Разработка урока Работа мышц, 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Урок биологии


Тема" Работа мышц"

8 класс



по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина



Выполнила:

Учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ средней общеобразовательной школы №43

Половинкина Татьяна Викторовна









г. Нижний Новгород

2015 год


Цель урока: определить условия функционирования мышц.

Задачи:

  1. выявление условий повышающих работоспособность мышц;

  2. формирование понятий о видах работы мышц;

  3. формирование понятия об утомлении мышц;

  4. формирование умения самостоятельно работать с информацией;

  5. формирование практических навыков;

  6. формирование умения совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме;

  7. пропаганда здорового образа жизни;

  8. воспитание положительного отношения к физическим нагрузкам, спорту.

Оборудование: компьютер, диапроектор, экран, презентация, таблица "Скелетные мышцы", портрет И.С.Сеченова, раздаточные карточки для практической работы, два портфеля с учебниками, часы с секундной стрелкой.

Ход урока


I. Организационный момент (1 мин).

II. Проверка домашнего задания по теме "Мышцы, их строение и функции" (8 мин).

III. Изучение нового материала.

1. Мотивация (вступление учителя) (1 мин)

Мышцы, сокращаясь или напрягаясь, производят работу, которую можно измерить в килограммах. Для этого груз в кг, поднимаемый мышцей, надо умножить на высоту (в метрах) его поднятия.

Неправильно думать, что мышца сама по себе может сокращаться. Работой мышц управляет нервная система, она обеспечивает согласованность действия мышц.

Деятельность скелетной мускулатуры человека имеет рефлекторный характер: непроизвольное отдергивание руки от горячего предмета, дыхательные движения, ходьба, различные трудовые движения - все это двигательные рефлексы разной сложности.

2. Самостоятельное чтение текста учебника на стр. 112-113 "Виды работы мышц". (3 мин.)

3. Фронтальная беседа по прочитанному (7 мин.):

1). Какие два вида работ могут совершать мышцы?

2). Что такое динамическая работа? При каких условиях она совершается?

3). Что такое статическая работа? При каких условиях она совершается?

4). Какое минимальное количество мышц обеспечивает движение в суставе? Как они называются?. Привести пример.

5). Что происходит с мышцами в результате длительного бездействия?

6). Что происходит с мышцами в результате длительной, без отдыха работы?

7) С какими процессами связано утомление мышц

4. Оформление результатов беседы в письменной форме, запись в словарик новых терминов с помощью презентации (5 мин):

- динамическая работа,

- статическая работа,

- мышцы - антагонисты,

- мышцы - синергисты,

- утомление мышц.

5. Рассказ учителя о роли И.М. Сеченова, демонстрация его портрета (2 мин):

Причины утомления связаны с накоплением продуктов распада органических веществ в местах контакта: нейрон-нейрон, нейрон-мышца. И.М.Сеченов установил, что при ритмической работе утомление наступает позже, так как в промежутках между сокращениями мышца отдыхает. Интенсивная работа мышц с большой нагрузкой приводит к быстрой утомляемости.

Наиболее оптимальными для мышц являются средние нагрузки и ритм, а лучший способ восстановить работоспособность мышц - активный отдых (с активной деятельностью других мышц).

При динамической работе утомление наступает медленно, так как мышцы работают по очереди (в промежутках между сокращениями мышца отдыхает).

При статической работе утомление наступает быстрее, так как в действие вовлекаются одновременно все мышцы.

6. Беседа по вопросам (2 мин):

1). Как можно снять утомление?

2). От чего зависит скорость развития утомления?

7. Практическая работа (10мин)

(Раздаточная карточка, дублируется на экране)

Название работы: "Выявление влияния статической и динамической работы

на утомление мышц"

Цель: выявить зависимость наступления утомления от вида выполняемой работы.

Оборудование: два портфеля с учебниками одинаковые по массе, часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

1. Статическая работа мышц.

Испытуемый берёт в одну руку портфель, встаёт лицом к классу, чтобы его спина не касалась стены. Он отводит руку с грузом горизонтально в сторону вдоль доски. Меловой чертой отмечается уровень, на котором находится рука с грузом. По секундомеру отмечается время опускания руки из-за утомления.

2. Динамическая работа мышц.

Испытуемый поднимает и опускает груз на высоту сделанной ранее меловой черты. Опыт проводится на 30 секунд дольше предыдущего.

3. Оформление результатов эксперимента:

I. 1 ученик - ……………………………… работа мышц.

Утомление наступило ………………………………… .

2 ученик - ……………………………… работа мышц.

Утомление наступило ………………………………… .

II 1. Движения тела происходят благодаря .............. .............. . 2. Все мышцы работают ........................ . 3. Мышцы противоположного действия называются .....................; действующие в одном направлении ..................... . 4. Работа мышц, связанная с перемещением груза в пространстве называется - .....................; а связанная с удержанием определенной позы - .......................... . 5. Длительная, непрерывная и однообразная работа вызывает ………………… …………. .

4. Вывод.

Поднимать и опускать груз …, чем держать его на весу. При статической работе утомление наступает …, т.к … . При динамической работе утомление наступает ……, так как …… .

IV. Закрепление знаний (4 мин).

Работа в парах: выполнение заданий "Какие утверждения верны?", "Выберите правильный ответ", "Подумайте!" на с. 114-115 учебника.

V. Рефлексия (1мин).

Что узнали на уроке? Каковы условия функционирования мышц?

VI. Домашнее задание (1 мин).

Задание на экране.

С. 112-113 читать, 114-115 вопросы устно.

Измерить массу, рост, окружность грудной клетки.

Ответить на вопрос письменно в тетради: "Что произойдет, если дать одинаковую физическую нагрузку начинающему спортсмену и спортсмену со стажем?".




© 2010-2022