Конспект урока биологии в 9 классе по теме: Охрана окружающей среды

Урок биологии в 9 классе по теме: «Охрана окружающей среды» УМК В. В. Пасечник Форма проведения: экологический эрудицион Цели: организовать деятельность учащихся по углублению знаний по экологии; способствовать развитию логического мышления учащихся, умения отстаивать свою точку зрения; содействовать экологическому воспитанию учащихся Оформление: нарисована карта Земного шара, покрытая черными пятнами. (Звучит колокольный звон. Сначала тихо, потом набирая силу.) Ход урока В1 Во все времена коло... Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог. Это можно сдать и получить деньги. Из этого можно сделать что-то новое. Это бывает черным и цветным. Цветной дороже. (Металлом). 6 1.Всегда черного цвета. 2.Это много в городе, особенно где есть заводы и фабрики 3.Это очень вредно. 4.У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной 5.Этого много при горении. (Сажа). (Итоги) III тур Проблемы утилизации мусора (Что мы выбрасываем?) На столе лежат изделия из разных материалов, предназначенные для выброса. Дать характеристику материалов. Макулатура: 1.Материал: бумага, иногда пропитанная воском и покрытаяразличными красками. 2.Ущерб природе: собственно бумага ущерба... Литература: 1. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек/Ю. В. Новиков - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 320с. 2. Петин А. Н., Новых Л. Л. Экология Белгородской области / А. Н. Петин – М.изд. МГУ, 2002. – 288 с.          
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Журавлева Ольга Васильевна

Приложение 4

Урок биологии в 9 классе

по теме: «Охрана окружающей среды»

УМК В. В. Пасечник

Форма проведения: экологический эрудицион

Цели: организовать деятельность учащихся по углублению знаний по экологии; способствовать развитию логического мышления учащихся, умения отстаивать свою точку зрения; содействовать экологическому воспитанию учащихся

Оформление: нарисована карта Земного шара, покрытая черными пятнами.

(Звучит колокольный звон. Сначала тихо, потом набирая силу.)

Ход урока

В1 Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали «во дни торжеств» и людских бед, когда голосу человеческому не под силу было выкрикнуть боль….

55 лет назад отзвучали колокола самой долгой и страшной Великой Отечественной войны.

В2 По ком же звонят колокола сегодня?

Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля! Они возвещают о приблизившейся вплотную экологической катастрофе.

В2 . Моя планета - человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава- океан!?

Где вся природа - поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

В1 Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая!

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет!

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

( на фоне тишины звучат сигналы SOS)

В2 26 апреля 1986 годе в 1 час 27 минут произошла чернобыльская катастрофа.

В1. Четвертый реактор - он дьявольски вздрогнул раскатом.

Замрите народы! Прощайте друзья и семья.

Кто в пекло шагнул как на дот, навалился на атом.

Чтоб вечно жила, чтоб вечно дышала земля.

Он думал о жизни, о жизни и только, о ней!

Поэтому вишни цветут, окрылено в Державе,

И дети играют под солнечным пологом дней

В2. Люди прислушайтесь, наша планета взывает к разуму!

Наша земля в опасности, она медленно погибает.

В!. О чём говорит цифры и факты телетайпных лент?

В2Каждый день фауна земного шара становится бедней на один вид животных.

В1 Каждую неделю мы теряем один вид растений.

В2 5 миллиардов тон углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу земли.

В1 В минуту вырубается 20 га тропических лесов.

В2 В Белгородской области площадь лесов сократилась на 15%.

В1 60% почв нашего края подвержены эрозии.

В2Ежедневно в воздух области выбрасывается 109 тыс. тонн вредных веществ.

В1 Экологическая катастрофа повисла над каждым человеком планеты земля.

Все. Страшно!(Руки к лицу).

Вырубили лес, вокруг одни пни.

Все. Душно!(Руки к груди)

В воздухе черная пыль и смрад.

Все. Жутко!(Руки опустили).

Море покрыла черная нефть.

Все. Пусто!(Опустив голову).

(Звук метронома)

Спасай природу человек

И это поле, и эти сосны

Пройдет совсем немного лет

И будет поздно! Будет поздно!

В1. Ученье утверждает - наша планета тяжело больна и на её леченье человечеству отпущено не более 30 лет.

В2. Спасти нашу планету - задача всех и каждого. Ученые утверждают - наша планета тяжело больна и на ее лечение человечеству отпущено не более 30 лет.

В1. Сегодняшнее население земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т. сырья, правда большая его часть - 97% идет в отходы. Новые виды товаров, новые марки - покупай. А старые, но вполне годные вещи выбрасываются, мусор постепенно становится монстром цивилизации. Наш экологический эрудицион посвящен одной из самых актуальных тем - загрязнению планеты. Земля, и мы должны решить вопрос: как очистить нашу планету.

В эрудиционе участвуют две команды. Каждый правильный ответ - это очищенный объект на карте.

Iтур: «Разминка»

(командам выдаются таблички с цифрами 1.2,3)

1.Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

1.Пластмасса

2.Стекло

3.Металл

2.Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

1.Москвы

2.Лондона

3.Нью-Йорк

3.Каждая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:

1.Производство упаковочных материалов

2.Переработка мусора

3.Производство автомобилей

4.Основа для разработки санитарных норм, а также для решения об открытии или остановке того или иного производства:

1Предельно допустимая концентрация веществ.

2.Наличие тяжёлых металлов.

3.Государственный стандарт качества.

5.Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение

2. На близлежащие регионы

3. Даже на территории, удаленные от места выброса

6.Более половины общего количества - отходов в странах Европейского экономического сообщества приходится:
1. На тяжелую промышленность
2. На легкую промышленность
3. На сельское хозяйство

7.Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
1. Теплоэнергетика
2. Нефтепереработка
3. Автотранспорт

8. В Белгородской области больше всего выбрасывается вредных веществ в: 1. Белгороде
2. Старом Осколе
3. Губкине

9. Что такое вермикультура:

1 Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны.

2 Специальное разведение дождевых червей(для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы).

3 Способ определения степени чистоты воды.

10. В нашей области наиболее распространены эрозийные процессы почвы в: 1. Борисовском районе(27%)

2. Красногвардейском (73%)

3. Ровеньском районе

11. В водоемы области сбрасывается в течении года неочищенных вод:

1. 100 тыс. м3

2. 20 тыс. м3

3. 200 тыс. м3

12. Гарбология - это:

1. Наука о доме

2. Наука, изучающая почву

3. Мусороведение.

13. Бутылка, или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменений:

1. 10 лет

2. 50 лет

3. 100 лет и более

14. Выброшенную бумагу «съедят» невидимые микробы за:

1. 1 - 2 года

2. 5 - 8 лет

3. 20 и более лет.

(После окончания работы судьи подсчитывают баллы с изображения земного шара убираются «отходы», соответствующие заработанным каждой командой очкам).

II тур. Не спешите выбрасывать свое будущее (или отходы)

«Устами младенца»

1.Детские высказывания:

1. В небольших количествах он очень полезен.

2. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

3. Его производит обыкновенная корова.

4. При попадании в водоемы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.

5. Он плохо пахнет (Навоз).

2. 1. У меня много игрушек сделано из нее.

2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

3. Предметы, изготовлены из нее мало весят.

4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Ее нельзя выбросить, так как она сама в природе не разлагается (Пластмасса).

3. 1. Ее изобрели китайцы.

2. У нас ее получают из дерева

3. Она легко горит.

4. Из нее получают очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага)

4. 1 Его делают из песка

2. Чаще всего оно прозрачное

3. Когда падает, она разбивается.

4. Если его нагреть, оно становиться тягучим, как тесто.

5. Если оно разбилось, можно порезаться (Стекло).

5.1.Это получается, когда становится старым, или ломается.

  1. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

  2. Это можно сдать и получить деньги.

  3. Из этого можно сделать что-то новое.

  4. Это бывает черным и цветным. Цветной дороже. (Металлом).

6 1.Всегда черного цвета.

2.Это много в городе, особенно где есть заводы и фабрики

3.Это очень вредно.

4.У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной

5.Этого много при горении. (Сажа).

(Итоги)

III тур Проблемы утилизации мусора

(Что мы выбрасываем?)

На столе лежат изделия из разных материалов, предназначенные для выброса. Дать характеристику материалов.

Макулатура:

1.Материал: бумага, иногда пропитанная воском и покрытая
различными красками.

2.Ущерб природе: собственно бумага ущерба не приносит. Целлюлоза входящая в состав бумаги - естественный природный материал. Однако краска которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества.

3. Вред человеку: ядовитые вещества выделяет краска

4. Пути разложения: используется в пищу микроорганизмами.

5. Конечный продукт: перегной, тела различных организмов CO2 и H2O

обезвреживание: сжигание

6. Время разложения: 2-3 года

7. Способ вторичного использования: переработка на обёрточную бумагу.

Категорически запрещено сжигать бумагу в присутствии пищевых продуктов, т. к. могут образоваться диоксины.

Деревянные изделия.

1 Материал: дерево

2 Ущерб природе: не наносит. Естественный природный материал.

3 Вред человеку: могут вызвать травмы.

4 Пути разложения: используются в пищу некоторых микроорганизмов

5. Конечный продукт: перегной, H2O, CO2, тела микроорганизмов

6.Время разложения: несколько десятков лет.

7.Вторичное использование: переработка на бумагу или древесно - стружечные плиты.

8. Наименее опасный способ обезвреживания : сжигание.

Консервные банки.

1 Материал: оцинкованное или покрытое оловом железо.

2 Ущерб природе: соединение Zn, Su и Fe ядовиты для многих органов острые края банок травмируют животных.

3 Вред человеку: ранит при хождении босиком. В банках накапливается H2O, развиваются личинки кровососущих насекомых. Соединения Zn и Su ядовиты.

4 Пути разложения: под действием O2 медленно окисляется до оксида Fe3 O4 (ржа), в некоторых условиях растворяется. Остатки Zn и Su препятствуют его окислению.

5 Конечный продукт: мелкие куски ржавчины или растворимые в соли Fe.

6 Время разложения: на земле несколько десятков лет, в пресной воде около 10 лет, в соленой 1-2 года.

7 Способы вторичного использования: переплавление вместе с металлоломом

8 Наименее опасный способ: захоронение после предварительного обжига (для разрушения. Zn и Su покрытие)

Банки из-под пива и других напитков

1 Алюминий и его сплавы

2 Острые края банок вызывают травмы у животных

3В банках вода - личинки кровососущих

4 Под действием O2 алюминий окисляется до оксида, в некоторых условиях разлагается.

5 Конечный продукт: Оксид и соли алюминия

6 На Земле - сотни лет, в пресной воде - несколько десятков лет, в соленой воде - несколько лет.

7 Переплавка

8 Захоронение.

Стеклотара.

1. Стекло.

2. Ранения животных, может фокусировать солнечные лучи и вызвать пожары.

3. тоже.

4. Медленно растрескивается и распадается от перепадов температуры; стекло постепенно кристаллизуется и рассыпается; очень медленно растворятся в воде. В первую очередь такие процессы протекают на острых на острых кромках осколков.

5. На земле - несколько сотен лет, в спокойной воде - около 1000 лет, в полосе прибоя - 1 года

6. Мелкая стеклянная крошка, по виду неотличимая от песка.

7. Использование по прямому назначению или переплавке.

8. Вывоз на свалку или захоронение.

Изделие из пластмасс несодержащие хлора.

1.(прозрачные пакетный полиэтилен), пластмассовые бутылки (полиэтилентерефталат), одноразовая посуда (полистирол). Признак, отличающий от хлорсодержащего, при аккуратном нагревании плавятся.

2. Препятствуют газообмену в почвах и водоемах. Если съедают животные - погибают. Пластмассы могут выделять токсичные для многих организмов вещества.

3. Могут выделять при различных условиях ядовитые вещества.
4. Медленно разлагаются О2 воздуха. Очень медленно разрушаются под действием солнечных лучей.

5. СО2 и Н2О

6. Около 100 лет и больше

7. Переплавка

8. Сжигание

Категорически запрещено сжигать указанные материалы в присутствии пищевых продуктов.

Изделия из хлорсодержащих пластмасс.

(непрозрачная тетрадная обложка, изоляция проводов)

1.Поливинилхлорид

2. Препятствует газообмену в почвах и водоемах, выделяются токсичные вещества, гибель животных при съедании.

3. Выделяются ядовитые вещества.

4. Очень медленно окисляются кислородом. Очень медленно разлагаются под солнечными лучами.

5. Углекислый газ, вода и хлороводород.

6. На земле и в пресной воде - несколько сотен лет, в соленой - несколько десятков лет.

7. не существует (из-за тех трудностей)

8. Вывоз на свалку.

Категорически запрещено сжигать, т. к. при этом образуется много диоксидов.

Батарейки

Очень ядовитый мусор:

1.Цинк, уголь, оксид марганца(IV)

2.Соединение цинка и марганца очень ядовиты.

3 Цинк медленно окисляются под действием растворенного в воде кислорода до оксида, медленно восстанавливается под действием растворенных в воде органических соединений и растворяются. Уголь практически не разлагается.

4. Соли цинка и марганца.

5. На земле - 10 лет, в спокойной воде - несколько лет, в соленой воде - около года.

6. Цинк можно использовать в микролаборатории для получения водорода, оксид марганца для получения хлора или перманганата калия.

7. Вывоз на свалку

IYтур. Что может сделать один?

(закончить фразу)

1.Не покупай больше, чем (может понадобиться тебе).

2.Одежду, которую мы уже не носим, можно (отдать нуждающимся).

3.Не выбрасывай старые игрушки, книги (они могут кому-то понадобиться).

4.Пиши на обеих сторонах листа бумаги, береги (деревья).

5.Узнай, где есть по близости пункт по приему макулатуры, и (сдай туда использованную бумагу).

6.Старайтесь аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую (можно сдать).

7.Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для (приготовления удобрения).

8.Старайтесь не пользоваться пенопластом, т.к. он практически (не разлагается в природе)

9.Почини и исправь вещь, вместо того, чтобы (её выбрасывать).

Итоги

Цель у нас одна: «Сохранить планету голубой и зеленой».

Вот и заканчивается наш эрудицион, где мы с вами выяснили основные виды загрязнителей, как бороться с ними. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Будем заботиться о земле, воде, животных, растениях, о том, что нас окружает

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

Литература:

1. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек/Ю. В. Новиков - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 320с.

2. Петин А. Н., Новых Л. Л. Экология Белгородской области / А. Н. Петин - М.изд. МГУ, 2002. - 288 с.




8

© 2010-2022