для гнездования постройки человека? (Белый аист, домовый и полевой воробьи, стриж, пустельга, сипуха, сизый голубь.)

3. Назовите самую многочисленную лесную птицу средней полосы России? (Зяблик.)

4. Умеют ли птицы строить коллективные гнезда?(Да.Общественный ткач (см. урок о гнездовании птиц).)

5. У каких птиц совершенно отсутствуют гнезда? (У козодоя (два яйца откладываются в лесу на землю), кайры (откладывают по одному яйцу на голые уступы скал над морем), пингвины (насиживают яйцо на лапах, стоя на льду).)

Дополнение. Почти целое столетие хищные птицы подвергались жестоким гонениям, как «вредители охотничьего хозяйства». Однако специальные исследования в 1960-х годах убедительно показали, что воздействие пернатых хищников на охотничью дичь ничтожно, а для сельского хозяйства они исключительно полезны уничтожением несметного количества мышей и полевок - массовых потребителей зерновых культур. После этого хищные птицы получили статус охраняемых законом видов. Такие хищные птицы, как обыкновенный канюк, пустельга, кобчик, степной и полевой луни, столь же полезны истреблением мышевидных грызунов, как ушастая и болотная сова, домовый сыч.

Большинство пингвинов живет на ледяном материке Антарктиды, но есть виды, гнездящиеся колониями на южных побережьях Австралии, Африки и Южной Америки.

Все птицы являются неотъемлемыми компонентами природных экосистем, поэтому в природе не может быть «полезных» или «вредных» видов.

РУБРИКА «КТО БЫСТРЕЕ»

1. Сколько видов насчитывает класс птиц? (Более 8 тыс. видов.)

2. В какой отряд входит наибольшее число видов? (Отряд воробьиных включает около 5 тыс. видов (почти 60 % состава всего класса птиц).)

3. Каких птиц больше всего на Земле? (Домашних кур (на птицефермах и в личных хозяйствах их около 10 млрд). Самые многочисленные дикие птицы - красноклювыеткачики в Западной Африке (до 3 млрд особей); из птиц, гнездящихся на территории России, больше всего в мире встречается скворцов и домовых воробьев (примерно по 1 млрд особей).)

4. Назовите самых крупных и самых мелких современных птиц. (Африканский страус (до 150 кг) и колибри в Южной Америке (колибри-пчела весит менее 2 г).)

Ученики выполняют тестовые задания в соответствии с пояснениями учителя. Правильные ответы выделены курсивом.

Задание 1. Тестовые задания.

1. Сколько видов птиц живет сейчас на Земле:

А. 5 тыс.

Б. 7 тыс.

В. 9 тыс.

Г. 12 тыс.

2. Дикие птицы распространены:

A. На всех материках и островах Земли

Б. На всех островах и материках, кроме Антарктиды

B. По всей поверхности Земли

Г. По всей поверхности Земли, кроме Антарктиды

3. Средняя температура тела у птиц равна:

A. Примерно 30 °C

Б. Температуре тела человека

B. Примерно 40 °C

Г. Примерно 45 °C

4. Тело птиц покрыто:

A. Только перьями

Б. Перьями и роговыми чешуями

B. Только чешуями

Г. Перьями и шерстью

5. Лапа птиц не бывает:

А. Двупалой

Б. Трехпалой

В. Четырехпалой

Г. Пятипалой

6. Птицы не строят гнезда:

А. На зданиях

Б. На деревьях

В. В воде

Г. В норах

7. Самое большое количество яиц содержат кладки:

А. Фазана

Б. Воробья

В. Страуса

Г. Орла

8. Яйца птиц покрыты:

A. Мягкой пергаментной оболочкой

Б. Твердой известковой оболочкой только белого цвета

B. Твердой известковой оболочкой разной окраски

Г. Твердой и мягкой оболочкой

9. Кожные железы у птиц:

A. Имеются у всех видов

Б. Отсутствуют у всех видов

B. У всех видов имеется копчиковая железа

Г. У некоторых видов имеется копчиковая железа

10. Пингвины питаются:

A. Только рыбой

Б. Рыбой, ракообразными, моллюсками

B. Рыбой, ракообразными, насекомыми

Г. Водорослями

Разминка: Кроссворд-полосочки

Показать видиофрагменты из жизни птиц.

Подведение итогов урока

Домашнее задание: повторить «Класс Птицы»



© 2010-2022