- Преподавателю
- Биология
- Рабочая тетрадь по биологии 5 класс ФГОС (УМК Н. И. Сонина)
Рабочая тетрадь по биологии 5 класс ФГОС (УМК Н. И. Сонина)
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозов А.А. |
Дата | 03.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ФГОС
Рабочая тетрадь
«Введение в биологию»
учени____ 5 класса
________________________________________
Чебаково
2014г
Посвящается светлой памяти моего учителя
профессора Николая Николаевича Рунова
Предисловие
Рабочая тетрадь по биологии подготовлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по биологии, а также рабочей программы по биологии для 5 - 9 классов к УМК под редакцией Н.В. Сонина (концентрическая модель) - М.: Дрофа, 2012г., является дополнением к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология «Введение в биологию» 5 класс - М.: Дрофа, 2012г.
Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 5 класса, является дополнительным пособием и помощником в овладении курса «Введение в биологию». В тетради представлены материалы по курсу, а также дополнительные материалы для общего развития обучающихся 5 класса.
Тетрадь состоит из четырех разделов: «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов», «Среда обитания живых организмов», «Человек на Земле». Включает в себя задания, представленные для выполнения на уроке, дома, а также задания для самостоятельного и дополнительного изучения.
В конце тетради в Приложении приведены рекомендации для выполнения практических и лабораторных работ.
А.А. Морозов Рабочая тетрадь «Введение в биологию» 5 класс - п. Чебаково, 2014г
При составлении рабочей тетради были использованы материалы автора и материалы из следующих пособий и учебников:
-
Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология. Введение в биологию - М.: Дрофа, 2012 (+ рабочая тетрадь)
-
С.В. Суматохин, В.Н. Родионов Биология 5 класс - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2013г (+ рабочая тетрадь)
-
М.Ю. Демидова, Н.И. Павленко Практические работы по естествознанию (природоведению) 5-6 класс - М.: «Школьная пресса», 2004г
Условные обозначения в тетради
- проектное задание или домашний эксперимент
- выучи и запомни
выполни лабораторную или практическую работу
Раздел 1. «Живой организм: строение и изучение»
Урок 1 «Что такое живой организм»
Задание 1. Допишите определения:
Природа - это ……………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………
Живой организм - это ……………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………….
Обмен веществ - это ……………………………………………………………...
………………………………………………………………………………………
Раздражимость - это …………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Рост - это ………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Размножение - это ………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………….
Задание 2. Дополните схему
Природные объекты
Неживые
Примеры: облака, __________
____________________________________________________
Признаки: ________________
__________________________
__________________________
Живые
Примеры: _________________
____________________________________________________
Признаки: ________________
__________________________
__________________________
Задание 3. Любое живое существо - это единый организм. Какие признаки свойственны живым организмам?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 4. Подберите и запишите примеры, подтверждающие взаимосвязь неживой и живой природы. Например, опишите сезонные изменения, происходящие в жизни животных и растений
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 2 «Наука о живой природе»
Задание 1. Допишите определения
Биология - это ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….....
Ботаника - …………………………………………………………………………
Зоология - …………………………………………………………………………..
Микология - ………………………………………………………………………..
Микробиология - …………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………….
Энтомология - …………………………………………………………………….
Орнитология - …………………………………………………………………….
Анатомия - ………………………………………………………………………..
Физиология - ………………………………………………………………………
Задание 2. Для чего человек изучает природу?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 3. Рассмотрите рисунки. Подпишите название наук, которые изучают данные объекты. Раскрасьте рисунки
_______________________ ___________________ ________________________
__________________ _______________________
Урок 3 «Методы изучения природы»
Задание 1. Допишите определения и термины
Метод - это ……………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………
Наблюдение - это …………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Эксперимент - это ……………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Измерение - это …………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………….
Лабораторная работа №1
«Измерение массы тела взвешиванием»
Цель работы: «научиться пользоваться рычажными весами и определить массу тел взвешиванием»
Ход работы
-
Ознакомьтесь с устройством рычажных весов. Найдите основные части весов: подставку, штатив, чашки, стрелку. Подпишите части весов на рисунке
1 - …………………………..
2 - …………………………..
3 - …………………………..
4 - …………………………..
5 - …………………………..
6 - …………………………..
-
Рассмотрите набор гирь. Гири, массы которых меньше грамма, сделаны в виде пластинок. Их берут пинцетом. Гири, масса которых больше грамма, имеют цилиндрическую форму
-
Убедитесь, что весы находятся в равновесии. Если весы не в равновесии, уравновесьте их с помощью полосок бумаги
-
Измерьте массу тел с помощью весов и заполните таблицу:
№ п/п
Тело
Масса в граммах
Выводы: …………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Урок 4 «Увеличительные приборы»
Лабораторная работа №2
«Световой микроскоп и правила работы с ним»
Цель работы: «освоить правила работы со световым микроскопом и научиться правильно им пользоваться»
Ход работы
-
Рассмотрите световой микроскоп. С помощью учебника найдите и подпишите на рисунке его части
-
Заполните таблицу
№
Название части микроскопа
Назначение части микроскопа
-
Используя приложение или учебник с.25 выучите правила работы с микроскопом
-
Подготовьте микроскоп к работе
-
Рассмотрите под микроскопом выданные вам микропрепараты
-
Зарисуйте то, что увидели
Выводы: ……………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Урок 5 «Живые клетки»
Задание 1. Допишите определения и термины
Клетка - …………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Митохондрии - …………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Лизосомы - ………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………….
Хлоропласты - …………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Задание 2. Подпишите части клетки
1 - ………………………………..
2. - ……………………………….
3. - ……………………………….
4. - ……………………………….
Задание 3. Рассмотрите рисунок и подпишите названия изображенных клеток
____________ ___________________ ___________________
_____________ ____________
Лабораторная работа №3
«Строение клетки»
Цель работы: «научиться готовить микропрепараты и познакомиться со строением клеток кожицы лука с помощью микроскопа»
Ход работы
-
Подготовьте микроскоп к работе
-
Тщательно протрите марлей предметное стекло
-
На предметное стекло нанесите пипеткой 1-2 капли воды и каплю йода
-
С внутренней вогнутой поверхности чешуи лука пинцетом отделите кусочек прозрачной кожицы
-
Поместите его на предметное стекло в каплю воды
-
Накройте покровным стеклом
-
С помощью фильтровальной бумаги удалите лишнюю воду с микропрепарата
-
Покажите учителю
-
Приготовленный препарат поместите на предметный столик и рассмотрите
-
Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте увиденные части клетки
Вывод по работе:
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Проектное задание
С использованием средств поиска информации в Интернете познакомьтесь с биографией Р. Гука. Какой метод и какие приборы он использовал в своей работе? Подготовьте устное сообщение на эту тему. Запишите план сообщения
Урок 6 «Химический состав клетки»
Лабораторная работа №4
«Изучение химического состава семян»
Цель работы: «Изучить химический состав семян на примере семян пшеницы, овса, арахиса, сои, гороха, кукурузы, фасоли, подсолнечника»
Ход работы
1. Без указания учителя не приступайте к работе!
2. Внимательно прослушайте, как выполнять лабораторную работу, как пользоваться оборудованием.
3. Сухие семена положите на дно пробирки и поставьте ее в пробирконагреватель. В течение 3 минут семена будут нагреваться.
4. Что появляется на стенках пробирки? Почему появился неприятный запах? Сделайте вывод, какие вещества входят в состав семян?
Нагрели семена …..
На стенках пробирки появились капельки …,
На дне пробирки осталась…..
черного цвета.
В состав семян входят ……..
5.Заверните в кусочек марли немного муки. Опустите его в стакан с водой, хорошо отожмите несколько раз. Что наблюдаете?
6.Капните 1 каплю раствора йода в полученный раствор. Что наблюдаете?
а) Комочек теста опустим в воду.
б)Капнем раствор йода в стакан.
Вода в стакане ……..
Раствор окрасился в ….. цвет.
В семенах содержится ….
7.Разверните кусочек марли и попробуйте на ощупь клейкое вещество. Это растительный белок.
В марле увидим клейкое вещество-клейковину.
Клейковина это…..
В семенах содержится ….
8.На листе бумаги разотрите с помощью чайной ложки семена арахиса и пшеницы. Что наблюдаете?
На листе бумаги разотрем семена …..
На бумаге остается ….
В семенах содержится …
9.Возьмите предметное стекло и протрите его марлей. С помощью пипетки капните по центу каплю воды.
Разрежьте набухшее семя кукурузы пополам с помощью скальпеля. Со среза иголочкой возьмите немного мякоти и внесите в каплю воды на предметном стекле, и закройте скотчем.
Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом сначала при малом увеличении, а затем при большом.
Сделайте рисунок одного крахмального зерна.
Урок 7 «Великие естествоиспытатели»
Задание 1. Самостоятельно или с помощью иных источников информации подпишите портреты ученых
_______________________ ___________________ ___________________
________________________ _________________________ _____________________
Задание 2. Подпишите, каким ученым принадлежат эти достижения
Предложил классификацию организмов, дал название видам растений и животных _______________________
Объяснил, как организмы с течением времени изменяются, приспосабливаются к различным условиям жизни на Земле _______________
Создал учение о биосфере __________________
Проектное задание
-
Посмотрите книжки с русскими народными сказками. Постарайтесь найти в них информацию о том, как представляли себе окружающий мир древние славяне. Запишите эти сведения
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Урок 8 «Контрольное тестирование по теме 1»
Правильный ответ только один!!!
-
Биология - это
-
о звездах;
-
о веществах;
-
о живой природе;
-
о Земле, её форме и строении
-
-
Первым ученым, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был
-
Н. Коперник;
-
А. Левенгук;
-
Р. Гук;
-
К. Птолемей
-
Структуры клетки, выполняющие определенную работу, называют
-
деталями;
-
органоидами;
-
органами;
-
отделами
-
Раздражимость характерна
-
для всех природных тел;
-
только для животных;
-
только для растений;
-
для всех живых существ
5) Клеточное строение имеют
-
все природные тела;
-
только животные;
-
только растения;
-
все живые существа
-
Органоиды, отвечающие за дыхание клетки, -
-
рибосомы;
-
лизосомы;
-
митохондрии;
-
хромосомы
-
Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название
-
разглядывание;
-
измерение;
-
наблюдение;
-
эксперимент
-
Учение о биосфере создал
-
К. Линей;
-
В. Вернадский;
-
Ч. Дарвин;
-
М. Ломоносов
Может быть несколько правильных ответов!!!
-
Микология изучает:
-
растения;
-
птиц;
-
плесневые грибы;
-
одноклеточные грибы;
-
шляпочные грибы;
-
животных
-
Ботаника изучает
-
деревья;
-
кустарники;
-
насекомых;
-
водоросли;
-
мхи;
-
лишайники
Раздел 2. «Многообразие живых организмов»
Урок 9 «Как развивалась жизнь на Земле»
Задание 1. Рассмотрите рисунки и подпишите название животных, обитавших в древнее время. Раскрась рисунки
__________________ ___________________ ______________________
_______________________ ______________________________
_______________________________ ______________________________________
______________________ __________________________
Урок 10 «Разнообразие живого»
Задание 1. Допишите определения и термины:
Систематика - …………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………….
Вид - ………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………….
Бактерии - …………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………….
Грибы - ……………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………….
Растения - …………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………….
Животные - ………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………….
Задание 2. Заполните схему «Царства живой природы» нарисуйте их представителей
Задание 3. Обведите представителей царств живой природы разными карандашами (зеленый - растения, красный - животные, оранжевый - грибы, синий - бактерии). Раскрась рисунки
Урок 11 Царство Бактерии
Задание 1. Используя учебник, Интернет и другие источники информации, зарисуй несколько бактерий разной формы
Задание 2. Заполните таблицу «Среда обитания бактерий»
Название бактерий
Среда обитания
Почвенные
Молочнокислые
Болезнетворные
Азотфиксирующие
Задание 3. Подпишите части клетки бактерии
1. ………………………………….
2……………………………………
3……………………………………
4…………………………………….
Задание 4. Приготовьте микропрепарат из выданного учителем материала. Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек пленки с клубня картофеля и разотрите его в капле воды на предметном стекле. Приготовленный микропрепарат рассмотрите под микроскопом. Зарисуйте увиденное:
Выводы: …………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Урок 12 Царство Грибы
Задание 1. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия грибов
_______________ ________________ _____________ ___________________
Задание 2. Охарактеризуйте особенности питания грибов
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 3. Подпишите названия частей шляпочного гриба
1. ………………………………
2. ………………………………
3. ………………………………
4. ………………………………
Задание 4. Заполните таблицу «Съедобные и ядовитые грибы»
Название гриба
Съедобен или нет
Задание 5. Составьте инструкцию Как правильно заниматься «тихой охотой»
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 6. Разгадай кроссворд
Г
Р
И
Б
Ы
Урок 13 Царство Растения
Задание 1. Допишите определения и термины:
Фотосинтез - …………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Хлорофилл - ………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 2. Заполните схему «Основные группы растений»
Лабораторная работа №5
«Хлоропласты в клетках листа»
Цель работы: «Изучить строение клетки растения, обнаружение хлоропластов»
Ход работы
1. Без указания учителя не приступайте к работе!
2. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом
3. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите в клетках зеленые тельца - хлоропласты
4. Зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте надписи к рисунку
Задание 3. Разгадайте кроссворд «Растения»
Р
А
С
Т
Е
Н
И
Я
Урок 14 Водоросли - группа низших растений
Задание 1. Дайте определение
Водоросли - …………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Задание 2. Подпишите название водорослей
_____________________________________________________________________________
Задание 3. Заполните таблицу «Группы водорослей»
Группа водорослей
Среда обитания
Особенности строения
Представители
Зеленые одноклеточные водоросли
Зеленые многоклеточные водоросли
Бурые водоросли
Красные водоросли
Задание 4. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о водорослях, которые человек употребляет в пищу (использует в пищевой промышленности)
Задание 5. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщения о водорослях живущих в экстремальных условиях - при низкой температуре, высоком давлении и т.п.
Урок 15 Мхи и папоротники - группа высших споровых растений
Задание 1. Подпишите названия изображенных растений
____________________ _____________________
_________________ ____________________ ______________________________
Задание 2. Перечислите особенности внешнего строения папоротника
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 3. Зарисуйте из выданного вам учителя гербария папоротник (мох)
Задание 4. Подготовьте сообщения на темы (используя дополнительные источники информации): «Образование каменного угля», «Образование торфа»
Урок 16 Голосеменные и Покрытосеменные - группа высших семенных растений
Задание 1. Дайте определения
Голосеменные растения - ……………………………………………………...
……………………………………………………………………………………
Хвойные растения - ………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Покрытосеменные растения - ……………………………………………………
……………………………………………………………………………………….
Задание 2. Назовите основные признаки отличающие голосеменные растения от покрытосеменных
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 3. Рассмотрите рисунки и подпишите названия растений
Задание 4. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных растений»
Признаки для растения
Сосна
Ель
Лиственница
Отношение к свету
Расположение хвоинок на ветке
Длина хвоинок
Размер и форма шишки
Места обитания
Как используется человеком
Задание 5. Заполните схему «Жизненные формы покрытосеменных растений»
Задание 6. Подпишите части цветкового растения
-
………………………………………
-
………………………………………
-
………………………………………
-
………………………………………
-
………………………………………
-
………………………………………
Задание 7. Составьте таблицу «Лекарственные растений вашей местности»
Растения
Где растут
Когда цветут
Как использует человек
Чистотел
Валерьяна
Ландыш
Мята
Ромашка
Шалфей
Мелиса
Урок 17 Значение растений в природе и жизни человека
Задание 1. Заполни схему «Использование растений человеком»
Задание 2. Дай определения
Дикорастущие растения - ………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………….
Культурные растения - …………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………….
Задание 3. Решите задачу:
В солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет около 200 кг кислорода.
За год 1 га леса поглощает около 50 кг пыли, выделяя ценные для человека вещества фитонциды, способные убивать болезнетворные микробы.
В сутки 1 га леса дает 3 кг фитонцидов, а 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе.
В сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выдыхает 750 г углекислого газа.
Посчитайте для леса площадью 10, 20, 40, 50 га количество поглощаемого углекислого газа, выделяемого кислорода и фитонцидов за сутки, месяц, год. На сколько людей хватит выделяемого этим лесом кислорода?
Задание 4. Разработайте свод правил поведения в лесу во время прогулок, туристических походов, сбора ягод и грибов (сделайте рисунок)
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Урок 18 Признаки царства животные. Простейшие
Задание 1. Дайте определение
Животные - это ……………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Простейшие - это ………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Лабораторная работа №6
«Простейшие в капле воды»
Цель работы - «познакомиться с представителями простейших и выделить их характерные признаки»
Ход работы
-
Рассмотрите невооруженным глазом пробирку с водой, выданную вам учителем (талая вода, вода со дна аквариума и т.п.). Что вы видите?
-
Рассмотрите содержимое пробирки с помощью лупы. Найдите уже знакомых вам простейших
-
Подготовьте микроскоп к работе
-
Возьмите из пробирки каплю воды, и поместив ее на предметное стекло, рассмотрите под микроскопом. Отметьте как передвигаются различные простейшие, их внешний вид, размеры, окраску. Зарисуйте увиденное
-
На основе собственных наблюдений постарайтесь назвать признаки, характерные для представителей Простейших
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Вывод по работе:
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Урок 19 «Беспозвоночные животные»
Задание 1. Дайте определение
Беспозвоночные - это …………………………………………………………...
…………………………………………………………………………………….
Задание 2. К каким группам относятся беспозвоночные животные, сделайте подписи (раскрасьте рисунки)
5______________ _______________ 1 ___________ ________________
______________ _______________ ___________ ________________
2________________ 4 __________________________ 3 __________________________
________________ __________________________ __________________________
Задание 3. Ответьте на вопрос: «По какому принципу животных делят на беспозвоночных и позвоночных?»
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 4. Разгадайте кроссворд «Беспозвоночные животные», используя рисунки из 3-го задания
1
2
4
5
Темы сообщений
-
Представитель иглокожих «Морской ёж»
-
Использование пиявок в медицине
-
Кто такие медузы?
-
Использование человеком моллюсков
-
Многообразие бабочек
Урок 20 «Позвоночные животные»
Задание 1. Дайте определение
Позвоночные - это …………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 2. Подпишите части тела рыбы
-
…………………………………….
-
…………………………………….
-
…………………………………….
-
…………………………………….
-
…………………………………….
-
…………………………………….
-
…………………………………….
-
…………………………………….
Задание 3. Напишите, к каким группам позвоночных животных относятся изображенные организмы (раскрасьте рисунки)
______________________ ________________ _______________________
____________________ ___________________________________
Задание 4. Укажите основные отличительные черты перечисленных групп животных (используя учебник или Интернет)
Рыбы: ……………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Земноводные: ………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Пресмыкающиеся: …………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………….
Птицы: ……………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………….
Млекопитающие: ………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Урок 21 «Значение животных в природе и жизни человека»
Задание 1. Заполните таблицу «Использование домашних животных»
Название животного
Использование человеком
Задание 2. Разгадайте кроссворд «Животные» (раскрасьте рисунки)
1
2
3
4
5
6
7
8
1 2 3
4 5 6 7 8
Задание 3. Охарактеризуйте роль каждого животного в жизни человека (животные из задания 2)
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
,…………………………………………………………………………………………………….
Урок 22 Контрольный тест по теме «Многообразие живых организмов».
Правильный ответ один!
1. Ядра не имеют клетки:
-
животных;
-
бактерий;
-
растений;
-
грибов
-
Главным признаком покрытосеменных растений является наличие:
-
-
спор и листьев;
-
семян и корня;
-
плода и цветка;
-
корня и стебля
-
-
Плодовое тело имеют:
-
все грибы;
-
только шляпочные;
-
плесневые грибы;
-
дрожжи
-
Майский жук относится к:
-
ракообразным;
-
насекомым;
-
паукам;
-
моллюскам
-
Семена есть у
-
кедра;
-
сфагнума;
-
папоротника;
-
спирогиры
-
Какая наука изучает растения:
-
ботаника;
-
зоология;
-
микология;
-
микробиология
-
Дельфин относится к
-
земноводным;
-
рыбам;
-
пресмыкающимся;
-
млекопитающим
-
Стегоцефалы - это древние
-
-
земноводные;
-
рыбы;
-
птицы;
-
рептилии
-
-
Предком современных птиц ученые считают:
-
динихтиса;
-
фороракоса;
-
стегоцефала;
-
брахиозавра
Выберите три правильных ответа
-
-
К водорослям относятся:
-
-
-
-
сфагнум;
-
порфира;
-
кукушкин лён;
-
спирогира;
-
шиповник;
-
ламинария;
-
пихта
-
-
-
-
Установите соответствие
-
ЦАРСТВА
ОРГАНИЗМЫ
трутовик
сфагнум
амебы
дрожжи
орляк
карась
Раздел 3. Среда обитания живых организмов
Урок 23 «Три среды обитания»
Задание 1. Дайте определение
Среда обитания - это ………………………………………………………
………………………………………………………………………………..
Задание 2. Заполните таблицу «Основные среды жизни организмов»
№
Среды жизни
Живые организмы, их населяющие
Наземно-воздушная среда
Водная среда
Почвенная среда
Живые организмы
Задание 3. Рассмотрите рисунки формы тела жуков карапузиков, определить причину их морфологических (внешних) различий
А обитают в перегное
Б обитают под корой деревьев
Задание 4. Заполните таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах», используйте материал учебника
Условия жизни
Наземно-воздущная
Водная
Почвенная
Кислород
Вода
Изменение температуры
Свет
Задание 5. Рассмотрите иллюстрации обитателей водной среды. Определите по форме тела, рыб, обитающих на разных глубинах
Урок 24 «Жизнь на разных материках»
Задание 1. Заполните таблицу «Растения и животные разных материков»
Материк
Характерные растения
Характерные животные
Евразия
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Австралия
Антарктида
Задание 2. Опишите одно растение или животное
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Урок 25 «Природные зоны Земли»
Задание 1. Дайте определение
Природная зона - это ……………………………………………………….
………………………………………………………………………………..
Задание 2. Используя карту в учебнике, цветными карандашами закрасьте отмеченные природные зоны. Подпишите их названия
Условные знаки
Задание 3. Заполните таблицу «Растения и животные природных зон»
Природная зона
Растения
Животные
Тундра
Тайга
Широколиственный лес
Саванна
Пустыня
Влажный тропический лес
Урок 26 «Жизнь в морях и океанах»
Задание 1. Дайте определение
Природное сообщество - это ………………………………………………
………………………………………………………………………………..
Задание 2. Заполните таблицу «Природные сообщества морей и океанов»
Название сообщества
Характерные представители
Сообщество поверхности воды
Сообщество толщи воды
Донное сообщество
Сообщество кораллового рифа
Глубоководное сообщество
Задание 3. Подпишите и раскрасьте представителей сообществ морей и океанов
_________________ ________________________________ _______________
___________________ _________________________ ______________
Урок 27 тестирование по разделу «Среда обитания живых организмов»
Выберите один правильный ответ
-
В наземно-воздушной среде достаточно:
-
-
света и кислорода;
-
кислорода и воды;
-
воды и света;
-
воды и тепла
-
-
Крот обитает в
-
почвенной среде;
-
наземно-воздушной;
-
водной среде;
-
организме
-
Родиной жирафа является:
-
Австралия;
-
Евразия;
-
Африка;
-
Южная Америка
-
Императорский пингвин обитает в
-
Австралии;
-
Африке;
-
Антарктиде;
-
Северной Америке
-
Родина эвкалипта
-
Евразия;
-
Австралия;
-
Северная Америка;
-
Южная Америка
-
Представитель природной зоны Тундра:
-
утконос;
-
глухарь;
-
кедр;
-
ягель
-
Представитель зоны широколиственных лесов
-
дуб;
-
тушканчик;
-
орхидея;
-
ленивец
Установите соответствие между природными зонами и их обитателями
Природные зоны: тундра, пустыня, тайга
ОБИТАТЕЛИ
ПРИРОДНАЯ ЗОНА
Песец
Летяга
Ягель
Кедровка
Саксаул
Лемминг
Варан
Глухарь
Джейран
Скорпион
Заяц-русак
Северный олень
Кедр
Тушканчик
Зебра
Раздел 4 «Человек на Земле»
Урок 28 «Как человек появился на Земле»
Задание 1. Запишите названия предков современного человека в порядке их появления на Земле
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 2. Заполните таблицу «Предки современного человека»
Предок
Особенности внешнего строения
Способности
Задание 3. Рассмотрите картинку и расскажите «чем занимаются древние люди?» (можно составить рассказ «Один день из жизни древнего человека»)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Урок 29 «Как человек изменил Землю»
Задание 1. Дай определения
Озоновая дыра - это ………………………………………………………….
………………………………………………………………………………….
Кислотные дожди - это …………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………….
Парниковый эффект - это ………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………….
Задание 2. Заполните таблицу «Факторы деятельности человека»
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
Задание 3. Ответьте на вопрос: «Чем опасны радиоактивные отходы?»
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 4. Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тыс. т ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоёмы. Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоемы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов? Сказывается ли это на здоровье людей?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 5. Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Мусоросжигающие заводы: за и против». Заполните таблицу
ЗА
ПРОТИВ
Урок 30 «Жизнь под угрозой»
Задание 1. Дайте определение
Биологическое разнообразие - это ………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 2. Подпишите названия исчезнувших животных
____________________ _____________________
____________________________________
Задание 3. Заполните таблицу «Причины исчезновения растений и животных»
Прямое истребление
Непрямое истребление
Задание 4. Подготовьте сообщение об одном из исчезнувших животных (запишите его план)
Урок 31 «Не станет ли Земля пустыней?»
Задание 1. Дайте определение
Опустынивание - это ……………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 2. Нанесите на контурную карту крупные пустыни мира
Условные знаки
Задание 3. В начале 70-х гг. ХХ в. В одном из районов Черных земель было 850 тыс. га пастбищ. Через 15 лет осталось 170 тыс. га. На остальных землях уже невозможно было вести хозяйство. Подсчитайте, сколько гектаров земель было утрачено за эти годы
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Урок 32 «Здоровье человека и безопасность жизни»
Задание 1. Дайте определения
Здоровый образ жизни - это ……………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Вредная привычка - это …………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 2. Запишите правила здорового образа жизни
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 3. Заполните таблицу «Ядовитые растения»
Растения
Где растут
Когда цветут
Ядовитый орган
Борщевик
Дурман
Купена
Ландыш
Вороний глаз
Волчье лыко
Лютик ядовитый
Багульник болот.
Клещевина
Чистотел
Белена
Паслен
Картофель
Задание 4. Заполните таблицу «Ядовитые животные»
Вид
Распространение
Ядовитые органы
Последствия
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 5. По таблице изучите наиболее часто обнаруживаемые в пищевых продуктах высоко опасные патогенные (болезнетворные) микроорганизмы. Какие существую защитные меры против отравления патогенными микроорганизмами
Заболевание
Источник заболевания
Ботулизм
Неправильно обработанные пищевые продукты (консервы, колбаса, рыба, грибы)
Холера
Вода, грязные руки, пищевые продукты
Бруцеллез
Козье молоко и сыр, вареное мясо
Вирус гепатита
Вода, молоко, молочные продукты, салаты, овощи, моллюски
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Урок 33 тестирование по теме «Человек на Земле»
Выберите один правильный ответ
-
Современные люди относятся к виду
-
-
Человек умелый;
-
Человек разумный;
-
Человек прямоходящий;
-
Человек современны
-
-
Парниковый эффект связан с
-
потеплением климата;
-
увеличением углекислого газа в атмосфере;
-
образованием озоновых дыр;
-
кислотными дождями
-
Среди перечисленных ниже животных ядовитым для человека является
-
божья коровка;
-
дождевой червь;
-
уж;
-
скорпион
-
Человек полностью истребил
-
зубра;
-
дронта;
-
латимерию;
-
китовую акулу
-
К редким и исчезающим видам животных относят:
-
морскую корову;
-
бизона;
-
дронта;
-
странствующего голубя
Вымерите три правильных ответа
Во время грозы можно укрыться:
-
под высокими деревьями;
-
в зарослях кустарника;
-
в сухой яме;
-
на горном склоне;
-
в сухой траншее;
-
в воде
Установите соответствие между животными и группами, к которым они относятся. Впишите в таблицу букву Ж - ныне живущие, В - вымершие:
ЖИВОТНЫЕ
ГРУППЫ
Дронт
Тигр
Морская корова
Лиса
Аист