Элективный специальный курс по биологии11класс

Программа спец  курса по биологии «Общие закономерности общей биологии» (для учащихся 11-ых классов, 34 часа)Пояснительная записка.С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить Природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, относятся химия, биология, география, физика. Различие между естественными науками состоит в уровне ( масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне живой ма... № урока  в году № урока Тема урока Кол час         Дата проведения Примечание     Цитология - наука о клетке(12 часов).     12     1. 1 Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки. 1     2. 2 Структура белков. Реализация генетической информации в клетке. Биосинтез белков. 1     3 3 Решение биологических задач на комплементарность, транскрипцию, трасляцию.  1     4. 4 Функции белков. Ферменты - биокатализаторы в клетке. 1     5.   5 Структура и функции клетки. 1     6. 6 Естественная классификация органического мира. 1     7.   7 Прокариоты. Бактерии, археи. 1     8. 8 Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов. 1     9. 9 Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты. 1     10.  
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа спец курса по биологии «Общие закономерности общей биологии»

(для учащихся 11-ых классов, 34 часа)

Пояснительная записка.
С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить Природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, относятся химия, биология, география, физика. Различие между естественными науками состоит в уровне ( масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне живой материи - это основной предмет современной биологии.

Биология изучается в базовом курсе биологии 9-11 классов общеобразовательной школы

2 часа в неделю. Этого времени мало, так как именно в 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке сдачи ЕНТ. Поэтому данный курс по биологии для учащихся 11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ЕНТ, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ЕНТ для тренировки,тем самым акцент поставлен на темы, которые очень часто встречаются при сдаче ЕНТ.Другой целью курса является выявление детей способных к предмету, и помочь им лучше понять предмет, помочь им в дальнейшем правильно выбрать профессию, свой путь в жизни. Данный курс рассчитан на 34 часа, с расчетом по 1 часу в неделю.
Цели курса:

1.Расширение и углубление знаний учащихся по общей биологии и экологии.

2.Развитие умения учащихся решать биологические задачи по всему курсу.

3.Развитие познавательных интересов обучающихся.

4.Целенаправленная профессиональная ориентация учащихся выпускных классов.

^ Задачи курса:

  1. Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач, формировать умения и навыки здорового образа жизни, необходимые в повседневной жизни.

  2. При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях общей биологии.

3.Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.
4.Развивать интеллект учащегося, его интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету посредством практических работ

Ожидаемые результаты обучения:

1.Расширие и углубление теоретической базы учащихся по биологии.

2.Научить учащихся правильно и быстро решать биологические задачи из сборников ЕГЭ

3.Развить и усилить интерес к предмету, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению биологических задач, зачет по курсу, защита рефератов.

^ Контролирующие материалы:

1.Для подведения итогов реализации учебной программы будут использованы зачет (итоговое тестирование)

2.Защита рефератов, защита профессии.

Учащиеся должны знать:

1.Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя.

2.Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов, вида и экосистем.

3.Естественную классификацию органического мира.

4.Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.

5.Закономерности наследственности и изменчивости.

6.Механизмы эволюционного процесса.

Учащиеся должны уметь:

1.Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.

2.Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

3.Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.

4.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

5.Сравнивать биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы, биологические процессы и делать выводы на основе сравнения.

6.Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

^ Содержание курса.

1.Цитология - наука о клетке (12 часов)

- Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки.

-Реализация генетической информации в клетке.

-Решение биологических задач на комплементарность, траскрипцию, трансляцию.

-Ферменты - биокатализаторы в клетке. Функции белков.

-Структура и функции клетки.

-Естественная классификация органического мира.

-Прокариоты. Бактерии, археи.

-Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.

-Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.

-Решение биологических задач по цитологии.

-Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.

-Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.

-Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.

2.Размножение и развитие организмов (5 часов)

-Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение.

-Половое размножение.

-Индивидуальное развитие организмов.

-Митоз и мейоз в сравнении.

3.Основы генетики(7часов)

-Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.

-Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.

-Закономерности изменчивости.

-Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.

-Решение генетических задач повышенной сложности.

4.Эволюция(3 часа)

-Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину.

-Основные направления эволюции по Северцову.

-Этапы эволюции человека - антропогенеза. Роль социального фактора в эволюции человека.

5.Основы экологии(5 часов)

-Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы.

-Биогеоценоз. Экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем.

-Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов.

-Решение экологических задач.

-Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы.

-Зачет. Защита рефератов. Итоговое тестирование.

Итого: 34 часа.
Темы рефератов:

1.Современные представления о происхождении жизни на Земле.

2.Макроэволюция как отображение современной системы растений и животных.

3.Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

4.Гентические основы эволюционной теории.

5.Т.Морган - основоположник хромосомной теории наследственности.

Список литературы для учителя:

1.Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, изд. Дрофа, 2006 год.

2.Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10-11 классы. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, изд. Дрофа, 2006 год.

3.Клетки и ткани. 10-11 классы. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. Элективные курсы. Д.К.Обухов, В.Н.Кириленкова, изд. Дрофа, 2007 год.

4.Готовимся к ЕГЭ. Общая биология. В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов, изд. Дрофа, 2008 год.

5.Биология. ЕГЭ. 2009. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. ФИПИ. Изд. Астрель, Москва, 2009.

6.Раздаточный материал тренировочных тестов, готовимся к практическому экзамену. Биология, ЕГЭ, Е.Л.Жеребцова, Тригон, Санкт- Петербург, 2008
Список литературы для учащихся:

1.Весь ЕГЭ от А до Я. Биология в схемах и таблицах. 11 класс. Ю.Щербатых, Ростов - на -Дону, изд. Феникс, 2009.

2.Биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. 2009- 2010, Ростов- на -Дону, изд. Легион.

3.Биология. ЕГЭ-2009 -2010, тесты, ФГУ, Москва

4.Учебно-методический комплекс. Биология. ЕГЭ, 2010, А.А.Кириленко, С.И.Колесников. Подготовка к ЕГЭ-2010, Ростов- на -Дону, изд. Легион, 2009 год.

5.Выпускной экзамен, С.Г.Мамонтов. Биология. Материалы для подготовки к ЕГЭ, изд. Дрофа, Москва-2008.


^




Тематическое планирование занятий элективного курса по биологии в 11 классе.

Тема курса «Общие закономерности общей биологии».

урока

в году

урока

Тема урока

Кол час

Дата

проведения

Примечание

Цитология - наука о клетке(12 часов).

12




1.

1


Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки.

1




2.

2


Структура белков. Реализация генетической информации в клетке. Биосинтез белков.

1




3

3


Решение биологических задач на комплементарность, транскрипцию, трасляцию.

1




4.

4


Функции белков. Ферменты - биокатализаторы в клетке.

1




5.


5


Структура и функции клетки.

1




6.

6


Естественная классификация органического мира.

1




7.


7


Прокариоты. Бактерии, археи.

1




8.

8


Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.

1




9.

9


Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.

1




10.


10


Решение биологических задач по цитологии.

1




11.

11


Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.

1




12.

12


Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.

1





Размножение и развитие организмов

(5 часов)

5




13.

1


Фотосинтез, его значение для жизни на земле.

1




14.

2


Размножение и развитие организмов(5 часов).

Основные свойства живой материи. Размножение и развитие организмов. Бесполое размножение.

1




15.

3


Половое размножение.

1




16.

4


Индивидуальное развитие организмов.

1




17.

5


Митоз и мейоз в сравнении.

1





18.



Обобщение знаний по теме « Размножение и развитие организмов». Решение биологических задач.






Основы генетики(7часов).

7




19, 20, 21

1-3


Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.

3




22

4


Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.

1




23

5


Закономерности изменчивости.

1




24,

25.

6


Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.

1




26.

7


Решение генетических задач повышенной сложности.

1





Эволюция(3 часа).

3




27.


1

Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину. Движущие силы эволюции согласно СТЭ

1




28.

2


Основные направления эволюции.

1




29.

3


Этапы эволюции человека. Роль социального фактора в эволюции человека.

1





Основы экологии(5 часов).

5




30.

1


Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы.

1




31.

2


Биоценоз, экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем.

1




32.

3


Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов.

1




33.

4


Решение экологических задач.

1




34.

5


Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы. Итоговое тестирование.

1





© 2010-2022