Программа вариативного курса Живая природа, 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа и календарное планирование вариативного курса естествознания для 5-6-х классов, по выбору учащихся

«Живая природа»

«Живой мир родной природы»

Евдокимов Борис Иванович - Учитель географии и биологии КГУ «Средняя школа Асубулак» Уланского района Восточно-Казахстанской области.

Введение.

Перед народным образованием Казахстана, в настоящее время, стоит множество проблем и среди них:

-как научить школьников понимать природу родного края и правильно взаимодействовать с ней;

  • какими путями формировать у подрастающих граждан ответственное отношение к окружающей природе;

  • как подготовить ребёнка к сбережению природных ценностей всегда и везде.

Помощь в решение этих проблем оказывает вариативный интегрированный курс «Живая природа», являющийся частью предмета «естествознание» пятого класса. Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, радоваться общению с природой. Ребёнок должен ощущать, что он живёт в живой природе, общается с ней постоянно, что он - часть её. Нужно воспитывать не абстрактную любовь к природе. Эта любовь должна быть конкретна, и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природными объектами. Различные формы проведения занятий, позволяют разумно сочетать интеллектуальную деятельность учащихся с элементами занимательности, способствуют развитию экологической культуры школьников.

Пояснительная записка к программе вариативного курса «Живая природа». Для 5 класса

Представленная программа факультативного курса «Живая природа» рассчитана на применение в общеобразовательной школе и ориентирована на учащихся 5 класса. В этом возрасте учащиеся уже имеют представление о практическом значении природы для жизни людей, но ещё недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в среде из-за его воздействия. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, влиянием человека на окружающую среду, формирования экологической культуры и воспитания гармоничного сосуществования человека с природой.

Одним из градообразующих предприятий нашего поселка является Аюдинское лесное хозяйство, непосредственно связанное с охраной, эксплуатацией и воспроизведением природных богатств края. Поэтому знакомство с основами лесного хозяйства, основами деятельности предприятий лесного комплекса входит составной частью в данную программу.

Цель программы:

-углубленное изучение природы родного края, её ресурсов; -формирование элементов экологической культуры у школьников.

Задачи программы:

1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире; 2.Развитие интереса к изучению природы родного края.

  1. Формирование простейших экологических понятий у учащихся;

  2. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

5.3накомсто с особенностями природы Калбинского соснового бора, охрана и воспроизводство лесных богатств.

Содержание программы:

Программа включает в себя учебный курс, состоящий из 5 разделов:

1.Живой мир на подоконнике.

  1. Растительный мир родного края.

  2. Мир животных родного края.

  3. Лес - главное богатство живой природы родного края.

  4. Охрана природы родного края.

Программа рассчитана на 34 или 68 учебных часа:

(Планирование прилагается для обеих вариантов)
из них теоретических занятий - 8, (Для 35 часов)
практических занятий -9.

По окончании года обучения, обучающиеся должны знать:

  • представителей растительного мира и мира животных родного края, их значение в природе жизни человека, главные лесные культуры;

  • содержание Красной книги своей области;

-формы охраны природы, лесовосстановительные работы; должны уметь:

  • вести простейшие наблюдения в природе;

  • самостоятельно работать с дополнительной литературой; -соблюдать правила поведения в природе;

  • называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира области; применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

  • оценки воздействия человека на природу;

  • выполнения правил поведения в природе и участия в её охране; -удовлетворения познавательных интересов;

  • поиска дополнительной информации о родном крае. Содержание программы:

1.Живой мир на подоконнике -7 часов

2.Растительный мир родного края -6 часов

З.Мир животных -10 часов

4.Лес-наше богатство - 7 часов

5.Охрана природы нашего края -4 часа.

Раздел 1. Знакомство с основными источниками сведений о природе родного края ( посещени школьной библиотеки, Интернет- ресурсы. Сайты о природе Восточного Казахстана. Комнатные растения - основные сведения о растениях, выращиваемых в школе и дома. Растения школьного цветника и огорода. Сведения о выращивании. Размножение и выращивание рассады. Деревья и кустарники на улицах поселка. Раздел 2.Растительный мир родного края. (6 часов)

Знакомство с лекарственными растениями; составление экологических правил сбора лекарственных растений; знакомство с грибами; освоение правил сбора грибов в лесу; установление экологических связей; расширение знаний о первоцветах, занесённых в Краснун книгу Восточного Казахстана Первоцветы. Краснокнижные первоцветы нашей местности. Фор/иь/занятшЗ.'лекции, эвристические беседы, практикум, работа с наглядными пособиями i справочной литературой, выполнение творческих заданий.

Основные понятия: Лекарственные растения; грибы съедобные и ядовитые; первоцветы, их охрана.

Раздел З.Мир животных Родного края (10 часов.)

Насекомые родного края. Видовой состав насекомых; развитие умений правильно вести себя природе; значение насекомых в природе.


Места обитания. Насекомые - вредители. Ядовитые насекомые. Охрана полезных насекомых. Земноводныые, Пресмыкающиеся родного края. Видовой состав. Значение. Охрана. Роль в природных сообществах.

Птицы. Видовой состав. Птицы кочующие, оседлые, перелётные. Птицы своей области. Как зимуют птицы. Охрана и привлечение птиц.

Звери нашего края. Видовой состав. Отдельные представители. Охрана. Практическое значение.

Животные в нашем доме. Декоративные животные для домашнего содержания.

Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседы, практикум, работа с наглядными

материалами и литературой, с энтомологической коллекцией, игра-викторина.

Раздел 4. Лес - наше богатство. (7 часов)

Знакомство с видовым составом деревьев ми кустарников Калбинского соснового бора. Растительные сообщества леса. Сосна - ландшавтообразующая порода. Лесоразведение в лесном хозяйстве. Питомник лесных культур. Сбор и посев семян лесных культур. Лесные профессии нашего лесхоза. Раздел 5. Охрана природы родного края. (4 часа)

расширение знаний законов об охране природы, об охраняемых территориях своего района. Основные природные сообщества окрестностей поселка и их охрана. Формы занятий: экскурсии, лекции, практическая работа.

Основные понятия: Закон об охране природы. Природный парк; памятники природы. Основная литература:

  1. А.В. Егорина, Ю.К Зинченко, Е. С.Зинченко Физическая география восточного Казахстана Альфа-пресс Усть-Каменогрск 2002

  2. Природные условия и ресурсы Восточного Казахстана. Сборник. Наука. Алма-Ата 1987

3. К.П. Прокопов, СВ. Стариков, И.В.Браташ Позвоночные восточного
Казахстана ВКГУ 2000

4. А.П. Цыганов Первоцветы Восточного Казахстана ВКГУ 2001

5.Редкие и исчезающие виды растений (Фотоальбом) Усть-Каменогрск 2008

6. Лекарственные растения Казахстана А-Ата 1996

7.Насекомые СССР. Справочники- Определители Мысль 1970



Календарное планирование вариативного курса естествознания

«Живая природа» для 5 класса.

Всего 68 часов. 2 часа в неделю



занят

Тема занятия

Основное содержание занятия

Дата

Примечание



Живой мир на подоконнике - 14 часов



1

Живая природа

Живая природа. Элементы живой природы. Человек-часть живой природы. Что дает нам живая природа. Особенности нашей природы



2

Особенности природа нашего края




3

Как мы можем изучать нашу природу

Основные методы изучения природы

Организация наблюдений. Дневники наблюдений Посещение школьной библиотеки. Интернет о природе родного края. Любимые книги о природе.



4

Писатели ВКО о нашей природе

Выставка книг. Работа в шк. библиотеке



5

Наши комнатные растения

Видовой состав растений школы и дома у учащихся Мой любимый цветок. Условия выращивания.



6

Основные группы комнатных растений

Красивоцветущие, декоративно-лиственные, ампельные и др



7

Какие бывают комнатные растения по условиям содержания

Деление растений по условиям содержания и декоративным качествам.



8

Выращиваем сами

Размножение комнатных растений. Почвы. Посуда, удобрения. Вода. Свет. Тепло и др.



9

Основные приемы размножения комнатных растений

Листовые черенки, Стеблевые черенки, Деление куста. Семенное размножение



10

Составление каталога-описания растений школы и дома

Определители. Источники информации в Интернете



11

Растения школьного двора

Знакомство с видовым составом и условиями выращивания. Заготовка гербарных образцов. Культурных и диких растений



12

Растения школьного сада

Основные садовые культуры Асубулака



13

Выращивание растений в саду

Сбор семян. Хранение семян. Отличия семян разных видов. Выращивание рассады.



14

Основные приемы размножения растений сада

Прививка и ее формы





Растительный мир родного края -6 часов



15

Лекарственные растения края

Лекарственные растения края. Правила сбора. Охрана. Использование Выращивание у себя в огороде



16

Правила сбора лекарственных растений

Вопросы охраны растительного мира



17

Завариваем травяной чай

Дегустация чая с добавлением мяты, бергамота, таволги и др.



18

Первоцветы- подснежники

Знакомство с видовым составом. Правила сбора. Охрана первоцветов. Понятие о Красной книге. О законах по охране природы в Казахстане



19

Красивоцветущие растения

Знакомство с видовым составом. Условия произрастания. Правила сбора. Охрана красивоцветущих растений



20

Как вырастить дикие растения у себя в саду

Требования к условиям вырашивания.



21

Пищевые растения

Ревень - царь трав Калбы.



22

Грибы нашего леса

Знакомство с видовым составом съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора. Охрана



23

Рисуем грибы нашего леса

Практическая работа по определению местных грибов



24

Как создать гербарий

Правила сбора растения. Как сохранять растения в



25

Картины из сушеных листьев

гербарии. Оформление гербарных образцов. Флористика. Составление флористических композиций





Мир животных -18 часов



26

Насекомые родного края

Видовой состав. Знакомство с внешним видом. Особенностями строения. Средой обитания. Коллекционирование и фотографирование насекомых Энтомологические сайты Интернета



27

Знаменитые энтомологи и их книги

Фабр, Мариковский .Халифман. Работа в библтотеке.



28

Насекомые полезные и вредные.

Насекомые опылители. Защитники леса. Пчелы. Насекомые - Вредители. В природе нет вредителей. Привлечение полезных насекомых. Охрана



29

Почему на въезде в Усть-Каменогорск установлен памятник пчеле?

Пчеловодство ВКО



30

О тех, кого не любят

Земноводные и пресмыкающиеся родного края. Значение. Охрана



31

Птицы родного края

Виды места обитания птиц.



32

Перелетные и зимующие птицы

Группы птиц по месту обитания, гнездования.



33

Охрана птиц

Защита гнездовий. Подкормка птиц зимой. Изготовление кормушек.



34

Как называется эта птица

Определители и справочники по орнитологии



35

Содержание комнатных декоративных птиц дома

Птицы в комнате.



36


О диких зверях.

Кто такие звери. Видовой состав. Значение зверей в жизни человека и природы.



37


Жизнь зверей

Экологические группы млекопитающих. Приспособленность к условиям среды. Сообщества растений и животных Калбинского соснового редколесья



38

Звери нашего леса

Работа с определительными таблицами животных Калбинского хребта



39

Писатели- анималисты

Работа в библиотеке



40


Как охранять зверей?

Редкие животные края. Промысловые животные края. Охотничьи хозяйства и их деятельность. Пожары и их влияние на жизнь леса. Как вести себя с дикими животньми.



41

Животные в нашем доме

О содержании рыбок, птиц, мелких животных в доме. О невозможности содержания животных из дикой природы в джомашних условиях



42

Таинственный мир аквариума

Аквариумные животные и их содержание





Лес- наше богатство - 12 часов



43

Наш лес.

Состав лесных пород нашего леса



44

Что нужно чтобы рос лес

Условия необходимые для произрастания леса



45


Лес - это общий дом растений и животных

Особенности сосновых боров Калбы. Растительные сообщества леса, склонов гор, поймы реки. Предгорий и др. Физические условия в сообществах и видовой состав растений и животных



46

Виды лесных сообществ Аюдинского бора

Лесные сообщества речных долин, Ущелий, склонов гор и палатей.



47


Сосна - главное дерево нашего леса

О биологии сосны. Ее значение. Охрана и воспроизведение сосновых насаждений..



48

Что дает наш лес человеку

Роль леса в жизни человека



49-50

Лесной детский сад

Сосновый питомник Асубулакского лесхоза - экскурсия



51

Посадим лес своими руками

Сбор семян лесных культур. Посев и уход за сеянцами.



52

Лесные профессии

Знакомство с профессиями Усубулакского лесхоза -встреча с работниками Лесхоза



53

Как ухаживают за лесом

Основные приемы ухода за лесом



54

Главные враги леса

Борьба с пожарами. Браконьерство



55

Озеленение поселка

Состав насаждений на улицах поселка - экскурсия



56

Правила посадки саженцев

Практическая работа в парке



57

Посадка саженцев

Практическая работа на пришкольном участке и в парке



58

Посев семян цветов для рассады

Посев семян в ящики



59

Пикировка рассады в касеты

Практическая работа



60

Подготовка почвы к посадке декоративных культур

Практическая работа в цветнике



61-62

Уход за цветочной раассадой

Практическая работа с цветочной рассадой



63-64

Высаживание цветочной рассады в грунт

Практическая работа





Охрана природы родного края - 4 часа



65

Заповедные места нашего края

Синегорская пихтовая роща. Сибинский массив.



66

Кармен-Куус

Асубулакский заказник - экскурсия



67

Как мы должны охранять природу

О формах охраны природы для школьников и всего населения поселка



68

Заключительный урок

Подведение итогов изучения курса. Выставка собранного материала.





Календарное планирование вариативного курса естествознания

«Живая природа» для 5 класса.

Всего 35 часов. 1 час в неделю



занят

Тема занятия

Основное содержание занятия

Дата

Примечание



Живой мир на подоконнике - 7 часов



1

Живая природа

Живая природа. Элементы живой природы. Человек-часть живой природы. Что дает нам живая природа. Особенности нашей природы



2

Как мы можем изучать нашу природу

Организация наблюдений. Дневники наблюдений Посещение школьной библиотеки. Интернет о природе родного края. Любимые книги о природе.



3

Наши комнатные растения

Видовой состав растений школы и дома у учащихся Мой любимый цветок. Условия выращивания.



4

Какие бывают комнатные растения

Деление растений по условиям содержания и декоративным качествам.



5

Выращиваем сами

Размножение комнатных растений. Почвы. Посуда, удобрения. Вода. Свет. Тепло и др.



6

Растения школьного двора

Знакомство с видовым составом и условиями выращивания. Заготовка гербарных образцов. Культурных и диких растений



7

Выращивание растений в саду

Сбор семян. Хранение семян. Отличия семян разных видов. Выращивание рассады.





Растительный мир родного края -6 часов



8

Лекарственные растения края

Лекарственные растения края. Правила сбора. Охрана. Использование Выращивание у себя в огороде



9

Первоцветы- подснежники

Знакомство с видовым составом. Правила сбора. Охрана первоцветов. Понятие о Красной книге. О законах по охране природы в Казахстане



10

Красивоцветущие растения

Знакомство с видовым составом. Условия произрастания. Правила сбора. Охрана красивоцветущих растений



11

Пищевые растения

Ревень - царь трав Калбы.



12

Грибы нашего леса

Знакомство с видовым составом съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора. Охрана



13

Как создать гербарий

Правила сбора растения. Как сохранять растения в





гербарии. Оформление гербарных образцов. Флористика. Составление флористических композиций





Мир животных -10 часов



14

Насекомые родного края

Видовой состав. Знакомство с внешним видом. Особенностями строения. Средой обитания. Коллекционирование и фотографирование насекомых Энтомологические сайты Интернета



15

Насекомые полезные и вредные.

Насекомые опылители. Защитники леса. Пчелы. Насекомые - Вредители. В природе нет вредителей. Привлечение полезных насекомых. Охрана



16

О тех, кого не любят

Земноводные и пресмыкающиеся родного края. Значение. Охрана



17

Птицы родного края

Виды места обитания птиц.



18

Перелетные и зимующие птицы

Группы птиц по месту обитания, гнездования.



1'9, 20 21

22

Охрана птиц

Защита гнездовий. Подкормка птиц зимой. Изготовление кормушек.





О диких зверях.

Кто такие звери. Видовой состав. Значение зверей в жизни человека и природы.





Жизнь зверей

Экологические группы млекопитающих. Приспособленность к условиям среды. Сообщества растений и животных Калбинского соснового редколесья





Как охранять зверей?

Редкие животные края. Промысловые животные края. Охотничьи хозяйства и их деятельность. Пожары и их влияние на жизнь леса. Как вести себя с дикими животньми.



23

Животные в нашем доме

О содержании рыбок, птиц, мелких животных в доме. О невозможности содержания животных из дикой природы в джомашних условиях





Лес- наше богатство - 7 часов



24

Наш лес.

Состав лесных пород.



25 26

Лес - это общий дом растений и животных

Особенности сосновых боров Калбы. Растительные сообщества леса, склонов гор, поймы реки. Предгорий и др. Физические условия в сообществах и видовой состав растений и животных





Сосна - главное дерево нашего леса

О биологии сосны. Ее значение. Охрана и воспроизведение сосновых насаждений..














27

Лесной детский сад

Сосновый питомник Асубулакского лесхоза - экскурсия



28

Посадим лес своими руками

Сбор семян лесных культур. Посев и уход за сеянцами.



29

Лесные профессии

Знакомство с профессиями Асубулакского лесхоза -встреча с работниками Лесхоза



30

Озеленение поселка

Состав насаждений на улицах поселка - экскурсия





Охрана природы родного края - 4 часа



31

Заповедные места нашего края

Синегорская пихтовая роща. Сибинский массив.



32

Кармен-Куус

Асубулакский заказник - экскурсия



33

Как мы должны охранять природу

О формах охраны природы для школьников и всего населения поселка



34

Заключительный урок

Подведение итогов изучения курса. Выставка собранного материала







































© 2010-2022