- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе
Конспект урока по биологии Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пачкина Н.А. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по биологии в 6 классе.
Тема: "Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе".
Цель: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Задачи: углубить и расширить представление о питании растений; рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для этого процесса. Показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьям на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.
Оборудование: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок; гербарий "Морфология листа", таблицы по теме "Лист", интерактивная доска, компьютер, экран, таблица "Внутреннее строение листа", презентация по теме "Фотосинтез".
Методы: частично-поисковые, проблемные, словесные, наглядные.
Формы: самостоятельная работа, фронтальная работа, работа с учебником, тестовые задания, поисковая беседа.
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока:
1. Проверка знаний, умение и повторение изученного.
- На прошлом уроке мы изучили тему "Внутреннее строение листа". Закрываем учебники, тетради. Положите на край стола.
1 слайд. По слайду рассказать о внутреннем строении листа
а) Работа с классом. фронтальный опрос:
• Из каких слоев состоит лист? Охарактеризуйте каждый слой отдельно.
• Как устроены устьица? Какие функции они выполняют?
• Что замыкают замыкающие клетки?
• Как реагируют растения на недостаток влаги?
б) Индивидуальный опрос.
в) Работа по карточкам.
2. Актуализация знаний. Определение темы урока
- Нас окружает зелёный мир растений. Без них мы не могли бы существовать. Вот почему люди всегда проявляли и проявляют большой интерес к изучению жизни растений.
В Древней Греции учёные пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счёт потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает? Казалось бы, просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо. Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике.
Ребята получили задание, подготовить вкратце сообщение, какой опыт поставил учёный?
2 слайд: Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт поставил опыт - поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив её. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащих минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, учёный обнаружил, что её вес увеличился на 65 килограммов, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 граммов. питательных веществ для Ван-Гельмонта осталось загадкой.
Вывод: учёный думал, что растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит свое тело с участием воды.
Учитель: Гельмонт не знал, откуда берётся пища для растения. Сегодня мы ответим на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный учёный.
3 лайд: Каждый зелёный лист - самая таинственная лаборатория из всех, какие существуют на Земле. В нём ежесекундно осуществляется мечта биохимиков: создание живого из неживого. Только зелёное растение может изготовлять живое вещество из неорганических веществ. Этот сложный процесс называется фотосинтезом, т.е. созидание при помощи света.
Тема сегодняшнего урока " Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе".
Цель урока: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Проблемный вопрос: где, из каких веществ, образуются органические вещества?
3. Объяснение нового материала
- Зелёный лист только кажется гладким и блестящим. На самом деле он сплошь продырявлен мельчайшими отверстиями-устьицами. Их невероятно много. Секрет, конечно в том, что устьица микроскопически малы. Самая тонкая игла покажется грубым чудовищем по сравнению с такой малюткой. Через устьичные щели в лист поступает углекислый газ. При попадании солнечных лучей на поверхность листа в его хлоропластах происходит сложный процесс: из углекислого газа и воды, всасываемой корнями, образуется органическое вещество - сахар (глюкоза). При этом выделяется кислород. Частично он используется растениями для дыхания, а оставшийся поступает в воздух также через устьица. Сахар затем превращается в крахмал. Крахмал в воде не растворяется. Образование сахара на свету при участии воды и углекислого газа происходит только в хлоропластах и только за счёт энергии света.
4 слайд: Процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из воды и углекислого газа называется фотосинтезом: (от греч. "фото"- свет, "синтез-образование").
свет
Углекислый газ +вода ----------------------------------------------→глюкоза +кислород
хлорофилл зелёного растения
5 слайд: Доказать процесс образования крахмала в листьях можно путем постановки простого опыта.
Комнатное растение желательно пеларгонию или примулу, хорошо поливают и ставят в тёмное место на 2-3 дня. За это время растением расходуется ранее образованный в листьях крахмал. Через 2-3 дня несколько листьев на растении закрывают с двух сторон чёрной бумагой так, чтобы часть поверхности листа осталась открытой.Растение выставляют на свет. Через сутки бумагу убирают, лист срывают, опускают его на одну минуту в кипяток, затем переносят в посуду с горячим спиртом, который в целях предосторожности подогревается на водяной бане. Обесцвеченный лист ополаскивают холодной водой и помещают в плоскую посуду. Расплавленный лист заливают слабым раствором йода. Через 2-3 минуты можно увидеть, что закрытая часть листа не изменила своего цвета, а та часть листа, на которую попадал свет, окрасилась в синий цвет.