- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса Экология города (9 класс)
Рабочая программа элективного курса Экология города (9 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернышева Т.В. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Элективный курс
«Экология города »
Пояснительная записка
.
Нарастание экологического кризиса придаёт особую актуальность формированию у школьников знаний, которые являются научной основой для участия в охране окружающей среды и сохранении здоровья человека.
В настоящее время, когда наблюдается рост городов и человек испытывает на себе их негативное влияние, необходимо изучать основные вопросы градостроительства в неразрывной связи с экологическими знаниями, чтобы уменьшить отрицательные последствия воздействия на человека факторов городской среды. Люди должны знать, как правильно спланировать город, чтобы меньше нарушить окружающую природу, и создать условия благоприятные для проживания.
Для этого необходимо осуществлять экологическое образование на всех ступенях развития детей и использовать его ведущие принципы системности, научности и социальной значимости.
Данный элективный курс является частью экологического образования в общеобразовательной школе и способствует лучшему пониманию глобальных экологических проблем. Использование краеведческого материала в данном курсе показывает место и роль человека в окружающей среде и учит пониманию необходимости экологических знаний в повседневной жизни на пути перехода к устойчивому развитию.
Цель курса: формирование ответственного отношения к окружающей среде и понимание ведущей роли человека в регулировании взаимодействий всех компонентов городской системы.
Задачи курса:
-
раскрытие представления о городской экосистеме;
-
обобщение знаний о взаимодействии компонентов городской среды и человека;
-
осознание роли города в формировании здоровья человека;
-
развитие экологического мышления через анализ ситуаций и результатов наблюдений;
-
овладение методами познавательной, коммуникативной, практико-ориентированной деятельности в конкретной ситуации;
-
организация деятельности ребят на улучшение экологического состояния города.
Для развития творческого и экологического мышления в программу включен ряд практических работ: наблюдение, оценка экологической ситуации в городе, поиск источников экологической опасности, работа с картой, оформление экологического паспорта и его защита. Предусмотренные практические работы школьники выполняют самостоятельно, с помощью учителя, некоторые работы требуют помощи родителей (анализ бытовых отходов, оценка экологии жилища).
Для реализации программы элективного курса осуществляется тесное сотрудничество с главным инженером-экологом Администрации города Кузнецовой Л.В., что позволяет более качественно выполнить работы и дать объективную оценку состояния окружающей среды в нашем городе.
При составлении программы был изучен опыт работы по этому вопросу других авторов: Сикорской Г.П., Колбовского Е.Ю. В программах этих авторов экология города является только частью всей программы и для её изучения отводится немного времени, что не позволяет более детально изучить экосистему города.
Настоящая программа является самостоятельным курсом. В ней отводится достаточное количество часов на изучение особенностей городской среды, что позволяет более подробно рассмотреть этот природно-социальный комплекс и углубить знания по некоторым общеобразовательным предметам школьного курса, а также развивает общеучебные и специальные умения.
Промежуточный контроль изучения этого курса осуществляется в таких формах: сообщения результатов исследований, выполнение наблюдений, разработка проекта «Мой экодом» и его презентация, а также участие в акциях, направленных на охрану природы. Результатом изучения этого курса является форма итоговой отчетности, заключающаяся в оформлении экологического паспорта города Дегтярска и защиты его на школьной научно- практической конференции учащихся.
В программе распределено время на изучение тем, указано количество практических работ и экскурсий в соответствии с целями и задачами по экологическому образованию, определёнными в образовательной программе ОУ и возрастом обучающихся .
Данный элективный курс разработан для учащихся 8-х классов основной школы и направлен на привитие любви к своей «малой родине». На изучение содержания курса предполагается 37 часов , 2 часа в неделю во втором полугодии, так как в программе курса много практических работ на местности, которые лучше всего проводить в теплое время года.
Особенностью программы является то, что большая часть времени (24,5 часа) отводится на практические работы, исследования и экскурсии, так как деятельностный принцип создаёт положительную мотивацию в обучении и повышает качество образования.
Изучение этого элективного курса построено на основных экологических понятиях, которые рассматриваются в курсе «Общая экология».
Требования к уровню подготовки учащихся
по программе «Экология города»
В итоге изучения содержания программы, выполнения всех практических работ и экскурсий школьники должны
знать:
-
основные экологические понятия: природа, окружающая среда, городская среда, окружающая природная среда, экосистема, загрязнение природной среды, экологические факторы среды
-
основные компоненты городской экосистемы и их взаимосвязь;
-
экологические факторы, их влияние на городскую среду;
-
источники загрязнения окружающей среды;
-
экологическое состояние и экологические проблемы города;
-
мероприятия необходимые для сохранения и улучшения состояния окружающей среды;
-
факторы, влияющие на здоровье человека;
-
экологические требования к современному жилищу;
-
быть готовыми оказать посильную помощь для улучшения состояния среды;
уметь:
-
осуществлять наблюдения за процессами, происходящими в природе и в социуме;
-
анализировать процессы и явления среды;
-
пользоваться бытовыми приборами для очистки воды;
-
проводить элементарные исследования и пользоваться наиболее распространёнными и доступными методиками для изучения экологического состояния природы;
-
использовать факторы среды для сохранения здоровья;
-
осуществлять ландшафтный дизайн своего дома, пришкольного участка;
-
разъяснять значимость экологических знаний;
-
использовать технические средства для получения информации;
-
давать экологическую оценку.
Тематическое планирование
№п\п
Тема
Количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть и экскурсии
1
Введение
2
2
2
Этапы экологической истории города
3
1
1+1
3
Геологическая среда города
5
1
2+2
4
Город и отходы
7
1
2+4
5
Воздушная среда
4
1
3
6
Водоснабжение
3
0,5
2,5
6
Физические поля
2
2
7
Городские ландшафты
6
1
3+2
8
Городские соседи
3
1
2
10
Заключительная конференция
2
2
Итого
37
12,5
24,5
Содержание программы элективного курса: «Экология города».
Введение 2 часа
Город - особая экосистема. Природная и социальная составляющая города. Комфорт и природа. Численность городов. Урбанизация.
Этапы экологической истории города. 3 часа
Карта города. Архив. Краеведческий музей. Композиционный план города. Планировка города. Сегментная. Секторная, веерная система, радиально- сегментная, ветвистая. Ансамбль жилого посада, природный ансамбль, узлы и границы городской структуры. Регулярная планировка. Многоэтажная застройка. Постройки начала 20 века. Экологическая история города. Функциональные зоны: промышленная, жилая, транспортная, коммунально-складская, рекреационная.
Практическая работа 1: Функциональные зоны города Дегтярска.
Литосфера в городе. 5 часов
Геологические структуры. Рельеф. Обрушения. Склоны. Геологический разрез. Природные ресурсы. Террикон. Открытые горные породы и радиация. Влияние на здоровье радиационного фона горных пород.
Практическая работа2: Описание состава почв и характера залегания горных пород.
Экскурсия1: Формы рельефа и следы производственной деятельности человека в районе горы Лабаз.
Город и отходы. 7 часов
Канализация в разные эпохи. Сточные воды. Общесплавная канализация. Раздельная и ливневая канализации. Станции очистки воды. Методы очистки воды. Твердые бытовые отходы. Товарные знаки переработки. Свалка. Система утилизации отходов. Промышленные предприятия. Классы опасности предприятий. Роль городских свалок в распространении инфекции. Анализ бытовых отходов и их рециклизация.
Встреча с инженером - экологом города: Предприятия города и их роль в локальных экологических проблемах.
Экскурсия 2: Методы очистки канализационных вод.
Практическая работа3: Несанкционированные свалки бытового мусора.
Воздушная среда. 4 часа
Атмосфера. Климат. Погода. Роза ветров. Выбросы: высокие и низкие, организованные и неорганизованные, постоянные и периодические, аварийные ситуации. Состав загрязняющих веществ (категории). Тепло в городе. Конвекции. Смог. Индикаторы чистоты воздуха. Автотранспорт - основной загрязнитель воздуха в городах. Типы автотранспорта. Транспортная нагрузка. Коэффициент токсичности выбросов. Коэффициент аэрации. Зоны риска. Антропогенное воздействие. Влияние загрязнений воздуха на самочувствие горожан.
Практическая работа 4: Каким воздухом мы дышим?
Практическая работа 5: Измерение транспортной нагрузки.
Водоснабжение. 3 часа
Экологическая характеристика водоёмов и источников водоснабжения населения.
Практическая работа 6: Исследование воды Известкового пруда, Ижбулата и родника «Бэдовский»
Практическая работа 7: Озеленение у колодца «Уралочка».
Физические поля. 2 часа
Шум. Источники шума и их классификация. Бытовые источники шума. Сенсорный голод. Электромагнитное поле. Экология жилища. Здоровье человека.
Проект и презентация: «Мой экодом»
Городские ландшафты. 6 часов
Природные территории. Озеленённые территории. Резервные территории. Экологический каркас. Состав и типология ландшафтов. Городская зелёнка её состав и проблемы. Лес в городе. Состояние окружающей среды. Лишайники. Зелёноё кольцо. Клинья-массивы. Зелёные пятна. Экологические коридоры.
Практическая работа8: Ландшафтный дизайн пришкольного участка.
Практическая работа 9:Экологический каркас города.
Экскурсия 3: Состояние древесных растений на улицах города.
Городские соседи. 3 часа
Типы «соседства». Фауна и флора. «Урбанистические градиенты». Факторы риска. Парки. Требования к системе озеленения.
Экскурсия4: Двор-улица-соседство. Оценка местообитания.
Заключение 2 часа
Конференция «Экологический паспорт города».
Поурочное планирование элективного курса
«Экология города»
Введение.
1 урок Город как экосистема.
2 урок Социальные составляющие городской среды.
Этапы экологической истории города.
3 урок Городская планировка. Изменение городской среды 19-20 век.
4 урок Экскурсия в краеведческий музей: Экологическая история города.
5 урок Практическая работа: Функциональные зоны.
Геологическая среда города
6-7 урок Экскурсия: Литосфера в городе.
8 урок Функциональные зоны города
9-10 урок Практическая работа: Описание состава почвенного горизонта и характера залегания горных пород.
Город и отходы.
11 урок Канализация и твёрдые бытовые отходы.
12-13 урок Экскурсия: Методы очистки канализационных вод.
14-15 урок Практическая работа: Несанкционированные свалки бытового мусора.
16-17 урок Встреча с инженером - экологом города: Предприятия города и их роль в локальных экологических проблемах.
Воздушная среда.
18 урок Факторы, загрязняющие атмосферу.
19 урок Практическая работа: Каким воздухом мы дышим.
20-21 урок Практическая работа: Измерение транспортной нагрузки.
Водоснабжение.
22-23 урок Экологическая характеристика водоёмов города. Известковый пруд. Ижбулат. Практическая работа: Исследование воды Известкового пруда. Ижбулата и родника «Бэдовский»
24 урок Практическая работа: Озеленение у колодца «Уралочка».
Физические поля.
25 урок Город и шумовое загрязнение. Здоровье человека.
26 урок Экология жилища. Проект.
Городские ландшафты.
27 урок Лес в городе. Экологический каркас города.
28-29 урок Экскурсия: Состояние древесных растений на улицах города.
30-31 урок Практическая работа: Экологический каркас города.
32 урок Практическая работа: Ландшафтный дизайн пришкольного участка
Городские соседи.
33 урок Фауна и флора.
34-35 урок Экскурсия: Двор-улица-соседство. Оцениваем местообитание.
36-37 урок Конференция «Экологический паспорт города»
Самостоятельные работы
Анализ бытовых отходов
Цель: Определить общее количество ваших бытовых отходов, их процентное распределение по разным категориям и выявить возможности уменьшения каждой категории отходов.
Методика:
1.Рассортируйте отходы, скопившиеся в доме за неделю. По следующим категориям: бумага, металлы, пищевые отходы, пластмасса, стекло, прочее.
-
Составьте список основных продуктов и материалов, входящих в каждую категорию.
-
Взвесьте отходы каждой категории и определите суммарный вес.
-
Разделите полученное число на число жильцов в вашей квартире.
-
Определите процентную долю отходов каждой категории.
-
Подумайте, каким образом в случае каждой категории отходов можно: снизить их количество, сократив потребление того или иного продукта; использовать их; рециклизировать.
Оценка экологии жилища
Цель: оценить экологию своего жилища. Привлечение широких слоёв населения к природоохранной деятельности, ресурсосбережению и ведению здорового образа жизни.
Методика:
-
Водосбережение (сколько воды вы расходуете, и на какие нужды; потери воды).
-
Энергосбережение (количество потребляемой энергии за неделю; на какие нужды она потребляется; как можно снизить потребление энергии).
-
Материально-жилищный уровень жизни семьи (психологический климат в семье, уют, чистота, отсутствие постороннего шума, запаха, вибрации, неблагоприятных факторов).
-
Экологически грамотный потребитель товара (штрих-код, индекс пищевых добавок, упаковка товара, этикетка одежды).
-
Выявление экологически опасных веществ и факторов воздействия в быту (лекарственные препараты, бытовая химия, косметика, строительные и отделочные материалы, мебель, бытовая техника).
-
Выводы: как создать условия способствующие здоровому образу жизни
-
Литература:
-
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.
-
Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. М.В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель,2008.
-
Егоров Ю.В. Аркавенко Л.Н. Осипова О.А. Словарь-справочник по естествознанию. - Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2004(432 с.)
-
Колбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе/ Е.Ю. Колбовский.- Ярославль: Академия развития, 2006.
-
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителя. - М.: Устойчивый мир, 2000.
-
Небел Б. Наука об окружающей среде. В 2 ч.- Москва: «Мир», 1993.
-
«О Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года» Постановление Правительства Свердловской области от 16 июня 2004 г. №505-ПП
-
Постигаем красоту гармонии и совершенство мира - учимся у ПРИРОДЫ: Сборник программ по экологии: ООО «Издательство «Раритет», 2008. - 202 с.
-
Прохоров Б.Б. Экология человека. -2-е изд., стер. - М.: Изд. Центр «Академия», 2005 (320 с.)
-
Программно-методические материалы: Экология. 5-11. - М.: Дрофа, 1998 (160 с.)
-
Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность.- М.: Издательский центр «Академия», 2004 (480 с.)
-
Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001 (368 с.)
Учебно-методическое обеспечение:
-
Атлас Свердловской области. - Екатеринбург: Изд-во «Сократ», Уральская картографическая фабрика, Центр «Учебная книга», 2005.
-
Большаков В.Н. Таршис Г.И. Региональная экология. 10-11 класс. - Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2000. (219 с.)
-
Капустин В.Г. Корнев И.Н. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, Изд-во Дома учителя, 1998 (300 с.)
-
Криксунов Е.А. Экология: 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений/ Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин.- М.: Дрофа,1995. (240 с.)
-
Миркин Б.М. Наумова Л.Г. Экология России.- Москва: «Устойчивый мир», 2000 (271 с.)
-
Чернова Н.М. Галушин В.М. Экологии. - Москва: «Дрофа». 2008 (302 с.)
-
Экологические карты Свердловской области. (ред. В.Г. Капустин). - Екатеринбург, 1993.
Приборы и оборудование
-
Компьютер.
-
Лаборатория.
-
Планшеты.
-
Рулетка.
-
Лопата
-
Микроскоп
-
Термометр
-
Флюгер
-
Планшет, карандаш, блокнот
-
Весы
-
Пробирки
-
Спиртовка
-
Фотоаппарат
-
Индикаторы
-
Фильтры бумажные
-
ножницы
-
пинцет
-
стакан на 50 мл
-
спички
-
план-карта города
-
кусочек полиэтилена
-
раствор гидроксила натрия - 20%
-
раствор соляной кислоты 1:3
-
карта облаков
-
метровая линейка
-
большой цилиндр
-
барометр
-
компьютерная лаборатория
-
набор индикаторов на загрязнители
-
вода дистиллированная
-
пипетка
-
насос
-
секундомер
-
транспортир с отвесом
-
анемометр
-
психрометр
-
определители растений
-
рассада цветов
-
секатор
-
лейка
-
грабли
-
носилки
-
компас
-
прозрачная клейкая лента
-
палетка.
-
маркеры, цветные карандаши
-
карта города
-
краска, кисть
-
таблицы
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ
Формы отчётности
УРОВНИ ТРУДНОСТИ
Основные процедуры оценивания
Отчёт по практической работе
Минимальный уровень
Собеседование с учителем
Отчёт по практической работе
Сообщение в малой группе
Базовый уровень
Собеседование с учителем
Презентация результатов в малой группе
Отчёт по практической работе
Сообщение в малой группе
Сообщение перед всем классом
Выступление на итоговой конференции
Повышенный уровень
Собеседование с учителем
Презентация результатов в малой группе
Презентация результатов в большой группе
Сообщение в форме доклада
Перечень ключевых слов
Индикатор - химическое вещество, позволяющие следить за состоянием среды или протеканием реакций.
Конвекция- перенос теплоты. Массы, зарядов движущейся среды, возникающими естественным путём в неоднородных средах или создаваемые искусственно.
Коэффициент аэрации - численный или буквенный множитель одночлена, показатель соотношения каких-либо величин.
Ландшафт- природный географический комплекс, в котором все основные компоненты: рельеф, климат, вода, почвы, растительность и животный мир - находятся в сложном взаимодействии и взаимообусловленности. Образуя единую неразрывную систему.
Рециклинг- процесс возвращения отходов производства и потребителя в материальный круговорот: повторное использование тары, включение в производственный цикл, производство энергии при сжигании.
Урбанизация- концентрация населения и важнейших отраслей экономики в крупных городах.
Экосистема- функциональная система, включающая сообщество живых существ и их среду обитания.
Практическая работа №1
Тема: Функциональные зоны города Дегтярска
Ключевые понятия и термины: функциональная зона, промышленная, жилая, транспортная, коммунально-складская, рекреационная.
Цель: научиться различать функциональные зоны города и наносить их на карту.
Оборудование: план-карта города Дегтярска; линейка, карандаш, краски, маркеры, карта-схема города.
Ход работы:
-
Рассмотреть внимательно план-карту города Дегтярска и выявить функциональные зоны.
-
Провести анализ ответив на вопросы:
-представляет ли промышленная зона сплошной ареал;
- сколько фрагментов промзоны;
- когда они возникли;
- с какими видами транспорта связана транспортная зона;
- где проходит автотрасса;
_ влияет ли она на планировку города;
- как и в какой степени железная дорога влияет на планировку города;
- как удалены фрагменты промышленной зоны от жилого сектора;
- чем представлена рекреационная зона.
3. Нанести функциональные зоны на карту-схему города Дегтярска.
Практическая работа №2
Тема: Описание состава почвенного горизонта и характера залегания горных пород
Ключевые слова: шурф, горизонт, аллювий, делювий, коренные породы, кора выветривания,
Цель: изучить состав почвенного горизонта и характер залегания пластов горных пород.
Оборудование: лопата, щётка, рулетка, планшет, карандаш, блокнот, геологическая карта, коробочки для проб.
Место проведения работы: Глиняный карьер.
Ход работы:
-
Рассмотреть обнажения горных пород в «глиняном карьере»:
-
Несёт ли разрез следы нарушений.
-
Какова мощность почвенного слоя.
-
Рассмотреть слои почвы и взять образцы.
-
Из каких пород состоит данный участок
-
Как залегают горные породы.
-
Зарисовать геологический разрез
Практическая работа №3
Тема: Несанкционированные свалки бытового мусора
Ключевые слова:
Цель: выявить и нанести на карту не санкционированные свалки бытового мусора в микрорайоне школы и изучить влияние полиэтилена на окружающую среду.
Оборудование: ножницы, пинцет, стакан на 50 мл (2 шт.), спиртовка, спички, план-карта города, планшет, карандаш, кусочек полиэтилена, раствор гидроксила натрия - 20%, раствор соляной кислоты 1:3, лист бумаги
Ход работы:
-
В ходе беседы и предварительного обследования территории были выявлены несанкционированные свалки бытового мусора в микрорайоне школы.
-
Нанести места свалок на карту города.
-
Какой мусор преобладает на свалках?
-
Проведение исследования:
- физические свойства полиэтилена (прозрачность, прочность, герметичность для воздуха и воды);
- сравнить с писчей бумагой;
- горение полиэтилена;
- воздействие кислоты и щёлочи.
5. Делаем выводы, о прочности полиэтилена и почему нельзя его выбрасывать в природу.
Практическая работа № 4
Тема: Каким воздухом мы дышим?
Ключевые слова: атмосфера, воздух- смесь газов, основные характеристики атмосферы (облачность, температура, давление, атмосферные осадки, направление и сила ветра), запылённость воздуха, парниковый эффект, кислотные осадки. Моделирование.
Цель: сформировать умение экологической оценки состояния атмосферного воздуха.
Оборудование: термометр, карта облаков. Метровая линейка, большой цилиндр, барометр, компьютерная лаборатория, флюгер, мешок полиэтиленовый, набор индикаторов на загрязнители, вода дистиллированная, весы, лопатка, микроскоп, пипетка, насос, микролаборатория, секундомер, фильтры бумажные
Ход работы:
-
Оценка содержания в воздухе углекислого газа и различных загрязнителей.
-
Оценка запылённости воздуха.
-
Определение кислотности атмосферных осадков.
-
Моделирование механизма парникового эффекта.
-
Моделирование воздействия кислотного загрязнения воздуха на растения.
-
Определение направления и силы ветра.
Практическая работа №5
Тема: Измерение транспортной нагрузки.
Ключевые термины: магистраль, транспортный поток, типы автотранспорта, уклон, скорость ветра, относительная влажность воздуха, защитная полоса, фоновое загрязнение, коэффициент токсичности, коэффициент аэрации.
Цель: исследовать величину транспортной нагрузки и оценить уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта.
Оборудование: блокнот, карандаш, планшет, транспортир с отвесом, анемометр, психрометр.
Ход работы:
-
Фиксирование движения автотранспорта в трёх точках: на въезде в город, у школы, на объездной.
-
Занесение результатов в таблицу:
Время
Тип автотранспорта
Число единиц
Лёгкий грузовой
Средний грузовой
Тяжёлый грузовой
Автобус
Легковой
-
Определить: уклон дорожного полотна, скорость ветра, относительную влажность воздуха, наличие защитной полосы.
-
Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта.
-
Выводы.
Практическая работа №6
Тема: Исследование воды Известкового пруда, Ижбулата и родника «Бэдовский».
Ключевые понятия: мутность воды, цветность, запах, кислотность.
Цель: определить качество воды из разных природных источников и выявить наиболее благополучный.
Оборудование: штатив с пробирками, лист тёмной и белой бумаги, раствор универсального индикатора или тест-полоски, шкала для определения рН.
Ход работы:
-
Определение мутности воды.
-
Определение цветности воды.
-
Определение запаха.
-
Определение кислотности воды.
-
Вывод.
Практическая работа №7
Тема: Озеленение колодца
Цель: внесение посильного вклада в благоустройство нецентрализованных источников водоснабжения и улучшение эмоционального фона жителей пользующихся колодцем.
Оборудование: лопата, лейка, вода, краска, кисть, рассада цветов.
Ход работы:
-
Очистить клумбы от сорняков и мусора.
-
Вскопать землю и полить.
-
Высадить рассаду.
-
Привести в порядок прилегающую территорию.
Практическая работа №8
Тема: Экологический каркас города.
Ключевые понятия: экологический каркас, лесопарки, ландшафт, санитарно-защитная зона. Рекультивация.
Цель: планирование экологического каркаса города.
Оборудование: карта города, контурная карта, карандаш.
Ход работы:
-
Нанести на карту:
- леса городского зелёного кольца (пригородные леса, городские леса и парки);
- открытые и полуоткрытые луговые пространства;
- самосевные пространства (мелколиственные массивы, самосевные насаждения);
- городской культурный ландшафт (парки, скверы, санитарно-защитные полосы).
2. Выводы.
Практическая работа №9
Тема: Ландшафтный дизайн пришкольного участка.
Ключевые понятия: ландшафтный дизайн, альпийская горка, бордюр, жизненные формы растений, интродукция, рудеральная растительность, биоиндикация.
Цель: изучение растительности пришкольного участка и проведение комплексной экологической оценки
Оборудование: определители растений, рассада цветов, секатор, лопата, лейка, грабли, носилки, компас. Прозрачная клейкая лента, палетка.
Ход работы:
-
Изучить планировку и видовой состав растений пришкольного участка.
-
Изучение зелёной защитной полосы.
-
Определение запылённости воздуха по степени загрязнения листьев.
-
Качественная оценка загрязнения с помощью лишайников.
-
Обработать почву на клумбе.
-
Высадить рассаду.
План экологического паспорта города
-
Название населённого пункта, административный район, удалённость от центра.
-
Общая площадь населённого пункта. Конфигурация.
-
Планировочная структура (расположение жилых кварталов, хозяйственных объектов, дорог, источников водоснабжения, санитарные зоны).
-
Физико-географическое положение (рельеф, климат, погода, перенос воздушных масс, роза ветров).
-
Характеристика предприятий, их отходов и мер по охране окружающей среды (кислотные осадки, радиус распространения пыли, куда сбрасываются отходы производства).
-
Очистные сооружения.
-
Свалка.
-
Водоснабжение.
-
Озеленение территории.
-
Транспорт.
-
Выводы и рекомендации.