Урок Голосеменные растения

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель биологии МБОУ Налобихинская СОШ Косихинского района, Алтайского края

Камалова Ольга Алексеевна

6 класс.

Тема: Голосеменные растения.

Цель: познакомить учащихся с отделом Голосеменных растений.

Задачи урока:

  • расширить знания о многообразии голосеменных растений;

  • раскрыть преимущества семенного размножения;

  • сформировать умение распознавать голосеменные растения;

  • обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека;

  • развивать внимание, положительную мотивацию к новым знаниям средствами применения ИКТ, решения проблемных задач;

  • использовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения с целью развития мышления учащихся;

  • интегрировать двигательную активность в учебную деятельность;

  • формировать коммуникативные навыки, воспитывать толерантность, умение сотрудничать в группе;

  • Оборудование:

ПК, мультимедийное оборудование, гербарии голосеменных растений, карточки для тестирования.

Структура урока.

  1. Организация внимания учащихся.

  2. Актуализация знаний.

  • Определение задач урока.

  1. Проверка домашнего задания.

  • Первичная самооценка.

  • Устный опрос с последующим рецензированием ответов.

  • Тестирование.

  • Взаимопроверка, выставление отметки.

  1. Работа по теме урока.

  • Рассказ учителя о многообразии хвойных растений.

  • Объяснения учителя.

  • Гимнастика для глаз.

  1. Закрепление нового материала.

  • Анализ полученных знаний в игровом варианте (скрытая динамическая пауза).

  • Групповая практическая работа.

  • Ответы на вопросы, решение проблемы.

  • Самостоятельная работа с информацией в учебнике.

  • Заполнение таблицы.

  1. Подведение итогов урока.

  • Проверка таблицы.

  • Обратная связь.

  1. Домашнее задание.


Конспект урока.

  1. Орг.момент

  2. Готовность к уроку.

  3. Знакомство с темой.

  4. . Что вы знаете по данной теме? (Учащиеся называют ель, сосну, кедр…и заносят в таблицу. В 3 колонку пишут «Выделяют О2», как и все зеленые растения)

Отдел

Представители

Значение




Выявив первичные свои знания, уч-ся определяют задачи урока, что они еще хотели бы узнать о голосеменных. Затем вместе с учителем определяют задачи урока:

  • Расширить знания о многообразии голосеменных растениях.

  • Раскрыть преимущества семенного размножения.

  • Сформировать умение распознавать голосеменные по хвое и шишкам.

  • Обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека.

Проверка домашнего задания.

Учитель: До появления голосеменных растений на нашей планете господствовали папоротникообразные. (Демонстрирует рисунок, на котором изображены древовидные папоротники, а на их фоне изображение каменного угля) Прокомментируйте рисунок.

Ученик: Около 300 млн. лет назад климат на Земле был теплым и влажным, а атмосфера насыщена углекислым газом. В таких условиях начали развиваться папоротникообразные растения. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду. В это время лесами из древовидных хвощей, плаунов и папоротников были покрыты обширные территории. Отмершие древние папоротникообразные падали в воду, где их заносило песком и илом. В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь. До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.

(Уч-ся рецензируют ответ товарища, выставляют оценку).

Учитель: Расскажите, какое значение имеют папоротникообразные в природе и жизни человека? Ученик: Каменный уголь служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Из него получают смазочные масла, смолы, кокс, пластмассы, парфюмерные изделия. Хвощ полевой является трудноистребимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв. Побеги хвоща жесткие, они содержат много кремния и раньше использовались при полировке изделий. В некоторых районах нашей страны употребляют в пищу весенние побеги хвоща, а также молодые листья папоротника орляка. Споры плауна используют в металлургии. Ими обсыпают формы и металлические детали легко отстают от стенок. Папоротникообразные, как и все растения обогащают атмосферу кислородом, ими питаются животные.

(Выставление оценки отвечающему).

Учитель: Дома вы готовились к уроку, оцените свои знания, а далее за каждый правильный ответ ставьте «+».

Выберите правильный вариант ответ. Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим растениям, так, как:

  1. Они имеют ризоиды.

  2. Растут во влажных местах.

  3. Имеют листья, стебли, корни.

  4. Многолетние растения.

Исключите лишнее:

  1. Корневище.

  2. Вайя.

  3. Таллом.

  4. Спорангий.

Установите последовательность процесса размножения:

  1. Созревание спор.

  2. Слияние гамет (оплодотворение)

  3. Образование заростка.

  4. Образование спорангиев.

Установите последовательность развития растений в процессе эволюции:

  1. Голосеменные.

  2. Папоротники.

  3. Мхи.

  4. Водоросли.

Взаимопроверка. Выставление отметки.

+ + + + «5»

+ + + «4»

Объяснение нового материала

Учитель: Вы правильно установили, что на смену папоротникообразным пришли голосеменные растения. (Учитель показывает на таблице «Филогенетическое древо растительного мира»). Голосеменные - один из самых древних отделов высших растений. Первые появились на Земле 350 млн. лет назад в конце палеозоя, когда климат на Земле стал более жарким и сухим. В мезозое они сменили древовидные папоротники и хвощи, потому что голосеменные имели серьезные преимущества перед папоротниками - им для размножения не нужна вода. Лишь через 50 млн. лет, в начале триасового периода, жизнь на Земле понемногу восстанавливается: пустыни перестают расти, и огромные леса, состоящие из примитивных хвойных деревьев, захватывают сушу. Отдел голосеменных объединяет 6 классов .Давайте представим себе новогоднюю елку. Только не искусственную, а натуральную, лесную. Чувствуешь, как пахнет хвоя? Она пахнет смолой, лесом, свежестью! Такой замечательный запах бывает только у хвойных деревьев. (Демонстрирует фотографии разных видов хвойных). Хвойные растения занимают второе место после цветковых не только по своей распространенности, но и по значению для жизни и хозяйственной деятельности человека. Класс хвойных включает в себя более 560 видов растений. В различных климатических зонах России и других стран произрастают мало похожие друг на друга хвойные деревья и кустарники. На слайде вы видите сосны, ель. Жителям Сибири хорошо известно, что заблудившегося в тайге охотника может спасти от голода кедровая сосна. В ее крупных шишках зреют вкусные и питательные семена. А вот на юге, на берегах Черного моря, смотрят вдаль высокие стройные кипарисы. Их листочки представляют собой чешуйки, которые испаряют воды еще меньше, чем хвоя. Вот почему кипарисы легко переносят жаркий и засушливый климат. А это - колючий можжевельник. Его древесина славится особым ароматом, который долго сохраняется даже в изделиях из этого дерева. Шишки можжевельника похожи на маленькие сизые ягоды. Все хвойные выделяют особые вещества - фитонциды, которые убивают микробы, поэтому в хвойном лесу чистый воздух.

Среди хвойных деревьев есть настоящие чемпионы. Одно дерево сосны долговечной в США живет уже около 4900 лет. А секвойя вечнозеленая может достигать 100 метров высоты и 10 метров толщины ствола. Чтобы представить огромные размеры этого дерева давайте встанем в круг и возьмемся за руки (ученики встают с мест, образуют круг). Вот такой диаметр ствола у секвойи и в этом вы сейчас можете убедиться, просмотрев следующий видеофрагмент.

(Просмотр видеофрагмента " Гигантская секвойя"). Вот самое большое растение на всем земном шаре - Гигантская секвойя. Иногда их век переваливает через три тысячи лет. Они вырастают до ста метров в высоту и могут достигать в обхвате двадцати метров. Некоторые достигают таких размеров, что весят более тысячи тонн.

Учитель: Знаете ли вы, что лиственница признана национальным деревом России? Да, да! Именно лиственница, а не березаДело в том, что леса из лиственницы простираются на огромных территориях от Онежского озера до Японского моря. Лиственница - одно из немногих хвойных деревьев, сбрасывающих на зиму свою хвою. Иголочки мягкие, яркие (ведь они опадают осенью и не должны приспосабливаться к зимним морозам). Они располагаются веселыми семейками-пучками на общем укороченном побеге. Расположение хвоинок на ветках деревьев и кустарников разных видов различно. Так, у сосны хвоинки располагаются парами на укороченном побеге. На ветвях ели хвоинки короче, чем у сосны, и каждая сидит на отдельном укороченном побеге. Зеленые иголочки на ветках сосны и ели, кедра и можжевельника, пихты и лиственницы - не что иное, как листья. Такие листья называются хвоинками. У большинства деревьев и кустарников они не опадают на зиму, а живут 2-3 года.

Особенности строения хвои позволяют хвойным деревьям и кустарникам переносить зимние холода, не теряя необходимой влаги. Поры расположены не по всему листу, как у дуба и клена, а в маленькой ложбинке, идущей по всей длине иголки. Эта ложбинка покрыта тонким слоем воскового налета и поэтому испарение происходит плохо и помогает сосне, ели и другим хвойным, не сбрасывающим на зиму свои листья, удержать в тканях необходимую влагу.

А сейчас представьте, что мои ладошки - это ваши глаза. Повторяйте за мной. (Учитель ладошками показывает движения: поочередно закрывает, повороты вправо-влево, круговые движения, восьмерка, быстро поморгали, сильно сжал в кулак (а дети зажмурились)). Открыли глазки, посмотрите в окошко, видите ли вы там хвойные растения? Приходилось ли вам когда-нибудь видеть цветки сосны или ели? Нет? Правильно, искать их - все равно, что охотиться за цветком папоротника: их нет в природе. Поэтому у хвойных и не может образоваться настоящий плод с семенами, как, например, у яблони. Семена хвойных развиваются в специальных чешуях шишек.

На растениях класса хвойных образуются мужские и женские шишки, в которых созревают, соответственно, пыльца и семязачатки. Пыльца сосны очень легкая. Стоит подуть слабому ветерку, как желтое облако окутывает все дерево, а потом разносится далеко-далеко. Когда пыльца попадает на женские шишки, их чешуйки сразу же закрываются и склеиваются.
Семена голосеменных растений развиваются из семязачатков, находящихся на чешуях шишки, а не внутри плодов, как у цветковых растений.

За год женская шишечка вырастает и становится плотной зеленой шишкой. И только тогда происходит оплодотворение. Затем в развивающемся семени начинает формироваться зародыш и эндосперм. Семя покрывается семенной кожурой, надежно защищая зародыш. Оно приобретает почти такое же строение, как семена цветковых растений.

Еще через полгода (зимой), когда семена полностью созревают, а чешуи шишки становятся сухими и коричневато-бурыми, шишка раскрывается, и семена, снабженные крылышками, высыпаются из нее. Семя снабжено плотной семенной кожурой, несет в себе запас питательных веществ и зародыш, способный к развитию. От опыления до полного созревания семян проходит 2,5 года. Попав в благоприятные условия, семя прорастает и со временем становится взрослым растением. Как вы думаете, почему же голосеменные вытеснили в процессе эволюции папоротникообразные?

Ученик: Наличие семян создает голосеменным огромное преимущество перед споровыми. В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищен от неблагоприятных условий.

Закрепление.

Анализ полученных знаний в игровом варианте.

Учитель: Разделимся на команды (динамическая пауза, групповая практическая работа). Правила игры:

  1. Один ученик от команды бежит к столу, на котором находятся гербарии разных растений.

Выбирает одно голосеменное растение и возвращается назад.

  1. Команда анализирует и в случае ошибки этот ученик возвращает гербарий на место.

  2. Бежит следующий участник.

  3. Побеждает та команда, которая без ошибок, быстрее и больше отберет гербарии голосеменных и заполнит таблицу.

Учитель: Откройте учебник, смостоятельно прочтите значение голосеменных растений и выпишите в тетрадь. (Дети работают самостоятельно).

Учитель: Давайте обсудим, каково же значение голосеменных?

  • Выделяют О2

  • Ценный строительный материал

  • Искусственные волокна

  • Изготавливают бумагу

  • Сырье для промышленности

  • Кедровое масло

  • Выделяют фитонциды («фитон»-

растение, «цидо» - убиваю)

(Уч-ся проверяют, корректируют свои записи).

Учитель: И в заключение, я хочу вам показать сосны, которые стали памятниками природы. (Комментарии к видеофрагменту "Исполинские сосны" ) На высоте трех километров над уровнем моря, в Белых горах на востоке Калифорнии можно найти самые древние растения на Земле - Исполинские сосны. Поскольку условия в горах не самые благоприятные и зимы слишком суровые, деревья растут не так быстро, как внизу. Можно предположить, что это растение увидело свет, когда первые земледельцы научились обрабатывать землю - и произошло это четыре тысячи лет назад.

Подведение итогов урока

Учитель: Проверим вашу работу по заполнению таблицы.

Отдел

Представители

Значение

Голосеменные

Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник, секвойя, кипарис, туя…

  • Выделяют О2

  • Ценный строительный материал

  • Искусственные волокна

  • Изготавливают бумагу

  • Сырье для промышленности

  • Кедровое масло

  • Выделяют фитонциды

Д/з. Уч-ся записывают в дневники д/з.

Учитель: Урок окончен, спасибо за сотрудничество.

(Желающим уч-ся предлагается кроссворд, который вывешивается в кл. до следующего урока).

8

9

5

7

1

10

6

10

2

11

3

4

По горизонтали.

1. В сибирской тайге огромные площади заняты этим деревом.

2. Хвойное дерево, распространенное в южных районах нашей страны и в Средиземноморье.

3. Хвойное дерево произрастает в Гималаях.

4. Птица, живущая в еловых лесах, распространяющая семена ели.

5. Вязкая смолистая жидкость, выделяемая при ранении хвойных деревьев.

6. Широко распространенное дерево хвойных пород в южных районах и в Средиземноморье.


© 2010-2022