Рабочая программа кружка Юный натуралист

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13






Рабочая программа


кружка


«Юный натуралист»






Разработал учитель биологии:

Панина Н.Л













Пояснительная записка


Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. В настоящее время потребности общества выдвигают на первый план не только обеспечение усвоения учащимися определенной информации, но и проблему развития обучаемых. Внедрение в школу общеобразовательных стандартов обязывает научить каждого ученика решению задач определенного уровня сложности и развить их творческие способности. Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой.

Работа кружка организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия кружка должны решать общеобразовательные задачи, способствовать трудовому и нравственному воспитанию.

Содержание занятий обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней, желание охранять и преумножать ее красоту. Следует обращать внимание на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности и самостоятельности. Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками биологии. В работе используются как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, праздники и экологические акции). Программа разработана для детей 5-6 классов, рассчитана на 1 год обучения. Рассчитана на 35 часов с проведением занятий 1 раз в неделю.

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о сезонных изменениях в природе.

Цель данной программы: вызвать интерес к творческой деятельности, развивать исследовательские способности детей, расширение кругозора учащихся.

Задачи:

  • Актуализация биологических знаний о живых объектах и методах познания;

  • Освоение простейших методов биологических наук, постановки опытов, мониторинговых исследований;

  • Развитие исследовательских навыков;

  • Развитие творческих способностей;

  • Умение работать в группе.

Виды деятельности учащихся.

  • Работа с научно-популярной литературой;

  • Выращивание и уход за растениями;

  • Наблюдение и постановка опытов;

  • Охрана зеленых насаждений, птиц;

  • Участие в работе «зеленый патруль»;

  • Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

Формы итогового отчета.

  • Сообщения о результатах своих наблюдений;

  • Выставка рисунков;

  • Конкурсы;

  • Оформление наглядных пособий;

  • Проведение массовых мероприятий.

Планируемые результаты:

  • знать (понимать): признаки биологических объектов, многообразие и сложность строения живых объектов;

  • уметь: изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, поведением животных, сезонными изменениями в природе; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематиче­ской группе (классификация); проводить самостоятельный поиск биологической информации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Плановые

сроки прохождения

Скорректи-

рованные

сроки прохождения

1

Введение

2

Осенние явления в жизни растений. Экскурсия в природу. «Здравствуй, осень золотая!» Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев.

3

Гербаризация растений

4

Работа на пришкольном участке

5

Палитра леса

6

Экологическая игра «Тропа загадок»

7

Комнатное цветоводство

8

Комнатные цветы в школе

9

Легенды о цветах

10

Лекарственные растения

11

Лекарственные растения

12

Зимние явления в жизни растений

13

Приспособления растений к зимним условиям

14

Закладка опытов с ростовыми веществами

15

Закладка опытов по изучению роста растений при различных внешних условиях

16

Закладка опыта по выгонке луковичных растений

17

Игра «Путешествие с культурными растениями»

18

Отчёт о проделанной работе, по изучению влияния внешних условий, ростовых веществ на рост растений

19

Этот удивительный мир животных

20

Изучение следов животных

21

В гости к весне

22

Игра «Поле-чудес»

23

Моделирование пищевых связей

24

Роль животных в биологии, медицине

25

Экологические группы птиц

26

Экскурсия в природу «Голоса птиц»

27

Изучение биоценоза реки

28

Игра «Весёлый круговорот»

29

Энтомофауна различных биоценозов

30

Определение видов насекомых по справочной литературе

31

Дизайн пришкольного участка

32

Работа на пришкольном участке весной

33

Простейший мониторинг окружающей среды

34

Простейший мониторинг окружающей среды

35

Экологически капустник






























Учебно-методическое обеспечение:


1. Акимушкин И.И. Занимательная биология.-Смоленск: Русич,1999.

2.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. -Ярославль: «Академия развития»,1998.

3. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах.-Ярославль: «Академия развития»,1998.

4.Асладини К.Б., Шавкин В.И. рыбы пресных вод.-М.:Рольф,1999.

5.Бабенко, В. Г. Биология: материалы к урокам-экс­курсиям / В. Г. Бабенко,

Е. Ю. Зайцева. А. В. Пахневич, И. А. Савинов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

6.Биология.5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А.Якушкина и др. - Волгоград: Учитель,2009.

7. Ван дер Неер. Все о комнатных растениях.-СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»,2003.

8. Ганичкина О.А. Цветы на вашем участке / О.Ганичкина, А.ганичкин.-М.:Эксмо,2009.

9.Красная книга: редкие и охраняемые растения и животные Московской области [Текст] / сост. В. А. Брылев. - М., 1992.

10Лаврова С.А. Царство Флоры. Цветы и деревья в легендах и мифах.-М.: ООО «Белый город», 2009.

11.Корнелио, М. П. Школьный атлас-определитель бабочек: кн. для учащихся / М. П. Корнелио. - М.: Просвещение, 1986.

12.Ласуков Р.Ю.Звери и их следы. - М.:Рольф,1999.

13.Ласуков Р.Ю. Птицы.-М.:Рольф, 2000.

14.Новиков, В. С. Школьный атлас-определитель высших растений [Текст]: кн. для учащихся / В. С. Новиков, И. А. Губа­нов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

15.Обитатели прудов и аквариумов: исследуем подводный мир.-М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000.

16.Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.сост. В.А.Суворова.-Волгоград:Учитель,2009.

17.Плавильщиков, Н. И. Определитель насекомых [Текст]: краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России /

Н. И. Плавильщиков. - М.: Топикал, 1994.

18..Плахов И.А. Биологические игры. Растения. Грибы. Лишайники. 6 кл.:метод.пособие / И.А.Плахов.-М.:гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.

19.Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

20.Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост.И.П.Чередниченко. - Волгоград: Учитель,2009.


© 2010-2022