- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока
Конспект урока
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова В.В. |
Дата | 06.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум». У. Блейк.
Методическая разработка интегрированного урока
по биологии и физике 8 класс
«Глаз и линза»
Автор разработки:
2Петрова В.В. учитель биологии МБОУ «Лукашевская»
Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы.
Авторы программы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова.
Тема урока «Глаз и линза»
Цели урока:
Образовательные:
1.Формирование понятий «аккомодация», «близорукость», «дальнозоркость».
2.Обеспечение в ходе урока повторению законов геометрической оптики.
3.Формирование умений решать творческие задачи.
Воспитательные:
1.Содействие в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.
2.Обращение внимания на гигиену зрения и указание элементарных мер предосторожности по сохранению хорошего зрения.
3.Продолжение формирования политехнических умений выполнения измерений, пользования таблицами, проведения простых экспериментов.
Развивающие:
1.Приобщение к процессу рационализаторства и изобретательности, дальнейшее формирование приёмов логической деятельности.
2.Отработка элементов дедуктивного метода познания.
3.Развитие эмоций учащихся путём создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности, иллюзии.
Задачи урока:
-
1.закрепить знания обучающихся о строении глаза - как оптической системы
2.расширить представления обучающихся об основных элементах оптических приборов - линзах;
3.объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов;
4. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;
5. продолжить развитие навыков коммуникативного общения, умения работать самостоятельно.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: интегрированный урок биологии и физики с использованием компьютера и интерактивной доски, ролевая игра.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие, коррекционно-развивающие.
Демонстрационное оборудование: компьютер; интерактивная доска; классная доска., модель и таблицы по строению глаза, набор линз.
Раздаточный материал: тестовые задания по вариантам, рисунки глаза, у каждого свои вопросы и рубрика «знаете ли вы, что?»
Эпиграф к уроку: «Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум».
У.Блейк.
Проведение урока.
1.Организационный момент звучит музыка,(приветствие, посадка учащихся по группам, заполнение журнала).
1.Вступительное слово учителя биологии: объявление цели, задач и хода урока.
--Сегодня у нас не совсем обычный урок биологии или физики, а совместный, то есть интегрированный , повторительно - обобщающий урок. , Мы будем работать в группах по предварительно данному заданию, закрепим знания о строении глаза , расширим представления об основных элементах оптических приборов - линзах, объясним дефекты зрения, составим памятку о гигиене зрения, прослушаем и посмотрим выполнение ваших творческих заданий. Ваша работа будет оцениваться жетонами.
Запишите число и тему урока.
2.Актуализация имеющихся знаний.
Пётр I «прорубил окно « в Европу, а что является нашим с вами «окном» в окружающий мир?
3.Реализация имеющихся знаний.
Вот на этот вопрос мы сегодня и попробуем ответить.
Итак,
-- как мы видим?
Слово 1 группе: рассказ о строении глаза по модели глаза.
Слайд №1
Учитель биологии -мы пригласили на урок врача - окулиста, который расширит ваш кругозор по данному вопросу.
Врач окулист : У человека бинокулярное зрение, т.е. человек видит 2 глазами. От каждого глаза отходят зрительные нервы. Часть волокон перекрещивается между собой, сигналы от левых половин сетчаток поступают в правую часть мозга, а от правых - в левую часть коры больших полушарий в затылочную долю. В восприятии образа участвуют оба полушария, каждое из которых получает информацию от правого и левого глаза. Поэтому человек различает величину, форму, объем, может оценивать расстояние до предмета
Вы внимательно прослушали сообщения надеюсь, вспомнили всё, а теперь ответьте на вопросы:
Слайд «2
. Вставить правильные ответы вместо пропущенных слов в предложенном стихотворении.
«Строение глаза»
Орган зрения - это …… (глаз)
В нем три …….. (оболочки)
Та, что белая снаружи -
Назовем ………., (белочная)
Та- прозрачна впереди -
Со стеклом сравнится,
Эту часть ее зовем
Просто …………. (роговица)
Слой второй - в нем есть сосуды,
Впереди он …………. (радужка) ,
В ней отверстие ………. (зрачок)
И пигменты разные.
За зрачком у нас …………(хрусталик)
Он меняет ………….. (кривизну)
И поэтому мы видим -
И вблизи, и за версту.
Свет легко в глаз проникает,
Все в округе видно мне.
Ведь в глазном есть …… (яблоке)…
Тело ………………. (стекловидное)
В глубине лежит ………….(сетчатка)
Этот слой - необходим,
Коль…---- (рецепторы)………..в порядке,
То нормально мы глядим.
Самым активным учащимся выдать жетоны.
Окулист -ребята, а что интересного про зрение знаете вы?
Рассказы учащихся.(получают жетоны)
Учитель биологии - обобщает и анализирует работу.
--Запишите в тетрадь -что такое бинокулярное зрение?
Слайд 3.(определение бинокулярного зрения)
Бинокулярное зрение - это видение двумя глазами.
Учитель физики: Строение и процессы, происходящие в органах зрения, всегда интересовали людей. Медленно, но настойчиво раскрывали учёные тайны одного из самых совершенных оптических инструментов природы - человеческого глаза.
Сейчас у нас работает 2 группа .
-- давайте вспомним что такое линза , виды линз и ход лучей в линзах.
Практическая работа с линзами.
--а какую роль играет линза в строении глаза нам расскажет учёный - физик.
Учёный физик: Хрусталик - «естественная линза» глаза. Оптическая сила линзы измеряется в диоптриях. Лучи света от предмета, преломляясь на границе воздух-роговица, проходят далее через хрусталик (линзу с изменяющейся оптической силой) и создают изображение на сетчатке. Роговица, прозрачная жидкость, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему, оптический центр которой расположен на расстоянии около 5 мм от роговицы. Основная особенность глаза как оптического инструмента состоит в способности рефлекторно изменять оптическую силу глазной оптики в зависимости от положения предмета. Такое приспособление глаза к изменению положения наблюдаемого предмета называется аккомодацией.
. Слайд №4 (аккомодация) - запись в тетради.
Давайте построим ход лучей для нормального глаза.
КЛАСС -- ( на раздаточном материале - глаз)
Учитель физики --что интересного про зрение знаете вы?
Рассказы учащихся.(получают жетоны)
Учитель физики анализирует и обобщает работу.
Работа 3 группы.
Учёный - биохимик конкретизирует процессы, протекающие на сетчатке глаза.
Учёный биохимик: В основе зрительного процесса лежат фотохимические реакции, протекающие в светочувствительных клетках - палочках и колбочках. Палочки имеют более высокую светочувствительность, но не обеспечивают различение цвета. Их называют аппаратом периферического, сумеречного и ахроматического зрения. В них происходит под действием света распад зрительного пигмента родопсина, а в темноте его синтез. Колбочки имеют низкую светочувствительность и начинают реагировать при высокой освещённости сетчатки, это аппарат дневного и цветного зрения. Они воспринимают красный, зеленый и сине-фиолетовый цвета.
Ребята нам расскажут о дефектах зрения.
Учитель физики: При близорукости изображение приходится не на определённую область сетчатки, а расположено в плоскости передней. Поэтому оно воспринимается нами как нечёткое.
При дальнозоркости изображение приходится не на определённую область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечёткости изображения. Различают врождённую и возрастную дальнозоркость. Близорукость и дальнозоркость можно обнаружить при определении остроты зрения в кабинете офтальмолога по особым таблицам.
учащийся чертит исправление дефектов зрения.
Учитель физики - что интересного вы знаете о зрении?
Рассказы учащихся.(получают жетоны)
Продолжает учитель физики - расчётная задача. Пишут в тетради.
Слайд №5 (расчётная задача)
Решите задачу:
В магазин «Оптика» заходит покупатель.
Продавец: «Вам нужны очки минус 9.
Покупатель: «Как вы догадались?»
Продавец: «Очень просто. Вместо дверей
вы вошли в окно».
Вопрос: определите D и F этих линз.
Какой болезнью страдает покупатель?
Учитель физики: Хотя глаз и является замечательным оптическим прибором, он все-таки не лишен недостатков. Глаз поддается многочисленным обманам, которые называются оптическими иллюзиями
--что интересного про иллюзии зрения знаете вы?
( видеофильм - «Самая лучшая иллюзия»
Рассказы учащихся.(получают жетоны)
Учитель физики анализирует и обобщает работу.
Учитель биологии - раздаю тесты.
4. Закрепление.
Слайд №6
(на выполнение работы -5 минут)
тест
1.Отведение пота со лба обеспечивают:
1) веки;
2) брови;
3) ресницы.
2. Зрачок глаза находится в центре:
1) радужной оболочки;
2) роговицы;
3) хрусталика.
3. Луч света проходит через оптическую систему глаза, которая представлена следующей последовательностью:
1) роговица - радужная оболочка - хрусталик - стекловидное тело;
2) радужная оболочка - роговица - хрусталик - стекловидное тело;
3) хрусталик - роговица - стекловидное тело - радужная оболочка.
4. Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 15˚. Чему равен угол отражения?
1) 30˚;
2) 40˚;
3) 15˚ .
5. Оптическая сила линзы 5 дптр. Чему равно фокусное расстояние линзы?
1) 5м;
2) 0,2м;
3) 2м.
I
6. Движение глаз достигается сокращением мышц, число их пар равно:
1) двум;
2) трем;
3) четырем.
7. Светочувствительные рецепторы - палочки и колбочки - находятся в:
1) белочной оболочке глаза;
2) сосудистой оболочке глаза;
3) сетчатке глаза.
8. Главным источником информации об окружающей среде у человека является:
1) зрение;
2) вкус;
3) слух.
9.Угол между падающим и отражённым лучом составляет 40˚. Чему равен угол падения луча?
1) 20˚;
2) 40˚;
3) 80˚.
10.Человек стоит на расстоянии 2м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит своё изображение?
1) 2м;
2) 1м;
3) 4м.
Ответы выписать в таблицу.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Учитель физики. собирает и проверяет тесты.
Учитель биологии: Глаз - очень сложно устроенный оптический прибор, наделённый природой большими полномочиями. Наша задача, зная особенности работы и строения глаза не ухудшать его природные возможности. Современная цивилизация облегчила значительную часть нашего каждодневного труда и освободила нас от многих жизненных забот, но во много раз увеличила нагрузку на глаза, поэтому мы с вами должны ЧТО? сегодня составить памятку …….
. Составление памятки «Гигиена глаз».
По рисункам обыграли - правильно - неправильно.
Памятка «Гигиена глаз»
НУЖНО:
1. Рассматривать предмет на расстоянии не менее 30 см, сидеть за компьютером на расстоянии 60-70 см, от экрана телевизора - 3м (экран должен находиться на уровне глаз).
2. Чтобы свет падал с левой стороны.
3. Умело пользоваться приборами домашнего обихода.
4. Опасные для глаз виды работ выполнять в специальных очках.
5. При попадании инородного тела протереть глаз чистой влажной салфеткой.
НЕЛЬЗЯ:
1. Читать во время еды, при свече, в движущемся транспорте и лежа.
2. Смотреть телевизор непрерывно более 2-х часов.
3. Чтобы было слишком яркое освещение помещения.
4. Открыто смотреть на прямые лучи солнечного света.
5. Тереть глаза руками при попадании пыли.
5. Проверка домашнего творческого задания и составление биофизической викторины.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
Итак, мы сегодня узнали много интересного о нашем зрении.
И теперь мы хорошо понимаем слова английского поэта
Уильяма Блейка
« Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум».
Обыграть слова Л.Н.Толстого «Глаза - зеркало души»
(плакат висит над доской)
6. Рефлексия: Прием «Выбор»
Учащимся предлагается показать «СМАЙЛИК» один из двух::
1. Я считаю, что занятие было интересным________скучным________.
2.Я научился многому________малому_________
3. Я думаю, что слушал других внимательно________невнимательно_____
4. Я принимал участие в дискуссии часто____________редко_________
5. Результатами своей работы на уроке я доволен______не доволен____
7. Домашнее задание:
Составить ребус на тему «Линза и глаз»; учебник биологии 8 класс стр. 244-252 & 49, 50.
Итог (конец занятия).
Учитель подводит итоги занятия; провожает обучающихся. Звучит музыка.
Всем спасибо!
Приложение:
Работы учащихся