Проект урока биологии по теме Развитие и смена биогеоценозов, 9 класс

Урок по биологии (раздел "Экология") по теме "Развитие и смена биогеоценозов".  Цель урока: сформировать знания о развитии и смене биоценозов, причинах сукцессий; сформировать понимание значения знаний о смене сообществ для деятельности человека. Планируемые образовательные результаты: Формирование знаний о развитии и смене биогеоценозов, причинах сукцессий; понимание значения знаний о смене сообществ для деятельности человека. Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих...            
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока биологии по теме " Развитие и смена биогеоценозов", 9 класс

Учитель Мухина Т.З., МБОУ СОШ № 1 города Дзержинска

Предмет

Биология

Класс

9

Тема урока

9. Развитие и смена биогеоценозов

Цель урока: сформировать знания о развитии и смене биогеоценозов, причинах сукцессий; сформировать понимание значения знаний о смене сообществ для деятельности человека.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование знаний о развитии и смене биогеоценозов, причинах сукцессий; понимание значения знаний о смене сообществ для деятельности человека.

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения преобразовывать текстовой материал в графический (таблица, схема).

Умение работать с источниками экологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для сравнения разных точек зрения.

Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять свою точку зрения.

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характере ошибок

Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха.

Формирование личной ответственности за сохранение биогеоценозов.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

  1. Саморазвитие биогеоценозов

  2. Смена биогеоценозов

  3. Первичные сукцессии

  4. Вторичные сукцессии

  5. Значение знания о смене сообществ

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, мультимедийный проектор

Оборудование

Презентации, таблицы. Аквариум.

Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru
school-collection.edu.ru, ppt4web.ru/

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

  1. Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку.

  2. Предлагает прослушать сообщения учеников о биогеоценозах Проект урока биологии по теме Развитие и смена биогеоценозов, 9 класс Проект урока биологии по теме Развитие и смена биогеоценозов, 9 класс

Проект урока биологии по теме Развитие и смена биогеоценозов, 9 классПроект урока биологии по теме Развитие и смена биогеоценозов, 9 класс

3. Задает вопросы:

  • Чем сходны, представленные биогеоценозы?

  • Чем отличаются биогеоценозы друг от друга?

4. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностная Нравственно-этическое оценивание, мотивация на работу на уроке

Познавательная Знакомятся с двумя типами биогеоценозов, сравнивают биогеоценозы

Коммуникативная Вступают в диалог

Регулятивная Целеполагание, оценка

Определяют ключевые слова урока:

биогеоценоз, устойчивость, изменения, антропогенное влияние

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

1.Задает вопросы:

  • Вечно ли будут существовать эти биогеоценозы?

  • Если не вечно, то почему?

  • Что может влиять на изменение биогеоценоза?

  • Какой из биогеоценозов будет существовать дольше?

Деятельность учащихся

Личностная Смыслообразование

Познавательная Сравнивают экосистемы. Высказывают своё мнение, предполагают, что, влиять на них могут климатические факторы, деятельность человека. Их устойчивость зависит от их состояния, от их величины, от структуры, от видового разнообразия. В дубраве обитает больше видов, цепи питания более разветвленные, круговорот веществ протекает более полно, чем в озере.

Коммуникативная Вступают в диалог,

выражают свои мысли, аргументируют свое мнение, учатся слушать.

Регулятивная Целеполагание, оценка

3. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

1. Формулирует и записывает учебную задачу: "В чем причины смены биогеоценозов? Какими бывают смены биогеоценозов?»

2. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Деятельность учащихся

Личностная Смыслообразование

Познавательная Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, фиксируют их в тетради.

Коммуникативная Высказывают предположения.

Регулятивная управление своей деятельностью

4. Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

1. Метод Инсерт. Предлагает воспользоваться текстом учебника параграфа 58 и инструкцией

2. Наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся

Деятельность учащихся

Личностная смыслообразование

Познавательная Умение извлекать нужную информацию, умение структурировать знания, анализировать, обобщать, устанавливать аналогии.

Коммуникативная Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Регулятивная Планирование, управление своей деятельностью

Инструкция

1.Воспользуйтесь текстом учебника - параграф 58 и инструкцией.

При чтении текста расставьте на полях карандашом пометки:

V если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно.

Общая часть для всех групп

2. Составьте таблицу или кластер по тексту учебника

3. Выберите оратора группы, который будет выступать с результатами работы.

5. "Открытие нового знания".

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

1. Заслушивает ораторов групп с результатами работы. Просит группы назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие - изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к первоначальной беседе.

4. Структурирует материал в виде таблицы (кластера)

Деятельность учащихся

Личностная самоопределение

Познавательная составление итоговой таблицы (кластера).

Коммуникативная Осознание ответственности за общее дело, умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации

Выступление ораторов, обмен мнениями, обсуждение таблиц, их дополнение; рефлексия деятельности в группе.

Регулятивная контроль, коррекция, оценка

6. Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

1.Предлагает выполнить задания в группах

2. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

3. Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Деятельность учащихся

Личностная Повышение самооценки, смыслообразование

Познавательная Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, умение передавать главную мысль.

Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний.

Коммуникативная Социальная компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог. Предлагают и обосновывают свои предположения.

Регулятивная Планирование, способность к мобилизации сил и энергии

Работа в группах:

1 группа

Объясните, почему чрезмерное увеличение численности слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя к смене сообществ?

2 группа

Опишите, какие изменения будут происходить с непроточным озером, которое год от года мелеет. Можно ли назвать это сукцессией? Изменяется ли при этом состав организмов?

3 группа

Объясните, почему чуждые для местных экосистем виды растений произрастают, как правило, по нарушенным местам: обочинам дорог, свалкам, на выпасах?

4 группа

Подумайте, чем выгодны для человека незрелые сообщества?

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся. Постановка новой проблемы (дает домашнее задание).

Личностная Самоопределение, морально-этическая ориентация.

Познавательная Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока.

Коммуникативная Социальная компетентность и учет позиции других людей, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Регулятивная Определяют степень своего продвижения к цели. Прогнозирование, оценка.

8. Домашнее задание

1. Учебник: параграф 58 (прочитать), выучить записи в тетради, ответить (устно) на вопрос 1,3.

2. Творческое задание (по желанию учащегося): охарактеризуйте все изменения в лесу в результате произошедшего там пожара.

Литература

  1. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 4-е изд., испр. - М.: Вентана - Граф, 2009.

  2. Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2009;

  3. Биология. 9класс: поурочные планы по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой/ авт.-сост. Г.В. Чередникова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 271с.

  4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2011. -464 с.

  5. Использование ИКТ на уроках биологии odt.orb.ru/orenik/index.php?option=com_content&view=article&id=115:2011-11-03-10-10-01&catid=42:2011-02-16-13-14-43&Itemid=62

  6. Современные образовательные технологии charko.narod.ru/tekst/an4/1.html

  7. Образовательные технологии в современной системе образования ido.tsu.ru/other_res/ep/filosof_umk/text/t4_1.htm



© 2010-2022