• Преподавателю
  • Биология
  • Исследовательский проект «Исследование санитарно-гигиенического состояния школьных помещений на примере МОУ Софьинской сош»

Исследовательский проект «Исследование санитарно-гигиенического состояния школьных помещений на примере МОУ Софьинской сош»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОФЬИНСКАЯ СОШ





РАЗДЕЛ: «Биология. Основы гигиены и санитарии».




ПРОЕКТ


«Исследование санитарно-гигиенического

состояния школьных помещений

на примере МОУ Софьинской сош»







АВТОРЫ:

Чудакова Мария, ученица 11 класса

Робенкова Юлия, ученица 11 класса





Руководитель Лебедева Л.Л., учитель биологии


2009 - 2010 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ


I. Введение

1) Санитарно-гигиеническое обеспечение обучающихся образовательных учреждений - основа их здоровья

2) Цель и задачи данного исследования

3) Объекты и методы исследования

II. Основная часть

Исследование санитарно-гигиенического состояния школьных помещений:

1. а) определение показателей температуры школьных помещений;

б) оценка полученных данных.

2. а) определение соответствия численности учащихся гигиенической норме вместимости школьных помещений;

б) оценка полученных данных.

3. а) определение относительной влажности школьных помещений;

б) оценка полученных данных.

  1. а) определение коэффициента аэрации (Ка);

б) оценка полученных данных.

  1. а) определение функционирования фрамуг и форточек школьных помещений;

б) оценка полученных данных.

  1. а) определение запыленности воздуха школьных помещений;

б) оценка полученных данных.

III. Заключение

1) Выводы по результатам проведенных исследований

2) Предложения по улучшению санитарно-гигиенических условий

МОУ Софьинской средней общеобразовательной школы

IV. Литература

V. Приложения


«Человека называют властелином природы,

но мудрость, с которой мы властвуем,

от природы не дается.

Этому надо учиться».

Н.И. Лобачевский

I. 1) Санитарно-гигиеническое обеспечение обучающихся образовательных учреждений - основа их здоровья

Гигиена (от греч. hygicinos - здоровый) - это наука, задачей которой является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье человека, разработка мероприятий по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продления жизни человека. Гигиена включает ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область науки и практики: гигиену труда, коммунальную гигиену, гигиену питания, гигиену детей и подростков, радиационную гигиену и другие разделы.

Гигиена труда - раздел гигиены, изучающий трудовую деятельность человека и трудовую с точки зрения ее влияния на организм. На основе такого изучения разрабатываются нормативы и конкретные практические мероприятия, имеющие целью создание благоприятных условий труда человека, направленные на оздоровление условий труда, то есть снижения заболеваемости, смертности, увеличение продолжительности жизни, повышение работоспособности и предупреждения профессиональных заболеваний.

Внедрением в жизнь гигиенических требований занимается санитария (от лат. sanitas - здоровье). Если гигиена является наукой, то санитария - это практическая часть гигиены, занимающаяся разработкой и проведением конкретных мероприятий. Эффективность санитарных мероприятий обеспечивают санитарное законодательство, предупредительный и текущий санитарный надзор, а также санитарное просвещение.

Условия обучения - условия, в которых совершается учебный процесс или трудовая деятельность обучающихся или группы обучающихся. Условия воспитания, обучения, труда являются той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 (7) лет до 17 (18) лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека. В тоже время школьному возрасту свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут возникать во время учебного процесса или трудовой деятельности.

Условия воспитания, обучения, работы обучающихся образовательных учреждений - понятие обобщающее, оно включает в себя факторы окружающей среды и процессы обучения и работы, которые в той или иной степени, прямо или косвенно воздействуют на организм детей и подростков.

Среди внешних факторов риска, формирующих различные отклонения от нормы состояния здоровья у детей и подростков, ведущими оказываются факторы среды обучения и труда, не соответствующие гигиеническим нормам и санитарным правилам. В тех случаях, когда условия обучения и труда в образовательном учреждении оптимальные, происходит благоприятный процесс роста и развития детского организма, а также расширение его адаптационных возможностей и снижение заболеваемости.

В 2006-2007 гг. в нашей школе обучалось 261 учащихся1(приложение

1), из них первую группу здоровья (здоровые) имели 151 ученик (58 %), в 2007-2008 гг. - 137 детей (51 %) были здоровы из 268 учеников.

__________________________________________________

1См.: Чудакова М., Робенкова Ю. Проект: «Мониторинг физического развития школьников МОУ Софьинской сош», с. 5 - 6.

В 2008-2009 учебном году из 244 учеников первую группу здоровья имели 103 ученика (42 %), а в этом учебном году - 91 ученик (37 %) имеет первую группу здоровья из 247 учеников школы.

2) В связи с этим была определена цель работы:

исследовать и оценить санитарно-гигиеническое состояние школьных помещений с помощью измерения и вычисления их параметров, используя существующие нормативы.

В работе были поставлены следующие задачи:

1) исследовать санитарно-гигиенические условий обучения и труда, учащихся в школьных помещениях;

2) проанализировать состояние санитарно-гигиенических условий обучения и труда, учащихся в школьных помещений;

3) разработать по результатам исследования предложения для улучшения санитарно-гигиенических условий обучения и труда учащихся школы.

3) Объекты исследования:

учебные кабинеты: информатики, русского языка, литературы, химии, биологии, физики, английского языка №1 и № 2, истории, математики № 1 и № 2, ОБЖ, начальной школы; спортивный зал и раздевалки; коридоры и рекреации; кинозал, музей, библиотека, медицинский кабинет; кабинеты трудового обучения; вестибюль и гардероб.

Методы исследования

1)Инструментальные методы исследования факторов окружающей среды: измерение температуры воздуха; измерение относительной влажности воздуха; измерение высоты, длины школьных помещений; определение площади школьных помещений; расчет гигиенической нормы вместимости школьных помещений; расчет коэффициента аэрации (Ка) школьных помещений; измерение высоты, длины фрамуг школьных помещений; определение площади фрамуг школьных помещений; определение функционирования фрамуг в школьных помещениях; определение запыленности воздуха в школьных помещениях.

2) Методы санитарного обследования:

  • установление соответствия санитарного состояния исследуемых параметров школьных помещений принятым нормам;

  • установление путей устранения обнаруженных недостатков.

II. Исследование санитарно-гигиенического состояния школьных помещений

1. а) Определение показателей температуры в школьных помещениях

Измерения температуры проводились в центре школьных помещений на уровне роста детей. Для определения ее равномерности замеры проводились по диагонали помещения на расстоянии 0,2 м от наружной и внутренней стен и посередине помещения на трех уровнях: 0,1 - 1 - 1,5 м от пола.

Помещение

школы

T воздуха

наружной

стены, 0С

T воздуха

внутренней

стены, 0С

Перепад

T воздуха

наружной

и внутренней

стен, 0С


T воздуха

посередине

помещения, 0С

Перепад

T воздуха,

0С

0,1 м

от

пола

1 м

от

пола

1,5 м

от

пола

0,1-1 м

1-1,5 м

Кабинет информатики

20

22

1

20,6

21,5

21,9

0,9

0,4

Кабинет русского языка

20

22

2

21

22

21,5

1

0,5

Кабинет литературы

21,7

21

0,7

21

21,5

22

0,5

0,5

Кабинет химии

21

22

1

20

20,6

21

0,6

0,4

Кабинет биологии

19

22

3

20,5

21,2

22

0,7

0,8

Кабинет английского языка 1

19,5

21,9

2,4

20,8

21,5

21,8

0,7

0,3

Кабинет английского языка 2

20

21,5

1,5

20,9

21,7

22

0,8

0,3

Кабинет истории

19

21,4

2,4

20,8

21,3

21,8

0,5

0,5

Кабинет математики № 1

20

21,5

1,5

20,4

21

21,6

0,6

0,6

Кабинет математики № 2

19,5

20,3

0,8

20,8

21,5

22

0,7

0,5

Кабинет географии

18,9

21,6

2,7

20,9

21,3

21,9

0,4

0,6

Кабинет ОБЖ

18,5

19,5

1

20

20,8

21,6

0,8

0,8

Кабинет физики

19,2

21,8

2,6

20,9

21,5

21,8

0,6

0,3

Кабинет обслуж. труда

18

18,5

0,5

18,9

19,5

20

0,6

0,5

Учебная мастерская

17,6

18,2

0,6

18,5

18,9

19,6

0,4

0,7

Кабинет 1 класса

19,2

21,7

2,5

21,1

21,6

21,9

0,5

0,3

Кабинет 2 класса

19

21,4

2,4

20,9

21,4

22

0,5

0,6

Кабинет 3 класса

20

21,5

1,5

21,2

22,3

22,6

1,1

0,3

Кабинет 4 «А» класса

19,2

21

1,8

20,6

21,4

22

0,8

0,6

Кабинет 4 «Б» класса

20,2

21

0,8

20,7

21,5

22

0,8

0,5

Спортивный зал

18

19,5

1,5

18,9

20

20,4

1,1

0,4

Спортивная раздевалка (М)

19

20,1

1,1

19,6

21,2

22,1

0,6

0,9

Спортивная раздевалка (Д)

19,3

20,5

1,2

20,1

21,8

22,6

0,7

0,8

Музей

20

22

2

21,4

21,8

22

0,4

0,2

Кинозал

19

20,4

1,4

19,7

20

20,4

0,3

0,4

Библиотека

19

19,8

0,8

19,4

20,1

20,8

0,7

0,7

Медицинский кабинет

20

21,2

1,2

20,7

21,1

21,8

0,4

0,7

Рекреация II этажа (зимний сад)

16,5

17,4

0,9

17

17,7

18

0,7

0,3

Коридор II этажа (кабинет биологии)

21

21,6

0,6

21,2

21,6

22

0,4

0,4

Коридор II этажа (кабинет математики)

20,4

21,8

1,2

20,7

21,1

21,7

0,4

0,6

Рекреация I этажа (спортивный зал)

_____

17

17,5

0,5

17,3

17,6

17,9

0,3

0,3

Коридор I этажа (начальной школы)

20,1

21,1

1

20,5

21,2

22

0,7

0,8

Коридор I этажа (столовая)

20,4

21,1

0,7

20,8

21,4

21,8

0,6

0,4

Вестибюль

16,5

17,4

0,9

17,1

17,5

18,1

0,4

0,6

Гардероб (1 - 4 классы)

_____

17,3

18,2

0,9

17,6

18,1

18,6

0,5

0,5

Гардероб (5 - 11 классы)

_____

17,5

18,1

0,6

18,3

18,8

19

0,5

0,2

1. б) Оценка полученных данных

Температура воздуха в помещениях образовательных учреждениях оценивалась в соответствии требованиям СанПиНа 2.4.2.1178 - 02 (п. 2.5.6.)1: 1) в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 200С при их обычном остеклении и 19 - 210С при ленточном остеклении; 2) в учебных мастерских - 15 - 170С; 3) в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18 - 200С; 4) в кабинетах информатики - оптимальная 19 - 210С, допустимая - 18 - 220С; 5) в спортзале и комнатах секционных занятий - 15 - 170С; 6) в раздевалке спортивного зала - 19 - 230С; 7) в кабинетах врачей - 21- 230С; 8) в рекреациях - 16 - 180С;

9) в библиотеке - 17 - 210С; 10) в вестибюле и гардеробе - 16 - 190С.

Перепад температур от наружной и внутренней стены не должен превышать 20С, а по вертикали - не более 2,50С на 1 м. Также при оценке параметров температуры учитывалось время года и климатическая зона (приложение № 2).

Исходя, из полученных данных можно сделать следующие выводы:

- оптимальные параметры температуры имеют следующие помещения школы:

кабинет русского языка; кабинет литературы; кабинет химии; кабинет английского языка

№ 2; кабинеты математики № 1 и № 2; кабинет ОБЖ; кабинет 3 класса; кабинет 4 «А»

______________________________________

1См.: СанПиН 2.4.2.1178-02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.11.02 № 44.

класса; кабинет 4 «Б» класса; школьный музей; кинозал; библиотека; медицинский кабинет; раздевалки спортивного зала; рекреация II этажа (зимний сад); рекреация I этажа (спортивный зал); вестибюль и гардероб;

- допустимые параметры имеют следующие помещения школы: кабинет биологии; кабинет информатики, кабинет английского языка № 1; кабинет истории; кабинет географии; кабинет физики, кабинеты 1 и 2 классов; спортивный зал; коридор II этажа (кабинет математики); коридор II этажа (кабинет биологии); коридор I этажа (начальной школы); коридор I этажа (столовая); кабинет обслуживающего труда; учебная мастерская.

Определение класса условий труда по полученным показателя применено с целью оценки состояния условий обучающихся на соответствие действующим санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам. Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные(приложение № 3).

Класс условий труда по показателям температуры помещений

Помещение

школы

Класс условий труда

Оптимальный

допустимый

вредный

опасный

1

2

3.1

3.2

3.3

3.4

4

Кабинет информатики


+





Кабинет русского языка

+






Кабинет литературы

+







Кабинет химии

+





Кабинет биологии


+





Кабинет английского языка № 1


+






Кабинет английского языка № 2

+





Кабинет истории


+






Кабинет математики № 1

+






Кабинет математики № 2

+






Кабинет географии

+





Кабинет ОБЖ

+




Кабинет физики


+





Кабинет обслуживающего труда


+






Учебная мастерская


+






Кабинет 1 класса


+




Кабинет 2 класса


+






Кабинет 3 класса

+






Кабинет 4 «А» класса

+







Кабинет 4 «Б» класса

+






Спортивный зал

+





Спортивная раздевалка (мальчики)

+






Спортивная раздевалка (девочки)

+





Школьный музей

+






Кинозал

+



Библиотека

+


Медицинский кабинет

+


Рекреация II этажа (зимний сад)

+




Коридор II этажа (кабинет биологии)


+


Коридор II этажа (кабинет математ.)

+


Рекреация I этажа (спортивный зал)

+



Коридор I этажа (начальной школы)


+



Коридор I этажа (столовая)


+


Вестибюль

+


Гардероб (1 - 4 классы)

+


Гардероб (5 - 11 классы)

+




Следовательно, 1-й класс условий труда по показателям температуры имеют 21 школьное помещение (58 %), а 2-й класс имеют15 школьных помещений (42 %).

2. а) Определение соответствия численности учащихся гигиенической норме вместимости школьных помещений

Определение соответствия численности учащихся гигиенической норме вместимости школьных помещений оценивалась в соответствии с

требованиями СанПиНа 2.4.2.1178 - 02 (п. 2.3.1., 2.3.11). В школьных помещениях должно соблюдаться соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости. Нормы устанавливаются с учетом площади, необходимой на одного учащегося. В зависимости от высоты помещений выделяют различные значения необходимой площади: а) при высоте 3, 5 м на одного учащегося требуется не менее 1,43 м2; б) при высоте 3 м на одного учащегося требуется не менее 1,7 м2; в) при высоте 2.5 м на одного учащегося требуется не менее 2,2 м2.

Для определения гигиенической нормы вместимости для одного класса определили высоту класса (м), например 3 м и площадь класса (м2), например 50 м2. Затем площадь класса разделили на значение необходимой площади на одного ученика, например: 50:1,7 = 30 человек и сравнили полученный результат со средней наполняемостью класса.

Помещение

Площадь

помещения

2)

Высота

помещения

(м)

Гигиеническая норма

вместимости

помещения (человек)

1 класс

52,3

3,05

31

2 класс

52,8

3,05

31

3 класс

52,8

3,05

31

4 «А» класс

52,2

3,05

31

4 «Б» класс

33,1

3,05

20

Кабинет группы продленного дня

36,5

3,05

21

Библиотека

51,5

3,05

30

Кабинет ОБЖ

51,3

3,05

30

Кабинет обслуживающего труда

52,0

3,05

30

Спортивный зал

150,3

6,36

105

Спортивная раздевалка (мальчики)

18,8

3,05

11

Спортивная раздевалка (девочки)

18,8

3,05

11

Учебная мастерская

76,8

3,05

47

Кабинет математики № 1

52,1

2,97

30

Кабинет математики № 2

52,9

2,97

31

Кабинет физики

54,2

2,97

31

Кабинет химии

68,1

2,97

41

Кабинет биологии

69,6

2,97

41

Кабинет литературы

52,1

2,97

31

Кабинет русского языка

52,7

2,97

31

Кабинет информатики

50,7

2,97

30

Кабинет географии

53,5

2,97

31

Кабинет истории

52,6

2,97

31

Музей

35,4

2,97

21

Кабинет английского языка 1

34,2

2,97

20

Кабинет английского языка 2

47

2,97

28

Кинозал

95,5

2,97

56

2. б) Оценка полученных данных

Полученные данные гигиенической нормы вместимости помещений школы сравнили с численностью учащихся 1 -11 классов (приложение № 4) и получили следующие результаты: соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости кабинетов соблюдается почти во всех учебных помещениях школы, кроме спортивной раздевалки для мальчиков 1 класса.

3. а) Определение относительной влажности воздуха

Влажность воздуха оказывает значительное влияние на терморегуляцию организма человека. Высокая относительная влажность (отношение содержания водяных паров в 1 м3 воздуха к их максимально возможному содержанию в этом же объеме) при высокой температуре воздуха способствует перегреванию организма, при низкой же температуре она усиливает теплоотдачу с поверхности кожи, что ведет к переохлаждению организма. Низкая влажность вызывает пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей учащихся. Определили влажность воздуха с помощью психрометра Августа, который имеет два термометра: «сухой» и «влажный». Конец одного из термометров находится в воздухе, а конец второго обвязан кусочком марли, погруженным в воду. Испарение воды с поверхности влажного термометра приводит к понижению его температуры. Второй же, сухой термометр, показывает обычную температуру воздуха. Измеренные психрометром значения температур перевели по таблице (приложение № 5), прилагаемой к прибору, в значение относительной влажности воздуха и определили, субъективные ощущения человека от параметров влажности воздуха (приложение № 6).

Помещение

школы

T воздуха

помещения 0С

Относительная

влажность

воздуха, %

Субъективное ощущение

Кабинет информатики

21,5

55

Наиболее приятное состояние

Кабинет русского языка

21

49

Наиболее приятное состояние

Кабинет литературы

20

52

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет химии

21,6

51

Наиболее приятное состояние

Кабинет биологии

21,8

59

Наиболее приятное состояние

Кабинет

английского языка № 1

20,7

55

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет английского языка № 2

21

45

Наиболее приятное состояние

Кабинет истории

21,2

51

Наиболее приятное состояние

Кабинет математики № 1

21,5

50

Наиболее приятное состояние

Кабинет математики № 2

19,5

55

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет географии

20

59

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет ОБЖ

18,9

54

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет физики

21,1

58

Наиболее приятное состояние

Кабинет обслуживающего труда

18

54

Хорошее, спокойное состояние

Учебная мастерская

17,5

52

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет 1 класса

21,1

58

Наиболее приятное состояние

Кабинет 2 класса

20,6

60

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет 3 класса

21,1

48

Наиболее приятное состояние

Кабинет 4 «А» класса

20,5

53

Хорошее, спокойное состояние

Кабинет 4 «Б» класса

20,3

57

Хорошее, спокойное состояние

Спортивный зал

18,9

55

Хорошее, спокойное состояние

Спортивная раздевалка (мальчики)

19,7

58

Хорошее, спокойное состояние

Спортивная раздевалка (девочки)

20,1

56

Хорошее, спокойное состояние

Музей

21,4

45

Наиболее приятное состояние

Кинозал

20

52

Хорошее, спокойное состояние

Библиотека

19,2

55

Хорошее, спокойное состояние

Медицинский кабинет

21

48

Наиболее приятное состояние

Рекреация II этажа (зимний сад)

17,4

60

Хорошее, спокойное состояние

Коридор II этажа (кабинет биологии)

21,4

59

Хорошее, спокойное состояние

Коридор II этажа (кабинет математ.)

21,2

57

Хорошее, спокойное состояние

Рекреация I этажа (спортивный зал)

17,8

59

Хорошее, спокойное состояние

Коридор I этажа (начальной школы)

21,6

57

Наиболее приятное состояние

Коридор I этажа (столовая)

21,5

58

Наиболее приятное состояние

Вестибюль

17,9

56

Наиболее приятное состояние

Гардероб (1 - 4 классы)

18,2

57

Наиболее приятное состояние

Гардероб (5 - 11 классы)

18,4

58

Наиболее приятное состояние

3. б) Оценка полученных данных

Оценка относительной влажности воздуха в школьных помещениях оценивалась на основе СанПиНа 2.4.2.1178 - 02 (п. 2.5.8.).

Оптимальные параметры относительной влажности воздуха - 30 - 50 %.

Допустимые пределы относительной влажности воздуха - 25 - 60 %.

Следовательно, оптимальные параметры относительной влажности воздуха имеют следующие помещения школы: кабинет русского языка; кабинет английского языка № 2; кабинет математики № 1; кабинет 3 класса; школьный музей; медицинский кабинет; допустимые параметры: кабинет информатики, кабинет литературы; кабинет химии; кабинет биологии; кабинет английского языка № 1; кабинет истории; кабинет математики № 2; кабинет географии; кабинет ОБЖ; кабинет обслуживающего труда; кабинет физики, кабинеты 1 и 2 классов; кабинет 4 «А» класса; кабинет 4 «Б» класса; спортивный зал; спортивные раздевалки; учебная мастерская; кинозал; библиотека; коридоры I и II этажей; вестибюль и гардероб.

Класс условий труда по показателям относительной влажности воздуха

Помещение

школы

Класс условий труда

Оптимальный

допустимый

вредный

опасный

1

2

3.1

3.2

3.3

3.4

4

Кабинет информатики


+





Кабинет русского языка

+






Кабинет литературы


+






Кабинет химии


+




Кабинет биологии


+





Кабинет

английского языка № 1


+






Кабинет английского языка № 2

+





Кабинет истории


+






Кабинет математики № 1

+






Кабинет математики № 2


+





Кабинет географии

+





Кабинет ОБЖ


+



Кабинет физики


+





Кабинет обслуживающего труда


+






Учебная мастерская


+






Кабинет 1 класса


+




Кабинет 2 класса


+






Кабинет 3 класса


+





Кабинет 4 «А» класса


+






Кабинет 4 «Б» класса


+





Спортивный зал

+





Спортивная раздевалка (мальчики)


+





Спортивная раздевалка (девочки)


+





Школьный музей

+






Кинозал


+


Библиотека


+


Медицинский кабинет

+


Рекреация II этаж (зимний сад)


+



Коридор II этажа (кабинет биологии)


+


Коридор II этажа (кабинет математ.)

+


Рекреация I этажа (спортивный зал)


+


Коридор I этажа (начальной школы)


+



Коридор I этажа (столовая)


+


Вестибюль


+


Гардероб (1 - 4 классы)

+


Гардероб (5 - 11 классы)


+




Следовательно, 1-й класс условий труда по показателям относительной влажности воздуха имеют 5 школьных помещений (14 %), а 2-й класс имеют 31 школьное помещение (86 %).

4. а) Определение коэффициента аэрации (Ка). В классных помещениях приток воздуха осуществляется через фрамуги (форточки). Для обеспечения достаточного притока воздуха должно быть соблюдено определенное соотношение площадей фрамуги и пола. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Это соотношение выражается коэффициентом аэрации (Ка) и рассчитывается как отношение площади всех фрамуг в данном классе к площади пола. В норме коэффициент аэрации должен быть не менее 1:50, но лучше 1:30.

Для определения коэффициента аэрации класса определили площадь всех фрамуг и площадь пола класса. Затем рассчитали коэффициент аэрации по формуле: Ка = S всех фрамуг / S пола и данные занесли в таблицу.

Помещение

Длина

(м)


Ширина

(м)

Площадь

пола (м)

Площадь

всех

фрамуг

помещения

(м)


Фрамуги

Ка

площадь

одной

(м)

количество

в помещении

1 класс (пластик. окна ПО)

8,69

6,02

52,4

2,83

0,93

3

1:19

2 класс (ПО)

8,80

6,00

52,8

2,83

0,93

3

1:19

3 класс

8,75

6,03

52,8

1,76

0,58

3

1:30

4 «А» класс

8,70

6,00

52,2

1,75

0,58

3

1:30

4 «Б» класс

5,49

6,02

33,1

1,16

0,58

2

1:19

Кабинет ГПД

5,98

6,10

36,4

1,16

0,58

2

1:31

Коридор (около столовой)

28,6

2,60

74,4

1,75

0,58

3

1:42

Библиотека

8,63

5,97

51,5

1,75

0,58

3

1:30

Кабинет ОБЖ

8,62

5,95

51,2

1,75

0,58

3

1:30

Кабинет обслуж. труда

8,66

6,00

52

1,75

0,58

3

1:31

Учебная мастерская

14,52

5,59

81,1

2,33

0,58

4

1:35

Кабинет математики № 1

8,66

6,01

52,1

1,75

0,58

3

1:30

Кабинет математики № 2

8,75

6,05

53

1,75

0,58

3

1:31

Кабинет физики

8,95

6,05

54,1

1,75

0,58

3

1:32

Кабинет химии

11,35

6,05

68,6

1,96

0,58; 0,20

4

1:35

Кабинет биологии

11,62

5,99

69,6

1,75

0,58

3

1:40

Кабинет литературы

8,66

6,01

52

1,75

0,58

3

1:30

Кабинет русского языка

8,73

6,02

52,5

1,75

0,58

3

1:30

Коридор (кабинет литерат.)

26,33

2,68

70,5

1,75

0,58

3

1:40

Кабинет информатики

8,44

6,01

50,5

1,75

0,58

3

1:30

Коридор (кабин. биологии)

26,54

2,61

69,2

1,75

0,58

3

1:40

Кабинет географии

8,77

6,10

53,5

1,75

0,58

3

1:30

Кабинет истории (ПО)

8,76

6,00

52,5

2,83

0,93

3

1:19

Кабинет английского

языка №1 (ПО)

5,65

6,00

34

1,86

0,93

2

1:18

Кабинет английского

языка № 2 (ПО)

8,56

5,50

47

2,83

0,93

3

1:17

4. б) Оценка полученных данных

Полученные результаты коэффициента аэрации (Ка) помещений школы сравнили с гигиеническими нормами СанПиНа 2.4.2.1178 - 02 (п. 2.5.4.):

хороший (от 1:30 до 1:35) коэффициент аэрации (Ка): кабинеты начальной школы - 1, 2, 3, 4 «А» классы; кабинет ГПД; библиотека; кабинеты ОБЖ, информатики, обслуживающего труда, математики № 1 и № 2, физики, литературы, русского языка, английского языка № 1 и № 2, химии, географии, истории и учебной мастерской; соответствует норме (от 1:40 до 1:50) коэффициент аэрации (Ка): коридоры I и II этажей; кабинет биологии.

5. а) Определение функционирования фрамуг и форточек школьных помещений. Все учебные помещения должны проветриваться во время перемен, рекреационные - во время уроков. Поэтому фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. В ходе исследования функционирования фрамуг получены следующие результаты:

Помещение

Состояние фрамуг

функционируют

не функционируют

1 класс

3

-

2 класс

3

-

3 класс

3

-

4 «А» класс

1

2

4 «Б» класс

1

1

Кабинет группы продленного дня

1

1

Коридор (около столовой)

3

-

Медицинский кабинет

1

-

Библиотека

2

1

Кабинет ОБЖ

1

2

Кабинет обслуживающего труда

3

-

Учебная мастерская

4

-

Кабинет математики № 1

3

-

Кабинет математики № 2

-

3

Кабинет физики

2

1

Кабинет химии

2

2

Кабинет биологии

1

2

Кабинет литературы

2

1

Кабинет русского языка

3

-

Коридор (кабинеты математики)

3

2

Кабинет информатики

2

1

Коридор (кабинет информатики)

3

-

Кабинет географии

2

1

Кабинет истории

3

-

Кабинет английского языка № 1

3

-

Кабинет английского языка № 2

3

-

5. б) Оценка полученных данных

Функционируют фрамуги и форточки: в кабинетах 1, 2, 3-х классов, медицинский кабинет, кабинет обслуживающего труда, учебная мастерская, кабинет математики № 1, истории, кабинеты английского языка № 1, № 2, коридоры I и II этажей (у кабинета информатики).

Помещения, в которых не функционируют фрамуги: кабинет ГПД; кабинеты 4 «А» и 4 «Б» класса; библиотека; кабинет ОБЖ; кабинет физики; кабинет химии; кабинет биологии; кабинет математики № 2; кабинет литературы; коридор II этажа (у кабинета математики); кабинет информатики; кабинет географии.

6. а) Определение запыленности воздуха школьных помещений

В каждом исследуемом школьном помещении было взято 3 пробы перед первыми уроками с помощью липкой прозрачной ленты, которой накрывали лицевую сторону листьев комнатных растений: проба А - в начале помещения; проба Б - по середине помещения; проба В - в конце помещения. После выполнения работы липкую ленту снимали с листьев и наклеивали на лист белой бумаги с обозначением места взятия пробы. Оценку степени запыленности сделали по 5-балльной шкале1 (приложение № 7). Результаты работы занесли в таблицу.

Помещение

школы

Оценка, баллы

Степень

запыленности


Проба А

Проба Б

Проба В

Кабинет информатики

2

3

3

Средняя

Кабинет русского языка

2

2

2

Малая

Кабинет литературы

3

2

3

Средняя

Кабинет химии

3

3

3

Средняя

Кабинет биологии

3

2

3

Средняя

Кабинет англ. языка № 1

3

2

3

Средняя

Кабинет англ. языка № 2

1

2

2

Малая

Кабинет истории

3

2

3

Средняя

Кабинет математики № 1

2

1

2

Малая

Кабинет математики № 2

3

3

3

Средняя

Кабинет географии

2

2

1

Малая

Кабинет ОБЖ

2

3

3

Средняя

Кабинет физики

1

2

1

Незначительная

Кабинет 1 класса

2

3

3

Средняя

Кабинет 2 класса

3

3

3

Средняя

Кабинет 3 класса

1

1

2

Незначительная

________________________________

1См.: О.Е. Аверчикова. Биология. Элективные курсы 9-11 классы, с.118.

Кабинет 4 «А» класса

1

2

2

Малая

Кабинет 4 «Б» класса

2

1

2

Малая

Библиотека

2

3

3

Средняя

Рекреация II этажа (зимний сад)

3

4

4

Высокая

Коридор I этажа (нач. школы)

4

-

4

Высокая

Коридор I этажа (столовая)

3

2

3

Средняя

Б) Оценка полученных данных

Малая и незначительная степень запыленности присутствовала в следующих школьных помещениях: кабинеты физики, русского языка, английского языка № 2, математики № 1, географии, в кабинетах 3,

4 «А» и 4 «Б» классов.

Повышенная степень запыленности была обнаружена в следующих школьных помещениях: кабинетах информатики, литературы, химии, биологии, английского языка № 1, истории, математики № 2, ОБЖ; в кабинетах 2 и 1 классов; библиотеке, коридоре I этажа (столовая).

Высокая степень запыленности была обнаружена в следующих школьных помещениях: коридоре I этажа (начальной школы) и рекреации II этажа (зимний сад).

Следовательно, хорошее качество воздуха имеют лишь 36 % помещений из числа исследуемых; среднее качество воздуха - 55 % помещений; плохое качество воздуха - 9 % помещений из числа исследуемых.

III. 1) Выводы по результатам проведенных исследований

1) Результаты показателей температуры и класса условий труда по показателям температуры школьных помещений показали:

- оптимальные параметры имеют 20 школьных помещений (58 %);

- допустимые параметры имеют 15 школьных помещений (42 %).

2) Результаты соответствия численности учащихся гигиенической норме вместимости школьных помещений показали:

- соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости школьных кабинетов соблюдается почти во всех помещениях школы

(96 %);

- не соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости существует в раздевалке спортивного зала для мальчиков

1 класса (4 %).

3) Результаты определения относительной влажности воздуха и класса условий труда по показателям относительной влажности воздуха школьных помещений показали:

- оптимальные параметры имеют 5 школьных помещений (14 %);

- допустимые параметры имеют 31 школьное помещение (86 %).

4) Результаты определения коэффициента аэрации (Ка) школьных помещений показали:

- хороший коэффициент аэрации (Ка) имеют 18 школьных помещений (72 %);

- соответствует норме коэффициент аэрации (Ка) в 7школьных помещениях (28 %).

5) Результаты исследования функционирования фрамуг и форточек:

- в рабочим состоянии находятся фрамуги и форточки в 13 школьных помещениях (50 %);

- не исправны фрамуги и форточки в 13 школьных помещениях (50 %).

6) Результаты оценки запыленности воздуха школьных помещений:

- хорошее качество воздуха имеют 8 школьных помещений (36 %);

- среднее качество воздуха имеют 12 школьных помещений (55 %);

- плохое качество воздуха имеют 2 школьных помещения (9 %).

7) По всем показателям соответствуют оптимальным условиям обучения только четыре школьных помещения:

- кабинет 3 класса;

- кабинет русского языка;

- кабинет математики № 1;

- кабинет английского языка № 2.

Основываясь на проведенных исследованиях, мы видим, что санитарно-гигиеническое состояние не во всех помещениях МОУ Софьинской сош соответствует оптимальным и это может быть причиной снижения здоровья учащихся за последние три учебных года.

2) Предложения по улучшению санитарно-гигиенического состояния школьных помещений

I. Ознакомить с полученными результатами исследований:


  • администрацию школы;

  • членов управляющего совета школы;

  • педагогический коллектив, сотрудников и рабочих школы

II. Улучшить воздушно-тепловой режим в школьных помещениях, где в результате проведенных исследований нет оптимальных параметров:


  • установить выполнение режима проветривания школьных помещений и учет длительности проветривания в соответствии с температурой наружного воздуха и с использованием разработанной памятки для педагогов и сотрудников школы (приложение № 8);

  • контролировать влажную ежедневную уборку (полы, стенные шкафы, комнатные растения) и генеральную уборку 1 раз в две недели во всех школьных помещениях и, особенно в помещениях, где производится самообслуживание с помощью учащихся;

  • контролировать численность школьников, чтобы она соответствовала гигиенической норме вместимости помещения, где проводятся учебные занятия или занятия с физической нагрузкой;

  • усилить контроль за сменной обувью учащихся, не допускать к занятиям без сменной обуви или в грязной сменной обуви.

III. Произвести ремонт фрамуг в школьных помещениях, где они не функционируют.

IV. Для каждого кабинета (мастерской) составить и вывесить перечень (приложение

9) вредных производственных факторов, возникающих при проведении занятий, место их возникновения и мероприятия по их устранению (нормализации).




IV. Л ИТЕРАТУРА



  1. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ

жизни. Волгоград: Учитель. 2001

2. Тешкин Б.И. Школьная гигиена. М.: Просвещение.1996

3. Практикум: экология человека. Губарева Л. И., Мизирева О. М.,

Чурилова Т. М. М.: Владос. 2005

4. Анисимова Н.В., Каралашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий

обучения школьников. М.: Творческий центр. 2002

5. Формирование здорового образа жизни подростков. Анастасова Л. П.,

Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. М.: Вентана - Граф. 2006

6. Атаулов И.А., Масленников М.М.. Санитарно-гигиеническое

обеспечение обучающихся и работников образовательных учреждений.

М.: Аркти. 2005

7. Справочник врача детского оздоровительного лагеря. Демченко В.И.,

Лукьянов А.В., Кудренко С.К. Ростов-на-Дону: Феникс. 2008

8. Стандарты физического развития школьников г. Ульяновска: пособие

для медицинских работников, преподавателей физической культуры,

тренеров. Сауров Н.А., Балябин В.К., Тиселько А.Д. Ульяновск. 1994

9. Сердюковская. Г.Н. Организация медицинского контроля за развитием и

здоровьем дошкольников и школьников. М. 1995

10. СанПиН 2.4.2.1178 - 02. Гигиенические требования к условиям обучения

в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного

Государственного санитарного врача РФ от 28.11.02 г. № 44

11. Сан ПиН 2.2.4.548 - 96. Гигиенические требования к микроклимату

производственных помещений.

12. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие.

М.: Академия. 2007

13. Экологический практикум школьника. Алексеев С.В., Груздева Н.В.,

Гущина Э.В. Самара: Учебная литература. 2006

14. Зайонц И, Чертков Л. Экологический словарь. Конрод Лтд. Экопром.

1993

15. Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. М.: - «Владос», 2005









V. ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Состояние здоровья учащихся МОУ Софьинской сош

Года

Группы здоровья

Физкультурные группы

I

II

III

Основная

Подготовительная

Специальная

2006-2007

58 %

30 %

12 %

69 %

29 %

2 %

2007-2008

51 %

35 %

14 %

79 %

19 %

2 %

2008-2009

42 %

42 %

16 %

75 %

23 %

2 %

2009-

2010

37 %

45 %

18 %

76 %

20 %

4%

Исследовательский проект «Исследование санитарно-гигиенического состояния школьных помещений на примере МОУ Софьинской сош»

Физкультурные группы


Пути сохранения и укрепления здоровья детей в школе:

  1. Организация учебного процесса в соответствии с нормами САНПИН.

  2. Формирование здорового образа жизни.

  3. Интенсификация работы психолога.

  4. Оздоровительные мероприятия по профилактике нарушения зрения.

  5. Организация горячего питания.

  6. Индивидуальная работа с детьми по формированию культуры здоровья.



Исследовательский проект «Исследование санитарно-гигиенического состояния школьных помещений на примере МОУ Софьинской сош»











ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


Оптимальные параметры и допустимые пределы температуры для классных комнат в зависимости от времени года для умеренной климатической зоны




Время года

Оптимальные параметры t0С


Допустимые пределы t0С

Зима


18 - 20

17 - 22

Весна


18 - 22

17 - 23

Осень


16 - 22

15 - 22


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Классы условий труда по показателям микроклимата для рабочих помещений


Показатель

Класс условий труда

оптимальный

допустимый

вредный

<*>

опасный

<*>

1

2

3.1

3.2

3.3

3.4

4

Температура

воздуха, 0С

по СанПиН

<**>

по СанПиН

<**>

Температура воздуха для рабочих мест с охлаждающим микроклиматом представлена в табл. 7 <***>. В нагревающем микроклимате температура воздуха учтена в ТНС-индексе, используемом для его оценки

Скорость движения воздуха, м/с

по СанПиН

<**>

по СанПиН

<**>

> 6


Применительно к охлаждающему микроклимату учтена в температурной поправке на ветер (таб. 7) <***>

Влажность воздуха, %

по СанПиН

<**>

по СанПиН

<**>

14- 10

<

10

ТНС-индекс, 0С

по СанПиН

<**>

По таблице 5 <***>

------------------------------------------------

<*> Независимо от периода года.

<**> СанПиН 2.2.4. 548-96 «Гигиенические требования к микроклимату рабочих помещений».

<***> Руководство Р 2.2.2006-05. «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Количество учащихся в 1 - 11 классах

Класс

Всего учащихся

Количество учащихся

по группам английского языка

Количество

мальчиков

Количество

девочек

№ 1

№ 2

1

30

----

----

20

10

2

20

10

10

8

12

3

20

----

----

11

9

4 «А»

20

----

----

8

12

4 «Б»

15

----

----

8

7

Всего учащихся начальной школы

105 учащихся

5 «А»

18

18

----

10

8

5 «Б»

13

----

13

6

7

6 «А»

17

----

17

9

8

6 «Б»

13

----

13

6

7

7

17

17

----

8

9

8

21

11

10

10

11

Всего учащихся средней школы

99 учащихся

9

21

10

11

10

11

10

8

8

----

3

5

11

14

14

----

6

8

Всего учащихся старшей школы

43



ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Психрометрическая таблица


Показания сухого термометра,

0С

Разность показаний сухого и влажного термометра, 0С

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Относительная влажность, %

0

100

81

63

45

28

11

-

-

-

-

-

2

100

84

68

51

35

20

-

-

-

-

-

4

100

85

70

56

42

28

14

-

-

-

-

6

100

86

73

60

47

35

23

10

-

-

-

8

100

87

75

63

51

40

28

18

7

-

-

10

100

88

76

65

54

44

34

24

14

5

-

12

100

89

78

68

57

48

38

29

20

11

-

14

100

89

79

70

60

51

42

34

25

17

9

16

100

90

81

71

62

54

46

37

30

22

15

18

100

91

82

73

65

56

49

41

34

27

20

20

100

91

83

74

66

59

51

44

37

30

24

22

100

92

83

76

68

61

54

47

40

34

28

24

100

92

84

77

69

62

56

49

43

37

31

26

100

92

85

78

71

64

58

51

46

40

34

28

100

93

85

78

72

65

59

53

48

42

37

30

100

93

86

79

73

67

61

55

50

14

39



ПРИЛОЖЕНИЕ № 6


Зависимость субъективных ощущений человека от параметров рабочей среды

T воздуха

помещения 0С

Относительная

влажность воздуха, %


Субъективное ощущение

17 - 20,9

40

Наиболее приятное состояние

50

Хорошее, спокойное состояние

75

Отсутствие неприятных ощущений

85

Усталость подавленное состояние

21 - 23,9

40

Наиболее приятное состояние

75

Хорошее, спокойное состояние

85

Отсутствие неприятных ощущений

90

Усталость подавленное состояние

24 - 29,9

20

Отсутствие неприятных ощущений

65

Неприятные ощущения

80

Потребность в покое

100

Невозможность выполнения тяжелой работы

30

25

Отсутствие неприятных ощущений

50

Нормальная работоспособность

65

Невозможность выполнения тяжелой работы

80

Повышение температуры тела

90

Опасность для здоровья человека


ПРИЛОЖЕНИЕ № 7


Уровень запыленности помещения

Внешнее проявление запыленности

на прозрачной ленте


Степень запыленности

Балл

1

Едва заметное количество пыли

(лента почти прозрачная или прозрачная)

Незначительная

1

2

Заметное количество пыли

(заметны небольшие участки пыли, но не по всему объему ленты)

Малая

2

3

Хорошо заметные количества пыли,

не ухудшающие прозрачность ленты

(заметны участки пыли по всему объему ленты)

Средняя

3

4

Большое количество пыли, ухудшающее прозрачность ленты

Высокая

4

5

Очень большое количество пыли.

Лента непрозрачна

Очень высокая

5

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

ПАМЯТКА для педагогов и сотрудников МОУ Софьинской сош

«Меры профилактики загрязнения воздуха школьных помещений»

Для поддержания оптимальных условий воздушной среды школьных помещений необходимо, чтобы:

  • численность школьников соответствовала гигиенической норме вместимости помещения;

  • выполнялся гигиенический режим проветривания;

  • проводилась влажная ежедневная уборка (полы, стенные шкафы, комнатные растения) после учебных занятий и во время больших перемен;

  • занятия с физической нагрузкой проходили в соответствующих помещениях.

Запомни, что чистота воздуха помещений достигается правильной организацией проветривания. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.

Продолжительность проветривания помещений определяется температурой наружного воздуха (таблица), направлением ветра, а также внутренней температурой помещений.

Зависимость длительности проветривания школьных помещений от температуры наружного воздуха

Температура наружного воздуха 0С

Время проветривания (мин)

в малые перемены

в большие перемены

от + 10 до + 6

4 - 10

25 - 35

от + 5 до 0

3 - 7

20 - 30

от 0 до - 5

2 - 5

15 - 25

от -5 до - 10

1 - 3

10 - 15

ниже - 10

1 - 1,5

5 - 10

До начала уроков и после их окончания нужно проводить сквозное проветривание учебных помещений (одновременно открыты фрамуги и дверь), которое в 5 - 10 раз эффективнее по сравнению с обычным. Запомни! Сквозное проветривание проводиться только в отсутствие детей. Если в холодное время в классных помещениях температура ниже нормируемой, то проводится только сквозное кратковременное проветривание. Использование форточек и фрамуг (общая площадь не менее 1/50 площади пола) в любое время года позволяет обеспечить нормальный воздухообмен школьных помещений. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Откидные фрамуги должны иметь исправные рычажные приборы. Наружная часть фрамуг должна открываться снизу, а внутренняя сверху. На внутренней части фрамуг должны быть предусмотрены боковые щитки.

Запомни! При неисправности форточки или фрамуги следует сразу сообщить об этом рабочему школы и сделать запись в школьный журнал «Ремонтные работы».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9



Перечень вредных факторов и мероприятия по их нормализации (пример)



Вредные

факторы

Место их возникновения

Мероприятия по устранению

или уменьшению уровня их воздействия

1

Пониженная

влажность

Весь объем помещения

Увлажнение воздуха: размещение комнатных цветов, распыление воды

2

Воздействие кислоты (щелочи)

При проведении опытов

в кабинете химии или биологии

Применение индивидуальных средств защиты

3

Повышенная запыленность

Мастерская по обработке древесины

Проведение влажной уборки, применение вентиляции

4

Повышенная запыленность

Коридоры, рекреации

Озеленение с использованием растений, которые хорошо очищают воздух: плющ, хризантема.

Герань дезодорирует воздух, цитрусовые, например, лимон, ароматизируют воздух

5

Воздействие химических веществ

При проведении опытов

в кабинете химии или биологии

Проведение в исправном вытяжном шкафу.

Озеленение с использованием специальных растений, например, аспарагус поглощает частицы тяжелых металлов, спатифиллум поглощает из воздуха бензол, формальдегид, трихлорэтилен




21

© 2010-2022