Рабочие программы по биологии 9кл. по программе Пономарёвой И. Н

Рабочая программа по биологии в 9 классе.Количество часов в неделю – 2 часа федерального компонента  учебного плана.Количество часов в год – 68 часов,  в соответствии с годовым календарным графиком ОУ.Уровень изучения учебного материала – базовый.  Рабочая программа составлена на основе:Федерального компонента государственного образовательного стандарта  основного общего образования по биологии (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонен...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии в 9 классе.

Количество часов в неделю - 2 часа федерального компонента учебного плана.

Количество часов в год - 68 часов, в соответствии с годовым календарным графиком ОУ.

Уровень изучения учебного материала - базовый.

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»);

Примерной программы основного общего образования по биологии: Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. - М., Вентана - Граф, 2010; Программа реализуется по учебнику, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2013г. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253);

Цели и задачи курса


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи:

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

1.обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования

2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

3.продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе ,

закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и

развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Программа курса рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: 7 лабораторных работ.

№ п/п

Наименование темы

Количество

часов

Лабораторные работы

Экскурсии

1

Введение в основы общей биологии

3

1

2

Основы учения о клетке

10

№1

3

«Размножение и индивидуальное развитие организмов»

5

№2

4

«Основы учения о наследственности и изменчивости».

11

№3,4

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

5

7

Учение об эволюции

11

№5

8

Происхождения человека.

6

9

Основы экологии

11

№6,7

2

10

Заключение

1

Итого:

68

7

3

Содержание учебной программы:

Введение - 1 часа.

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

Экскурсия: Многообразие форм жизни, их роль в природе.


Тема 1 «Основы учения о клетке » - 10 часов.

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).

Строение клетки: строение и функции основных компонентов.

Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.

Тема 2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов » - 5 часов.

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.

Тема 3 «Основы учения о наследственности и изменчивости » - 11 часов.

Основные понятия генетики.

Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.

Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

Тема 4 «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов» - 5 часов.

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.

Тема 5 «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 5 часов

Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.

Движущие сила и этапы эволюции человека.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Тема 6 «Учение об эволюции » - 11 часов.

Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.

Ч. Дарвин - создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.

Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.

Основные закономерности эволюции.

Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.

Тема 7 « Происхождение человека» - 6 часов.

Факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных

Движущие силы антропогенеза: биологические и социальные

Этапы антропогенеза. Расы, их краткая характеристика

Тема 8 « Основы экологии» - 11 часов.

Экология как наука.

Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.

Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.

Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.

Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.

Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.

Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере. Экскурсия: Структура природных биогеоценозов, ярустность.

Экскурсия: Агроценоз, его особенности и значение для человека.

Заключение-1ч



Перечень лабораторных работ


Тема

1.

Лабораторная работа№ 1. Органоиды клетки растений и животных

2.

Лабораторная работа № 2. Митоз в клетках корешка лука.

3.

Лабораторная работа № 3. Решение генетических задач.

4.

Лабораторная работа № 4. Статистические закономерности изменчивости

5.

Лабораторная работа № 5. Морфологические особенности растений различных видов.

6

Лабораторная работа № 6. Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды обитания.

7

Лабораторная работа № 7. Разнообразие типов экосистем







Тематическое планирование биология 9кл.

по программе Пономаревой И.Н. 2010

Учебник Биология. Основы общей биологии. 9 класс

(И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова) М. Вентана - Граф. 2009, 2013

2часа в неделю(68 часов)

Тема программы

Количество часов

Тема урока

л/р

Экскурсии

Д/з

1. Введение в основы общей биологии

3 ч.

сентябрь

1. Биология - наука о живом мире.

2. Общие свойства живых организмов.

3. Многообразие форм живых организмов.

+

№1

1

2

3

2. Основные учения о клетке.

10 ч.

4. Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

5. Химический состав клетки.

6. Органические вещества клетки.

7. Строение клетки.

8. Основные органоиды клетки растений и животных.

октябрь

9. Обмен веществ и энергии в клетки.

10. Биосинтез белков в живой клетке.

11. Биосинтез углеводов - фотосинтез.

12. Обеспечение клетки энергией.

13. Обобщающий урок по теме: «Учение о клетке».


+

№1

4

5

6

7

8

9

10

11

12

4-12

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5ч.

14. Типы размножения организмов.

15. Деление клетки. Митоз.

16. Образование половых клеток. Мейоз.

ноябрь

17. Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.

18. Обобщающий урок по теме: «Индивидуальное развитие»

+

№2

13

14

15

16

13-16

4. Основы учения о наследственности и изменчивости.

11ч.

19. Наука генетика. Из теории развития генетика.

20. Основные понятия генетики.

21. Генетические опыты Г. Менделя.

22. Дигибридное скрещивание.

23. Сцепленное наследование генов и неаллельных генов.

24. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

декабрь

25. Наследование признаков, сцепленных с полом.

26. Наследственные болезни человека.

27. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

28. Другие типы изменчивости.

29. Обобщение по теме: «Учение о наследственности и изменчивости».


+

№3



+

№4

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

17-26

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

5 ч.

30. Генетические основы селекции организмов.

Январь

31. особенности селекции растений.

32. Центры происхождения культурных растений.

33. особенности селекции животных.

34. Основные направления селекции микроорганизмов.

27

28

29

30

31

6. Происхождение жизни и развитие органического мира.

5 ч.

35. Современные представления о возникновении жизни на Земле.

36. Современная теория возникновения жизни на Земле.

Февраль

37. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

38. Этапы развития жизни на Земле.

39. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.



+

№2

32

33

34

35

7. Учение об эволюции.

11 ч.

40. Идея развития органического мира в биологии.

41. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

42. Движущая сила эволюции: наследственность, изменчивость, отбор, борьба за существование.

43. Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

44. Современные представления об эволюции органического мира.

Март

45. Вид, его структура и особенности.

46. Процесс образования видов - видообразование.

47. Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

48. Основные направления эволюции.

49. Влияние человеческой деятельности на процессы видообразования.

50. Основные закономерности эволюции.





+

№5



+

№3

36

37

37

38

38

39

40

41

42

43

43

8. Происхождение человека (антропогенез)

6 ч.

Апрель

51. Место и особенности человека в системе органического мира.

52. Доказательства эволюционного происхождения человека.

53. Этапы эволюции вида Человек разумный.

54. Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

55. Человеческие расы, их родство и происхождение.

56. Человек, как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

44

45

46

47

48

49

9. Основы экологии.

11 ч.

57. Среды жизни на Земле и экологические факторы.

58. Закономерность действия факторов среды на организмы.

Май

59. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

60. Биотические связи в природе.

61. Популяция - как форма существования видов в природе.

62. Функционирование популяций и динамика ее численности в природе.

63. Биогеоценоз - как сообщество живых организмов в природе.

64. Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

65. Развитие и смена биогеоценозов.

66. Основные законы устойчивости живой природы.

67. Рациональное использование природы и ее охрана.


+

№6




+

№7



+

№4

+

№5

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

10. Заключение.

1 ч.

68. Заключение по курсу «Основы общей биологии»

С.227







Требования к результатам освоения программы

учащиеся должны знать:

Предмет и задачи экологии, основные экологические факторы,

структуру и функции биогеоценозов, основные пищевые цепи, что такое биосфера, границы биосферы.

Биомассу поверхности суши и Мирового океана, функции живого вещества, роль человека в биосфере.

Общие свойства живого, многообразие форм жизни, уровни организации живой природы.

Основные положения клеточной теории.

Химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ, строение и функции основных органоидов клетки, особенности клеток про- и эукариот, сущность пластического и энергетического обмена веществ, сущность биосинтеза белка, фотосинтез, его значение.


Формы размножения организмов: бесполое и половое, способы деления клеток,

фазы митоза, видовое постоянство числа хромосом, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, биологическое значение митоза и мейоза.

Оплодотворение, развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла

постэмбриональное развитие: прямое и непрямое.

Генетическую символику и терминологию, законы Менделя, схемы скрещивания, хромосомное определение пола, особенности изучения наследственности человека.

Модификационную и мутационную изменчивость, их причины

значение генетики для медицины и здравоохранения

Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный), основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание, что такое биотехнология.

Эволюционную теорию Ч. Дарвина, движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические

Вид, его критерии, популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции.

Формирование приспособлений в процессе эволюции,

видообразование: географическое и экологическое,

главные направления эволюции: прогресс и регресс,

пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Развитие взглядов на возникновение жизни:

основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину,

основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события

факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных,

движущие силы антропогенеза: биологические и социальные,

этапы антропогенеза, расы, их краткая характеристика.

Основные экологические факторы, структуру и функции биогеоценозов, основные пищевые цепи, что такое биосфера,

границы биосферы, биомассу поверхности суши и Мирового океана,

функции живого вещества, роль человека в биосфере.

учащиеся должны уметь

Пользоваться научной терминологией, характеризовать экологические факторы, приводить примеры биогеоценозов, составлять цепи питания,

определять границы биосферы, характеризовать функции живого вещества, приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека.

Сравнивать строение клеток:

находить взаимосвязь между строением и функциями, делать выводы о клетке как структурной и функциональной единице, находить и объяснять причины внутриклеточных превращений веществ, применять знания и умения по химии для объяснения протекающих в клетках процессов,

уметь объяснять наблюдаемые явления и процессы

Уметь работать с микроскопом, определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза.

Характеризовать методы и законы наследственности, решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание, строить вариационный ряд и вариационную кривую, пользоваться научной терминологией генетики,

характеризовать основные методы селекции, приводить примеры.

Характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида,

иллюстрировать примерами главные направления эволюции,

выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных.

Давать определение понятия жизни, характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни, характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза, давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям, определять по рисункам расы человека


Учебно-методическое обеспечение:

· литература для учащихся:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

"Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2013г.)

  1. Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по

факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)

  1. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»

(М., «Наука», 1996 год)

  1. Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму

(М., «Просвещение», 1970 год)

· литература для учителя:

  1. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» (М., «Просвещение», 1985 год)

  2. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»

(М., «Просвещение», 1981 год)

  1. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»

(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология - в 3 томах»

(Москва, «Мир», 1993 год)

  1. Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»

(Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)

  1. Ауэрбах Ш. «Генетика» (Атомиздат, 1979 год)

  2. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)

  3. Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)

  4. Грант В. «Эволюция организмов» (М., «Мир», 1980 год)

  5. Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)

  6. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология»

(М., «Просвещение», 1981 год)

Интрнет - сайт:

opengia.ru/subjects/biology-9/






14

© 2010-2022