Описание педагогической технологии Рисуночное письмо

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РИСУНОЧНОГО ПИСЬМА

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Представленная тема хотя и не новая, но актуальная. Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Отображение основного содержания материала последовательным рядом рисунков, так называемое рисуночное письмо - один из древних способов передачи и закрепления знаний.

На мой взгляд, сигналы облегчают поиск необходимых сведений, увеличивают информационную емкость учебного материала, дают возможность учащимся легко ориентироваться в нем.

В основе этой технологии лежит идея опоры.

Опора упрощает процесс запоминания новых терминов. Многие темы можно объяснить с помощью опор, совсем не используя записей.

Опорный сигнал по Шаталову - это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

При использовании опорных сигналов учащиеся достаточно успешно усваивают и могут почти дословно пересказать ранее изученный на уроке учебный материал. С такой же подробностью они воспроизводят полученные знания и в последующем, даже не имея перед собой рисунков-сигналов.

Эффект применения рисуночного письма связан с тем, что учащиеся легко запечатлевают изображаемые учителем сигналы, а затем используют зрительные образы в качестве плана своего рассказа и источника определенной информации. Рисунки-сигналы целесообразно вводить в ходе беседы при составлении, например, характеристики группы живых организмов. Сигналы могут изображаться на классной доске или демонстрироваться в виде готовых слайдов в презентации. Идеограммы, изображающиеся мелом на доске в процессе сообщения учащимся новых сведений, называются динамическими сигналами. При составлении рисунка учитель даёт пояснения по каждому элементу сигнала. Составленное из таких сигналов описание изучаемой группы животных является своеобразной учебной графической моделью, созданной на глазах учащихся. Этот способ составления и использования идеограмм следует считать основным.

Рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко и быстро изобразить на классной доске (и в рабочих тетрадях) в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными.

Важно, чтобы часть сигналов могла быть использована при составлении характеристики нескольких систематических групп организмов или целого ряда биологических процессов и позволяла нам вносить в них некоторые изменения, отражающие особенности той или иной систематической группы или процесса.

Введение опорных сигналов на уроках происходит параллельно с работой с рисунками, таблицами, текстом учебника и натуральными объектами.

Большой плюс в использовании опорных сигналов заключается вногократном «прокручивании» учебного материала:

  1. изучение нового материала, с параллельным введением опорных сигналов

  2. сжатое повторение материала по получившемуся опорному блоку

  3. работа в парах по опорному блоку (без выставления оценки)

  4. выполнение заданий с использованием опорных блоков

  5. повторение опорного блока - задание на дом

  6. чтение материала, содержащегося в учебнике - задание на дом

  7. комментированное решение тестовых заданий с использования опорного блока

  8. устные ответы с использования опорного блока

Таким образом, содержание материала проходит через сознание ученика восемь раз, причем в разных формах.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные термины, формулы для них бывает очень сложно, не говоря уж о последовательном раскрытии темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний. Даже такой маленький успех, как удачный ответ и получение хорошей отметки, повышает самооценку ученика, укрепляет веру в свои силы, что в конечном итоге приводит к повышению мотивации к предмету.

© 2010-2022