- Преподавателю
- Биология
- Контрольно оценочные средства по Биологии
Контрольно оценочные средства по Биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурцева Н.П. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Московский областной медицинский колледж №5»
КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
по общеобразовательной дисциплине «БИОЛОГИЯ»
(наименование дисциплины)
31.02.03.Лабораторная диагностика
(код и наименование специальности)
для профессии среднего профессионального образования
(уровень подготовки)
Разработчик:
Бурцева Н.П.
преподаватель высшей категории
Серпухов
Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Московский областной медицинский колледж №5»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦМК б
общепрофессиональных дисциплин______ с
Заместитель директора по УР
Протокол № ___ от «____» 2016 г.
____________ Л.В.Леонова
Председатель ____________ Н.П.Бурцева
«___»_______ 2016 г.
КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
по общеобразовательной дисциплине «БИОЛОГИЯ»
(наименование дисциплины)
31.02.03.Лабораторная диагностика
(код и наименование специальности)
для профессии среднего профессионального образования
(уровень подготовки)
Серпухов, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
-
паспорт комплекта фонда оценочных средств
-
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
-
ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
-
ИДЕНТИФИКАТОР ИЗМЕНЕНИЙ В ФОНДЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
-
ПРИЛОЖЕНИЯ
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине БИОЛОГИЯ
Бурцева Наталья Петровна,
преподаватель биологии,
Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Московский областной медицинский колледж №5»
Московская область г. Серпухов.
К.п.н., высшая квалификационная категория,
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины Биологии обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО: 31.02.03 «Лабораторная диагностика" следующими умениями, знаниями, которые формируют общие и профессиональные компетенции:
Уметь:
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;
вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
-
решать: генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;( составлять цепи питания, цепочки РНК по ДНК, находить триплеты т -РНК и по генетическому коду определять аминокислоты);
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; а также для оценивать негативное влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней
-
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы: естественный и искусственный отбор.
-
делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет).
6. осуществлять самостоятельный поиск биологической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах
7. в процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, проекты, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
Знать:
-
основные биологические системы (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема в том числе Биосфера);
-
теории развития современных представлений о живой природе, выдающиеся открытия в биологической науке;
-
роль биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира, методы научного познания;
-
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;
-
отличительные признаки живой природы отнеживой, ее уровневую организацию и эволюцию, роль основных органических и неорганических соединений.
-
биологические закономерности: сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура), размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
-
биологическую терминологию и символику;
-
влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Формой аттестации по учебной дисциплине является _экзамен.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции (желательно сгруппировать и проверять комплексно, сгруппировать умения и общие компетенции)
Показатели оценки результата
Следует сформулировать показатели
Раскрывается содержание работы
Форма контроля и оценивания
Заполняется в соответствии с разделом 4 УД
Уметь:
У 1. объяснять: роль биологив формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Выполнение, определение, выделение, решение, получение.
Самостоятельная работа, дифференцированные карточки, тестовый контроль.
У 2. решать: генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;( составлять цепи питания, цепочки РНК по ДНК, находить триплеты т -РНК и по генетическому коду определять аминокислоты);
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Обоснование, формирование, выполнение, решение, определения, доказательства.
Дифференцированные карточки, тестовый контроль, самостоятельная работа.
У 3. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; а также для оценивать негативное влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Выполнение, создание, формулирование, обоснование, решение.
Дифференцированные карточки, самостоятельная работа.
У 4. сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агро экосистемы своей местности), процессы: естественный и искусственный отбор.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Нахождение, доказательство, определение, решение.
Тестовый контроль, практическая работа, самостоятельная работа.
У 5.делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет).
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Доказательства, определение, решение, выполнение, демонстрация.получение, изготовление.
Практическая работа, самостоятельная работа, тестовый контроль.
У6.осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Нахождение, определение, доказательства, решение, выполнение, создание.
Самостоятельная работа, индивидуальная работа.
У 7 в процессе работы с учебником учащиеся должны: научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, проекты, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Выполнение, создание, получение, нахождение, решение.
Самостоятельная работа, дифференцированные карточки.
Знать:
З 1.основные биологические системы (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема в том числе Биосфера).
Формулирование, нахождение, выполнение, получение.
Тестовый контроль, дифференцированные карточки, практическая работа.
З 2.теории развития современных представлений о живой природе, выдающиеся открытия в биологической науке;
Выполнение, определение, выделение, получение.
Самостоятельная работа, дифференцированные карточки, тестовый контроль
З 3.роль биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира, методы научного познания;
Определение, выделение, демонстрация, выполнение, создание.
Дифференцированные карточки, тестовый контроль, самостоятельная карточка.
З 4.вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;
Выделение, демонстрация, определение, решение, получение.
Практическая работа, самостоятельная работа,
З 5.отличительные признаки живой природы от неживой, ее уровневую организацию и эволюцию, роль основных органических и неорганических соединений.
Выделение, демонстрация, определение, получение.
Тестовый контроль, дифференцированный контроль, практическая работа.
З6.биологические закономерности:
сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура) размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
Доказательство, выделение, определение, нахождение, решение, обоснование.
Самостоятельная работа,
тестовый контроль, дифференцированный контроль, решение задач.
З 7.биологическую терминологию и символику;
Выделение, определение, нахождение, обоснование.
Самостоятельная работа.
З8.влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов.
Выполнение, демонстрация, выделение, получение, решение.
тестовый контроль, дифференцированные карточки, практическая работа.
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине биология, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
предусмотрена рейтинговая система оценки.
Слово "рейтинг" происходит от английского "torate" (оценивать) и "rating" (оценка, оценивание). Рейтинг - "накопленная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию".
Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на научных обществах, работа с отстающими с докладами рефератами и т.д.
-
Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать так:
-
оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
-
критерии оценивания обговариваются заранее;
-
обучающийся сам волен выбирать стратегию деятельности;
-
незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания
Одним из обязательных свойств системы является открытость - обучающиеся должны знать "правила игры": знать "стоимость" любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять.
Для выполнения этого свойства "таблица» или рейтинговый регламент должны быть доступны обучающимся. Рейтинговая система должна быть гибкой. Гибкость рейтинговой системы означает, что и учитель, и обучающийся могут корректировать свою деятельность в любой момент в нужном направлении.
основные этапы составления рейтинга с которыми я согласна
-
разделить материал на структурно-логические самостоятельные разделы (или логические блоки). Модулем может быть:
-
- отдельная тема или раздел;
-
- самостоятельный цикл лабораторных работ;
-
- индивидуальные домашние задания;
-
- индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика;
-
- разделы, выделенные для самостоятельного изучения.
-
определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления баллов);
-
установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся в ходе обучения;
-
составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание - рейтинговый регламент;
-
на основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов;
-
в конце семестра выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули
-
Теперь рассмотрим пример построения бально-рейтинговой системы для оценочной шкалы.
В данной системе можно предложить 10-ти бальное оценивание
Для каждого обучающегося можно разработать таблицу успешности, в которую заносятся его баллы по пройденным темам.
Критерии оценивания обучающихся
Основные показатели
Баллы
Уровни
Отсутствие на уроке
0
Готов к уроку
0,5
Слушал, переписывал
1,0-1,4
Очень слабо
Выполнял по алгоритму или образцу (без объяснений)
1,5-2,0
Слабо
Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу
2,1-3,0
Посредственно
Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников
3,1-4,0
Удовлетворительно
Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно
4,1-5,0
Недостаточно хорошо
Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя
5,1-6,0
Хорошо
Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой
6,1-7,0
Очень хорошо
Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с помощью учителя
7,1-8,0
Отлично
Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно
8,1-9,0
Прекрасно
Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения
9,0-10,0
Великолепно
Общий балл за занятие
Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ.
Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы)
БАЛЛЫ
Стандартная работа
Повышенный уровень
Не превышает 25%
1,0 - 2,0
1,0 - 3,0
Не превышает 50%
2,1 - 4,0
3,1 - 5,0
Не превышает 75%
4,1 - 5,0
5,1 - 7,0
Превышает 75%
5,1 - 7,0
7,1 - 10,0
Штрафные баллы начисляются в следующих случаях:
-
прогул без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) (минус 1 балл);
-
отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);
-
плохое поведение (минус 1 балл);
-
неготовность к уроку (минус 1 балл);
-
опоздание более чем на 10 минут без уважительной причины (минус 1 балл).
При использовании этой шкалы на практике данный набор рейтинговых чисел может быть значительно изменен
Подведение итогов рейтинга.
Можно разделить все действия обучающихся на основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при подведении итогов учитывать оценочные баллы и дополнительные.
Механизм конвертации оценки по дисциплине в оценку по традиционной шкале
Отношение набранной суммы баллов за дисциплину к максимально возможной
Оценка по дисциплине по 4-х балльной шкале
90% и более
5
80-89%
4
75-79%
4
65-74%
3
60-64%
3
Хотя бы один из модулей оценен на "2"
2
Важно, чтобы при использовании рейтинговой шкалы, фиксировалось всё, что делают обучающиеся, чтобы избежать недоразумений. Объявление рейтингов может быть открытым (например, таблица на стенде в классе) или, что предпочтительнее, закрытым. Во втором случае публично объявляются только максимальный и минимальный рейтинги без имен их обладателей, чтобы каждый обучающийся мог сориентироваться и представить себе свое собственное положение, после чего принять какие-то решения. Пересчет рейтингов следует производить достаточно часто - лучше всего к концу каждого урока или к началу следующего. Это позволит обучающемуся лучше управлять своим учением и в целом работать продуктивнее.
Обучающийся считается достигшим высшего уровня овладения предметом, если набирает к концу учебного периода 95-100% максимального значения. Чтобы активизировать их, определяется минимальное рейтинговое число, от 30 до 50% максимального значения: если к концу периода обучающийся наберет сумму, меньшую этого числа, он считается не освоившим этот предмет.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам) Таблица 2.2
Элемент учебной дисциплины
Формы и методы контроля
Текущий контроль
Рубежный контроль
Промежуточная аттестация
Форма контроля
Проверяемые ОК, У З
Форма контроля
Проверяемые ОК, УЗ.
Форма контроля
Проверяемые О К,
У З
Введение. Краткая история развития биологии. Методы биологии. Сущность жизни и свойства живого.
Устный опрос
Тестирование
Самостоятельная работа Дифференцированные карточки
У1, У3,У5,У6, У7
З 1, З 2 З 3,
З 5, З 6, З 4, З 7
ОК 3, ОК4
Раздел 1. Происхождение и развитие жизни на Земле.
Тестовый контроль
У1, У2,У3,У4,У5,У6,
У7, У8,У9,
З 1, З2, З4,З5,З6,З7, ОК1,ОК3,ОК4,
ОК6,ОК7,ОК8.
Дифференцированный зачет.
У1, У2,У3,У4,У5,У6,
У7,
З 1, З2, З 3,З4,З5,З6,З7З8,
ОК2,ОК3,ОК4,
ОК6,ОК7,ОК8.
Тема 1. 1 Многообразие живого мира.
Устный опрос
Дифференцированные карточки Тестирование
Самостоятельная работа
У1, У 3, У4, У5, У 6, У7
З 1, З 5, З 6, З 3, З 7,
ОК 2, ОК 8
Тема 1.2 Различные взгляды на происхождение жизни на Земле.
Устный опрос
Тестирование
Самостоятельная работа Дифференцированные карточки
У1, У5,У6, У7
З 1, З 2, З 8,
ОК 3, ОК 6,ОК 7
Раздел 2.Учение о клетке.
Тема 2.1 Химическая организация клетки.
Устный опрос
Дифференцированные карточки Тестирование
Самостоятельная работа
У1, У2,У3.У4, У 5,
У 6,У 7
З 1,З 4,З 5,З 6, З 7,
ОК4 ,ОК8,
Тема 2.2. Строение и функции клетки.
Устный опрос
Тестирование
Самостоятельная работа Дифференцированные карточки. Практическая работа.
ОК8 У1, У2,У3.У4,
У 6,У 7
З 1,З 4,З 5,З 6, З 7
Тема 2.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Устный опрос
Дифференцированные карточки Тестирование
Самостоятельная работа
У5,У7,У6,У1,
З 1,З3,З4,З5,
З 6,З 7,
ОК 2,ОК4
Тема 2.4 Деление клетки.
Устный опрос
Тестирование
Самостоятельная работа
Дифференцированные карточки Практическая работа
У1.У 5,У4,У7,
У6
З 1, З 4,З 7,З 5, З 6
ОК2,ОК4,ОК8
Раздел 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Самостоятельная работа
У1, У2,У3,У4,У5,
У7,У8,У9,
З 1, З2, З3, З4,З5,З8,
ОК1,ОК4, ОК5, ОК6,ОК8.
Дифференцируемый зачет.
У1,У3,У4,У5,
У6,У7,
З 1, З2, З3, З4,З5,З 6, З 8,
ОК2,ОК4, ОК5, ОК6,ОК8.
Тема 3.1 Формы размножения организмов.
Устный опрос
Тестирование
Самостоятельная работа. Дифференцированные карточки
У1, У 3,У4,У5,
У 6,У 7,
З 1, З 6, З 3, З4, З 7
ОК 2,ОК5
, ОК 6
Тема 3.2 Эмбриональное развитие животных.
Устный опрос
Тестирование
Практическая работа. Дифференцированные карточки.
У1,У3,У 5,У6,
У 7,
З1,З2,З3,З 6, З 7, З 8
ОК4,ОК8
Тема 3.3 Постэмбриональное развитие.
Устный опрос
Тестирование
Самостоятельная работа. Дифференцированные карточки.
У1,У2,У3.У5,
У6.У7.
З1, З3,З5,З6, З 7. ОК 4, ОК8
Раздел 4. Основы генетики и селекции.
Тестовый контроль
У1, У2,У3,У4,У5,
У6,У7.
З 1, З2, З3.З4, З5.З6.З7. З 8.
ОК1,ОК 3, ОК4, ОК5,ОК6,ОК8.
Дифференцируемый зачет.
У1, У2,У3,У4,У5,
У6,У7,
З 1, З2, З3.З4, З5.З6.З7, З 8.
ОК1,ОК 3, ОК 4, ОК5,ОК6,ОК8.
Тема 4.1 Основные понятия генетики.
Устный опрос
Тестирование
Самостоятельная работа. Дифференцированные карточки Решение задач.
Практическая работа.
У1, У2,У3,У4,У5,
У7, У 5, З 6, З7,
З 1, З2, З3,З4,З5, З6, З7
ОК 3, ОК 8
Тема 4.2 Основные закономерности наследственности
Самостоятельная работа. Дифференцированные карточки
Решение задач Устный опрос
Практическая работа.
У1,У2,У3,У4,У5
У6,У7,
З1, З2,З3,З5,З 6, З 7,
ОК1,ОК4,
ОК6,
Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости.
Самостоятельная работа Устный опрос
Тестирование Дифференцированные карточки. Практическая работа
У1,,У3,У4,
У5,У6, У 7
З1,З2,З3,З5.З8
ОК 4,ОК8
Тема 4.4 Селекция растений, животных и микроорганизмов
Устный опрос
Тестирование Дифференцированные карточки
Самостоятельная работа.
У1,У2,У3,У6,
У7,
З1,З2,З3,З4,З8,
ОК5,
Раздел 5. Эволюционное учение.
У 1, У 3, У 4.У 5, У 6, У 7.
З 2, З 3, З 4, З 6, З7. З 8.
ОК 4, ОК 2, ОК 5, ОК 8
Дифференцируемый зачет
У 1, У 3, У 4.У 5, У 6, У 7.
З 2, З 3, З 4, З 6, З7. З 8.
ОК 4, ОК 2, ОК 5, ОК 8
Тема 5.1 Теория эволюции.
Самостоятельная работа Устный опрос
Тестирование Дифференцированные карточки. Практическая работа
У 1, У 5, У 6, У 7.
З 2, З3, З4, З6, З7. З 8
ОК 4, ОК 8
Тема 5.2 Микро эволюция.
Устный опрос
Тестирование Дифференцированные карточки. Практическая работа Самостоятельная работа.
У 1, У 5, У 6, У 7.
З2, З7. З 8.
ОК 4, ОК 2,
Тема 5.3 Макроэволюция.
Тестирование Дифференцированные карточки. Самостоятельная работа
У 1, У 5, У 6, У 7.
З 2, З3, З4, З6, З7. З 8. ОК 4, ОК 5,ОК 8
Тема 5.4 Развитие органического мира.
Тестирование Дифференцированные карточки. Самостоятельная работа.
У 1, У 3, У 4,У 5, У 6, У 7
З 2, З3,З 4,З 6,З 7, З 8 ОК 4, ОК 5,ОК 8
Тема 5.5 Человек.
Самостоятельная работа. Тестирование Дифференцированные карточки
У 1, У 3, У 4,У 5, У 6, У 7
З 2, З3,З 4,З 6,З 7, З 8 ОК 4, ОК 5,ОК 8
Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды.
Тестирование
У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7
З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ,ОК 2,ОК 3, ОК 5,ОК 8
Дифференцируемый зачет
У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7
З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ,
ОК 2,ОК 3, ОК 5,ОК 8, ОК 9
Тема 6.1 Понятие о биосфере.
Тестирование Дифференцированные карточки
У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7
З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ,ОК 2,ОК 3, ОК 5,ОК 8
.
Тема 6.2 Основы экологии.
Устный опрос
Тестирование Дифференцированные карточки. Практическая работа Самостоятельная работа.
У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7
З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ОК 2,ОК 3, ОК 5,ОК 8
Тема 6.3 Биосфера и человек.
Самостоятельная работа Дифференцированные карточки. Тестирование.
У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7
З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ОК 2,ОК 3, ОК 5,ОК 8
Тема 6.4 Бионика. Генная инженерия.
Тестирование Дифференцированные карточки. Самостоятельная работа.
У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7
З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ОК 2,ОК 3, ОК 5,ОК 9
Контрольная работа по дисциплине « Биология».
1. Отметьте знаком «+» правильные, а знаком «-» неправильные утверждения.
1) Расти могут только растения.
2) Растения способны активно перемещаться с одного места на другое.
3) Выделение происходит у всех живых организмов.
4) Растения и грибы относятся к одному царству.
5) Глюкоза, гликоген, сахароза, клетчатка, крахмал - разновидности углеводов.
6) Вода - хороший растворитель.
7) Белки - выполняют только опорную функцию.
8) Жиры служат запасным источником энергии.
9) Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.
2. Выберите правильные ответы.
1) В состав живых организмов входят органические вещества:
а) вода, минеральные соли; б) белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
в) вода, минеральные соли, белки, жиры.
2) Углеводы выполняют:
а) только опорную функцию; б) только энергетическую функцию;
в) опорную, энергетическую, запасающую, защитную функции; г) только структурную.
3) К продуктам питания особенно богатыми белками, относятся:
а) хлеб, картофель, яблоки, свекла; б) сало, подсолнечное масло, сметана;
в) мясо, рыба, яйца; г) мясо, рыба, яблоки, капуста.
4. Определите генотипы родителей, если все потомство имеет желтые и гладкие семена:
а) ААВВ х аавв; б) АаВв х ааВВ ; в)ААвв х Аавв; г)АаВВ х ааВв;
5. Энергия запасается в 36 молекулах АТФ в процессе:
а) гликолиза; б)подготовительного этапа энергетического обмена;
в) брожения; г) окисления одной молекулы пировиноградной кислоты.
6. Кроссинговер - обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами характерен для процесса:
а) профазы первого деления мейоза; б) профазы второго деления мейоза;
в) митоза; г) оплодотворения.
7. Организм, которым свойственно неклеточное строение, относят к группе:
а) бактерий; б) вирусов; в) водорослей; г) простейших.
8. Расширение ареала зайца - русака является примером:
а) биологического прогресса; б)ароморфоза; в) дегенерации; г) биологического регресса.
9. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным и к последующим звеньям называется:
а) правилом экологической пирамиды; б) круговоротом веществ;
в) колебанием численности; г) саморегуляцией численности популяции.
10. У гибридов ночной красавицы с розовыми цветками в F2 появляются растения с красными, розовыми и белыми цветками в соотношении:
а) 9: 3:3:1; б) 3:1; в) 1:2:1; г) 1:1.
3. Закончите предложения.
1) Процесс поглощения клеточной мембраной твердых частиц вещества называется...
2) Органоиды, участвующие во внутриклеточном пищеварении, называются...
3) Хромосомы содержатся в...
4) Органоиды, участвующие в клеточном дыхании, вырабатывающие энергию, называются...
5) Многочисленные канальцы, пронизывающие всю клетку, по которым осуществляется транспорт веществ, называются...
4. Какие органоиды присущи как растительной, так и животной клетке?
5. Какой процесс деления показан на рисунке (митоз или мейоз)? Почему вы так решили?Охарактеризуйте каждую стадию.