Конспект урока

Интегрированный урок по биологии и физике для 8 класс по теме « Глаз и линзы».Тип урока: комбинированный. Цель урока: повторить строение глаза - как оптический системы и законы геометрической оптики. Закрепление знаний обучающихся о строении глаза как оптической системы; расширить представления об основных элементах оптических приборов - линзах; объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здововью других людей, п...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект урока

«Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум». У. Блейк.

Методическая разработка интегрированного урока

по биологии и физике 8 класс

«Глаз и линза»

Автор разработки:

2Петрова В.В. учитель биологии МБОУ «Лукашевская»

Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы.

Авторы программы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова.

Тема урока «Глаз и линза»

Цели урока:

Образовательные:

1.Формирование понятий «аккомодация», «близорукость», «дальнозоркость».

2.Обеспечение в ходе урока повторению законов геометрической оптики.

3.Формирование умений решать творческие задачи.

Воспитательные:

1.Содействие в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.

2.Обращение внимания на гигиену зрения и указание элементарных мер предосторожности по сохранению хорошего зрения.

3.Продолжение формирования политехнических умений выполнения измерений, пользования таблицами, проведения простых экспериментов.

Развивающие:

1.Приобщение к процессу рационализаторства и изобретательности, дальнейшее формирование приёмов логической деятельности.

2.Отработка элементов дедуктивного метода познания.

3.Развитие эмоций учащихся путём создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности, иллюзии.

Задачи урока:

-

1.закрепить знания обучающихся о строении глаза - как оптической системы

2.расширить представления обучающихся об основных элементах оптических приборов - линзах;

3.объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов;

4. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;

5. продолжить развитие навыков коммуникативного общения, умения работать самостоятельно.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: интегрированный урок биологии и физики с использованием компьютера и интерактивной доски, ролевая игра.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие, коррекционно-развивающие.

Демонстрационное оборудование: компьютер; интерактивная доска; классная доска., модель и таблицы по строению глаза, набор линз.

Раздаточный материал: тестовые задания по вариантам, рисунки глаза, у каждого свои вопросы и рубрика «знаете ли вы, что?»

Эпиграф к уроку: «Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум».

У.Блейк.

Проведение урока.

1.Организационный момент звучит музыка,(приветствие, посадка учащихся по группам, заполнение журнала).

1.Вступительное слово учителя биологии: объявление цели, задач и хода урока.

--Сегодня у нас не совсем обычный урок биологии или физики, а совместный, то есть интегрированный , повторительно - обобщающий урок. , Мы будем работать в группах по предварительно данному заданию, закрепим знания о строении глаза , расширим представления об основных элементах оптических приборов - линзах, объясним дефекты зрения, составим памятку о гигиене зрения, прослушаем и посмотрим выполнение ваших творческих заданий. Ваша работа будет оцениваться жетонами.

Запишите число и тему урока.

2.Актуализация имеющихся знаний.

Пётр I «прорубил окно « в Европу, а что является нашим с вами «окном» в окружающий мир?

3.Реализация имеющихся знаний.

Вот на этот вопрос мы сегодня и попробуем ответить.

Итак,

-- как мы видим?

Слово 1 группе: рассказ о строении глаза по модели глаза.

Слайд №1

Конспект урока

Учитель биологии -мы пригласили на урок врача - окулиста, который расширит ваш кругозор по данному вопросу.

Врач окулист : У человека бинокулярное зрение, т.е. человек видит 2 глазами. От каждого глаза отходят зрительные нервы. Часть волокон перекрещивается между собой, сигналы от левых половин сетчаток поступают в правую часть мозга, а от правых - в левую часть коры больших полушарий в затылочную долю. В восприятии образа участвуют оба полушария, каждое из которых получает информацию от правого и левого глаза. Поэтому человек различает величину, форму, объем, может оценивать расстояние до предмета

Вы внимательно прослушали сообщения надеюсь, вспомнили всё, а теперь ответьте на вопросы:

Слайд «2

. Вставить правильные ответы вместо пропущенных слов в предложенном стихотворении.

«Строение глаза»

Орган зрения - это …… (глаз)
В нем три …….. (оболочки)
Та, что белая снаружи -
Назовем ………., (белочная)
Та- прозрачна впереди -
Со стеклом сравнится,
Эту часть ее зовем
Просто …………. (роговица)

Слой второй - в нем есть сосуды,
Впереди он …………. (радужка) ,
В ней отверстие ………. (зрачок)
И пигменты разные.


За зрачком у нас …………(хрусталик)
Он меняет ………….. (кривизну)
И поэтому мы видим -
И вблизи, и за версту.


Свет легко в глаз проникает,
Все в округе видно мне.
Ведь в глазном есть …… (яблоке)…
Тело ………………. (стекловидное)


В глубине лежит ………….(сетчатка)
Этот слой - необходим,
Коль…---- (рецепторы)………..в порядке,
То нормально мы глядим.

Самым активным учащимся выдать жетоны.

Окулист -ребята, а что интересного про зрение знаете вы?

Рассказы учащихся.(получают жетоны)

Учитель биологии - обобщает и анализирует работу.

--Запишите в тетрадь -что такое бинокулярное зрение?

Слайд 3.(определение бинокулярного зрения)

Бинокулярное зрение - это видение двумя глазами.

Конспект урока

Учитель физики: Строение и процессы, происходящие в органах зрения, всегда интересовали людей. Медленно, но настойчиво раскрывали учёные тайны одного из самых совершенных оптических инструментов природы - человеческого глаза.

Сейчас у нас работает 2 группа .

-- давайте вспомним что такое линза , виды линз и ход лучей в линзах.

Практическая работа с линзами.

--а какую роль играет линза в строении глаза нам расскажет учёный - физик.

Учёный физик: Хрусталик - «естественная линза» глаза. Оптическая сила линзы измеряется в диоптриях. Лучи света от предмета, преломляясь на границе воздух-роговица, проходят далее через хрусталик (линзу с изменяющейся оптической силой) и создают изображение на сетчатке. Роговица, прозрачная жидкость, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему, оптический центр которой расположен на расстоянии около 5 мм от роговицы. Основная особенность глаза как оптического инструмента состоит в способности рефлекторно изменять оптическую силу глазной оптики в зависимости от положения предмета. Такое приспособление глаза к изменению положения наблюдаемого предмета называется аккомодацией.

. Слайд №4 (аккомодация) - запись в тетради.

Конспект урока

Давайте построим ход лучей для нормального глаза.

КЛАСС -- ( на раздаточном материале - глаз)

Учитель физики --что интересного про зрение знаете вы?

Рассказы учащихся.(получают жетоны)

Учитель физики анализирует и обобщает работу.

Работа 3 группы.

Учёный - биохимик конкретизирует процессы, протекающие на сетчатке глаза.

Учёный биохимик: В основе зрительного процесса лежат фотохимические реакции, протекающие в светочувствительных клетках - палочках и колбочках. Палочки имеют более высокую светочувствительность, но не обеспечивают различение цвета. Их называют аппаратом периферического, сумеречного и ахроматического зрения. В них происходит под действием света распад зрительного пигмента родопсина, а в темноте его синтез. Колбочки имеют низкую светочувствительность и начинают реагировать при высокой освещённости сетчатки, это аппарат дневного и цветного зрения. Они воспринимают красный, зеленый и сине-фиолетовый цвета.

Ребята нам расскажут о дефектах зрения.

Учитель физики: При близорукости изображение приходится не на определённую область сетчатки, а расположено в плоскости передней. Поэтому оно воспринимается нами как нечёткое.

При дальнозоркости изображение приходится не на определённую область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечёткости изображения. Различают врождённую и возрастную дальнозоркость. Близорукость и дальнозоркость можно обнаружить при определении остроты зрения в кабинете офтальмолога по особым таблицам.

учащийся чертит исправление дефектов зрения.

Учитель физики - что интересного вы знаете о зрении?

Рассказы учащихся.(получают жетоны)

Продолжает учитель физики - расчётная задача. Пишут в тетради.

Слайд №5 (расчётная задача)

Решите задачу:

В магазин «Оптика» заходит покупатель.

Продавец: «Вам нужны очки минус 9.

Покупатель: «Как вы догадались?»

Продавец: «Очень просто. Вместо дверей

вы вошли в окно».

Вопрос: определите D и F этих линз.

Какой болезнью страдает покупатель?

Учитель физики: Хотя глаз и является замечательным оптическим прибором, он все-таки не лишен недостатков. Глаз поддается многочисленным обманам, которые называются оптическими иллюзиями

--что интересного про иллюзии зрения знаете вы?

( видеофильм - «Самая лучшая иллюзия»

Конспект урока

Конспект урока

Рассказы учащихся.(получают жетоны)

Учитель физики анализирует и обобщает работу.

Учитель биологии - раздаю тесты.

4. Закрепление.

Слайд №6

(на выполнение работы -5 минут)

тест

1.Отведение пота со лба обеспечивают:

1) веки;

2) брови;

3) ресницы.

2. Зрачок глаза находится в центре:

1) радужной оболочки;

2) роговицы;

3) хрусталика.

3. Луч света проходит через оптическую систему глаза, которая представлена следующей последовательностью:

1) роговица - радужная оболочка - хрусталик - стекловидное тело;

2) радужная оболочка - роговица - хрусталик - стекловидное тело;

3) хрусталик - роговица - стекловидное тело - радужная оболочка.

4. Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 15˚. Чему равен угол отражения?

1) 30˚;

2) 40˚;

3) 15˚ .

5. Оптическая сила линзы 5 дптр. Чему равно фокусное расстояние линзы?

1) 5м;

2) 0,2м;

3) 2м.

I

6. Движение глаз достигается сокращением мышц, число их пар равно:

1) двум;

2) трем;

3) четырем.

7. Светочувствительные рецепторы - палочки и колбочки - находятся в:

1) белочной оболочке глаза;

2) сосудистой оболочке глаза;

3) сетчатке глаза.

8. Главным источником информации об окружающей среде у человека является:

1) зрение;

2) вкус;

3) слух.

9.Угол между падающим и отражённым лучом составляет 40˚. Чему равен угол падения луча?

1) 20˚;

2) 40˚;

3) 80˚.

10.Человек стоит на расстоянии 2м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит своё изображение?

1) 2м;

2) 1м;

3) 4м.

Ответы выписать в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Учитель физики. собирает и проверяет тесты.

Учитель биологии: Глаз - очень сложно устроенный оптический прибор, наделённый природой большими полномочиями. Наша задача, зная особенности работы и строения глаза не ухудшать его природные возможности. Современная цивилизация облегчила значительную часть нашего каждодневного труда и освободила нас от многих жизненных забот, но во много раз увеличила нагрузку на глаза, поэтому мы с вами должны ЧТО? сегодня составить памятку …….


. Составление памятки «Гигиена глаз».

Конспект урока

По рисункам обыграли - правильно - неправильно.

Памятка «Гигиена глаз»

НУЖНО:

1. Рассматривать предмет на расстоянии не менее 30 см, сидеть за компьютером на расстоянии 60-70 см, от экрана телевизора - 3м (экран должен находиться на уровне глаз).

2. Чтобы свет падал с левой стороны.

3. Умело пользоваться приборами домашнего обихода.

4. Опасные для глаз виды работ выполнять в специальных очках.

5. При попадании инородного тела протереть глаз чистой влажной салфеткой.

НЕЛЬЗЯ:


1. Читать во время еды, при свече, в движущемся транспорте и лежа.

2. Смотреть телевизор непрерывно более 2-х часов.

3. Чтобы было слишком яркое освещение помещения.

4. Открыто смотреть на прямые лучи солнечного света.

5. Тереть глаза руками при попадании пыли.

5. Проверка домашнего творческого задания и составление биофизической викторины.

Конспект урока

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:

Итак, мы сегодня узнали много интересного о нашем зрении.

И теперь мы хорошо понимаем слова английского поэта

Уильяма Блейка

« Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум».

Обыграть слова Л.Н.Толстого «Глаза - зеркало души»

(плакат висит над доской)

6. Рефлексия: Прием «Выбор»

Учащимся предлагается показать «СМАЙЛИК» один из двух::

Конспект урока Конспект урока

1. Я считаю, что занятие было интересным________скучным________.

2.Я научился многому________малому_________

3. Я думаю, что слушал других внимательно________невнимательно_____

4. Я принимал участие в дискуссии часто____________редко_________

5. Результатами своей работы на уроке я доволен______не доволен____

7. Домашнее задание:

Составить ребус на тему «Линза и глаз»; учебник биологии 8 класс стр. 244-252 & 49, 50.

Итог (конец занятия).

Учитель подводит итоги занятия; провожает обучающихся. Звучит музыка.

Всем спасибо!



Приложение:

Работы учащихся

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урокаКонспект урока

Конспект урокаКонспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

© 2010-2022