- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса Психология и здоровье (9 класс)
Программа элективного курса Психология и здоровье (9 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пахомова Т.П. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа элективного курса
подготовки для учащихся 9-ых классов
«Психология и здоровье».
Пояснительная записка.
Элективный курс «Психология здоровья» предназначается для учащихся 9 классов объёмом 16 часов (1 час в неделю на полугодие) и способствует:
-
чётким представлениям о закономерностях процессов, протекающих в собственном организме;
-
принципам здорового образа жизни;
-
научным основам труда и отдыха;
-
предупреждению переутомления, поддержания высокого уровня работоспособности;
-
правилам рационального питания и гигиены.
Данный элективный курс помогает ликвидировать проблемы в знаниях, дополняет и углубляет содержание курса биологии, как одного из профильных учебных предметов, способствует осуществлению личностной ориентации учащихся, основанной на их индивидуальных интересах в образовательной области «Биология».
Цель:
1.углубление и развитие знаний, познавательного интереса, творческого мышления, вооружение учащихся определённой суммой гигиенических, психологических и медицинских знаний, и формирование у них устойчивой жизненной позиции по отношению к проблемам здоровья человека; планированию своей семьи и ответственному родительству;
2.овладение системой знаний для выбора профиля обучения в старшей школе.
Основные задачи элективного курса «Психология здоровья»:
-
сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды;
-
развивать умения и навыки, связанные с простейшими приёмами исследования здоровья и окружающего мира, пропагандой экологических и гигиенических знаний;
-
расширять знания о здоровье человека, факторах влияющих на здоровье человека;
-
пропагандировать здоровый образ жизни;
Содержание программы курса «Психология здоровья» основывается на принципах:
-
интеграции - межпредметности биологии, географии, химии, технологии, физической культуры и психологии семейной жизни;
-
индивидуализации, предполагающей развитие потенциальных возможностей учащихся;
-
региональности, актуализирующей значимость экологических и гигиенических проблем;
-
личностно-деятельном подходе, ориентированном на выполнение лабораторных и практических работ;
-
интеллектуальной деятельности.
Лучшему усвоению курса способствует решение ситуативных задач, составление схем, проведение дискуссий. семинаров, викторин, сбор сведений из периодической печати, научно-популярной литературы.
Содержание элективного курса «Психология здоровья» включает в себя разделы:
-
Психология общения.
-
Основы здорового образа жизни.
Таким образом, содержание курса позволяет углубить и расширить раздел курса биологии «Человек и его здоровье» в учебном курсе «Биология» предпрофильной школы и способствует определению учащихся в выборе профиля обучения в старшей школе.
Материал изучается путём проблемного изложения, чередованием фронтальных бесед с парной, групповой работой, написанием докладов, рефератов, использованием интерактивных форм обучения.
Тематическое планирование курса
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма проведения
Форма контроля
I
Психология общения
5
1.1
Формы общения между людьми.
1
Лекция с элементами беседы
1.2
Жизненные ценности и приоритеты.
1
Практическая работа. Ознакомление с методами психологического тестирования. Аутотренинг.
Тест
1.3
Чувства и эмоции. Дружба и любовь.
1
Дискуссия «А если это любовь?»
Творческое задание
1.4
Взаимоотношения родителей и детей в семье. Конфликтные ситуации.
1
Групповая работа с решением ситуативных задач.
Собеседование
1.5
Здоровье и будущая профессия.
1
Экскурсия в центр психолого-педагогической помощи «Леда».
Отчёт по экскурсии
II
Основы здорового образа жизни.
11
2.1
Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни».
1
Игра - путешествие по своему организму.
Самостоятельная работа
2.2
Берегите сердце
1
Экскурсия в лабораторию «Биохимический анализ крови».
Отчёт по экскурсии
2.3
Еда без вреда.
Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть.
1
Лабораторная работа. Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат. Определение витаминов в пищевом рационе.
Отчёт по работе
2.4
Физическая активность и здоровье.
1
Деловая игра «Познай себя»
Творческая самостоятельная работа
2.5
Причины возникновения болезней. Основы самоконтроля за состоянием здоровья.
1
Парная работа поискового характера. Лабораторная работа. Измерение температуры, пульса, артериального давления. Основы техники и методики самомассажа.
Отчёт о проделанной работе
2.6
Болезни, передаваемые половым путём.
1
Экскурсия в «Центр СПИДа»
Отчёт по экскурсии
2.7
Коварные разрушители здоровья.
Здоровые родители - здоровый ребёнок.
1
Семинарское занятие.
Тест
2.8
Ответственное родительство. Планирование семьи и его роль в жизни каждого человека.
1
Экскурсия в центр планирования семьи.
Отчёт по экскурсии
2.9
Личная гигиена. Культура одежды.
1
Лабораторная работа. Определение типов кожи на разных участках кожи.
Составление памятки
2.10
Правила поведения в экстремальных ситуациях.
1
Решение ситуативных задач «Как себя вести в критических ситуациях»
Составление памятки
2.11
Человек - часть природы,
давайте беречь человека!
1
Круглый стол.
Защита проекта
Содержание курса.
I Психология общения
Тема 1 Формы общения между людьми.
-
Общение как основа взаимодействия человека с окружающими людьми.
-
Формы общения:
- вербальное (словесное)
- невербальное (жесты, позы, мимика)
-
Формальная и неформальная беседа. Выбор правильных слов и выражений.
-
Типы поведения:
- манипулированное
- конкуренция
- сотрудничество
5. Что мешает общению.
Тема 2 Жизненные ценности и приоритеты.
-
Личные ценности и приоритеты.
-
Что влияет на формирование приоритетов и жизненных ценностей:
- общечеловеческие ценности;
- влияние семьи на становление жизненных ценностей;
- значение общественного окружения, религиозных, национальных традиций
-
Оценка и самооценка поступков и решений.
-
Самоконтроль.
-
Ответственность принятия решений - неотъемлемая часть самостоятельности.
Практическая работа. Ознакомление с методом психологического тестирования. Аутотренинг.
Тема 3 Чувства и эмоции, дружба и любовь.
-
Понятие о чувствах и эмоциях. Культура их выражения.
-
Дружба - это то, что необходимо человеку в течение всей жизни.
-
Любовь как высшее человеческое чувство.
-
первая любовь и её особенности.
-
Многогранность понятия «любовь»:
- симпатия
- влюблённость
- любовь
6. Культура общения между мужчиной и женщиной.
Тема 4 Взаимоотношения родителей и детей в семье.
Конфликтные ситуации.
-
Психологические особенности и динамика внутрисемейных отношений в зависимости от состава семьи, длительности её существования, наличия и количества детей, полного и неполного состава родителей.
-
Сплочённость семьи. Роль семьи в период взросления ребёнка. Экономическая и социальная независимость. Эмоциональный климат и культура проявления чувств в семье. Взаимопомощь в семье.
-
Неизбежность конфликтных ситуаций в жизни человека. Общие представления о проблемах, конфликтах, стрессах, кризисах.
-
Трудности и конфликты в жизни подростка: с самим собой, родителями, сверстниками. Причины конфликтов.
-
Умение договориться - способ решения проблем и выхода из конфликтных ситуаций.
Тема 5 Здоровье и будущая профессия.
-
Требования, предъявляемые к НТР и нервно-психической сфере человека.
-
Три составляющие «хочу, могу и надо».
-
Профориентация и требования к состоянию здоровья.
Экскурсия в центр психолого-педагогической и медико- социальной помощи «Леда».
II Основы здорового образа жизни
Тема 6 Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».
-
Физическое и психическое здоровье. Валеология - наука о здоровье.
-
Факторы формирующие здоровье:
а) режим дня;
б) рациональное питание;
в) закаливание;
г) физические упражнения, спорт;
д) хороший психологический климат в семье.
3. Формирование здорового образа жизни:
- отказ от вредных привычек;
- способы преодоления стрессовых ситуаций;
- рациональное чередование труда и отдыха;
- повышение защитных свойств организма и поддержание работоспособности.
Тема 7 Берегите сердце.
-
Работа сердца.
-
Сердечно- сосудистая система - показатель уровня физического состояния здоровья.
-
Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы.
-
Связь групповой (по крови) принадлежности с предрасположенностью к болезням.
Экскурсия в лабораторию «Биохимический анализ крови» в поликлинику №1 г. Архангельска.
Тема 8 Еда без вреда.
-
Рациональное питание и режим питания.
-
Питание и культура народов мира.
-
7 правил домашней диеты.
-
Вегетарианство сегодня.
-
Витамины, значение для организма.
-
Диета и косметика.
Лабораторная работа. Составление дневного рациона питания с учётом энергетических затрат. Определение норм питания
Тема 9 Физическая активность и здоровье.
-
Роль двигательной активности в сохранении здоровья. Вред гиподинамии.
-
Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы.
-
Физическое развитие человека на разных возрастных этапах его развития.
-
Гигиенический режим двигательной активности.
Тема 10 Причины возникновения болезней. Основы самоконтроля за состоянием здоровья.
-
Понятие «болезнь». Инфекционные и неинфекционные болезни.
-
Болезнь: причины возникновения, пути передачи, профилактика.
-
Контроль за собственным здоровьем.
-
Правильное применение лекарственных средств:
- что такое лекарственные средства;
- аллергические реакции;
- опасность самолечения.
Тема 11Болезни. передаваемые половым путём.
-
Понятие «болезни», передаваемые половым путём. Влияние их на репродуктивное здоровье.
-
Наиболее встречающиеся болезни: гонорея, трихомониаз, хламидиоз, кандиоз, сифилис, герпес, гепатит В, спид.
-
Ответственное сексуальное поведение - лучший способ профилактики.
-
Куда обращаться за помощью в случае необходимости.
-
Состояние данной проблемы в Архангельской области.
Экскурсия «В центр СПИДа»
Тема 12 Коварные разрушители здоровья. Здоровые родители - здоровый ребенок.
-
Причины возникновения и распространения алкоголизма, табакокурения и наркомании среди населения.
-
Воздействия никотина, алкоголя на организм человека. Ближайшие и отдалённые последствия.
-
Воздействие наркотиков на организм человека.
-
Понятие о токсических веществах.
-
Влияние вредных привычек на состояние репродуктивной системы и сексуальность женщины и мужчины.
-
Негативное воздействие алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие плода.
-
Пробовать или не пробовать? Ответственность каждого за своё будущее.
Тема 13 Ответственное родительство. Планирование семьи и его роль в жизни каждого человека.
-
Понятие «планирование семьи». Значение планирования семьи для каждого человека и общества в целом.
-
Роль планирования семьи в охране репродуктивного здоровья.
-
Подростковый возраст - основы репродуктивного здоровья.
-
Организация служб планирования семьи в мире. Работа молодёжных центров планирования семьи в России.
Экскурсия в Центр планирования семьи.
Тема 14 Личная гигиена. Культура одежды.
-
Понятие «личная гигиена».
-
Уход за телом:
-
ежедневные водные процедуры;
-
гигиена полости рта;
-
уход за кожей лица;
-
использование косметических средств;
-
правильная осанка.
3. Внешность и формирование самооценки:
-
индивидуальная красота каждого человека;
-
одежда как средство выражения;
-
индивидуальность и мода.
-
Особенности отношения к своей внешности у подростков.
Лабораторная работа. Определение типов кожи на разных участках кожи.
Тема 15 Правила поведения в экстремальных ситуациях.
-
Правила и несчастные случаи:
-
повреждение костей и суставов;
-
черепно-мозговые травмы;
-
повреждение мягких тканей;
-
ожог;
-
отморожение;
-
отравление;
-
утомление.
-
Оказание первой доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях.
-
Профилактика травм и несчастных случаев.
-
Уход за больными.
-
Примеры ситуативных задач для дискуссии «Как себя вести в критических ситуациях».
Тема 16 «Человек - часть природы, давайте беречь человека».
-
Три кита здоровья. Береги здоровье смолоду.
-
Я здоровье берегу, сам себе я помогу.
-
От простой воды и мыла у микробов тают силы.
-
Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть.
-
Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет.
-
Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся приобретут следующие знания и умения.
Знания:
-
об основных формах общения и взаимоотношениях между людьми;
-
о месте человека как биологического вида в биосфере;
-
факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека, о популяционном и социальном здоровье;
-
этических нормах межличностных отношений;
-
правилах личной гигиены, сохраняющей здоровье человека;
Умения:
-
сравнивать факторы здоровья и факторы риска заболеваний;
-
понимать способы усиления защитных средств организма;
-
соблюдать правила личной гигиены;
-
принимать участие в обсуждении и решении экологических проблем Архангельской области;
-
прогнозировать и моделировать ситуации;
-
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета;
-
объяснять значение здорового образа жизни для нормального функционирования организма.
Контроль результатов обучения.
Форма итогового контроля - зачёт.
Для получения зачёта учитываются следующие критерии:
-
посещаемость;
-
наличие отчётов по лабораторным и практическим работам, экскурсиям;
-
текущие наблюдения за работой на семинарах, за участием в дискуссиях;
-
творческая активность во время деловой игры;
-
результаты тестирования и самостоятельных работ, активность учащихся на семинарских занятиях.
Литература для учителя.
-
Воробьёва Е.А., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1987.
-
Гигиена окружающей среды./Под ред. Г.И. Сидоренко. - М.: Медицина, 1985
-
Гуревич М.М. Семь правил домашней диеты. - М.: Панорама, 1991.
-
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. - М.: Просвещение, 1987.
-
Загрядский В.П., Суммо- Сосуйло З.К. Физические нагрузки современного человека. - Л.: Наука, 1982.
-
Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1984.
-
Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания. - Минск: Народная асвета, 1990.
-
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. - М.: Просвещение, 1989.
-
Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1987.
-
Курмцен Дж. , Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продлением человеческой жизни. - М.: Мир, 1982.
-
Лаптев А.П., Горбунов В.В. Коварные разрушители здоровья. - М.: Советский спорт,1990.
-
Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Рольф, Айрис - пресс, 1999.
-
Лещинский Л.А., Карбасникова Г.В. Берегите сердце. - М.: Медицина, 1991.
-
Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. - М.: Мысль, 1989.
-
Обухова А.Е. Человек и научно-технический прогресс: Антропологический аспект. - М.: Наука, 1977.
-
Ярыгин В.Н. Биология. Для учащихся мед. Училищ. - М.: медицина, 1987.
Литература для учащихся.
-
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
-
Березин И.П., Дергачёва Ю.Б. Школа здоровья. - М.: Московский рабочий, 1989.
-
Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье. - М.: Знание, 1977.
-
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека для учащихся 9 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1989.
-
Меренюк Г.В. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. - Кишинёв: Штиница,1984.
-
Никитин Н.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М.: 1980.
-
Орлов В. Человек, мир, мировоззрение. - М.: Молодая гвардия, 1985.
-
Оплавин С.М., Чихачёв Ю.Т. Физическая культура в жизни человека. - Л.: Знание, 1986.
-
Проблемы экологии человека. - М.: Наука, 1995.
-
Тагдиси Д.Т., Мамедов Я.Д., Алиев С.Д. Экология и здоровье. - М.: Знание, 1985.
-
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. - М.: Просвещение, 1985.
-
Ходакова Н.П. Молодым супругам. - М.: Медицина, 1999.