Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)

    Разработка обобщающего урока-игры в рамках творческой декады.     Урок начинается со стихотворения о растениях. После чего ставится вопрос:- "Что представляют себе дети, когда речь идёт о растениях".        Далее происходит путешествие в мир растений по пяти станциям:1станция - "Крестики-нолики" - по теме вегетативные и генеративные органы растений; 2 станция "Лото" - по теме "Клетка. Ткани". 3 станция "Мозаика" - на соотношение вопроса с ответом, при правильном выполнении работы, с обратной...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Путешествие в мир Растений"

Цели

  • Закрепить знания учащихся по разделу «Растения».

  • Повысить интерес учащихся к предмету.

  • Развивать познавательные способности учащихся.

  • Развивать навыки общения, коллективного взаимодействия.

  • Выявить учащихся, увлеченных предметом, имеющих стабильные знания.

Оформление доски и правила игры

Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)Подготовительный этап.

Мероприятие проводится в рамках предметной недели для учащихся 6 классов.

Классам дается задание подготовиться к игре-путешествию.

Ход путешествия

Актуализация знаний. Вступительное слово ведущего:

Добрый день! Мое почтенье!

Я хочу напомнить вам,

Что сегодня в день чудесный

Мы проводим праздник вам!

Вот перед вами тропинка лежит,

Улица в поле дорогой бежит.

Шли по дороге мы, к лесу пришли,

Где клены шумели, ромашки цвели.

Сразу дорога сказкою стала,

Тропкой в лесную чащу вбежала.

Шли по тропе мы, солнце светило,

Много чудес нам тропинка открыла.

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Когда вы говорите «растения», что вы при этом представляете? (высказывания детей)

Вот видите, насколько трудно перечислить все, что входит в понятие «растения». Одни из них обитают в глубинах океана, другие растут дома или на пришкольном участке. Одни дают нам пищу, из других мы изготовляем одежду, третьи используем в медицинских целях. Одни радуют нас своими яркими красивыми цветками, а другие не цветут никогда.

Как же мы разберемся во всем многообразии растений?

Мы совершим сегодня необычное и увлекательное путешествие. Отправляясь в путешествие в мир растений, каждый участник должен помнить следующие правила:

- не шуми, ты не один;
- уважай право товарища на ответ;
- не сдавайся, если не получается;
- играй с друзьями, и победа твоя.

Итак, мы отправляемся в путь!!!

Первая станция «Крестики-нолики»

На этой станции нам надо точно назвать вегетативные и генеративные органы растений. У каждого из вас на столах лежат листы со списком из 16 зашифрованных органов растений. Вы должны расставить их в клетки, которые нужно пронумеровать в от 1 до 16.

Игра «Крестики - нолики»

Генеративные и вегетативные органы:

















- крестик ставится, если отгадали вегетативный орган,

- нолик ставится, если отгадали генеративный орган, название органов записывается в листы, где зашифрованы органы растений.

НАПРИМЕР:

  1. Основной орган растения, способный к фотосинтезу (лист)

  2. Органы цветка, образующие пыльцу (тычинки)

  3. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами (корень)

  4. Орган, содержащий семена (плод)

  5. Совокупность чашечки и венчика цветка (околоцветник)

  6. Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена (пестик)

  7. Видоизменённый побег картофеля (клубень)

  8. Часть стебля, на которой расположен цветок (цветоножка)

  9. Кочан капусты (побег)

  10. Часть тычинки, в которой развивается пыльца (пыльник)

  11. Часть венчика цветка (лепестки)

  12. Орган, который на зиму растение сбрасывает (лист)

  13. Орган, которым растение удерживается в почве (корень)

  14. Часть цветка, несущая семяпочки (завязь)

  15. Орган, привлекающий насекомых (цветок)

  16. Орган, по которому двигаются минеральные вещества (стебель)

И в итоге получается:

Игра «Крестики - нолики»

Генеративные и вегетативные органы:


Х

О

Х

О

О

О

Х

О

Х

О

О

Х

Х

О

О

Х

Подведем итог:

Генеративными органами называют органы, служащие для семенного размножения. Это цветки, плоды, семена.

Вегетативными - называют органы, выполняющие функцию питания и обмена веществ с окружающей средой. Это корни, побеги.

Критерии оценок: если ошибок нет- 5, одна ошибка - 4, две ошибки - 3,

а если ошибок более двух - 2 жетонов

Ученики получают жетоны за правильно выполненные задания.


Вторая станция «Лото»

На этой станции вы определяете тип растительной ткани, функцию которую она выполняет и место её расположения в растении. Для этого, я раздала карточки с изображением разных типов тканей, набор полосок, на которых указаны их функции и картинка растения.

Ваша задача на определённый орган растения помесить картинку с изображением ткани , на которую разложить полоски с названиями их выполняемой функции.

Подведем итог:

Критерии оценок: если ошибок нет- 5, одна ошибка - 4, две ошибки - 3,

а если ошибок более двух - 2 жетонов





Третья станция «Мозаика»


Задания этой станции немного сложны, но вы справитесь. Я раздаю конверты, в которых на листе, величиной с открытку, написаны 3 вопроса и 4 полоски с ответами (один ответ лишний).

Ваши действия: рядом с вопросами разложить полоски с ответами, лишнюю полоску убрать обратно в конверт.

Например: 1. В каком органоиде клетки происходит процесс фотосинтеза? (хлоропласты)

2. Органоид, участвующий в делении клетки? (ядро)

3. Часть клетки, придающая ей форму и прочность? (клеточная стенка)

4. Неправильный ответ - клеточная оболочка.

После этого, учитель просит все полоски с ответами перевернуть ответом вниз, должна сложиться открытка, с рисунком растительной клетки.

- Какая это клетка?

- Чем растительная клетка отличается от животной?

Подведем итог:

Критерии оценок: если ошибок нет- 5, одна ошибка - 4, две ошибки - 3,

а если ошибок более двух - 2 жетонов



Четвёртая станция «Викторина»

Предлагаю 3 категории вопросов с различной стоимостью ответа.

Корень

10

20

30

40

50

Побег

10

20

30

40

50

Цветок

10

20

30

40

50

Вопросы: 1. КОРЕНЬ.

  1. Какую функцию выполняет корень в растении?

  2. Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой?

  3. Что такое корневые волоски? Какова их функция?

  4. Приведите примеры растений имеющих, мочковатую корневую систему?

  5. Что такое пикировка? С какой целью ее осуществляют?

2. ПОБЕГ.

1) Что такое побег? Какова его функция?

2) Что образуется из вегетативной и генеративной почек?

3) Какое значение имеют устьица?

4) Почему в листьях, смазанных вазелином, не образуется крахмал?

5) Картофель, лук, морковь. Что у них общего и почему морковь в этой «компании» можно считать лишней?

3. ЦВЕТОК.

1) Что такое цветок? Какова его функция?

2) Каковы основные части цветка?

3) В какой части цветка образуется плод с семенами?

4) Назовите признаки растений опыляемых насекомыми?

5) Чем однодомные растения отличаются от двудомных, а обоеполые от однополых?

Подведем итог:

Критерии оценок: за каждые 10 баллов - 1 жетон.

Наше путешествие подходит к концу, и мы достигаем конечной станции. Нам осталось сделать последнюю остановку. Пока вы выполняете последнее задание мы подведём итоги предыдущих заданий.




Пятая станция "Цветочная".

В жизни человека годы незаметно сменяют друг друга, за детством приходит юность, за юностью - молодость и зрелость, и нежданно подкрадывается старость.

Для каждого периода жизни характерны свои чувства, эмоции, переживания.

Пользуясь языком цветов, собери "букеты" для Юности, Зрелости, Старости.

1. Белая роза - молчание;
2. Тюльпан - объяснение в любви;
3. Белая лилия - юность;
4. георгин - печаль;
5. Красная роза - страдания в любви;
6. Маргаритка - невинность;
7. Вереск - одиночество;
8. Мята - жар чувств;
9. Мимоза - застенчивость;
10. Бархатцы - скорбь;
11. Ландыш - возвращение счастья;
12. Виола - скромность;
13. Незабудка - вспоминай обо мне;
14. Боярышник - надежда;
15. Гвоздика алая - пылкая любовь;
16. Сирень - влюбленность;
17. Пион - стыдливость.

Подсчитывается общее число баллов, награждаются победители, отмечаются лучшие команды, игроки.









Приложения

Первая станция «Крестики-нолики»

На этой станции надо точно назвать вегетативные и генеративные органы растений. У каждого из вас на столах лежат листы со списком из 16 зашифрованных органов растений, которые вы должны расставить в клетки виде крестиков и ноликов.

Игра «Крестики - нолики»

Генеративные и вегетативные органы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

- крестик ставится, если отгадали вегетативный орган,

- нолик ставится, если отгадали генеративный орган, название органов записывается в листы, где зашифрованы органы растений

Задание №1.

  1. Основной орган растения, способный к фотосинтезу.

  2. Органы цветка, образующие пыльцу.

  3. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами.

  4. Орган, содержащий семена.

  5. Совокупность чашечки и венчика цветка.

  6. Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена.

  7. Видоизменённый побег картофеля.

  8. Часть стебля, на которой расположен цветок.

  9. Кочан капусты.

  1. Часть тычинки, в которой развивается пыльца.

  2. Часть венчика цветка.

  3. Орган, который на зиму растение сбрасывает.

  4. Орган, которым растение удерживается в почве.

  5. Часть цветка, несущая семяпочки.

  6. Орган, привлекающий насекомых.

  7. Орган, по которому двигаются минеральные вещества.

Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)

Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)

Всасывают воду и минеральные соли из почвы, обеспечивая ей растение.

Обеспечивают рост корня в длину, за счёт деления клеток.

Защищает внутренние органы растения.

Проводит воду и минеральные вещества из корня во все части растения.

Откладываются в запас в различных частях растения.

Обеспечивает образование органических веществ из неорганических на свету.

Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)

Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)

Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс)

Пользуясь языком цветов, собери "букеты"

для Юности, Зрелости, Старости.

  1. Белая роза - молчание;
    2. Тюльпан - объяснение в любви;
    3. Белая лилия - юность;
    4. Георгин - печаль;
    5. Красная роза - страдания в любви;
    6. Маргаритка - невинность;
    7. Вереск - одиночество;
    8. Мята - жар чувств;
    9. Мимоза - застенчивость;
    10. Бархатцы - скорбь;
    11. Ландыш - возвращение счастья;
    12. Виола - скромность;
    13. Незабудка - вспоминай обо мне;
    14. Боярышник - надежда;
    15. Гвоздика алая - пылкая любовь;
    16. Сирень - влюбленность;
    17. Пион - стыдливость.

ЮНОСТЬ

ЗРЕЛОСТЬ

СТАРОСТЬ










© 2010-2022