Программа дополнительного образовательного курса Здоровьесберегающий фитодизайн

Программа составлена для проведения эксперимента по внедрению комплексной программы формирования экологической компетентности школьников и направлена на изучение теоретических и практических  возможностей формирования экологической компетентности школьников  6 классов в процессе организации экологической деятельности в рамках проекта  «Мир комнатных растений»; Сейчас комнатное цветоводство чрезвычайно распространено. За несколько веков люди, работающие с растениями, накопили немало знаний о том,...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












ПРОГРАММА

эксперимента по внедрению комплексной программы

«Формирование экологической компетентности школьников в процессе обучения решению экологических проблем»



«Здоровьесберегающий фитодизайн»

Наталичевой Ирины Ивановны,

первая квалификационная категория











г. Саратов


2014 год



Пояснительная записка

Программа составлена для проведения эксперимента по внедрению комплексной программы формирования экологической компетентности школьников и направлена на изучение теоретических и практических возможностей формирования экологической компетентности школьников 6 классов в процессе организации экологической деятельности в рамках проекта «Мир комнатных растений»;

Сейчас комнатное цветоводство чрезвычайно распространено. За несколько веков люди, работающие с растениями, накопили немало знаний о том, как правильно выращивать в помещении растения тех или иных семейств, какие для них необходимо создавать условия, как защитить их от вредителей и болезней, а так же как с помощью домашних растений сделать дом или рабочее место намного уютнее и красивее.

Растения никогда не выходят из моды, но подход к ним в последнее время поменялся, так как активность человека меняет среду его обитания далеко не в лучшую сторону.

В связи с этим эколого-валеологическое образование становится особенно актуальным.

Любое растение дома или в школе - это небольшая частица природы. Уже достаточно для благотворного воздействия на самочувствие и душевный настрой человека.

В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Знания, полученные в процессе освоения программы, практическая деятельность обучающихся направленная на их реализацию ведут к решению вышеуказанных проблем.

Краткое содержание

Программа «Здоровьесберегающий фитодизайн» рассчитана на учащихся 6 классов, изучается за счет времени внеаудиторной нагрузки учителя.

К функциональным возможностям программы относятся:

  • бактерицидное действие специально подобранного видового состава растений;

  • положительное влияние на химический состав воздушной среды снижение вредной ионизации воздуха;

  • повышение работоспособности и выносливости к умственным и физическим нагрузкам, снижение утомляемости, улучшение функции внимания;

  • положительное влияние эстетического аспекта здоровьесберегающего фитодизайна, способствующего гармонизации личности;

  • возможность пережить успех, увидеть реальный результат, имеющий практическую общественную значимость, чего в значительной степени лишена учебная деятельность.

Ожидаемые результаты

~ активное участие учащихся в создании условий для сохранения своего здоровья и здоровья окружающей среды;

~ оздоровление воздушной среды помещений;

~ использование навыков, приобретенных учащимися для озеленения своих жилищ;

~ распространение практики здоровьесберегающего фитодизайна в окружающий социум;

~ расширение аспектов исследовательской деятельности в образовательном учреждении.

Формы подведение итогов:

- Организация выставки растений.

-- Создание фитомодулей

- Защита реферата.


Программа « Здоровьесберегающий фитодизай»


Фитодизайн - использование растений для улучшения среды обитания в искусственных системах.

А.М. Гродзинский

Цель: Активное вовлечение учащихся в создание Здоровьесберегающий среды дома и в школе для сохранения, укрепления и восстановления здоровья участников образовательного процесс а; формирование устойчивой мотивации и ответственного отношения в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих. Создание условий для расширения полученных знаний на уроках о комнатных цветах и подкрепление теоретических знаний, полученных на уроках биологии, практическими специально-предметными навыками, т.к. в процессе изучения ботаники крайне мало времени отводится на практические работы.

Задачи:

1) изучение биологических особенностей и свойств растений.

2) Знакомство с навыками работы по размножению растений для озеленения школы

3)Распространение полученных знаний через организацию выставок, фотовыставок, внеклассных мероприятий.

4) Разработка и формирование фитомодулей для учебных кабинетов.

Учебное пособие:

Морозова Е.Е., Исаева О.А., Мир комнатных растений, учебное пособие для учащихся средней школы, Саратов, изд: ИЦ «Наука», 2009 год

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Тема

Содержание

Часы

1

Введение

Классификация и систематизация комнатных растений

1

2

Центры

происхождения

культурных растений

Цветы и комнатные растения по своему происхождению очень разнообразны. Родина одних - влажные тропические леса, другие обитают в жарких безводных пустынях, третьи - уроженцы субтропиков и т. д.

1

3

Цветовая гамма

растений

~.

Цветовая гамма комнатных растений.

Цвет источник электромагнитных излученй различной частоты. Он самым тесным образом связан со здоровьем и благополучием. Влияние разнообразия цвета и

цветовых сочетаний, на стабилизацию общего тонуса организма.

1

4

Растения, обладающие

антибактериальными свойствами

Алоэ древовидное, амариллис,гибискус,гипеаструм,драцена

душистая, диффенбахия пестрая, зиферантес, каланхоэ, пеларгония, хлорофитум хохлатый, цитрусовые и др.

1

5

Растения,

поглощающие

химическое

загрязнение и

загазованность

Драцена душистая, плющ обыкновенный, сансивьера полосатая, спатифиллюм, фикус Бенжамена,

лорофитум хохлатый, и др.

1

6

Растения,

улучшающие водно-

газовый обмен

Гибискус диффенбахия, китайская роза, спатифиллюм У эллиса, филодендроны, циперусы, и др.

1

7

Энергетика растений и ее влияние на жизнь людей

Практическое занятие

1

8

Растения,

потенциально

опасные для

размещения в

общественных местах и дома

Растения, содержащие аллергены и алкалоиды (примула,олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тис

ягодный, молочай).

1

9

Растения в интерьере

Практическое занятие

2

10

Разработка

здоровьесберегающих

фитомодулей.

Подбор и сочетание комнатных растений для различных по

функциональному назначению помещений.

Практическое занятие

2

11

Проектная деятельность

Подготовка творческих проектов

2-3

Защита творческих проектов

2-3

Примерные темы проектов

1. «Колючее чудо»

2. «Автотрофы в моей квартире»

1. «Мини-оранжереи на веранде, лоджии»

3. «Источники уюта и хорошего настроения»

4. «Условия содержания комнатных растений»

5. «Дизайн моей комнаты» ( классной комнаты)

6. «Создание экзотического уголка»

Дополнительная литература

1. Жизнь растений / под ред.Федорова А.А. - М..; Просвещения, 1998.

3. Комнатные растения от А до Я. - М.: ОЛМА - ПРЕСС Гранд, 2004.

4. Комнатные растения. - М.: АСТ: Астрель, 2001.

5. Новейшая энциклопедия комнатных растений. М.: Изд-во Эксмо, 2005

6. Путешествия с комнатными растениями, Верзилин

© 2010-2022