Обобщение опыта работы по теме «Развитие критического мышления на уроках биологии»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Милославская СОШ»













Обобщение опыта работы по теме:



«Развитие критического мышления на уроках биологии»











Учитель биологии

высшей категории

О.П.Копылихина











п. Милославское

2014 год

Содержание



1. ВВЕДЕНИЕ

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Развитие критического мышления на уроках биологии через чтение и письмо.

  • Цели, задачи технологии КМ

  • Структура построения технологии

  • Приёмы, этапы, стратегии

  • Примеры уроков биологии с использованием технологии РКМ в основной школе

  • Показатели эффективности педагогической деятельности и качества её результатов

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные педагогические результаты применения технологии РКМ

4. ЛИТЕРАТУРА

5. ПРИЛОЖЕНИЕ







ВВЕДЕНИЕ

Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования нашли своё воплощение в новых образовательных стандартах. В общем виде их можно определить как формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные потребности, и включают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса. Изменение масштабов событий, происходящих сегодня в мире, а также информационный взрыв, стремительное наращивание информации говорят о том, что в ХХI веке будут нужны новые знания и понимание.

Получение знаний важно, но в настоящее время это не самая главная цель учебного процесса. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

В связи с этим формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.





ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Развитие критического мышления на уроках биологии через чтение и письмо.

Термин критическое мышление был одним из ключевых в философии Карла Поппера. Согласно его теории всякий живой организм действует как решатель проблем. При этом данные из окружающего мира используются для подтверждения или опровержения гипотез, которые живой организм предварительно задает. Всякое знание, согласно Попперу является человеческим знанием. Это знание всегда смешано с нашими ошибками, предубеждениями, мечтами и надеждами. Единственное, что может делать человек, это искать истину путем поиска и устранения ошибок. Поиск и устранение ошибок происходит посредством критики теорий и догадок. Человек может критиковать свои собственные идеи или идеи других людей. В любом случае, исходным условием поиска истины является формулирование гипотез и теорий в форме доступной для критики.

Критика- изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов

Критическое мышление - направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Д. Халперн

Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. С.И. Заир-бек

Критическое мышление - это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что - опровергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией, учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.

Признаки критического мышления:

  1. Критическое мышление - есть мышление самостоятельное.

  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем которые нужно решить.

  4. Критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.

  5. Критическое мышление - есть мышление социальное (всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими).

Образовательная технология «Развитие критического мышления », в основе которой лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации (учебные и научно-популярные тексты, видеофильмы, электронные образовательные ресурсы и др.), позволяет развивать критическое мышление школьников.

Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности. Таким образом, технология критического мышления - один из способов превратить учение в личностно ориентированное.

Таким образом, возникают следующие противоречия:

  • Между традиционным обучением и созданием условий для развития личностного роста ученика.

  • Между усовершенствованными учебно-методическими комплектами и не способностью формировать у учеников самостоятельность мышления.

  • Содержательность учебных пособий и неготовность их к подачи информации, востребованной учащимися.

  • Планирование урочной деятельности по естественным дисциплинам направлено на самостоятельный поиск информации и не высокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельно получать и перерабатывать информацию.

Ведущая педагогическая идея заключается в том, что критическое мышление способствует развитию и формированию новых мыслительных форм, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности.

Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы, поиск ее решения.
В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладевает методологией решения изучаемых проблем.

Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Технология КМ позволяет решать задачи:

  • Повышение качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии КМ при изучении учебного предмета

  • Повышение учебной мотивации.

  • Повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету.

  • Развитие информационной грамотности, способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности.

  • Повышение социальной компетентности.

  • Формирования навыков анализа и синтеза предметных текстов

Существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:
1.Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
2.Давать возможность учащимся размышлять.
3. Принимать различные идеи и мнения.
4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.
7. Ценить проявление критического мышления.

При этом учащиеся должны:
1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей;
2. Активно участвовать в учебном процессе;
3. С уважением выслушивать различные мнения;
4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.

В основе КМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «вызов - осмысление - рефлексия».



Структура построения технологии КМ

  1. ВЫЗОВ "Люди с желанием и эффективно делают то, что сами хотят делать, а не то, что им приказывают".

Задачи:

  • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;

  • пробуждение интереса к изучаемой теме;

  • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

  • побуждение ученика к активной деятельности.

Значение стадии вызова:

1.Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.

2.Происходит активизация обучаемого. Учение - активная деятельность. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.

3.Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

Этап «Вызов» (актуализация субъективного опыта).

Действие учителя

Действие учащихся

1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте.

3. В тетради нарисуйте таблицу («маркировочную таблицу») с четырьмя одинаковыми колонками.

Рисует на доске таблицу.

4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте.

5.Обменяйтесь своими мнениями в паре.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?).

Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом «Знаю».

1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как его себе представляет.

2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом.

3.Рисуют маркировочную таблицу.

4.Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте.

5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6.Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте.

Левая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». Дополняют записи в левой колонке таблицы.

2. ОСМЫСЛЕНИЕ "Если хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!"

Задачи:

  • активное получение новой информации;

  • осмысление новой информации;

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями;

  • отслеживание процесса познания и собственного понимания.

Значение стадии осмысления:

1.Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.

2.Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным.

3. На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез.

Этап «Осмысления».

Действие учителя

Действие учащихся

1.Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям.

2.На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией).

1.Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.

2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

3. РАЗМЫШЛЕНИЯ И РЕФЛЕКСИЯ

"Образование - это то, что останется, когда забудется все заученное".

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

  • выявление еще непознанного;

  • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

  • поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Значение стадии рефлексии:

1.Происходит выведение знания на уровень понимания и применения.

2.Идет рефлексия своего процесса учения.

3.Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями.

4.Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

Все этапы технологии РКМЧП не обязательно имеют место на одном уроке, это может быть серия уроков. Но очень важно, чтобы цикл «вызов - осмысление содержания рефлексия» был завершен и имел выход на следующий «вызов».

Использование технологии развития критического мышления в курсе биологии наиболее эффективно при изучении таких тем, по которым могут быть составлены интересные, познавательные тексты.

Правила, которые необходимо соблюдать при проведении уроков

по формированию критического мышления.

- В работу должны быть вовлечены в той или иной степени все учащиеся. С этой целью полезно использовать приемы, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

- Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезны проведение разминок, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

- Учащихся не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах. Очень важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

- Для школьников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе.

- Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их.

- Деление учащихся на группы лучше построить на основе добровольности, но обязательно добиться того, чтобы группы были примерно равны по силам.

Формы (стратегии) применения технологии:

  1. «Чтение текста с пометками»

  2. Заполнение таблицы «Знаю - Хочу узнать - Узнал»

  3. «Зигзаг»

  4. «Продвинутая лекция», прием «Бортовой журнал»

  5. «Инсерт» - чтение с пометками

  6. Фишбоун «Рыбья кость»

  7. Кластеры

  8. Синквейн

Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт - это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю и в основе всех приемов лежит базовая модель, включающая три стадии: вызов, осмысление, размышление/рефлексия.

Стратегия «Чтение текста с пометками» - инсерт

В ходе урока на стадии вызова с целью актуализировать знания учащихся учитель может давать разнообразные задания или задавать вопросы о познавательном объекте, фиксируя ответы учащихся на доске без оценивания и комментария, или же может предложить учащимся записать ответы в своих рабочих тетрадях. Например, «Нарисуйте в тетради…(познавательный объект) таким, как вы его представляете. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о … (познавательном объекте)», «Что вы знаете (или думаете, что знаете) о …» и т. д.

На стадии осмысления учитель предлагает всем учащимся тексты по теме. Это могут быть текст параграфа школьного учебника, статья из научно - популярного журнала или что - либо другое. Но лучше, чтобы эти тексты были бы составлены самим учителем. Тексты могут быть абсолютно одинаковыми или разными (по глубине содержания). Если учитель предлагает всем школьникам одинаковый текст, желательно, чтобы он был разно-уровневым, так как это позволит реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, учесть его образовательные потребности. Работа с учебными текстами в рамках технологии критического мышления позволяет реализовывать профильное обучение. В данном случае каждый ученик получает такой материал, глубина которого удовлетворяет его образовательным запросам.

На работу с текстом отводится 10-15 минут. В течение этого времени учащимся предлагается внимательно прочитать текст и на полях сделать особые карандашные пометки (интерактивная система разметки текста):

«v» - «это я знаю»;

«+» - «эта информация для меня новая»;

«-» - «»эта информация противоречит моим знаниям; я думал иначе;

«?» - «эта информация требует пояснения; хочу узнать больше; есть вопросы»;

«!» - «это интересно».

Смысл используемых знаков необходимо оговорить заранее. После того, как индивидуальная работа по чтению текста с пометками завершена, учащимся предлагается выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу, состоящую из пяти столбцов (в соответствии с предложенными знаками).

v

+

-

?

!


Эта работа позволяет не только проанализировать текст повторно, но и учит школьников переводить обширную информацию из текстовой в лаконичную табличную форму. Когда эта работа будет закончена, учащимся предлагается в группах обсудить заполненные таблицы. Далее под руководством учителя школьники сравнивают результаты своей работы с текстом со своими предположениями, сделанными на этапе вызова. Здесь особенно важно обратить внимание школьников на информацию, требующую пояснения («?»), так как именно она может инициировать стадию вызова на следующем уроке или домашнее задание.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

С целью обобщения полученной из текста информации на стадии размышления и рефлексии учитель предлагает учащимся, работая индивидуально или в группе, составить графический организатор - кластер по данной теме.

Стратегия «Заполнение таблицы «Знаю - Хочу узнать - Узнал» (ЗХУ)

То, что степень усвоения школьниками учебной информации напрямую связана с личностной актуальностью этой информации - общеизвестная дидактическая закономерность. Как сделать актуальной новую учебную информацию? Один из возможных путей стимулирования интереса к новому содержанию учебного материала предлагает нам стратегия «Заполнение таблицы «ЗХУ» - он заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова).

На стадии вызова учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Учитель организует фронтальную беседу, предлагая разнообразные задания или задавая вопросы о познавательном объекте, итогом этой фронтальной работы по актуализации знаний должно явиться заполнение каждым учащимся колонки «Знаю» в маркированной таблице, куда учащиеся запишут все, что знают о познавательном объекте. Далее возможна организация парной или групповой работы по обмену своими знаниями - таким образом, каждый ученик может пополнить колонку «Знаю» в своей таблице. На завершающем этапе стадии вызова возможны организация коллективного обсуждения «известного» и окончательная коррекция содержания первой колонки таблицы. В ходе фронтальной работы обозначаются те вопросы, для ответов на которые имеющихся знаний явно недостаточно. Эти вопросы каждый записывает в колонку «Хочу узнать».

На стадии осмысления учащимся предлагается работа с учебным текстом, в ходе которой каждый ученик индивидуально заполняет колонку «Узнал». Очевидно, что, как и в ранее описанной стратегии «Чтение текста с пометками», у школьников формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания таблицы каждым учеником. Стадия осмысления заканчивается фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая» информация.

Одной из особенностей применения технологии в рамках предметов естественнонаучного цикла является возможность проведения лабораторных и практических работ на этапе размышления и рефлексии. Это позволит экспериментально проверить теоретическую информацию, собранную на предыдущем этапе, и сделать выводы. На завершающем этапе стадии размышления и рефлексии учитель организует фронтальную беседу с опорой на те новые знания, которые получены в ходе работы с текстом и проведения лабораторных или практических работ. Осуществляется окончательная коррекция содержания колонки « Узнал» в таблице. Часто на этом этапе возникает необходимость добавить к маркированной таблице еще одну колонку «Еще хотелось бы узнать!», ведь вопросы, которые возникают на этом этапе, могут стать основой организации этапа вызова на следующем уроке.

Завершается урок составлением кластера (графического организатора), который призван продемонстрировать взаимосвязь основных понятий (свойств, характеристик объектов и явлений), которые рассматривались на уроке.

Отличительной особенностью технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является ее универсальный характер, так как упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности - чтение и письмо. Поэтому в данном проекте могут успешно работать школьники различных возрастных групп.

Приемы, используемые на стадии вызова

Прием «Кластер».

Цель: - вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме;

- обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.

Время выполнения: 7-8 минут.

Описание приема.

Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу индивидуально.

2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

З этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие - не повторять то, что уже было сказано другими.

В результате, на доске формируется кластер (гроздь винограда)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди, отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока: на стадии вызова- для стимулирования мыслительной деятельности; на стадии осмысления - для структурирования учебного материала; на стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, которые имеют отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Верные и неверные суждения »

Цель: - стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме.

Время выполнения: 7-8 минут

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить верно, оно или неверно.

Тема: «Строение клетки» 10 класс

Верно

Неверно

В митохондриях происходит окисление органических веществ с освобождением энергии;

Хромосомы - носители наследственной информации

В лизосомах происходит биосинтез белков;

Хромосомы содержатся в комплексе Гольджи

Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмыслении

Цель: развитие у школьников навыков работы с учебными текстами;

достижение оптимального уровня усвоения нового материала школьниками.

Прием «Анализ текста по предложенной схеме»

Цель: развитие навыков анализа текста

Описание приема:- Учащиеся получают распечатку текста документа. Текст должен быть доступен для понимания школьниками.

- Учитель предлагает школьникам провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа.

- Школьники производят предварительное ознакомление с текстом документа и списком предложенных вопросов.

- Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов (на все поставленные вопросы давать ответы не обязательно)

- Обсуждение различных вариантов ответов; разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.

Прием «Бортовой дневник»

Цель: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками

собственной позиции по изучаемой теме.

Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.

Описание приема:

- Учитель предлагает изучить определенный текст.

- Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части.

В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, информацию, почерпнутые ими из изученного текста;

во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

Известная информация

Новая информация



Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии)

Цель: формирование у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;

развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

  • Объясняются правила написания синквейна.

  • В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

  • Задается тема синквейна.

  • Фиксируется время на данный вид работы.

  • Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Прием «Фишбоу» (рыбья кость)

Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации

факты

вывод



Проблема решится

только сообща,

совместными усилиями всего мира.

события

Охрана

окружающей

среды

Эффективная лекция
Прием «бортовой журнал»

Бортовой журнал

Известная информация, предложения

Новая информация

Стадия вызова по каждой смысловой единице осуществляется известными вам методами: список известной информации, ее систематизация, ответы на вопросы учителя, ключевые слова и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть бортового журнала.

На смысловой стадии ученики работают индивидуально: один в правой графе, другой в левой или учитель предлагает первую часть лекции.

На стадии рефлексии идет сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе.







Примеры уроков с использованием технологии РКМ в основной школе.

6 класс. Тема: «Дыхание»

В этой теме есть несколько «подводных камней», но самый главный - дети ассоциируют процесс дыхания с процессом газообмена.

Уметь работать с информацией означает умение анализировать и систематизировать ее, находить скрытые составляющие, критически оценивать, обобщать, перерабатывать. Важно, чтобы та информация, которая была новой, в результате стала присвоенной, превратилась в собственное знание. Когда учащиеся выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи, происходит присвоение нового знания. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст. Таким образом, необходимо на уроке не только создать условия для анализа процесса дыхания, но и возможностей неоднократного проговаривания как частей, так и всего материала в целом.

Задание 1: Просмотрите материалы презентации, выделите этапы, обеспечивающие процесс дыхания

Обобщение опыта работы по теме «Развитие критического мышления на уроках биологии»



Этапы процесса дыхания:

1. Вдох. Поступление кислорода в организм.

2. Перенос кислорода ко всем клеткам тела.

3. Окисление кислородом органических веществ.

4. В результате окисления образуются вода, углекислый газ и выделяется энергия.

5. Углекислый газ и часть образовавшейся воды переносится кровью к легким.

6. Выдох.

Задание 2: Изучение процесса дыхания (происходит отработка умений свертывать и развертывать информацию, читать схемы)

2.1 Составьте схему процесса дыхания

Обобщение опыта работы по теме «Развитие критического мышления на уроках биологии»

2.2. Возьмите листок бумаги. Какие действия необходимо выполнить, чтобы продемонстрировать процесс газообмена? (закрыть среднюю часть)

2.3. В каких соотношениях находятся понятия «газообмен» и «дыхание»? (процесс газообмена часть процесса дыхания)

2.4. Используя схему, попробуйте дать определение понятия «дыхание».

2.5. Сравните ваше мнение с научным определением: дыхание - это сложный процесс, состоящий из поступления в организм кислорода, окисления органических веществ в митохондриях клеток с образованием энергии и удаления образовавшихся при этом углекислого газа.

2.6. Расскажите друг другу в парах о процессе дыхания, используя определение и схему.

7 класс. Тема: «Скелет - опора организма»

Задание 1. Составление логических цепочек

Обобщение опыта работы по теме «Развитие критического мышления на уроках биологии»

Задание 2. На систематизацию и обобщение

  1. Рассмотрите рисунки слайда, подберите слова, общие для всех изображенных объектов. Какое обобщающее название можно дать этим рисункам?

Обобщение опыта работы по теме «Развитие критического мышления на уроках биологии»



  1. На каком основании все эти объекты размещены на одном слайде при изучении темы «Скелет - опора организма»?

  2. Попробуйте разделить изображения на две группы.

  3. Какими общими признаками обладают все эти скелетные образования? Какие функции они выполняют?

  4. Какие выводы об опорных образованиях можно сделать, опираясь на рисунки?

Задание 3. На классификацию

На слайдах демонстрируются объекты: кусочек мела, спил дерева, раковина моллюска, панцирь краба, кость, скелет позвоночного, фораминиферы.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие критического мышления на уроках биологии»

Обобщение опыта работы по теме «Развитие критического мышления на уроках биологии»

  1. Выберите основание для классификации.

  2. На данном основании предложите классификацию объектов, демонстрируемых на слайде.

Примечание. В дальнейшем учитель выбирает для изучения один из вариантов классификации: наружный и внутренний скелет.

6 класс Тема: «Передвижение веществ по стеблю»

  1. Ключевое слово сегодняшнего урока - транспорт. Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? В течение 30 секунд учащиеся записывают в тетрадь, затем обсуждают в парах свои записи. По цепочке все учащиеся называют одну ассоциацию, не повторяя предыдущих учащихся.

  2. Какие процессы жизнедеятельности зависят от транспорта веществ в организме? В течение 1 минуты обсуждение в четверках, затем обсуждение в классе результатов.

  3. Актуализация знаний о строении стебля (индивидуальная, парная или коллективная работа) с использованием тренажера.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие критического мышления на уроках биологии»

Обобщение опыта работы по теме «Развитие критического мышления на уроках биологии»



  1. Изучение транспорта веществ в растительном организме:

    1. Учитель актуализирует знания по теме (какие вещества необходимы растениям, какие вещества перемещаются в растении, какой орган выполняет транспортную функцию и т.д.)

    2. Самостоятельная работа «Транспорт веществ в растении» (просмотр опытов «Передвижение растворов по стеблю», «Передвижение органических веществ по стеблю»)

- сформулируйте цель опытов, которые вы будете наблюдать (узнать, по каким частям стебля передвигаются различные вещества);

- просмотреть сюжет 1 опыта, затем 2 опыта;

- как были заложены опыты?

- каков результат 1 опыта? Это доказывает что __________________________.

- каков результат 2 опыта? Это доказывает что __________________________.

- сформулируйте общий вывод.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие критического мышления на уроках биологии»

Обобщение опыта работы по теме «Развитие критического мышления на уроках биологии»

Обобщение опыта работы по теме «Развитие критического мышления на уроках биологии»

  1. Рефлексия. Ответьте на вопросы;

- почему сильное повреждение коры зайцами могут привести к гибели дерева?

- при выращивании томатов для ускорения образования плодов и повышения урожайности применяют пасынкование - удаление боковых побегов. В чем заключается биологический смысл этого приема?

- почему для опыта с кольцеванием рекомендуется брать побеги с листьями?

- в каком направлении передвигается весной по стеблю березовый сок?

  1. После окончания индивидуальной работы в отведенное время организуется коллективное обсуждение данных вопросов.

Урок по теме: «Вирусы» (9 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

  • Сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, особенностях их строения и функционирования, роли вирусов в природе и жизни человека.

  • Развивать навыки работы с текстом, обобщать полученную информацию, вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу.

Оборудование: таблица «Вирусы», карточки с текстом для каждого ученика.

Ход урока:

Стадия вызова и целеполагания

С целью актуализации знаний проводится фронтальная беседа по следующим вопросам (ответы не оцениваются):

1. Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?

2. Что вы знаете о вирусах?

3. Что бы хотели узнать об этой форме жизни?

Стадия осмысления

Раздается текст по теме «Вирусы» и предлагается в течение 10 - 15 минут проработать его, используя специальные пометки. Количество и смысл знаков необходимо заранее оговорить с учащимися.

«V» - «это я знаю»;

«+» - «новая информация»;

«-» - «информация, противоречащая моим знаниям»;

«?» - «информация, требующая пояснения»;

«!» - «это интересно».

Текст «Вирусы»

В 1892 году русский ученый Д. И. Ивановский описал необычные свойства возбудителя болезни табака - табачной мозаики. Возбудитель этого заболевания проходил через бактериальные фильтры, заражая здоровые растения. Позже обнаружили, что возбудитель ящура - болезни домашнего скота - также проходит через бактериальные фильтры. Наконец, в 1917 году был открыт вирус, поражающий бактерии. Эти события положили начало новой науке вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни.

Вирусы не имеют клеточного строения, размеры их варьируют от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий, увидеть их можно только в электронный микроскоп. Устроены вирусы очень просто: они состоят из фрагмента генетического материала (либо ДНК, либо РНК), составляющей сердцевину вируса, и защитной белковой оболочки - капсида.

У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще дополнительная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки хозяина. Вирусы - это внутриклеточные паразиты и вне живой клетки они не проявляют никаких свойств живого. У вирусов отсутствует собственная система обмена веществ и энергии, они не потребляют пищу и не размножаются. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Проникнув в живую клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя ее деятельность на синтез вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков, из которых собираются вирусные частицы. В клетке накапливается огромное количество вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается, и вирусы выходят наружу. Иногда вирусы выделяются из клетки постепенно, по одному, и зараженная клетка живет долго.

Каждый вирус обладает специфичностью, он ищет именно «своего»хозяина. Так, вирус гепатита А или В проникает и размножается только в клетках печени, вирус гриппа - в клетках эпителия верхних дыхательных путей. Вирус СПИДа (ВИЧ) связывается с клетками крови - лейкоцитами, отвечающими за иммунитет.

Молекула ДНК вирусов может встраиваться в хромосомы клетки хозяина и существовать в таком виде, являясь как бы дополнительным геном. В таком виде вирус может не проявлять себя неопределенно долгое время. По остроумному определению нобелевского лауреата П. Медавара, вирусы - «это плохие новости в упаковке из белка». В значительной мере это действительно так: ведь попавшие в клетку вирусные гены - «плохие новости» - приводят к нарушению нормальных процессов в клетке, в ряде случаев к ее гибели, а также к заболеванию всего организма. Недаром свое название вирусы получили от латинского слова virus - яд. Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний. Например, у растений - мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев картофеля. Появление полосок на цветках некоторых сортов тюльпанов также обусловлено вирусом, а цветоводы продают эти тюльпаны, выдавая их за особый сорт. У животных вирусы вызывают ящур крупного рогатого скота, чуму у птиц, инфекционную анемию у лошадей и др. К наиболее известным вирусным заболеваниям человека относят грипп, оспу, корь, краснуху, свинку, полиомиелит, бешенство, СПИД и др.

Особой группой вирусов являются бактериофаги, или просто фаги, которые поражают бактериальные клетки. Некоторые из них используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, например, с бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.

Происхождение вирусов пока не ясно. Большинство ученых предполагают, что вирусы произошли от клеточных структур, вследствие утраты ими всего, без чего «можно обойтись» при паразитическом образе жизни, оставив только наследственный аппарат в виде нуклеиновой кислоты и защитную белковую оболочку. Таким образом, вирусы не могут рассматриваться как примитивные предшественники клеточных организмов.

Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?» Если живой считать структуру, имеющую генетический материал (ДНК или РНК) и способную воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, имеющую клеточное строение, то ответ должен быть отрицательным. Также вирусы не способны воспроизводить себя вне клетки хозяина. Они находятся на самой границе между живым и неживым, что еще раз напоминает нам о существовании непрерывного спектра все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и заканчивается сложнейшими замкнутыми системами клеток.

После этого учащиеся составляют таблицу из пяти столбцов и заполняют ее, используя информацию, приведенную в тексте. Это дает им возможность проанализировать текст повторно.

Стадия размышления и рефлексии

Составление графического организатора в группах с последующим его представлением. Например, по данной теме может быть составлен следующий кластер:

  1. В живой клетке размножаются, используя обмен веществ и энергию клетки - хозяинаНе имеют клеточного строения



  1. Имеют ДНК или РНК



  1. Имеют капсид - белковую оболочку.



Вне живой клетки не проявляют свойств живого



Вирусы

Являются возбудителями различных заболеваний





.

Урок по теме «Строение и функции кожи» 8 класс

Задачи урока:

  • Обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа - кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной, рецепторной, выделительной и терморегуляционной функциями кожи.

  • Развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

  • Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда.

Оборудование: таблица «Кожа», информационные листы, листы бумаги, фломастеры, ПК, мультимедийный проектор, презентация

Тип урока: усвоение новых знаний (ТРК)

Методические приёмы: «Верите ли Вы, что…», «Инсерт», кластеры, синквейн.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

2. Стадия вызова

Разминка: у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Беседа по вопросам:- Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец? - Что же является главным в жизни каждого человека? - Что значит, по-вашему, быть здоровым?

Обучающиеся отвечают, учитель обобщает.

- Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и системы органов организма.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь вы определите сами при помощи подсказок (Слайд 2)

- Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.
- Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.
- Это самый тяжёлый орган человеческого тела.
- Этот орган не только от тепла, но и от стыда - краснеет, от испуга - потеет, а от страха - бледнеет.
- Итак, вы уже догадались, о каком органе идёт речь? (О коже).

- Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом.
Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому вначале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…». Откройте тетради, запишите число, поставьте 9 номеров в столбик. Ваша задача: ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться - «-». Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помним «Кто ищет истины - не чужд и заблуждениям». Эти слова Вольфганга Иоганна Гёте будут являться эпиграфом нашего урока (Слайд 3)

Задание «Верите ли вы, что…» (Слайд 4)

  • … кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».

  • … секрет потовых желёз не имеет запаха.

  • … кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.

  • … кожа - сложный орган со многими функциями.

  • … мёртвые клетки кожи постоянно слущиваются и заменяются новыми

  • … кожа тесно связана с нервной системой.

  • … в коже происходит образование витамина Д.

  • … 2% кислорода в организм поступает через кожу.

  • … молочные железы - это изменённые потовые железы.

- Зачитываем по цепочке по одному суждению и высказываем своё мнение.
- К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.
- Кто не согласен с предположениями поднимите руки.
- Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня мы с вами должны таким образом построить работу, чтобы разрешить эти противоречия. Предположите формулировку темы нашего урока. (Слайд 5)

Обучающиеся предлагают свои формулировки, учитель обобщает их и определяет тему: «Строение и функции кожи». Школьники записывают тему в тетрадь.

- Ключевое слово нашего урока - кожа. Вокруг этого слова находятся неизвестные или малоизвестные термины и словосочетания, которые подсказывают нам о том, что мы сегодня должны изучить на уроке. (Слайд 6) Какова цель нашего урока?

Ученики высказывают своё мнение, учитель обобщает.

- Целью нашего урока является выяснить особенности строения кожи в связи с выполняемыми функциями.

3. Стадия осмысления

- По какому критерию мы можем судить о здоровье человека при первом взгляде на него? Что мы оцениваем?

- Мы оцениваем состояние его кожи. Поэтому с давних времён к нам пришло изречение «Кожа - это зеркало здоровья человека». Врачи-дерматологи справедливо утверждают, что «никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже». (Слайд 7) У здорового человека кожа очень красива. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание замечательные художники всего мира. Перед вами картины Леонардо Да Винчи. (Слайд 8) Обратите внимание на цвет лица, рук этого портрета. Они нежно розового цвета, кажутся прозрачными. Это говорит о здоровье и душевном покое изображаемого человека. А теперь посмотрите на другой портрет (слайд 9), здесь вы видите уже противоположную картину. Кожа потеряла свою свежесть, сморщилась, меняется её цвет. Взгляните на свои руки. Какая у вас молодая и красивая кожа на руках. Когда сегодня придёте домой посмотрите на руки ваших родителей, бабушек, дедушек. Какой стала у них кожа после долгих лет работы и воспитания вас?

- Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, это сложный орган со многими функциями. Чтобы разобраться в этом обратимся к тексту.
Итак, следующий этап нашего урока - работа с учебником. Внимательно прочитайте текст учебника на странице 163-164 ( учебник Биология авт. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.) и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения (слайд 10):

«!» - знакомая информация.
«+» - новая информация.
«-» - думал иначе.
«?» - непонятно.

- Вы прочитали особенности строения и функции кожи, оценили её для себя. Теперь вы получаете информационные листы (Приложение 1). Внимательно их рассмотрите и вернитесь к нашему тексту. Поставьте карандашом на полях учебника цифры тех характеристик из информационного листа, которые соответствуют информации в ваших учебниках.

Ученики работают с текстом.

- К этому этапу урока вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко особенности строения и функции кожи.
Вам предлагается индивидуально каждому систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу (слайд 11):

«!» - знакомая информация

«+» - новая информация

«-» - думал иначе

«?» - непонятно

- Работаем в группах (по 4 человека): последовательно обсудите каждую графу таблицы и представьте сводную таблицу по вашей группе.

Школьники выполняют работу на листах бумаги, результаты прикрепляют на доске.

4.Стадия рефлексии

- Вы справились с заданием, теперь обобщим полученную информацию.

Беседа по вопросам:

- Что было вам известно о коже?
- Что было новым для вас?
- О чём думали иначе?
- Какие у вас остались вопросы?
- Вы видите, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другие о ней уже знали, третьи думали о ней совсем по-другому. Каждый из вас смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и прийти к общему решению.
- Вернёмся к верным - неверным суждениям. Зачитываем суждение по цепочке и высказываем правильный ответ. Сравниваем с первоначальными данными. (Слайд 12)

Упражнение на понимание и запоминание (Слайд 13)

- Вернёмся к ключевому слову нашего урока - коже и к тем терминам, которые находятся вокруг него. Попробуйте сгруппировать эти сведения и дополнительные идеи по теме, установить логические связи и составить структурно-логическую схему. Работаем в группах, составляем кластер на отдельном листе бумаги, чтобы у доски объяснить свои выводы и размышления. По изученному материалу составляем синквейн.

Защита кластеров у доски. Зачитывание синквейнов.

Беседа по вопросам:- Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
- В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал? (Слайд 14)
Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности.
- Скажите, специалист имеет право на ошибку?
- Хотели бы вы обратиться, например, к врачу-косметологу, который может допустить ошибку?
- Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком высока. Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Кто ищет истины - не чужд и заблуждениям» Вольфганг Иоганн Гёте. (Слайд 3) Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её ты несёшь ответственность.

5. Домашнее задание (слайд 15) Всем: п. 41 вопр.1 -6 По желанию:
1. Составить более полную структурно-логическую схему, украсить её рисунком или картинкой.
2. Задание для группы: подобрать материал и оформить презентацию по темам: «Закаливание организма»; «Заболевание кожи»; «Гигиена одежды и обуви»; «Дактилоскопическое исследование».

Площадь кожи взрослого человека составляет 2 м2. Масса кожи 2,7 кг. Толщина кожи, покрывающая бедра и спину, равняется около 4 мм. Самая тонкая кожа на веках глаз - 0,4 мм. Цвет кожи обусловлен пигментом меланином, который защищает организм от излишнего действия ультрафиолетовых лучей. Под влиянием ультрафиолета в коже образуется витамин Д. На поверхности кожи кислая среда, что способствует гибели бактерий. Через поверхность кожи теряется более 80 % тепла. 2 % кислорода в наш организм поступает через кожу. В сутки выделяется до 500 мл пота, который на 99 % состоит из воды и на 1 % - из мочевины, молочной лимонной и мочевой кислот, аммиака и минеральных солей. На 1 см2 кожи приходится до 100 рецепторов, воспринимающих температуру, давление, боль, прикосновение.

Задание: из этого текста постарайтесь выделить как можно больше информации о коже и представьте ее в виде кластера (работа в группах)

Самоанализ урока биологии в 8 «А» классе по теме «Строение и функции кожи»

Тема «Кожа» изучается в 8 классе в разделе «Выделительная система».

Основная образовательная задача: познакомить учащихся со строением кожи, выделить её основные функции, показать значение кожи для человеческого организма, а также обобщить знания учащихся о гигиене кожи.

В основу урока положена технология развитие критического мышления через чтение и письмо: цикл, состоящий из трех стадий «вызов - осмысление - рефлексия».

На 1 этапе «Вызов» я ставила следующие задачи: определение названия темы самими учащимися; пробуждение интереса к получению новой информации о строении и функциях кожи.

Для достижения этих задач я использовала словесный, наглядный, репродуктивный методы и элементы технологии развития критического мышления.

На стадии «Вызов» я использовала притчу: у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». Беседа с учениками по вопросам к этой притче побудила учеников к активной работе на уроке, позволила актуализировать и обобщить имеющиеся у них знания по данной теме. Используя приём «Верите ли вы, что…», я постаралась вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать учеников к учебной деятельности. Учащиеся самостоятельно определили тему и цели урока.

На 2 этапе «Реализация» или «Осмысление» была поставлена задача: помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал и соотнести «старые» знания с «новыми». Эта стадия была направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Для достижения данной задачи я использовала непосредственную работу учеников с текстом учебника, печатной статьёй . Работа была направлена на размышление и понимание.
Активное получение новой информации осуществлялось через включение учащихся в самостоятельную деятельность, используя приём «инсерт» - чтение с пометками на полях, направленной на поиск информации, её осмысление и выделения главного. В ходе работы ученики нашли правильные ответы на задание «Верите ли вы, что …» Работа в группах по составлению кластеров способствовала развитию коммуникативных умений учащихся.

На 3-м этапе «Рефлексия» я ставила задачу: помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал о строении и функциях кожи.

Эта задача была успешно решена: ученики обобщили полученную информацию, дополнили их новыми, исправили ложные мнения и пришли к общему решению. Учащиеся зачитывали суждение по цепочке и высказываем правильный ответ, сравнивая их с первоначальными данным.

Использование упражнение на понимание и запоминание: составление кластера - установление логические связи и составление структурно-логическую схему, позволило проследить за короткий промежуток времени уровень усвоения полученной информации.
На этом этапе я также использовала один из приёмов работы творческого характера: в парах составить синквейн на тему «Кожа». Большинство учащихся успешно справились с заданием.

На разных стадиях урока одну и ту же информацию дети воспринимали по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другие о ней уже знали, третьи думали о ней совсем по-другому.

В конце урока учащимся выставлены оценки за работу на уроке.

Для создания психологического климата использовала: побудительную мотивацию на стадии вызовы; познавательную - на стадии осмысления; аналитическую - во время подведения итога.

На уроке соблюдены здоровьесберегающие требования: положительный эмоциональный настрой в начале урока, чередование видов деятельности на протяжении всего урока, снятие умственного напряжения в ходе урока (физкультминутка).

Образовательные цели были достигнуты на этапах осмысления и рефлексии, развивающие цели достигнуты через поэтапную мыслительную деятельность учащихся и развитие навыков самостоятельной групповой и парной работы с текстом. Воспитательные цели достигались путём вовлечения учащихся в аналитическую деятельность.

Трудности, которые я испытала на уроке, работая в данной технологии: не все дети способны работать с большим объёмом информации, техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать; затруднения в выставлении оценок (во время работы в группе кто-то пассивен).

Учитель Копылихина О.П.















Показатели эффективности педагогической деятельности

и качества её результатов

Приведу анализ приёмов и стратегий технологии РКМ с точки зрения работы с текстовой информацией, развития навыков мыслительной деятельности, формирования УУД учащихся.

Название приёма

или стратегии

Планируемый результат



УЧЕНИК НАУЧИТСЯ:


«Верные и неверные утверждения»

(Верите ли вы?)

Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений;

Подтверждать гипотезы на основе изучения информации.

Познавательная деятельность

«Кластеры»

Адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в исполнение действий.

Осуществлять сравнение, сериацию, классификацию, самостоятельно выбирая основания, критерии для указанных логических операций;

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Структурировать тексты.

Регулятивная, познавательная деятельность

Таблица «Толстые и тонкие вопросы»

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Коммуникативная деятельность.

Приём «Бортовой журнал»

Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивная, коммуникативная, познавательная деятельность.

«Инсерт»

Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего, поискового чтения;

Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Познавательная деятельность

Чтение с остановками

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её с позиции партнёров в сотрудничестве;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

Основам коммуникативной рефлексии;

Делать умозаключения.

Познавательная, коммуникативная деятельность

Синквейн

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Развитию способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивная, познавательная, личностная деятельность

Таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал»

Целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Планировать пути достижения целей;

Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Структурировать тексты;

Основам рефлексивного чтения;

Организовывать исследование с целью проверки гипотезы.

Регулятивная, познавательная деятельность.

Сводная таблица

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничения понятия;

Обобщать понятия;

Осуществлять логические операции: сравнение, сериацию, классификацию.

Регулятивная, познавательная деятельность.

Работа в группах «Зигзаг»,…

Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

Осуществлять контроль по результату и способу действий;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

В данной таблице представлены разнообразные стратегии и приёмы технологии РКМ, проанализированные с точки зрения развития универсальных учебных действий учащихся. Каждый приём, используемых в ТРКМ, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов - осмысление - рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные педагогические результаты применения технологии

«Развитие критического мышления »:

  • появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения, так как, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах, а с другой - вся учебная деятельность на уроке строится на субъект - субъектных взаимоотношениях «учитель - ученик», «ученик - группа», «ученик - ученик»;

  • повышается ответственность за качество собственного образования;

  • формируются навыки работы с информационными источниками разных типов, с большими объемами информации;

  • раскрывается творческий потенциал школьников;

  • развитие мышления, творческих способностей;

  • развитие в учащихся уверенности и понимания своих мнений и идей;

  • активное участие в учебном процессе;

  • свободное вхождение в информационный мир;

  • умение с уважением выслушивать различные мнения

Диагностика результативности работы учащихся в режиме технологии развития критического мышления

Технология развития критического мышления является инструментом для достижения конкретных целей. Технологические стратегии могут использоваться учителем для развития у школьников таких умений, как, например:

  • умение решать учебные и реальные проблемы;

  • умение выделять из текста основные смысловые единицы;

  • способность к продуктивной совместной работе в группе;

  • корректность в работе с источниками информации;

  • способность отказаться от своей точки зрения, если она не позволяет объяснить тот или иной факт или входит в противоречие с научными доказательствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. // под ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во "Бонфи", 2002.

2. Голуб Г.Б. и др. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие/ Под ред. Е.Я.Когана.- Самара: изд. «Учебная литература», 2006.

3. Дабутова О.Б. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС - СПб.: КАРО, 2013.

4. Заир-бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. -М.: изд-во Просвещение, 2011.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии., М., Народное образование,1998.









ПРИЛОЖЕНИЯ

Технологический алгоритм урока

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

Осмысление содержания

Рефлексия:

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к получению новой информации;

постановка учеником собственных целей обучения

получение новой информации;

корректировка учеником поставленных целей обучения

размышление, рождение нового знания,

постановка учеником новых целей обучения

Функции трех стадий технологии развития критического мышления

Стадия

Функция

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации)

Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

Информационная (приобретение нового знания).

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению

.

информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и

имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Технология развития критического мышления: стадии и методические приемы

Стадия

Деятельность

Деятельность

Возможные приемы и методы

учителя

учащихся

1. Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к даль-нейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

2.Осмыс-

ление со-

держания

Направлена на сохранение интереса к теме при

Непосредственной работе

с новой информацией,

постenенное продвижение от знания

«старого» к

«новому»

Ученик читает (слушает)

текст, используя предложенные учителем

активные методы чтения,

делает пометки на полях

или ведет записи по мере осмысления новой

информации

Методы активного чтения:

маркировка с использованием значков

«V», «+», «-», «?»(по мере чтения их ставят на полях справа);

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в пер-

вой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально и в парах.

3.Реф-

лексия

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначаль-

ным записям;

внести изменения,

дополнения;

дать творческ.,ис-

следовательские или

практические задания

на основе изученной

информации

Учащиеся соотносят

«новую» информацию со

«старой», используя

знания, полученные на

стадии осмысления со-

держания

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных кpуглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах









© 2010-2022