Луговые растения

Методическая разработка по теме «Луговые растения» предназначена для формирования представление у учащихся о природной экосистеме. Методическая разработка составлена в форме занятия-ярмарки и включает четыре тура, в их содержание включены вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний по растениеводству, разделу «луговые растения», экологическую игру «Найди ошибку в рассказе». Данная методическая разработка может быть использована на уроках биологии  и  окружающий мир в общеобразовательных уч...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ушакова Ольга Викторовна. МБОУ ДОД «ЦДОД» ЭБО г.Урай ХМАО-Югра.

Аннотация


Методическая разработка по теме «Луговые растения» предназначена для формирования представление у учащихся о природной экосистеме. Методическая разработка составлена в форме занятия-ярмарки и включает четыре тура, в их содержание включены вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний по растениеводству, разделу «луговые растения», экологическую игру «Найди ошибку в рассказе». Данная методическая разработка может быть использована на уроках биологии, окружающий мир в общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования детей на занятиях эколого-биологической направленности.

Занятие-ярмарка «Луговые растения»


Цель: формировать представление у учащихся о природной экосистеме - луге.

Задачи:

Обучающая

  • познакомить учащихся с природным сообществом - лугом;

  • расширить и углубить знания учащихся об обитателях луга;

  • показать значение лугов в жизни человека.

Развивающая.

  • развивать познавательный интерес;

  • стимулировать интерес к учебной и игровой деятельности.

Воспитательная.

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: доска, компьютер, карточки

Демонстрационный материал: плакат с экосистемой луга, дидактические карточки (растения), карточки с загадками для викторины, карточки - вопросы для викторины, иллюстративный материал знаки - сигналы «Поведение в природе»

Форма: нетрадиционная.

Вступительное слово :

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас занятие по теме

«Луговые растения».

Но это будет необычное занятие - это занятие-ярмарка.

Ярмарки, что это такое? В толковом словаре русского языка С. Ожегова слово «ярмарка» означает большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно и то же время.

Сегодня у нас главное на ярмарке - это торг и товар. Я - покупатель, а вы - купцы. Ваш товар - знание и всем хочется, чтобы они оказались добротными, не залежавшимися.

Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания. Продав свой товар, вы станете состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно хранят в самом надежном месте - в банке. Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные банки (каждая команда получает пластиковый стаканчик).

И валюта тоже - самая надежная, очень твердая, достаточно зеленая (горошины).

Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. У нас тоже они будут.

В игре участвуют две команды по 5 человек в каждой, ведущий игры. Игра проводится в 4 тура, от 1 до 4 вопросов в каждом.

Итак, начинаем торги.

- Ярмарка! Ярмарка!

Веселись народ!

Глядите, не моргайте,

Рты не разевайте,

Подешевле покупайте.

Ну что за товар!

И этот хорош!

И другой хорош!

Выбирай который хошь! (написано на доске).

Добро пожаловать!

1 Торговый ряд «Луга в природе»

Цель: проверить общую информированность учащихся по теме «Чем луг отличается от леса?».

Групповая работа «Собери экосистему». Каждой команде дается название экосистемы

(луг,лес). По одному представителю из каждой группы по очереди друг за другом подходят к столу, где находятся картинки представителей разных экосистем. Задача каждого ученика: взять только ту картинку, на которой изображен «производитель», «разрушитель» или «потребитель» данной группе экосистемы.

По ходу ответа команды получают заработанную валюту (полный правильный ответ) или штрафные очки (если были неточности). Валюта и штрафы складываются в общую банку команды.

Вывод: В природе растения растут в определённом порядке, образуя растительные сообщества - леса, поля, луга. Луга - обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут - вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.

2.Торговый ряд «Растительность лугов».

Каждой команде дают конверт с вопросами, на которые они должны ответить устно, правильный ответ - горошина для команды.

а) Загадки:

Колосится в поле рожь

Там во ржи цветок найдёшь.

Хоть не красный он, а синий

Всё на звёздочку похож. (Василёк)

Эй, звоночек синий цвет!

С языком, а звону нет! (Колокольчик)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке (Одуванчик)

Белая корзина золотое донце (Ромашка)

Тонкий стебель у дорожки

На конце его сережки

Нам он как хороший друг

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

б) Найти в стихотворении, которое так и называется «Что растет на лугу?» все перечисленные растения .

На лугу растет

Ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что еще?

Гвоздика, смолка.

Колокольчик.

Хвощ- как елка.

А еще?

Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки

Граммофончики - вьюнки

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок

И красивых и пушистых

Разноцветных и душистых!

в) Работа с гербарием луговых трав.

На столах у каждой команды гербарий. Рассмотреть его. На доске плакат «Луг». Что можете сказать о травах луга? Есть ли у них общие черты?

Вывод. Листья у луговых трав узкие и длинные. Луговые травы растут ярусами - этажами; выше всех светолюбивые; нижние - теневыносливые.

Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам: одни легкие, с парашютиками, и их разносит ветер, другие созревают в стручках (горошек) и силой разбрасываются вокруг, некоторые имеют зацепки, некоторые семена плохо намокают и легки, их далеко уносит водой (мятлик). Семенами питаются грызуны и птицы, они растаскивают их, теряя часть по дороге. Луговые травы не похожи на лесные.

г) Викторина «Лекарственные растения лугов»

  • Какое луговое растение поможет при простуде? (ромашка лекарственная)

  • Какое луговое растение поможет при болезнях желудка? (тысячелистник)

  • Отвар, из какого растения освежит и успокоит? (мята)

  • Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой)

3.Торговый ряд «Животные лугов».

Команды получают конверт с вопросами, правильный ответ - горошина для команды.

а) Загадки

Пою» крыльями, «слушаю» ногами (кузнечик).

Я самое прожорливое животное на планете (стрекоза).

Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду - землю рою (жук).

Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю (пчела).

Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой (бабочка).

Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба (шмель).

Спинка в веснушках, ах, как неловко, и покраснела (божья коровка).

Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь (муха).

Лечу - говорю, сяду - молчу (оса).

б) Составьте цепи питания, которые складываются на лугу. Каждой команде выдается набор картинок для выстраивания и объяснения цепи питания: насекомые, растения, луговые птицы-хищники, грызуны.

5. Торговый ряд «Луга и человек»

а) Каждая команда слушает рассказ. Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».

Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около реки. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прослушайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Какие?

- Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц - все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили - микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

б) Каждая команда составляет правила поведения на лугу.

Правила поведения на лугу.

  1. Не рвите охапками цветы.

  2. Не ловите бабочек, не разоряйте гнезда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдет опыление - не будет плодов и семян. Бабочка - махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.

  3. Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.

  4. Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнезда птиц.

  5. Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества.

Итог

Подсчитывается сделанные за время ярмарки вклады в стаканчиках и штрафные очки. Так определяется наиболее ловкие, удачливые купцы, ставшие благодаря своему товару - знаниям - состоятельными людьми.

- Спасибо за участие в ярмарке.

Луговые растения

Луговые растения




Литература

1. Бродский А. К.Общая экология, «Академия», 2010 г., 254 стр.

3. Петунин О. В. Сборник заданий и упражнений по общей экологии. «Феникс», 2008 г.

4.Скорик А. В., Ларина О.В. Тесты. Экология, «Издательство "ЭКЗАМЕН"», 2005 г., 221 стр.


© 2010-2022