Программа элективного курса Психология и здоровье (9 класс)

Элективный курс «Психология и здоровье» предназначается для учащихся предпрофильных 9 классов объёмом 16 часов (1 час в неделю на полугодие) и способствует: чётким представлениям о закономерностях процессов, протекающих в собственном организме; принципам здорового образа жизни; научным основам труда и отдыха; предупреждению переутомления, поддержания высокого уровня работоспособности; правилам рационального питания и гигиены. Данный элективный курс помогает ликвидировать проблемы в знаниях, допо...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа элективного курса

подготовки для учащихся 9-ых классов

«Психология и здоровье».

Пояснительная записка.

Элективный курс «Психология здоровья» предназначается для учащихся 9 классов объёмом 16 часов (1 час в неделю на полугодие) и способствует:

  • чётким представлениям о закономерностях процессов, протекающих в собственном организме;

  • принципам здорового образа жизни;

  • научным основам труда и отдыха;

  • предупреждению переутомления, поддержания высокого уровня работоспособности;

  • правилам рационального питания и гигиены.

Данный элективный курс помогает ликвидировать проблемы в знаниях, дополняет и углубляет содержание курса биологии, как одного из профильных учебных предметов, способствует осуществлению личностной ориентации учащихся, основанной на их индивидуальных интересах в образовательной области «Биология».

Цель:

1.углубление и развитие знаний, познавательного интереса, творческого мышления, вооружение учащихся определённой суммой гигиенических, психологических и медицинских знаний, и формирование у них устойчивой жизненной позиции по отношению к проблемам здоровья человека; планированию своей семьи и ответственному родительству;

2.овладение системой знаний для выбора профиля обучения в старшей школе.

Основные задачи элективного курса «Психология здоровья»:

  1. сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды;

  2. развивать умения и навыки, связанные с простейшими приёмами исследования здоровья и окружающего мира, пропагандой экологических и гигиенических знаний;

  3. расширять знания о здоровье человека, факторах влияющих на здоровье человека;

  4. пропагандировать здоровый образ жизни;

Содержание программы курса «Психология здоровья» основывается на принципах:

  • интеграции - межпредметности биологии, географии, химии, технологии, физической культуры и психологии семейной жизни;

  • индивидуализации, предполагающей развитие потенциальных возможностей учащихся;

  • региональности, актуализирующей значимость экологических и гигиенических проблем;

  • личностно-деятельном подходе, ориентированном на выполнение лабораторных и практических работ;

  • интеллектуальной деятельности.

Лучшему усвоению курса способствует решение ситуативных задач, составление схем, проведение дискуссий. семинаров, викторин, сбор сведений из периодической печати, научно-популярной литературы.

Содержание элективного курса «Психология здоровья» включает в себя разделы:

  1. Психология общения.

  2. Основы здорового образа жизни.

Таким образом, содержание курса позволяет углубить и расширить раздел курса биологии «Человек и его здоровье» в учебном курсе «Биология» предпрофильной школы и способствует определению учащихся в выборе профиля обучения в старшей школе.

Материал изучается путём проблемного изложения, чередованием фронтальных бесед с парной, групповой работой, написанием докладов, рефератов, использованием интерактивных форм обучения.

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма проведения

Форма контроля


I

Психология общения

5




1.1

Формы общения между людьми.

1

Лекция с элементами беседы



1.2






Жизненные ценности и приоритеты.

1

Практическая работа. Ознакомление с методами психологического тестирования. Аутотренинг.

Тест


1.3

Чувства и эмоции. Дружба и любовь.

1

Дискуссия «А если это любовь?»

Творческое задание


1.4

Взаимоотношения родителей и детей в семье. Конфликтные ситуации.

1

Групповая работа с решением ситуативных задач.

Собеседование


1.5

Здоровье и будущая профессия.

1

Экскурсия в центр психолого-педагогической помощи «Леда».

Отчёт по экскурсии


II

Основы здорового образа жизни.

11




2.1

Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни».

1

Игра - путешествие по своему организму.

Самостоятельная работа


2.2

Берегите сердце

1

Экскурсия в лабораторию «Биохимический анализ крови».

Отчёт по экскурсии


2.3

Еда без вреда.

Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть.

1

Лабораторная работа. Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат. Определение витаминов в пищевом рационе.

Отчёт по работе


2.4

Физическая активность и здоровье.

1

Деловая игра «Познай себя»

Творческая самостоятельная работа


2.5

Причины возникновения болезней. Основы самоконтроля за состоянием здоровья.

1

Парная работа поискового характера. Лабораторная работа. Измерение температуры, пульса, артериального давления. Основы техники и методики самомассажа.

Отчёт о проделанной работе


2.6

Болезни, передаваемые половым путём.

1

Экскурсия в «Центр СПИДа»

Отчёт по экскурсии


2.7

Коварные разрушители здоровья.

Здоровые родители - здоровый ребёнок.

1

Семинарское занятие.

Тест


2.8

Ответственное родительство. Планирование семьи и его роль в жизни каждого человека.

1

Экскурсия в центр планирования семьи.

Отчёт по экскурсии


2.9

Личная гигиена. Культура одежды.

1

Лабораторная работа. Определение типов кожи на разных участках кожи.

Составление памятки


2.10

Правила поведения в экстремальных ситуациях.

1

Решение ситуативных задач «Как себя вести в критических ситуациях»

Составление памятки


2.11

Человек - часть природы,

давайте беречь человека!

1

Круглый стол.

Защита проекта



Содержание курса.


I Психология общения


Тема 1 Формы общения между людьми.

  1. Общение как основа взаимодействия человека с окружающими людьми.

  2. Формы общения:

- вербальное (словесное)

- невербальное (жесты, позы, мимика)

  1. Формальная и неформальная беседа. Выбор правильных слов и выражений.

  2. Типы поведения:

- манипулированное

- конкуренция

- сотрудничество

5. Что мешает общению.

Тема 2 Жизненные ценности и приоритеты.

  1. Личные ценности и приоритеты.

  2. Что влияет на формирование приоритетов и жизненных ценностей:

- общечеловеческие ценности;

- влияние семьи на становление жизненных ценностей;

- значение общественного окружения, религиозных, национальных традиций

  1. Оценка и самооценка поступков и решений.

  2. Самоконтроль.

  3. Ответственность принятия решений - неотъемлемая часть самостоятельности.

Практическая работа. Ознакомление с методом психологического тестирования. Аутотренинг.


Тема 3 Чувства и эмоции, дружба и любовь.

  1. Понятие о чувствах и эмоциях. Культура их выражения.

  2. Дружба - это то, что необходимо человеку в течение всей жизни.

  3. Любовь как высшее человеческое чувство.

  4. первая любовь и её особенности.

  5. Многогранность понятия «любовь»:

- симпатия

- влюблённость

- любовь

6. Культура общения между мужчиной и женщиной.


Тема 4 Взаимоотношения родителей и детей в семье.

Конфликтные ситуации.

  1. Психологические особенности и динамика внутрисемейных отношений в зависимости от состава семьи, длительности её существования, наличия и количества детей, полного и неполного состава родителей.

  2. Сплочённость семьи. Роль семьи в период взросления ребёнка. Экономическая и социальная независимость. Эмоциональный климат и культура проявления чувств в семье. Взаимопомощь в семье.

  3. Неизбежность конфликтных ситуаций в жизни человека. Общие представления о проблемах, конфликтах, стрессах, кризисах.

  4. Трудности и конфликты в жизни подростка: с самим собой, родителями, сверстниками. Причины конфликтов.

  5. Умение договориться - способ решения проблем и выхода из конфликтных ситуаций.


Тема 5 Здоровье и будущая профессия.

  1. Требования, предъявляемые к НТР и нервно-психической сфере человека.

  2. Три составляющие «хочу, могу и надо».

  3. Профориентация и требования к состоянию здоровья.

Экскурсия в центр психолого-педагогической и медико- социальной помощи «Леда».

II Основы здорового образа жизни

Тема 6 Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

  1. Физическое и психическое здоровье. Валеология - наука о здоровье.

  2. Факторы формирующие здоровье:

а) режим дня;

б) рациональное питание;

в) закаливание;

г) физические упражнения, спорт;

д) хороший психологический климат в семье.

3. Формирование здорового образа жизни:

- отказ от вредных привычек;

- способы преодоления стрессовых ситуаций;

- рациональное чередование труда и отдыха;

- повышение защитных свойств организма и поддержание работоспособности.


Тема 7 Берегите сердце.

  1. Работа сердца.

  2. Сердечно- сосудистая система - показатель уровня физического состояния здоровья.

  3. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы.

  4. Связь групповой (по крови) принадлежности с предрасположенностью к болезням.

Экскурсия в лабораторию «Биохимический анализ крови» в поликлинику №1 г. Архангельска.


Тема 8 Еда без вреда.

  1. Рациональное питание и режим питания.

  2. Питание и культура народов мира.

  3. 7 правил домашней диеты.

  4. Вегетарианство сегодня.

  5. Витамины, значение для организма.

  6. Диета и косметика.

Лабораторная работа. Составление дневного рациона питания с учётом энергетических затрат. Определение норм питания

Тема 9 Физическая активность и здоровье.

  1. Роль двигательной активности в сохранении здоровья. Вред гиподинамии.

  2. Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы.

  3. Физическое развитие человека на разных возрастных этапах его развития.

  4. Гигиенический режим двигательной активности.

Тема 10 Причины возникновения болезней. Основы самоконтроля за состоянием здоровья.

  1. Понятие «болезнь». Инфекционные и неинфекционные болезни.

  2. Болезнь: причины возникновения, пути передачи, профилактика.

  3. Контроль за собственным здоровьем.

  4. Правильное применение лекарственных средств:

- что такое лекарственные средства;

- аллергические реакции;

- опасность самолечения.

Тема 11Болезни. передаваемые половым путём.

  1. Понятие «болезни», передаваемые половым путём. Влияние их на репродуктивное здоровье.

  2. Наиболее встречающиеся болезни: гонорея, трихомониаз, хламидиоз, кандиоз, сифилис, герпес, гепатит В, спид.

  3. Ответственное сексуальное поведение - лучший способ профилактики.

  4. Куда обращаться за помощью в случае необходимости.

  5. Состояние данной проблемы в Архангельской области.

Экскурсия «В центр СПИДа»

Тема 12 Коварные разрушители здоровья. Здоровые родители - здоровый ребенок.

  1. Причины возникновения и распространения алкоголизма, табакокурения и наркомании среди населения.

  2. Воздействия никотина, алкоголя на организм человека. Ближайшие и отдалённые последствия.

  3. Воздействие наркотиков на организм человека.

  4. Понятие о токсических веществах.

  5. Влияние вредных привычек на состояние репродуктивной системы и сексуальность женщины и мужчины.

  6. Негативное воздействие алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие плода.

  7. Пробовать или не пробовать? Ответственность каждого за своё будущее.

Тема 13 Ответственное родительство. Планирование семьи и его роль в жизни каждого человека.

  1. Понятие «планирование семьи». Значение планирования семьи для каждого человека и общества в целом.

  2. Роль планирования семьи в охране репродуктивного здоровья.

  3. Подростковый возраст - основы репродуктивного здоровья.

  4. Организация служб планирования семьи в мире. Работа молодёжных центров планирования семьи в России.

Экскурсия в Центр планирования семьи.

Тема 14 Личная гигиена. Культура одежды.

  1. Понятие «личная гигиена».

  2. Уход за телом:

  • ежедневные водные процедуры;

  • гигиена полости рта;

  • уход за кожей лица;

  • использование косметических средств;

  • правильная осанка.

3. Внешность и формирование самооценки:

  • индивидуальная красота каждого человека;

  • одежда как средство выражения;

  • индивидуальность и мода.

  1. Особенности отношения к своей внешности у подростков.

Лабораторная работа. Определение типов кожи на разных участках кожи.

Тема 15 Правила поведения в экстремальных ситуациях.

  1. Правила и несчастные случаи:

  • повреждение костей и суставов;

  • черепно-мозговые травмы;

  • повреждение мягких тканей;

  • ожог;

  • отморожение;

  • отравление;

  • утомление.

  1. Оказание первой доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях.

  2. Профилактика травм и несчастных случаев.

  3. Уход за больными.

  4. Примеры ситуативных задач для дискуссии «Как себя вести в критических ситуациях».

Тема 16 «Человек - часть природы, давайте беречь человека».

  1. Три кита здоровья. Береги здоровье смолоду.

  2. Я здоровье берегу, сам себе я помогу.

  3. От простой воды и мыла у микробов тают силы.

  4. Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть.

  5. Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет.

  6. Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения данного элективного курса учащиеся приобретут следующие знания и умения.

Знания:

  • об основных формах общения и взаимоотношениях между людьми;

  • о месте человека как биологического вида в биосфере;

  • факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека, о популяционном и социальном здоровье;

  • этических нормах межличностных отношений;

  • правилах личной гигиены, сохраняющей здоровье человека;

Умения:

  • сравнивать факторы здоровья и факторы риска заболеваний;

  • понимать способы усиления защитных средств организма;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • принимать участие в обсуждении и решении экологических проблем Архангельской области;

  • прогнозировать и моделировать ситуации;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета;

  • объяснять значение здорового образа жизни для нормального функционирования организма.


Контроль результатов обучения.

Форма итогового контроля - зачёт.

Для получения зачёта учитываются следующие критерии:

  • посещаемость;

  • наличие отчётов по лабораторным и практическим работам, экскурсиям;

  • текущие наблюдения за работой на семинарах, за участием в дискуссиях;

  • творческая активность во время деловой игры;

  • результаты тестирования и самостоятельных работ, активность учащихся на семинарских занятиях.





Литература для учителя.


  1. Воробьёва Е.А., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1987.

  2. Гигиена окружающей среды./Под ред. Г.И. Сидоренко. - М.: Медицина, 1985

  3. Гуревич М.М. Семь правил домашней диеты. - М.: Панорама, 1991.

  4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. - М.: Просвещение, 1987.

  5. Загрядский В.П., Суммо- Сосуйло З.К. Физические нагрузки современного человека. - Л.: Наука, 1982.

  6. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1984.

  7. Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания. - Минск: Народная асвета, 1990.

  8. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. - М.: Просвещение, 1989.

  9. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1987.

  10. Курмцен Дж. , Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продлением человеческой жизни. - М.: Мир, 1982.

  11. Лаптев А.П., Горбунов В.В. Коварные разрушители здоровья. - М.: Советский спорт,1990.

  12. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Рольф, Айрис - пресс, 1999.

  13. Лещинский Л.А., Карбасникова Г.В. Берегите сердце. - М.: Медицина, 1991.

  14. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. - М.: Мысль, 1989.

  15. Обухова А.Е. Человек и научно-технический прогресс: Антропологический аспект. - М.: Наука, 1977.

  16. Ярыгин В.Н. Биология. Для учащихся мед. Училищ. - М.: медицина, 1987.





















Литература для учащихся.


  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

  2. Березин И.П., Дергачёва Ю.Б. Школа здоровья. - М.: Московский рабочий, 1989.

  3. Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье. - М.: Знание, 1977.

  4. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека для учащихся 9 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1989.

  5. Меренюк Г.В. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. - Кишинёв: Штиница,1984.

  6. Никитин Н.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М.: 1980.

  7. Орлов В. Человек, мир, мировоззрение. - М.: Молодая гвардия, 1985.

  8. Оплавин С.М., Чихачёв Ю.Т. Физическая культура в жизни человека. - Л.: Знание, 1986.

  9. Проблемы экологии человека. - М.: Наука, 1995.

  10. Тагдиси Д.Т., Мамедов Я.Д., Алиев С.Д. Экология и здоровье. - М.: Знание, 1985.

  11. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. - М.: Просвещение, 1985.

  12. Ходакова Н.П. Молодым супругам. - М.: Медицина, 1999.




Программа элективного курса Психология и здоровье (9 класс)

© 2010-2022