Технологическая карта урока биологии Слуховой анализатор. Гигиена слуха

Тип урока учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности     Цели     из Планируемые образовательные результаты   Предметные   развивать понятие «анализатор», сформировать знания о строении и функциях уха; развивать познавательный интерес к предмету.   Метапредметные   бником и дополнительной литературой, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, применять свои знания на практике, осуществлять межпредметные связи   Личностные ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

Предмет

Биология

Класс

8

Тема урока

Слуховой анализатор. Гигиена слуха

Тип урока

учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности по теме


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

развивать понятие «анализатор», сформировать знания о строении и функциях уха; развивать познавательный интерес к предмету.

совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, применять свои знания на практике, осуществлять межпредметные связи

Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к созданию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование гигиенических и экологических навыков учащихся, сознательного отношение к своему здоровью.

Основные понятия, изучаемые на уроке

анализатор, орган слуха, наружное, внутреннее, среднее ухо, слуховая труба


Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время



учителя

учащихся

1

Орг. момент


Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Вступительное слово учителя

Приветствуют учителя

Презентация

1 мин.

2

Актуализация субъективного опыта

Регулятивные: умение организовать выполнение

заданий учителя.






- Бабушка, зачем тебе такие большие уши?

- Это чтобы лучше слышать дитя моё

Шарль Перро

Каждому с детства знаком, вынесенный в эпиграф диалог из старой сказки. В своем вопросе Красная Шапочка подразумевала ушные раковины, которые обычно называют ушами. А, все-таки, зачем нам уши? Прав ли был волк, ответив «чтобы лучше слышать тебя?»

Для чего человеку необходимы слух и уши?










Отвечают на вопросы учителя

Презентация

3 мин.

3.

Мотивация

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме

Звучит музыка (отрывок из произведения Бетховена)

- Какой орган чувств вам помог воспринять информацию?

Постановка проблемной ситуации: как и почему человек слышит?

- Ребята, как вы считаете, что мы должны изучить на уроке? Предложите тему урока.


Итак, тема нашего урока «Слуховой анализатор человека

Слушают музыку.

Отвечают на вопрос

(Орган слуха)

Ответы учащихся

Сегодня на уроке мы изучим строение органа слуха человека, поговорим о том, как и почему мы слышим, разберем причины нарушения слуха.

Дети записывают в тетрадь

Презентация

3 мин.

4

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, нахождение общих решений в группе

Личностные: овладение основами логического мышления.

Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием источноков информации

Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей







1. Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам на основе знаний о зрительном анализаторе заполнить схему «Слуховой анализатор». Изучите ЭОР (закладка 1) и заполните схему

2. Орган слуха человека подразделяется на 3 части: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Исследование частей уха вы проведете самостоятельно.

Задание учащимся: используя текст учебника и ЭОР изучите:

1 группа - строение наружного уха;

2 группа - среднего уха;

3 группа - внутреннего уха.

Групповая работа по изучению строения органа слуха (закладка 2)

Физкультминутка «Разминание ушной раковины»

Эти упражнения стимулируют приток крови к ушам, а также заставляют ушную серу, обладающую антимикробным и пылеулавливающим действием, выходить наружу. Каждое упражнение выполняется по 8 раз.

1. Потереть возвышение за ухом вверх-вниз;

2. Загнуть ушную раковину вперед;

3. Повращать передний выступ (козелок);

4. Оттянуть мочку вниз.

3. Чтобы узнать о работе слухового анализатора, просмотрите видеоролик, составьте логическую цепочку





4. гигиена слуха (опережающее задание)

Работа в парах: изучают ЭОР, заполняют схему в инструктивных картах (приложение 1)


Групповая работа по изучению строения органа слуха (закладка 2), заполняют таблицу (приложение 2)

По окончанию работы, отчеты групп.

Под музыку выполняют упражнения.




Смотрят видеоролик, составляют логическую цепочку (работа в парах).

Звуковые колебания - наружный слуховой проход - барабанная перепонка - механические колебания - слуховые косточки - усиление колебаний в 50 раз - перепонка овального окна - движение жидкости в улитке - рецепторы - нервные импульсы - слуховой нерв - височная зона коры больших полушарий

Сообщение учащегося (приложение 3)

fcior.edu.ru/card/3604/analizatory-sluha-i-ravnovesiya.html

презентация




fcior.edu.ru/card/3604/analizatory-sluha-i-ravnovesiya.html, учебник
















files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000058d-1000-4ddd-4a71-220046bc501d/7_018.swf











Презентация

3 мин







10 мин.












1 мин.
















4 мин.


















4 мин

5

Первичная проверка понимания

Познавательные: структурирование знаний, установление причинно-следственных связей

Личностные: осознание значимости изучения учебного материал





Задание 1: прочитайте отрывок из «Гамлета» с описанием сцены появления тени отца Гамлета, где призрак рассказывает о совершенном злодеянии. Как вы думаете, прав или не прав с точки зрения врача В. Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли так быть в действительности? (приложение 4)

Выходит великий драматург ошибся? Не будем спешить с выводами.

Задание 2: Изучите информации (приложение 5) Какой вывод вы можете сделать?

На самом деле и у отца Гамлета и у эмира Насруллы в барабанной перепонке было отверстие. К образованию таких отверстий приводят воспаления среднего уха, вызванные корью и скарлатиной.

- Какое заключение вы можете сделать о состоянии здоровья отца Гамлета и эмира?

-Как вы думаете были ли у них проблемы со слухом?

В наружном ухе есть барабанная перепонка, которая надежно защищает среднее ухо от пыли, воды, микроорганизмов. Следовательно, такое невозможно.


Предположения учащихся



Сходный способ отравления

Эти люди в детстве болели корью или скарлатиной, которые дали осложнения на ухо, в результате они страдали и плохим слухом.


3 мин













3 мин

6

Первичное закрепление

Познавательные, регулятивные







Давайте проверим, насколько вы усвоили новый материал, решив тест.

Решают тест из ЭОР

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1e7e13-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm


5 мин




7

Анализ


Давайте подведем итог. Что нового вы узнали на уроке?

Какие знания вам пригодятся в повседневной жизни?

Ответы учащихся


3 мин



8

Домашнее задание


Вот и подошел к концу наш не совсем обычный урок, в ходе которого мы не только изучили строение и функции органа слуха, но и расширили знания о зрительном и слуховом анализаторах. И как финальный аккорд - необычное домашнее задание.

  1. если вы получили за урок оценку «5» составьте кроссворд по теме «Слух»

  2. если вы получили за урок оценку «4» составьте кроссворд по теме «Слух» и определите чувствительность слуха

  3. если вы получили за урок оценку «3» составьте кроссворд по теме «Слух», определите чувствительность слуха и прочитайте параграф учебника, ответьте на вопросы




9

Рефлексия



Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок и предлагаю вам обратить внимание на нотную страницу.

(Учитель показывает на ватман с изображением листа нотной тетради с разноцветными нотами).

Вы видите ноты разного цвета. Каждая нота символизирует ваше настроение. Давайте сочиним свою мелодию - мелодию урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять одну ноту, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и перенести на другой нотный лист. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

♪ Урок был интересен. Он был полезен для меня (голубая)

♪ Я удовлетворен уроком, но я не проявил достаточной активности в нем (зеленая)

♪ Урок принес мне мало пользы (черная)

Закончить наш урок хочется словами арабского изречения:

«Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить»

Помните о том, что умение слушать - это одно из ценных качеств человека.

Выполняют задание учителя


2 мин




Приложение 1

Схема "Слуховой анализатор"

Технологическая карта урока биологии Слуховой анализатор. Гигиена слуха

Приложение 2

Орган слуха

Часть уха

Составные части

функции

Наружное ухо

Ушная раковина

Улавливает звуки

Наружный слуховой проход

Проводит звуковые волны

Барабанная перепонка

Преобразует звуковые колебания в механические, связь со средним ухом

Среднее ухо

Слуховые косточки

Передают и усиливают колебания в 50 раз

Слуховая труба (Евстахиева труба)

Выравнивание давления

Внутреннее ухо

Улитка с овальным и круглым окном

Рецепторы преобразуют раздражения в нервные импульсы

Полукружные каналы

Орган равновесия

Приложение 3

Сообщение учащегося:

- серная пробка. Ушная сера - это особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий все более темный оттенок. Вместе с растущими в небольшом количестве волосами она служит для защиты слухового прохода от попадания пыли и других инородных частиц. Сера обладает и сильным антибактериальным действием. По мере роста эпителия она вместе с попавшими в нее пылинками удаляется за пределы слухового прохода.

Сера может скапливаться в огромных количествах и даже полностью закрывать слуховой проход, образуя серную пробку, что приводит к снижению слуха. Врачи-отоларингологи удаляют их, чтобы вернуть больному слух. Чаще всего их вымывают сильной струей воды, подаваемой в слуховой проход из специального шприца Жане. Этот устрашающего размера шприц нередко фигурирует в кинокомедиях, например в «Кавказской пленнице» (просмотр отрывка из кинофильма). В действительности никаких уколов таким шприцем никогда никому не делают.

- инфекция. Если засовывать в ухо посторонние предметы, то можно травмировать кожу. Это может привести к попаданию инфекции и воспалению. При чистке уха достаточно периодически промывать мылом и теплой водой преддверия слуховых проходов.

- сильные резкие звуки. Они могут вызвать разрыв барабанной перепонки и потерю слуха. Рекомендуется при резких шумах открывать рот, чтобы выровнять давлению по обе стороны от барабанной перепонки.

- постоянные громкие шумы. Постоянные громкие шумы вызывают растяжение барабанной перепонки, она теряет свою эластичность и чувствительность ее снижается, это приводит к снижению слуха.


Приложение 4

Но тише! Ветром утренним пахнуло.

Потороплюсь. Когда я спал в саду

В своё послеобеденное время,

В мой уголок прокрался дядя твой

С проклятым соком белены во фляге

И мне в ушную полость влил настой,

Чьё действие в таком раздоре с кровью,

Что мигом обегает, словно ртуть,

Все внутренние переходы тела,

Створаживая кровь, как молоко,

С которым каплю уксуса смешали.

Так было и со мной. Сплошной лишай

Покрыл мгновенно пакостой и гнойной

Коростой, как у Лазаря, кругом

Всю кожу мне.

Так был рукою брата я во сне

Лишен короны, жизни, королевы.

«Лазарями» в эпоху Шекспира называли больных проказой

Приложение 5

В истории известен следующий факт. В средней Азии в середине 19 века Бухарским эмиратом правит пятый эмир Мангытской династии Насрулла Боходур по прозвищу Мясник. Он отличался особой жестокостью, которой превзошел всех прочих эмиров кровавой Мангытской династии. За время его 33 летнего правления (1826-1860) ежедневно в Бухаре совершалось от 5 до 100 кровавых казней. В 1855г. Эмир Насрулла захватил соседний Шахрисябс. Дочь Шахрисябского шаха стала невольницей в его многочисленном гареме. Однажды ночью она подкралась к спящему эмиру и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти Насруллу, но даже умирающий, он остался верен себе: приказал зарезать отца отравительницы, ее брата, всех ее детей и, наконец, саму дочь шаха. Это не легенда, а достоверный факт, зафиксированный таджикским писателем Саддридином Айни в книге «История мангытских эмиратов»

8



© 2010-2022