Творческий проект на тему Первоцветы

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ с.Живайкино МО «Барышский район»











Творческий проект

Творческий проект на тему Первоцветы

Творческий проект на тему Первоцветы

Авторы: Учащиеся 5б-9б класса

Руководитель: Николаева Ольга Алексеевна

Загарино 2014

Содержание

1. Введение.1.1.Актуальность исследования.1. 2.Цель и задачи ….. …

2..Характеристика изучаемой территории ………………………………

2.1.Предисловие…………………………………………………………….

2.2.Экологическая тропа…………………………………………………

2.2.1. 1.этап.Центральная часть парка села Загарино (8 класс)…………

2.2.2. 2 этап. Пришкольный участок 7 класса…………………………..

2.2.3. 3 этап. Территория заброшенного школьного сада 10 класс………………

2.2.4. 4 этап. Смешанный лес (9 класс)………………………….

2.2.4.1. .ЭКОЛОГО- ФЛОРИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОЦВЕТОВ………

2.2.4.2. ПЛОЩАДКА №1…………………………………………………………………..

2.2.5. 5 этап Сосновый лес………………………………………..

2.2.5.1. ПЛОЩАДКА № 2………………………………………………………………..

2.2.5.2. ПЛОЩАДКА №3……………………………………………………………….

3. СПИСОК РАСТЕНИЙ ЛЕСА ОКРЕСТНОСТИ с. ЗАГАРИНО БАРЫШСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ЛЕВАЯ СТОРОНА РЕКИ СЫЗРАНКИ…………………

4. Животный состав пробных площадок……………………………

5. Систематический анализ первоцветов и сопутствующих им видов в растительных сообществах. Площадки № 1, 2, 3………………………..

6. Описание ярусов площадок № !, 2, 3………………………………….

7. Биоморфологический анализ травянистых первоцветов и вмещающих их фитоценозов…………………………………………

8. Эколого-биологические особенности первоцветов …………………

9. Действие антропогенных факторов на первоцветы………………….

10. Меры по охране первоцветов……………………………………………

11.. Методика исследования………………………………………………

12. Пропагандистско-просветительской работы по охране

первоцветов .Результаты исследований .……………………………

13. Программа действий ...............................................................................

Литература .



Введение

1.1.Актуальность исследования

В нашей стране последовательно претворяется в жизнь программа преобразования сельских населённых мест в благоустроенные посёлки. В планах социального развития предусмотрено озеленение как территорий учреждений, школ, детских садов, улиц, скверов, парков, так и индивидуальных участков.

Декоративные растения придают населённым пунктам привлекательный вид, что благотворно влияет на психику человека и создаёт благоприятные условия для жизни; помогают поддерживать чистоту воздуха, оздоравливают окружающую среду, так как выделяемые ими особые вещества - фитонциды убивают болезнетворные бактерии. Интерес к разведению цветов особенно вырос в последние годы. Их становится больше в общественных местах, приусадебных и дачных участках. Цветы служат для украшения и помогают развитию творческих способностей человека, учат понимать прекрасное. Посадка цветов, уход за ними дают возможность, дать разрядку организму после напряжённого труда, а пенсионеру - заняться интересным и полезным делом.

Мир цветов чрезвычайно велик и разнообразен: они различаются по своим декоративным качествам, сроками цветения, отношению к условиям произростания - свету, влажность почвы и воздуха и т.д. Поэтому, прежде чем посадить цветы, нужно это учесть и сделать по возможности так, чтобы цветение их было непрерывным в течение всего сезона - с весны до поздней осени.

В нашей стране и за рубежом постоянно увеличивается и совершенствуется сортимент цветов на основе селекции и сортоизучения. Ежегодно появляется все новые и новые сорта, вводятся в культуру новые растения.

Дикорастущие растения привлекают особое внимание жителей планеты, особенно первоцветы.

Проблема изучения первоцветов достаточно актуальна, так как природные сообщества подвергаются интенсивному антропогенному воздействию. Первоцветы или подснежники - это целая группа травянистых растений, которые первыми рано весной появляются из-под снега.

Многие из них в последние десятилетия стали редкими и занесены в Красные книги разных уровней. Среди них есть растения эфемероиды это группа многолетних весенних трав, зацветающих сразу после стаивания снега и успевающих отцвести до распускания листьев на деревьях, а затем остаться в почве в виде корневищ, луковиц, клубеньков до следующей весны.

К сожалению, в окрестностях сел первоцветов становится все меньше, за счет выпаса скота, уплотнения почвы, пожаров, расселение сорняков, свалки мусора, заброшенные поля, вырубка леса. Таким образом, идёт подавление семенного размножения первоцветов, и многие из них выпадают из состава фитоценозов. Сокращение численности видов, как известно, делает природное сообщество неустойчивым и способствует исчезновению других видов растений, а за ними животных, что способствует деградации в целом. Поэтому из выше сказанного ясно, что изучение и охрана первоцветов имеет огромное научное и практическое значение [2].

1.2.Цель и задачи:

цель: изучить видовой состав первоцветов на территории Экологической тропы с. Загарино и провести практические и пропагандистско-просветительские мероприятия по их охране. Для её достижения были поставлены следующие задачи:

  • выяснить эколого-биологические особенности первоцветов;

  • провести флористические и геоботанические описания первоцветов и их популяций и растительных сообществ;

  • дать оценку экологического состояния изучаемого растительного сообщества;

  • дать рекомендации по сохранению первоцветов на экологической тропе;

  • провести экологические десанты на территорию тропы;

  • провести пропагандистско-просветительскую работу в своей школе среди учащихся;

  • провести описание изменений заброшенных территорий на примере сада и деревни;

  • провести агитационно - массовые мероприятия на предметной недели

  • воплотить проект на школьной территории совместно с родителями

Активное участие, в течении акции «Первоцветы», приняли учащиеся 5 класса в количестве (14) человека , 6 класса (11), учащиеся 7 класса (4 человека), 9 класса (12 человек),9 класса (11 человека), администрация Живайкинского поселения и работники школы, СДК.

Творческий проект на тему Первоцветы

2. Характеристика изучаемой территории

2.1..Предисловие.

Весной 2014 года учащиеся школы провели акцию «Первоцветы».

Творческий проект на тему ПервоцветыТворческий проект на тему ПервоцветыТворческий проект на тему Первоцветы

Творческий проект на тему ПервоцветыТворческий проект на тему ПервоцветыТворческий проект на тему Первоцветы

Были разработаны различные конкурсы, рисунки на асфальте, чтением стихов, уборка территории пришкольного участка и парка около Обелиска памяти. На научном уровне учащиеся старших классов и библиотекарь школы познакомили с материалами Красной книги Ульяновской области. Проведен круглый стол.

Творческий проект на тему ПервоцветыТворческий проект на тему Первоцветы

2.2.Экологическая тропа

2.2.1. 1.этап.Центральная часть парка села Загарино (8 класс)

2.2.2. 2 этап. Пришкольный участок 7 класса.

2.2.3. 3 этап. Территория заброшенного школьного сада 10 класс.

2.2.4. 4 этап. Смешанный лес (9 класс)

2.2.5. 5 этап Сосновый лес

2.2.1. 1.этап. Центральная часть парка села Загарино (приложение -презентация)

В Центральной части села Загарино располагается парк. В центре парка располагается Обелиск памяти павшим в войну. Его заложили в 1981 году, к 40 - летию Победы в Великой Отечественной войне. На территории были посажены: береза, сирень, слива, вишни, ели. Парк закладывали все от мала до велика.

Родина. Родная природа…дорогие и близкие нам понятия. Тишина леса и тонкий аромат ночной фиалки и насыщенный запахом воздух от дурманящегося запаха черемухи доносившийся с реки Сызранки. Иногда мы это не ценим. Данная таблица показывает отношение человека к действительности

Таблица №1 Количественный подсчет деревьев на территории парка.

Дерево

1981 год

1990 год

2007 год

2009

2014

1

Береза бородавчатая

40 штук

29 штук

10 штук

12 штук

0 штук

2

Ель обыкновенная

40

5

0

3

0

3

Сирень обыкновенная

80

49

67

0

0

4

Слива домашняя

40

2

2

0

0

5

Вишня обыкновенная

40

3

1

0

0

6

Клен


28

Из древесных культур привлекают внимание береза бородавчатая, сирень обыкновенная, из травянистого состава гусиный луг и одуванчик обыкновенный. Заслушаны стихи и загадки

Творческий проект на тему Первоцветы

2.2.2. 2 этап. Пришкольный участок

Загаринская средняя школа была открыта в 1985 году, здание красивое и уютное. Территория прилегающая к школе имеет непригодную почву для растений. В этом году учащиеся школы совместно с учителями и родителями решили возродить благоустройство этой территории. для этого всю территорию поделили согласно схеме на участки и закрепили за ним определенный класс. Дали задания сделать проект, по озеленению своей территории включая растения относящиеся к группе первоцветы

Творческий проект на тему Первоцветы

Озеленяя школьный участок, учащиеся стремятся не только оформить его, но и защитить пришкольную территорию от пыли, ветра, шума, обеспечить учащимся условия для игр, отдыха, занятий физкультурой. Кроме того, посаженные растения используют как наглядный материал для занятий на уроках естествознания, ботаники, классных часов, внеклассных мероприятий.

Творческий проект на тему Первоцветы

Вся территория была убрана от мусора, сорной травы.

Таблица №2 Сорные растения и борьба с ними.


  1. ОСОБЕННОСТИ СОРНЫХ РАСТЕНИЙ.


  1. БОРЬБА С СОРНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Общие свойства сорных растений: выносливость, живучесть, плодовитость, приспособленность разным условиям среды, образование большого количества семян и разные способы их распространения (шипы, крючки, зацепки), быстрое прорастание семян и сохранение в течение многих лет. Различают многолетние и малолетние сорные растения. К первым относятся пырей, осот, вьюнок полевой, полынь, подорожник и пижма, они размножаются семенами и корнями растений. К малолетним относятся: мокрица, лебеда, щирица, дымянка, гречишка, редька дикая,ярутка полевая, костер ржаной, осот желтый которые засоряют не только полевые культуры, но и частные огороды.

Ее ведут с помощью агротехнических мер, химических средств и предупредительных мероприятий. Агротехнические заключаются в соблюдение определенных требований при проведении лущения, вспашки, боронования, культивации почв.

Площадь территории нашего класса составляет15% от всей территории. Она включает территорию 17 х 5 метров в квадрате, 2 ели в возрасте 10 лет, 2 березы в возрасте 15 лет, кустарник шиповник 12 штук, 5 кустов сирени, платан многолистный 1.

Таблица №3. Встречаемость растений на территории и посаженных

Виды растений

Количество

До 2009 г.

Количество посаженных видов 2014г.

1

Страусник обыкновенный

1

2

Ель обыкновенная

3

1 погибла

3

Платан многолистный

1

4

Береза бородавчатая

19

5

Земляника лесная

7

7

6

Шиповник майский

19

Убрали 5

7

Клевер пашенный

5

8

Клевер белый

4

9

Пастушья сумка

12

10

Сирень обыкновенная

15

Убрали 2

11

Подорожник средний

10

12

Подорожник большой

11

13

Тысячелистник обыкновенный

8

14

Осенняя кульбаба

31

15

Одуванчик лекарственный

7

16

Осот огородный

28

17

Пырей ползучий

150

Убрали 69

18

Фиалка трехцветная

20

9

19

Фиалка душистая

7

16

20

Лилия тигровая

12

19

21

Тюльпан превосходный

225

18

22

Ландыш майский

32

17

23

Нарцисс поэтический

5

Затем на асфальте учащиеся рисовали правила поведения человека в природе.

Творческий проект на тему Первоцветы

На своих закрепленных участках ребята посадили первоцветы.

2.2.3. 3 этап. Территория заброшенного школьного сада.

Школьный сад был заложен в 1966 году под руководством директора школы Николаева Н.И. Были завезены сортовые плодовые деревья только семейства розоцветные яблони, ранетки всего 25 сортов, некоторые привезены из краснодарского края, хорошо плодоносили, снимали хороший урожай и даже продавали на ярмарке. С 1980 года сад не благоустраивают. Следы деятельности человека и животных очень сильно видны, особенно после того как рядом построили пилораму и зерноуборочный ток, а также ведется выпас животных. Деревья стали «дикими», но всегда дают большой урожай, чем привлекают подростков. На территории были обнаружены первоцветы , :гусиный луг, фиалка удивительная, мать -и- мачеха, чистяк весенний, хохлатки, медвежье ушко.

По окончание экскурсии были заслушаны стихи о первоцветах сочиненные учащимися

2.2.4. 4 этап. Смешанный лес (10- 11 класс)

2.2.4.1. ЭКОЛОГО- ФЛОРИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОЦВЕТОВ

ЦЕЛЬ: ИЗУЧИТЬ ТРАВЯНИСТЫЕ РАННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ с.ЗАГАРИНО БАРЫШСКОГО РАЙОНА, ДАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ СОХРАНЕНИЮ.

ЗАДАЧИ:

-ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ, ПОКАЗАТЬ ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ;

-ДАТЬ ФИЗИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЙ;

-ВЫЯСНИТЬ ЭКОЛОГО - БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОЦВЕТОВ;

-ПРОВЕСТИ ФЛОРИСТИЧЕСКИЕ И ГЕОБОТАНИЧЕСКИЕ ОПИСАНИЯ ПЕРВОЦВЕТОВ И ИХ ПОПУЛЯЦИЙ И РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ;

-ДАТЬ ОЦЕНКУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИЗУЧАЕМОГО РАСТИТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА;

-ДАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ПЕРВОЦВЕТОВ В ПРИРОДЕ

Для решения поставленных проблем мы изучили состав и структуры сообщества смешанного леса. Работу по закладке пробной площади проводили в два этапа.

1этап. Изучили лесное сообщество, выбрали подходящий для решения поставленных задач участок растительного покрова леса. Для этого обошли его в различных направлениях.

Все впечатления и соображения, возникшие при осмотре участка, мы записывали в полевой дневник, указывая дату и географическое положение участка.

2 этап. После осмотра всего естественного участка мы выбрали и отмерили пробные 3 площади, которые имели четкие границы. Размеры пробной площади при изучении лесного сообщества составляют 100 квадратных м. -квадратная площадка 10 х 10 м.

Для работы мы использовали колышки, цветные флажки для обозначения границ площадок и компас, с помощью которого мы смогли заложить площадки строго необходимой формы.

Порядок работы.

  1. Вбили первый колышек и отметили флажком дерево совпадающее с выбранной точкой 1. По компасу сориентировались строго на север, отсчитали в этом направлении 10 метров парами шагов и отметили точку 2.

  2. От точки 2 отсчитали таким же образом 10 метров в западном направлении - отметили точку 3.

  3. Определили 4 вершину пробной площади, двигаясь от точки 3 в южном направлении.

Начертили план выбранных пробных площадок.


  1. ПЛОЩАДКА №1.

Бланк описания физико -географической характеристики пробной площади.

Дата. 10 мая 2014 года.

Данный участок расположен на гористой с оврагами местности на расстоянии 500 метров от села Загарино, 200 метров от животноводческого комплекса. Биогеоценоз данного участка можно охарактеризовать как СМЕШАННЫЙ ЛЕС. Этот участок всегда привлекает жителей села для сбора лекарственных трав, земляники, грибов. Характеризовался склон ВАЛИНОЙ ГОРЫ как участок богатый флорой и особенно ПЕРВОЦВЕТАМИ.

На этом участке виды растений имеют разную высоту, поэтому их надземные части расположены в пространстве в несколько слоев, «этажами», или , иначе, ярусами. Распределение растений по надземным ярусам связано с количеством света, которое определяет температурный режим и режим влажности в растительном сообществе на различной высоте над поверхностью почвы. Более сложные по ярусности лесные сообщества отличаются, как правило, более высокой устойчивостью к неблагоприятным воздействием среды, болезням и вредителям.

В смешанных лесах ярусное распределение растительности хорошо выражено. Выделяются следующие ярусы: древостой, подлесок, травяной или травяно-кустарниковый ярус и ярус мхов и почвенных лишайников.

1ярус Сосна обыкновенная, береза бородавчатая,

2ярус Ива козья, яблоня дикая, смородина черная.

3ярус Травянистый

Сообщество смешанного леса представляет собой естественную группировку растений, животных, бактерий, грибов, лишайников, живущих во взаимодействии друг с другом и с окружающей средой. Важнейший компонент лесного сообщества - растения.

Разные виды растений оказывают неодинаковое влияние на условия жизни в сообществе. По силе влияния различают следующие группы видов растений: виды- «строители» - преобладающие виды с наиболее мощным средообразующим воздействием - сосна, берёза, злаки, розоцветные, губоцветные, бобовые и сложноцветные.

«Постоянные спутники» - виды обычно присутствующие в сообществе, но не господствующие в нём - чёрная смородина, крестоцветные, лилейные.

«Случайные» т.е. не характерные для сообщества виды - ива козья, яблоня дикая, коровяк обыкновенный.

«Сорные» - виды встречающиеся в разных типах растительных сообществ.

В травянистом ярусе, наряду с цветковыми растениями, встречаются и папоротники. Ярус мхов и надпочвенных лишайников в смешанном лесу присутствует, но он не образует сплошного покрова на почве. Почва истощена.

СЛЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: Сообщество смешенного леса на данной территории подвергается постоянному антропогенному воздействию. На данной территории нами обнаружены вытоптанные и замусоренные человеком места (в количестве 5), а также места от костров-3, сломанные деревья - 5, раны на деревьях после взятия берёзового сока и дорожки от выпаса скота по всей территории.

Видовой состав первоцветов скуден и представлен в основном - гусиным луком, мать-и-мачеха обыкновенная, коровяк обыкновенный, фиалка собачья, лютики. Вид -Адонис весенний исчез.

Аспект - жёлтый, вызванный массовым цветением гусиного лука. Творческий проект на тему Первоцветы

2.2.5. 5 этап Сосновый лес

2.2.5.1. ПЛОЩАДКА № 2

Физико-географическая характеристика пробной площади

Дата: 13 мая 2014 года

Пробная площадка находится на расстоянии 1500 м. от с.Загарино. Рельеф ровный. Сообщество СОСНОВЫЙ ЛЕС. Биогеоценоз «Сосновый лес».

В сосновом лесу много света - это одно из его характерных особенностей.

Светолюбивое дерево Сосна не образует густых насаждений, и её стройные высокие стволы в лесном массиве свободны от веток почти до самого верха. Сосна не только светолюбива, она отличается также большой нетребовательностью к субстракту и способностью приспособляться к самым разнообразным условиям существования. Мы встречаем Сосну на почвах очень бедных питательными веществами на которых другие древесные породы полностью отсутствуют.

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСНОВЫЙ ЛЕС.

-песчаная почва - неплодородна, мало содержит влаги

-бедный растительный покров

-растение стелющие, приспособленные к минимальному испарению воды: кожистые листья, сочные злаки с тонкими листьями, ворсистостью…

-нет подлеска

-однообразный видовой состав, иногда заносится береза

-стержневой тип корней

Следы деятельности человека не значительны так как территория удалена и мало посещаема.

Первоцветы практически не обнаружены. Исчезли - медуница, ландыш майский, сон-трава, ветреница лютиковая.

Аспект - зелёный, с рассеянными фиолетовыми группами. Творческий проект на тему Первоцветы

2.2.5.2. ПЛОЩАДКА №3

Физико-географическая характеристика пробной площади.

Дата 11 мая 2014 года

Данная площадка находится на 1000 м. от с.Загарино и южнее площадки №2. Рельеф представлен склоном и наличием не глубокого оврага. Данный участок очень сходен по видовому и почвенному составу и с площадкой №2.

Следы деятельности человека: На этой территории производилась вырубка леса - заготовка дров. Также нами были обнаружены следы пожара. Видовой состав однообразен.

Аспект - серый, цветущие растения редки. Творческий проект на тему Первоцветы

3. СПИСОК РАСТЕНИЙ ЛЕСА ОКРЕСТНОСТИ с. ЗАГАРИНО БАРЫШСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ЛЕВАЯ СТОРОНА РЕКИ СЫЗРАНКИ.

4. Животный состав пробных площадок

Разнообразие биотопов создают оптимальные условия для обитания земноводных и пресмыкающихся на территории. Из низших наземных позвоночных на территории парка доказано пребывание 10 видов земноводных.

  1. Систематический анализ первоцветов и сопутствующих им видов в растительных сообществах.

Таблица № 5. Площадки № 1, 2, 3.

семейства

Число видов

% от общ. числа видов

Число родов

% от общ. числа родов

1

Настоящие папоротники

2

2,6

2

3

2

Сосновые

1

1,3

1

1,5

3

Злаковые

10

13

8

12

4

Лилейные

5

6,5

5

7,5

5

И.т.д

Орхидейные

1

1,3

1

1,5


  1. Описание ярусов площадок № !, 2, 3

Дата: 12 -13 мая 2014 года

Таблица № 6. Название растительного сообщества: смешанный и сосновый лес общее проективное покрытие ( в %): (сумма)

Вид растения

обилие

Проективное покрытие

фенофаза

Характер размещения

1. Ярус. Древесный


1

Сосновые

Ф.

70%

Цв.1

Рассеяно

2

Берёзовые

Об.1

10%

Вег.1

Группами

2.Ярус. Кустарниковый


1

Ива козья

Р.

5%

Цв.2

Редко

2

И т.д

Чёрная смородина

Ед.

1%

Цв.1

Единица


  1. Биморфологический анализ травянистых первоцветов и вмещающих их фитоценозов. Анализ жизненных форм

Таблица № 7.

Жизненные формы

Число видов

% от общ. числа видов

А

Древесные формы

1

Деревья

2

2,6

2

Кустарники

3

3,9

Б

Травянистые формы

1

Корневищные

20

26

2

Стержнекорневые

12

15,6

3

Клубнекорневые

20

26

4

Корнепаразитные

2

2,6

5

Луковичные

5

6,5

В

Малолетники

Двулетники

6

7,8

Однолетники

7

9

Итого:

Всего 77

100%

8. Эколого-биологические особенности первоцветов

Первоцветы или подснежники - это, многолетние весенние травы, зацветающие сразу после стаивания снега и успевающие отцвести до распускания листьев на деревьях. Развитие этих растений начинается ещё под снегом в феврале месяце, и первые всходы появляются с уже развитыми цветками. Это происходит благодаря тому, что в земле у них находятся перезимовавшие многолетние органы: корневища, луковицы, клубеньки, которые богаты питательными веществами. Цветок у первоцветов, либо один, но крупный и яркий, либо они мелкие, но собраны в соцветия. Подснежники отцветают до появления листьев на деревьях, так как они очень светолюбивы и не переносят затенения. Листьев у них достаточно мало, это нужно для того, чтобы не тратить много питательных веществ на их развитие. Тип опыления - смешанный:

насекомыми, ветром и самоопыление (это даёт больше шансов быть опылёнными за короткий период цветения (7-10 дней)) [7].

Действие антропогенных факторов на первоцветы

Действие антропогенных фактов приводят к сокращению видового состава первоцветов на территории с.Загарино Барышского района

Таблица № 8.

деятельность

последствия

Вытаптывание выпас скота

Уплотнение почвы нарушение её аэрации гибель почвенных и других связанных с ними организмов

вырубка

Изменение микроклимата нарушение и изменение экосистемы

расселение

Появление популяции нового вида в сообществе нарушение устойчивости системы

загрязнение

Изменение химического и физического состояния среды обитания

Сжигание сухостоя

Уничтожение экосистем

урбанизация

Изменение природных ландшафтов

Массовый варварский сбор лекарственных трав

Сокращение видового состава лекарственных трав занесение видов в красную книгу

10. Меры по охране первоцветов

-Формирование экологического сознания у подрастающего поколения и у взрослого населения.

-вовлечение подростков в районную экологическую организацию «Экоша»

-Участие в детских общественных объединениях

-Ежегодное участие в операции «Первоцвет»

-Оказание практической помощи природным сообществам во время походов и экскурсий

-Вовлечение учащихся в исследовательскую эколого- флористическую работу

-Выполнения «Закона об охране окружающей среды Ульяновской области»

-Проводить информационно - пропагандистскую просветительную работу через газету «Первое сентябры», участие во Всероссийском фестивале «Портфолио»,через газету «Барышские вести», детский журнал «Антошка» и школьные стенгазеты и конкурсы по данной теме

- Создание знаков указывающих поведение человека в природе.

11. Методика исследования

Методику изучения первоцветов в 2014 году мы выбрали по этапную характеристику участков определенной территории, которую определили как Экологическую тропу, применяли комплексный подход .Изучение первоцветов осуществлялось посредством экскурсионно-маршрутного метода. Этот метод заключается в предварительном выборе маршрута экскурсии по экологической тропе, с целью посещения мест с наиболее характерным видовым составом ранневесенних растений, и её непосредственном проведении с составлением списка известных встреченных видов растений, а также гербаризацией и последующим определением неизвестных видов и характеристики характерных биогеоценозов данной местности.

В наиболее типичных сообществах закладывались геоботанические площадки, на которых подробно изучался видовой состав первоцветов, их обилие, проективное покрытие и характер размещения [8], [5]. Определение растений систематический и биоморфный анализ проводились по классическим сводкам [1]. Проводилась статистическая обработка данных [6]. Оценка экологического состояния тропы проводилась визуально-оценочным методом .

12. Пропагандистско-просветительская работа .Результат исследований.

1. В период с 26 марта 2014 по 18 мая 2014 года мы знакомили ребят с особенностями растений, которые радуют нас сразу после зимы.

2 Ребята с энтузиазмом приняли участие в конкурсах проектов, рисунков, плакатов о первоцветах. Создали много знаков поведения человека в природе.

3. Учащиеся 8-10 классов разработали экологические тропы, наиболее интересную мы провели.

4. Учащиеся всей школы приняли активное участие в уборке территории и создания проектов озеленения своей территории на учебно -опытном участке «Цветник».На асфальте нарисовали знаки по охране первоцветов. Лозунги. Плакаты. Они долго напоминали учащимся школы -как нужно вести себя в природе.

5. Посадили на пришкольном участке и у обелиска первоцветы в клумбы, чтобы они нас радовали живыми, совместно с родителями и СДК.

6. Разработали рисунки и плакаты цветов и украсили ими всю школу

7. Провели конкурс авторских стихов о первоцветах.

8. Провели выставку творческих работ по теме, сообщения о растениях Красной книги Ульяновской облати

9.Провели конференцию для старших классов и круглый стол для младших классов

10.Провели фотовыставку

11.Приняли участия во Всероссийском конкурсе творческих и исследовательских работ школьников «Портфолио», который проводит газета «Первое сентября».

12. Разработали рекомендации по улучшению экологической ситуации и сохранению первоцветов на территории с.Загарино.


13. Программа действий

  1. Продолжить изучение первоцветов на территории школы сел.Загарино, Золино, Ананьино с целью выявления новых видов и описания их эколого-биологических особенностей;

  2. Проводить мониторинговые исследования первоцветов, выясняя как изменяется обилие и другие показатели у этих растений из года в год;

  3. Регулярно участвовать в экологических десантах по уборке .

  4. Каждую весну организовывать экологическую Акцию «Берегите первоцветы!», в ходе которой проводить социологический опрос среди населения, распространять листовки и буклеты, знакомящие с проблемой охраны первоцветов.

  5. Разработать экологические тропы территории прилегающих сел. Составить список биоценозов с флористическим списком, уделить особое внимание первоцветам красной книги.

  6. Публиковать в местных газетах и журналов статьи о бережном отношении к ранневесенним растениям наших парков и скверов, склонов.

  7. Участвовать в Российских конкурсах, фестивалях, конференциях. Рассказать о первоцветах нашей местности через Интернет.


Литература

1. Благовещенский В.В. и др. Определитель растений Среднего Поволжья, - Л.: Наука, 1984.

2. Благовещенский В.В., Раков Н.С., Шустов В.С. Редкие и исчезающие растения Ульяновской области. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1989.

3. Благовещенский В.В., Раков Н.С. Конспект флоры высших сосудистых растений Ульяновской области. - Ульяновск: Филиал МГУ,1994.

4. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / под ред. В.В. Благовещенского. - Ульяновск: «Дом печати», 1997- 130 с.

5. Методы геоботанических исследований: Методическое пособие (сост. А.С. Боголюбов). Москва, Экосистема, 1996, 21с.

6.Круглый год, русский земледельческий календарь, М, «Правда» 1989

Наш проект состоял из четырёх этапов: Исследовательского, практического и агитационно-массового, литературно-эстетическое.

На первом этапе, мы определяли видовой состав первоцветов на экологической тропе в центральном парке и старого школьного сада близ лежащего к территории ОАО «Загаринское» и «Напко», оценивали их количественный состав. Затем провели систематический анализ первых весенних цветов и сопутствующих им видов. Провели геоботанические описания растительных сообществ, в которых встречаются первоцветы и дали оценку их экологического состояния. Разработали рекомендации по улучшению экологической ситуации борьбы с мусором и сохранению цветов на экологической тропе .

На втором, практическом, этапе Проекта провели трудовые десанты по уборке территории от мусора и разработали правила поведения человека на данных территориях. Посадили на пришкольном участке дикорастущие первоцветы.

На третьем этапе мы проводили пропагандистско-просветительскую работу среди учащихся нашей школы и местного населения познакомили их с особо охраняемыми растениями, провели праздник на асфальте, где нарисовали знаки запрещающие, предписывающие; написали плакаты и лозунги. провели соревнования между классами, тесты, конкурс рисунков, творческую мастерскую..

На четвертом этапе учащиеся сочинили стихотворения посвященные первоцветам, познакомили с литературой о природе, с праздниками цветов и приметами весны, разработали проекты «Цветник» на своих участках по классам.



Главный результат:

  • Мы познакомились с первоцветами экологической тропы, научились узнавать их в природе;

  • Узнали об эколого-биологических особенностях первоцветов и о проблеме сокращения численности этих растений;

  • Работа в проекте способствовала формированию у нас навыков исследовательской, практической природоохранной, эстетической и пропагандистско-просветительской работы;

  • Реализация проекта способствовала привлечению учащихся нашей школы и местное население к охране первоцветов.

  • Посадили три клумбы с первоцветами, посадили ландыши и ирисы в биоценоз Леса на участке школы.

  • К 70 годовщине в ВОВ у Обелиска памяти заложена клумба «Цветы Победы» 2009-2014 г.

Творческий проект на тему ПервоцветыТворческий проект на тему Первоцветы

© 2010-2022