Разработка урока по биологии на тему Земля - наш общий дом

Урок на тему "Земля - наш общий дом" проводится при узучении раздела "Надорганизменные системы". Возможен вариант проведения внеклассного мероприятия на данную тему при проведении предметной Декады или Недели, так как рассматриваемые вопросы затрагивают почти все стороны жизнедеятельности человека. Мероприятие можно разнообразить показом фильмов о природе, включить музыкальное сопровождение и поэтическую страничку. Вариантов много, желаю успехов в модернизации моей работы, буду рада познакомитьс...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пастухова Нина Николаевна

преподаватель биологии

ГБПОУ «УМТ»

п. Улькан Иркутская область

[email protected]


Тема: Экологический эрудицион «Земля наш общий дом».

Цель: познакомить обучающихся со сложной проблемой загрязнения планеты бытовым мусором, от решения которой завит само существование человечества.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок - игра.

Метод организации урока -

Время проведения - 45 минут.

Оборудование: иллюстрации природы, листочки с надписями разновидности мусора, карточки-задания, бумага, фломастеры

Структура урока

Этапы

Цель

Деятельность

учителя

учащихся

I. Организационный момент

Организация обучающихся

Составление команд

Определяются с выбором команды

II. Сообщение темы и цели урока

Постановка задач

Формулирует цель и задачи урока

III. Проведение эрудициона

Знакомство с основными положениями темы, рассмотреть вопросы загрязнения окружающей среды, выяснить причине и познакомиться со способами утилизации бытового мусора.

Вводное слово. Доводит задания до обучающихся.

Задание 1. Составить девиз игры.

Задание 2. Что мы выбрасываем?

Задание 3. Утилизация мусора.

Задание 4.

Не спешите выбрасывать своё будущее. Зачитывает детские высказывания.

Задание 5. составить схему ответа на вопрос «Автомобиль друг или враг?»

Задание 6.

«Что может сделать один?»

Из разрозненных строк составляют четверостишие.

Поднимают таблички с номером ответа.

Рассказывают небольшие сообщения.

Пытаются понять и отгадать.


На листе бумаги составляют схему.

К началу предложения находят продолжение, на обратной стороне видят целую картинку, если ответ правильный.

IV. Подведение итогов

Оценка работы обучающихся на уроке.

Подведение итогов, выставление оценок.


Тема: Экологический эрудицион «Земля наш общий дом».

Цель: познакомить обучающихся со сложной проблемой загрязнения планеты бытовым мусором, от решения которой завит само существование человечества.

Оборудование: иллюстрации природы, листочки с надписями разновидности мусора, карточки- задания, бумага, фломастеры.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока: Сегодня мы проводим урок - эрудицион. Наш эрудицион необычный - он экологический и посвящён одной из самых актуальных тем - загрязнению планеты Земля.

Вступительное слово преподавателя: Сегодня население Земли - общество суперперпотребителей. Почему? (ответы обучающихся). Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% - идёт… в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. км. Практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. км, она кандидат на свалку.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди ещё долго обречены жить среди этихрукотворных памятников своей беззаботности.

III. Проведение эрудициона.

Задание 1. Из разрозненных строк четверостишия составить девиз игры.

1 команда Моя планета - человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная поляна - океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

2 команда Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,

Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!

Вот анна плывёт сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовёт, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

У. Вопрос «Куда девать мусор?» становится всё актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

1 тур «Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек»

(Команды получают таблички - указатели с цифрами 1, 2, 3. По сигналу преподавателя команды поднимают табличку с номером ответа. При правильном ответе снимают с доски листочки с надписями разновидности мусора. И так на протяжении всей игры.)

Задание 2

  1. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

  1. Загрязнением.

  2. Экологическим кризисом.

  3. Интродукцией.

  1. Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

  1. Теплоэнергетика.

  2. Нефте- и газопереработка.

  3. Автотранспорт.

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

  1. Пластмассы.

  2. Стекло.

  3. Металл.

  1. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

  1. Москвы.

  2. Лондона.

  3. Нью-Йорка.

  1. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:

  1. Производство упаковочных материалов.

  2. Переработка мусора.

  3. Производство автомобилей.

  1. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

  1. Рассортировать.

  2. Собрать в одном месте.

  3. Раскрошить.

  1. Первоочередная забота при выборе места свалки:

  1. Защита поверхности и грунтовых вод.

  2. Ограждение места свалки.

  3. Укомплектование соответствующей техникой.

  1. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

  1. 10 лет.

  2. 50 лет.

  3. 100 лет и более.

  1. Какую страну называют «Мусорным ящиком Европы»:

  1. Британию.

  2. Россию.

  3. Польшу.

  1. Выброшенную бумагу «Съедят» невидимки - микробы за:

  1. 1-2 года.

  2. 5-8 лет.

  3. 20 и более лет.

2 тур «Не спешите выбрасывать своё будущее».

«Устами младенца»

В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространёнными отходами, возможностью их вторичного использования. Зачитываются детские высказывания об отходах.

На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача команд: попытаться понять, что имели ввиду дети. И догадаться как можно скорее. Побеждает команда, которая первой верно назовёт отходы.

Задание 3. Детские высказывания:

  1. Его производит обыкновенная корова.

  2. В небольших количествах он очень полезен.

  3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

  4. При попадании в водоёмы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

  5. Его необходимо компостировать.

(Навоз)

  1. У меня очень много игрушек сделано из неё.

  2. Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.

  3. Предметы, изготовленные из неё, мало весят.

  4. Если её поджечь, то появляется много чёрного дыма, который плохо пахнет.

  5. Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

  1. Её изобрели китайцы.

  2. У нас её получают из дерева.

  3. Она легко горит.

  4. Из неё получается очень много мусора.

  5. На ней обычно рисуют и пишут.

(Бумага)

  1. Его делают из песка.

  2. Чаще всего оно прозрачное.

  3. Когда падает, оно разбивается.

  4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

  5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

  1. Это чего много в городе, но мало в селе.

  2. Особенно много этого в промышленном городе.

  3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится ещё больше.

  4. Его издают разные приборы, машины.

  5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует, как наркотик.

(Шум)

  1. Этого почти не видно.

  2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

  3. От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

  4. Это могут собрать на свои листья зелёные растения.

  5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

3 тур «Автомобиль - друг или враг?»

Задание 4. На листе бумаги в центре изобразить автомобиль, справа записать плюсы, слева минусы автомобиля по отношению к человеку и природе.

4 тур «Что может сделать один?»

Командам выдаются карточки: на цельной карточке (левая половина) записано начало предложения, необходимо на отрезных карточках найти продолжение и соединить с левой половинкой. Карточки соединяют на планшете, т.к. после выполнения задания, планшет закрывается листом картона, карточка переворачивается и при правильном ответе на обратной стороне получится цельная картинка.

Задание 5.

  • Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов…(из переработанной макулатуры).

  • Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин).

  • Не покупай больше, чем может… (понадобиться тебе).

  • Эконом электроэнергию и горючее, если можно, пользуйтесь больше…(общественным транспортом).

  • Одежду, которую ты уже не носишь, можно… (отдать нуждающимся).

  • Не выбрасывайте старые игрушки, книги; они могут… (кому-то понадобиться).

  • Узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и… (сдай туда использованную бумагу).

  • Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки… (можно сдать).

  • Старайтесь аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую… (можно сдать).

  • Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для… (приготовления удобрений).

  • Старайтесь не пользоваться пенопластом, так как он практически… (не разлагается в природе).

  • Почини и исправь вещь вместо того, чтобы… (её выбрасывать).

Подведение итогов: Обучающиеся подсчитывают, собранные бонусы, чья команда набрала больше, та и будет победителем, обучающиеся получают оценку «отлично», а проигравшие - «хорошо».

Литература

  1. Гальперин М.В. Экологические и основы природопользования: Учеб. - М., 2002.

  2. Ерёмина Г.В., Кадочникова Е,И, «Свалка по имени Земля». Биология в школе № 3, 1998, с. 71-75.

  3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. - М. 2003.

  4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учеб. Пособие для вузов. - М.,1998.


© 2010-2022