Конспект урока по биологии для 6 класса на тему: Лишайники

Конспект урока по теме:"Лишайники можно использовать на уроке биологии в 6 классе по образовательной программе;"Школа 2100".  Учебник по биологии для 6 класса: А.А.Вахрушев "О тех кто растет, а не бегает"Издательство:"Вентана-графф" Продолжительность урока 45 минут. На уроке используется авторская презентация:"Лишайники-сфинксы", которую можно найти на моем сайте. Тема лишайники обычно сложна для понимания уащимися и плохо запоминается. Данная разработка помогает лучше усвоить данную тему, улучш...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии для 6 класса на тему:ЛишайникиКонспект урока по биологии для 6 класса на тему:ЛишайникиКонспект урока по биологии для 6 класса на тему:ЛишайникиКонспект урока по биологии для 6 класса на тему:ЛишайникиКонспект урока по биологии для 6 класса на тему:ЛишайникиКонспект урока по биологии для 6 класса на тему:Лишайники



Урок биологии в 6 классе

на тему:

« Лишайники-симбиоз гриба и водоросли»



Автор:

учитель биологии высшей категории

МБОУ СОШ № 3

Миронова Ирина Аркадьевна





г. Родники 2013 год







Цель урока: Познакомить учащихся с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.

Задачи:

1.Образовательные

  • Раскрыть особенности строения лишайников

  • Выяснить где они обитают

  • Как происходит их питание

  • На какие группы делятся по форме слоевища

  • Какое значение они имеют в природе и жизни человека

2.Развивающие

  • Развивать умения работать с натуральными объектами

  • Развивать умение работать с текстом учебника

  • Развивать логическое мышление через умение обобщать, делать выводы, сравнивать

  • Развивать наблюдательность

3.Воспитательные

  • Продолжить формирование научного мировоззрения

  • Осуществлять экологическое и природоохранное воспитание на примере материала урока

  • Осуществлять эстетическое воспитание





Оборудование:

  • Авторская презентация: « Лишайники»

  • Таблица: «Лишайники»

  • Наглядные пособия: гербарии лишайников, ветки, покрытые лишайниками, лакмус, щелочь, кислота, пробирки

  • План самоанализа и самооценки

  • Магнитная доска, магниты

  • Рисунок дуба, водоросли и гриба

  • Таблички: питание лишайника, симбиоз, лихенология, лихеноиндикация, слоевище









Ход урока:

  1. Организационный момент: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Надеюсь, наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения.

  2. Создание проблемной ситуации. Ребята, сегодня мы будем изучать новый организм. Сейчас я расскажу вам сказку, вы ее внимательно послушайте. Она поможет вам понять, что за организм мы будем изучать, о чем будем говорить на сегодняшнем уроке.

Жил-был на опушке леса старый дуб. Хорошо ему было, но скучно. Лишь иногда прилетали птички и сидели в его кроне или прибегал кабан, полакомиться желудями. И вот однажды на коре дуба появилось маленькое существо. «Кто ты?» : спросил дуб. Я гриб, сказало существо. «А где ты живешь?», спросил дуб? «Пока нигде» ответил грустно гриб. «А ты не вредный, не будешь портить мне кору?» спросил дуб. «Нет, я же не трутовик», ответил гриб. «Тогда оставайся», сказал дуб. Так и стали они жить вместе. Но вот однажды появилось еще одно маленькое существо. Это была прекрасная зеленая водоросль. Она очень озябла. Гриб закрыл ее своими гифами. Подружились водоросль с грибом и стали они жить вместе, помогая друг другу. Как называются организмы, живущие в содружестве?

( симбиоз).Прицепились за кору и пришлися ко двору. (Во время рассказа сказки учитель прикрепляет на фото коры дуба гриб и водоросль и названия: гриб и водоросль).

Учитель, показывая ветку дерева с лишайником, спрашивает: Посмотрите на ветку. На ней есть живые организмы, похожие на листочки желтого и серого цвета. Вам знакомы эти организмы? Что это за организм? (Показываю слайд с лишайниками). Ответ : лишайники появляется на слайде. Итак, сегодня мы познакомимся с новым организмом , который называется лишайник. Откройте тетради, напишите тему урока: «Лишайники» (пишу на доске тему урока, дети пишут тему в тетради)

Откроем учебники на странице 88. Сейчас мы познакомимся, как всегда, с мнением Лены и биолога о лишайниках. Прикрепляю на доску слово: ЛЕНА. Читаем слова Лены. Все внимательно слушают. Теперь скажите: Что считает Лена? К какой группе организмов относят лишайники? Итак, Лена считает, что лишайники-это растения. Записываю на доске предположение Лены под ее именем. Теперь читаем слова биолога. Что отвечает ей биолог? Как он считает? Лишайник-это растение или нет? Биолог считает, что лишайник не растение. Предположение записываю на доске под термином БИОЛОГ.

Предположения школьников записываю на доске:

Лена Биолог

Лишайник-растение Лишайник - не растение

В чем вы видите здесь противоречие? Что вас удивляет? Какой вопрос у вас возникают?

Формулировка проблемы: Что такое лишайник? (проблема записывается на доске после утверждений)

Как бы вы ответили на этот вопрос? ( записывается несколько версий верных и неверных.

Лишайник-гриб лишайник-растение лишайники - особая

группа организмов, состоящая из гриба и водорослей

Что мы уже знаем, чтобы ответить на этот вопрос? Давайте проверим наши знания.

3.Актуализация знаний.

Беседа, с использованием вопросов учебника, слов на магнитной доске.

В сказке вы слышали, что лишайник возник путем симбиоза гриба и водоросли. Грибы и водоросли - это организмы. Мы изучаем организмы всегда по одному и тому же плану: План напечатан и висит на доске. Давайте вспомним . Грибы бывают разные: шляпочные, плесневые, дрожжи, паразиты. Но все они имеют общие черты. Что такое грибы? Как они устроены? Как питаются грибы? ( показ слайда презентации)

Посмотрите на доску. Какие понятия вам уже знакомы?

(Примерный ответ: грибы-это особое царство живой природы. Грибы состоят из гифов, образующих грибницу или микоризу. Питаются гетеротрофно -готовыми органическими веществами, путем всасывания питательных веществ грибницей)

Водоросли бывают разные: зеленые, бурые, красные. Но все они также имеют общие черты строения и питаются одинаково. Вспомним: Что такое водоросли? Как они устроены? Какие по количеству клеток бывают водоросли? ( Примерный ответ: Водоросли - это низшие растения. Не имеют тканей и органов. Тело называется слоевище. Они имеют хлорофилл. Питаются автотрофно, образуя органическое вещество с помощью фотосинтеза Бывают одноклеточные и многоклеточные водоросли.) ( Показ слайда презентации с водорослями.)

Симбиоз. Что такое симбиоз? Какие примеры симбиоза вы уже изучили?

(Примерный ответ: симбиоз-это взаимовыгодное содружество организмов. Мы изучили симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий и симбиоз шляпочных грибов и деревьев)Показ слайда презентации с клубеньковыми бактериями и бобовыми растениями и симбиоза шляпочных грибов и деревьев: микоризы.)

4.Совместное открытие знаний.

Теперь давайте подумаем, что нам нужно узнать для решения проблемы. Мы будем искать ответ на главный вопрос: что же такое лишайник.( показываю на проблему на доске).

Мы изучаем организмы всегда по одному и тому же плану. Лишайник-это организм? Да. Мы можем использовать план для изучения лишайников? Да.

Давайте попробуем предположить схему строения лишайника, вспомните сказку, слова биолога в диалоге с Леной на стр.88

Учащиеся предполагают, что лишайники состоят из гифов гриба и одноклеточных зеленых водорослей.

Проверка предположения: рассмотреть рис 26.2 на стр.89 учебника и слайд презентации. Сделать вывод о строении лишайника. Записать на листочке на схеме строение лишайника слова: гриб и водоросль. Тело лишайника называется: слоевище, написать на доске: 1. напротив слова строение: гриб и водоросли образуют слоевище. Рассмотрим рисунок 26.2 в учебнике на стр. 89.Попытамся ответить на вопрос: Какими свойствами должна обладать верхняя пленка лишайника?( Ответ: защищать водоросли от внешней среды.)

Итак, мы познакомились со строением лишайника. Теперь давайте подумаем, а как может питаться лишайник, если он состоит из водоросли и гриба? Как питается водоросль и как питается гриб? Как они могут помогать друг другу?

Записи в тетради схемы питания, которая есть на слайде презентации: Водоросль - органические вещества, гриб-минеральные соли и воду =симбиоз

Теперь нам нужно выяснить, где обитают лишайники? Где вы их видели? Почему их называют пионерами растений? Слово пионер, означает-первопроходец(фр.) Показывают слайд с изображением мест обитания лишайников. Дети предполагают, где обитают лишайники. Нужен ли лишайникам свет для жизни? Свет нужен, так как в водоросли протекает фотосинтез. Проверка предположений: чтение стр.88 учебника. Запись: обитают везде. Селятся первыми. Нужен свет.

Показываю слайд презентации с тремя группами лишайников и спрашиваю: Чем отличаются эти три группы лишайников по внешнему виду? Дети предполагают, что формой слоевища. Как бы вы назвали их? На что похожи слоевища 1 группы? На накипь. Эта группа называется: накипные. Вторая группа похожа на корочки, листочки и называется листоватые. Третья группа похожа на кустики и называется кустистые. По ходу беседы составляет схема в тетради:

Группы лишайников по форме слоевища

Накипные Листоватые Кустистые

Практическое применение знаний: Составьте схему формы слоевища, используя учебник стр. 89-90 текст под названием: Обнаженный грунт лишайники заселяют по очереди. Напишите названия лишайников из гербариев, которые лежат на столе в соответствии со схемой. Где же используют эти необычные организмы?

1.Слайд презентации с северными оленями, питающимися лишайниками. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется? Найдите гербарии этих лишайников на столе. Кто живет в тундре? Это северные олени? Чем же они питаются? Верно лишайниками.

Запись в тетради: Олени питаются лишайниками

2.Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу -много. Почему? Как вы думаете? Ученики предполагают, что лишайники не любят загрязненный воздух. Лишайники используют для изучения чистоты воздуха.Это индикаторы. Индикатор-это показатель(греч.) Метод подсчета количества лишайников называется лихеноиндикация, так как наука, изучающая лишайники, называется лихенология.

Запись в тетради: Лихенология-наука о лишайниках. Лихеноиндикация-изучение чистоты воздуха с помощью слоевищ лишайника. Предлагаю учащимся, которые заинтересовались этим методом, выполнить работу по изучению лишайников нашей местности и провести лихеноиндикацию. После урока прошу подойти ко мне желающих выполнить эту работу.

3.Посмотрите на слайд: где используют лишайники? Верно в пищу. Некоторые лишайники съедобны. Например, уснея, умбликария и др. Повар химика Либиха умел готовить из лишайников 80 блюд. Запись в тетради: пища. Посмотрите на слайд: для чего еще используют лишайники?

Верно. Это лекарственные организмы.

Запись в тетради: лекарства

4.Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор- лакмус. Вы познакомитесь с ним в курсе химии. Индикатор должен что-то определять. Лакмус определяет кислую и щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной пробирке раствор стал красным - это кислота. В другой - синим-это щелочь, в третьей не изменился_- вода. Используя лакмусовые бумажки, можно определить кислотность почвы на вашем участке. Если почвы кислые, их нужно известковать.

О лишайниках еще много можно говорить, кому интересно, может почитать книги, посмотреть информацию в интернете. Но, к сожалению, урок не безграничен.

Подводим итоги урока: Что такое лишайник?

Климент Аркадьевич Тимирязев назвал лишайники на одной из публичных лекций растение-сфинкс. Что такое сфинкс? Это мифический организм -тело льва и лицо человека. Ученики отвечают, что лишайник-это симбиоз гриба и водорослей, поэтому его тоже можно считать сфинксом. Чьи версии подтвердились? Проверка версий.

Домашнее задание: прочитать параграф 27-28, ответить на вопр. К п. 26, выполнить творческие задания по желанию

Практическое применение знаний.

Тест по теме: «Лишайники»

.

  1. Вариант.

Выберите правильные ответы на предложенные вопросы.

1.Лишайники - это:

а) водоросли,

б) грибы,

в) симбиоз гриба и водоросли.

2.Какие водоросли составляют тело лишайника:

а) одноклеточные,

б) многоклеточные.

3.Какие существуют формы слоевищ лишайников:

а) кустистые,

б) накипные,

в) листоватые.

4.Тело лишайников называется -

а) грибница,

б) слоевище.

5.Органические вещества лишайнику поставляет:

а) водоросль,

б) гриб.

6.Первыми обнаженный грунт заселяют лишайники:

а) листоватые,

б) накипные,

в) кустистые.

Тест по теме : «Лишайники»

  1. Вариант.

Выберите правильные ответы на предложенные вопросы

1.Лишайник - важнейший источник корма для

а) северных оленей,

б) домашних животных.

2. Симбиоз-это:

а) взаимовыгодное для организмов содружество

б) жизнь организмов независимо друг от друга

в) конкуренция организмов за ресурсы

3. Почему лишайники не растут в затененных местах:

а) там холодно

б) там слишком сыро

в) водоросль не может фото синтезировать в отсутствии света.

4.Лишаники плохо растут вблизи дорог, так как:

а) они не могут расти на деревьях

б) они не выносят загрязнение воздуха

в) там нет воды

5. Минеральные соли и воду лишайнику поставляет :

а) водоросль

б) гриб

6. К какой группе организмов можно отнести лишайники:

а) гетеротрофы

б) автотрофы

в) симбиотические





© 2010-2022