- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии Механизм вдоха и выдоха
Урок по биологии Механизм вдоха и выдоха
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никитина В.А. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема урока: Механизмы вдоха и выдоха
Цели урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с составом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, разъяснить механизмы вдоха и выдоха;
Развивающая: Способствовать развитию следующих умений и навыков: наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы, развитие творческих способностей;
Воспитательная: Прививать потребность в правильной гигиене дыхания, продолжить развивать гигиенические понятия , развивать умения учащихся работать с учебником.
Оборудование:
- презентация
- манекен человека;
- карточки-задания;
- материалы ЦОР
Ход урока
1. Организационный момент
- назначение дежурного,
- раздача заданий;
- листов белой бумаги
2. Мотивационный момент урока
Здравствуйте, ребята! (High Five - (сигнал тишины). Учитель поднимает руку и ждет, когда учащиеся в ответ поднимут руки и сфокусируются на учителе.
Мы сегодня работаем на уроке, сидя в группах, учимся заниматься сообща, сотрудничая и помогая друг другу лучше усваивать учебный материал. Поприветствуем партнера по плечу, по лицу; пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи на уроке
Цель нашего урока: изучить тему «Механизм вдоха и выдоха»
Начинаем наш урок.
Эпиграфом нашего урока станут слова: «Дышать - значит жить!», так как дыхание - самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.
Тема урока: «Механизмы вдоха и выдоха».
(High Five - (сигнал тишины).
На уроке разберем три вопроса:
-чем отличается вдыхаемый и выдыхаемый воздух
- как, за счёт чего в организм человека поступает воздух,
- вредно - ли для здоровья дышать через ротовую полость.
3.Проверка домашнего задания. Взаимодействие Ученик - Ученик (Классбилдинг - Тимбилдинг)
Учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает индивидуальное задание или задачу. На выполнение задания группам отводится конкретное время (2 минуты).
Берете лист бумаги и складываете на 2 части, затем еще раз пополам, складываем угол и разглаживаем листок. Получается 4 части. На них пишут ответы и проговаривают для членов всей команды.
Задание 1.
Выберите правильные ответы.
Значение дыхания для организма человека:
1.обеспечение питательными веществами
2.охлаждение организма
3.поглащение кислорода
4.выделение паров воды
5.выделение углекислого газа
6.освобождение энергии
Задание 2. Из перечня органов тела выберите органы дыхания: сердце, носовая полость, желудок, артерии, носоглотка, глотка, гортань, пищевод, трахея, бронхи, аорта, лёгкие.
Задание 3. Расположите последовательно органы дыхания, начиная с носовой полости:
1.трахея,
2. носовая полость,
3.гортань,
4. носоглотка,
5.бронхи,
6. альвеолы.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданиями.
4.Веселая физкультминутка на кисти рук под мелодию Е.Ваенги
5.Изучение новой темы.
(High Five - (сигнал тишины).
Ребята, тема «Механизмы вдоха и выдоха» очень важна, т.к. с органами дыхания очень много связано в жизни человека - и кровь, и движения, и ум!
5.1. Работа по вопросам
- Для дыхания необходим чистый кислород или воздух? (воздух).
- Из каких газов состоит атмосферный воздух?
(кислорода, азота, углекислого газа).
- Как вы думаете, отличается ли состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха? ( да, содержанием кислорода и углекислого газа)
Обращаем внимание на (слайд) Сравниваем состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
5.2. Проведение сравнивания по слайду.
Отвечает стол №2 - 4
Стол №3 - 2
4.3. Объяснение учебного материала (стр. 142).Материалы Цор.
Воздух поступает в носовую полость, носоглотку, гортань, бронхи и в конечный пункт дыхательной системы-бронхи. (слайд № 2)
- Где они расположены (в грудной полости)
Итак, дыхание обычно ассоциируется с вдохом и выдохом.
- Но почему воздух то входит в лёгкие, то выходит из них? (вопрос к классу)
Вместе с учителем учащиеся выясняют, что причина такого явления кроется в движении диафрагмы, поднятии и опускании грудной клетки.
Смотрим фрагмент ЦОР
Если межрёберные мышцы сокращаются, то грудная клетка поднимается, диафрагма задвигается, места в грудной полости становится больше, и лёгкие расширяются - происходит вдох.
При расслаблении межрёберных мышц грудная клетка опускается, диафрагма выдвигается, места в грудной полости становится меньше, и легкие сжимаются - происходит выдох.
- Положите руку себе на область грудной клетки и сделайте несколько вдохов и выдохов. Что вы чувствуете?
(грудная клетка то поднимается, то опускается) (слайд № 3)
Одно дыхательное движение состоит из вдоха и выдоха
5.4.Работа в тетрадях.
Запись темы урока и формулы : дыхательное движение = вдох + выдох.
- Сколько же дыхательных движений происходит у человека в состоянии покоя?
Давайте подсчитаем, сколько дыхательных движений совершает ваш организм за 1 минуту.
5. Закрепление учебного материала. Самостоятельная работа.
Учащиеся в группе делят:
№1 заполняет таблицу
№ 2 и 3 испытуемые
№ 4 подсчитывает количество приседаний и дыхательных движений.З атем проводят обсуждение и представляют вывод.
-
учащиеся считают дыхательные движения в течение минуты и записывают показания в таблицу у себя в тетради.
Вывод: в состоянии покоя в норме дыхательных движений - 16-20.
-
затем учащимся предлагается встать с мест, выйти из-за стола и сделать всем по 15 приседаний, после чего подсчитать количество дыхательных движений и внести число в таблицу.
Влияние физических упражнений на частоту дыхательных движений
Количество дыхательных движений при нормальном состоянии
Количество дыхательных движений после физической нагрузки
-
Вывод: …………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………
(учащиеся приходят к выводу, что физическая нагрузка влияет на частоту дыхательных движений)
При дыхании через лёгкие проходит какое -то количество воздуха.
- Молодцы, с усвоением новой темы вы успешно справились.
- Ребята, скажите мне как дышать правильно? (через нос)
При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос?
- Ответьте теперь, на вопрос: «Важно ли всегда дышать правильно, особенно в период эпидемии гриппа, и как это нужно делать?»
(дышать надо через носовую полость, потому что воздух в ней очищается от пыли, согревается и обеззараживается)
Итак, получили ли вы ответы на свои вопросы, поставленные вначале урока? (да)
6. Подведение итогов.
Выводы:
- Воздух, вдыхаемый и выдыхаемый отличается по количеству содержащихся в нём кислорода и углекислого газа.
- Дыхательные движения (вдох и выдох) обеспечивают смену воздуха в легких.
- Воздух поступает в легкие благодаря расширению грудной полости и выходит при её сжатии.
- В дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы и диафрагма.
- Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, возникающим каждые 4 секунды в дыхательном центре продолговатого мозга. Вдох рефлекторно вызывает выдох, а выдох вызывает вдох.
- Физическая нагрузка влияет на частоту дыхательных движений.
- Дышать всегда нужно правильно, - через носовую полость.
7. Оценка учащихся за урок………………………
8.Билетик на выход.
9. Домашнее задание п. 28 стр 178-183.