Урок по биологии Механизм вдоха и выдоха

Данный урок проведен по сингапурской программе.Учащиеся во время урока сидят по четыре человека.Каждый ученик имеет свой номер.Во время урока общаются как партнеры по лицу, партнеры по плечу. Цели урока: Образовательная: Познакомить учащихся с составом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, разъяснить механизмы вдоха и выдоха; Развивающая: Способствовать развитию следующих умений и навыков: наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы, развитие творческих способностей; Воспитательная: П...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема урока: Механизмы вдоха и выдоха

Цели урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с составом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, разъяснить механизмы вдоха и выдоха;

Развивающая: Способствовать развитию следующих умений и навыков: наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы, развитие творческих способностей;

Воспитательная: Прививать потребность в правильной гигиене дыхания, продолжить развивать гигиенические понятия , развивать умения учащихся работать с учебником.

Оборудование:

- презентация

- манекен человека;

- карточки-задания;

- материалы ЦОР



Ход урока

1. Организационный момент

- назначение дежурного,

- раздача заданий;

- листов белой бумаги

2. Мотивационный момент урока

Здравствуйте, ребята! (High Five - (сигнал тишины). Учитель поднимает руку и ждет, когда учащиеся в ответ поднимут руки и сфокусируются на учителе.

Мы сегодня работаем на уроке, сидя в группах, учимся заниматься сообща, сотрудничая и помогая друг другу лучше усваивать учебный материал. Поприветствуем партнера по плечу, по лицу; пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи на уроке

Цель нашего урока: изучить тему «Механизм вдоха и выдоха»

Начинаем наш урок.

Эпиграфом нашего урока станут слова: «Дышать - значит жить!», так как дыхание - самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.





















Тема урока: «Механизмы вдоха и выдоха».

(High Five - (сигнал тишины).

На уроке разберем три вопроса:

-чем отличается вдыхаемый и выдыхаемый воздух

- как, за счёт чего в организм человека поступает воздух,

- вредно - ли для здоровья дышать через ротовую полость.

3.Проверка домашнего задания. Взаимодействие Ученик - Ученик (Классбилдинг - Тимбилдинг)

Учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает индивидуальное задание или задачу. На выполнение задания группам отводится конкретное время (2 минуты).

Берете лист бумаги и складываете на 2 части, затем еще раз пополам, складываем угол и разглаживаем листок. Получается 4 части. На них пишут ответы и проговаривают для членов всей команды.

Задание 1.

Выберите правильные ответы.

Значение дыхания для организма человека:

1.обеспечение питательными веществами

2.охлаждение организма

3.поглащение кислорода

4.выделение паров воды

5.выделение углекислого газа

6.освобождение энергии

Задание 2. Из перечня органов тела выберите органы дыхания: сердце, носовая полость, желудок, артерии, носоглотка, глотка, гортань, пищевод, трахея, бронхи, аорта, лёгкие.

Задание 3. Расположите последовательно органы дыхания, начиная с носовой полости:

1.трахея,

2. носовая полость,

3.гортань,

4. носоглотка,

5.бронхи,

6. альвеолы.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданиями.

4.Веселая физкультминутка на кисти рук под мелодию Е.Ваенги

5.Изучение новой темы.

(High Five - (сигнал тишины).

Ребята, тема «Механизмы вдоха и выдоха» очень важна, т.к. с органами дыхания очень много связано в жизни человека - и кровь, и движения, и ум!

5.1. Работа по вопросам

- Для дыхания необходим чистый кислород или воздух? (воздух).

- Из каких газов состоит атмосферный воздух?

(кислорода, азота, углекислого газа).

- Как вы думаете, отличается ли состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха? ( да, содержанием кислорода и углекислого газа)

Обращаем внимание на (слайд) Сравниваем состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

5.2. Проведение сравнивания по слайду.

Отвечает стол №2 - 4

Стол №3 - 2

4.3. Объяснение учебного материала (стр. 142).Материалы Цор.

Воздух поступает в носовую полость, носоглотку, гортань, бронхи и в конечный пункт дыхательной системы-бронхи. (слайд № 2)

- Где они расположены (в грудной полости)

Итак, дыхание обычно ассоциируется с вдохом и выдохом.

- Но почему воздух то входит в лёгкие, то выходит из них? (вопрос к классу)

Вместе с учителем учащиеся выясняют, что причина такого явления кроется в движении диафрагмы, поднятии и опускании грудной клетки.

Смотрим фрагмент ЦОР

Если межрёберные мышцы сокращаются, то грудная клетка поднимается, диафрагма задвигается, места в грудной полости становится больше, и лёгкие расширяются - происходит вдох.

При расслаблении межрёберных мышц грудная клетка опускается, диафрагма выдвигается, места в грудной полости становится меньше, и легкие сжимаются - происходит выдох.

- Положите руку себе на область грудной клетки и сделайте несколько вдохов и выдохов. Что вы чувствуете?

(грудная клетка то поднимается, то опускается) (слайд № 3)

Одно дыхательное движение состоит из вдоха и выдоха

5.4.Работа в тетрадях.

Запись темы урока и формулы : дыхательное движение = вдох + выдох.

- Сколько же дыхательных движений происходит у человека в состоянии покоя?

Давайте подсчитаем, сколько дыхательных движений совершает ваш организм за 1 минуту.

5. Закрепление учебного материала. Самостоятельная работа.

Учащиеся в группе делят:

№1 заполняет таблицу

№ 2 и 3 испытуемые

№ 4 подсчитывает количество приседаний и дыхательных движений.З атем проводят обсуждение и представляют вывод.

  1. учащиеся считают дыхательные движения в течение минуты и записывают показания в таблицу у себя в тетради.

Вывод: в состоянии покоя в норме дыхательных движений - 16-20.

  1. затем учащимся предлагается встать с мест, выйти из-за стола и сделать всем по 15 приседаний, после чего подсчитать количество дыхательных движений и внести число в таблицу.

Влияние физических упражнений на частоту дыхательных движений

Количество дыхательных движений при нормальном состоянии

Количество дыхательных движений после физической нагрузки




  1. Вывод: …………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………

(учащиеся приходят к выводу, что физическая нагрузка влияет на частоту дыхательных движений)

При дыхании через лёгкие проходит какое -то количество воздуха.

- Молодцы, с усвоением новой темы вы успешно справились.

- Ребята, скажите мне как дышать правильно? (через нос)

При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос?

- Ответьте теперь, на вопрос: «Важно ли всегда дышать правильно, особенно в период эпидемии гриппа, и как это нужно делать?»

(дышать надо через носовую полость, потому что воздух в ней очищается от пыли, согревается и обеззараживается)

Итак, получили ли вы ответы на свои вопросы, поставленные вначале урока? (да)

6. Подведение итогов.

Выводы:

- Воздух, вдыхаемый и выдыхаемый отличается по количеству содержащихся в нём кислорода и углекислого газа.

- Дыхательные движения (вдох и выдох) обеспечивают смену воздуха в легких.

- Воздух поступает в легкие благодаря расширению грудной полости и выходит при её сжатии.

- В дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы и диафрагма.

- Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, возникающим каждые 4 секунды в дыхательном центре продолговатого мозга. Вдох рефлекторно вызывает выдох, а выдох вызывает вдох.

- Физическая нагрузка влияет на частоту дыхательных движений.

- Дышать всегда нужно правильно, - через носовую полость.

7. Оценка учащихся за урок………………………

8.Билетик на выход.

9. Домашнее задание п. 28 стр 178-183.











© 2010-2022