• Преподавателю
  • Биология
  • Мастер -класс на тему Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование технологий развивающего обучения

Мастер -класс на тему Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование технологий развивающего обучения

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Мастер- класс «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование технологий развивающего обучения»



Подготовила Землемерова Г.В.








2015г.

Совершенствование школьного естественнонаучного образования предусматривает поиск таких путей и форм работы с учащимися, которые формируют у них навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности, умения осуществлять такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнивание, аналогия и др. В социальном заказе школе родители и дети ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, обучение общению, подготовку к жизни в условиях рыночных отношений, развитие интеллектуальных способностей.

Решение данной проблемы - в целенаправленном формировании познавательной активности учащихся посредством использования технологий развивающего обучения. Внедрение таких технологий способствовует формированию самостоятельности учащихся, их саморазвитию, самореализации, достижению высокого уровня профессионализма в быстро меняющихся социально-экономических условиях, требующих от преобладающей части работоспособного населения умения перестраиваться, осваивать новый опыт.

Использование технологий развивающего обучения позволит разбудить в каждом ученике природную любознательность, сформировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность учащихся. А тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили.

Актуальность использования технологий развивающего обучения обусловлена и тем обстоятельством, что они направлены на развитие мышления учащихся. Конечно, не каждого ученика можно научить эффективно мыслить, но каждому можно помочь освоить основные логические операции: научить выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого (дивергентного) мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.

Под развивающим обучением в современной психолого-педагогической литературе понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта выделяют следующие уровни активности:

- репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;

- поисково-исполнительная активность. Это более высокий уровень, так как здесь имеет место большая степень самостоятельности (на этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения);

- творческая активность представляет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Важнейшим условием развития познавательной активности учащихся являются глубоко продуманный отбор методов, приемов, форм работы, основанных на технологиях развивающего обучения.

В своей практической работе использовала элементы проблемного обучения, групповые формы работы, игровые технологии, проектно- исследовательскую деятельность.

Остановлюсь на характеристике содержания моей практической работы. Самым удачным в плане реализаций идей развивающего обучения является проблемное обучение.

Наиболее важными элементами проблемного обучения являются:

а) создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;

б) возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями;

в) осознание и овладение учащимися приемами умственной деятельности по приобретению новых знаний, как в процессе решения поисковой задачи, так и в системе тренировочно - творческих упражнений.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся мною использовались различные способы создания проблемной ситуации:

1. Способ аналогий. В этом случае происходит опора на имеющийся у учащихся житейский опыт или же актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач.

2. Индуктивный, аналитико-синтетический способ. Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. Так, при изучении темы «Лишайники» (7 кл.) учащиеся из рассказа узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867 г. русским ученым А.С. Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксантории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника - самостоятельные растения, водоросли. Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно было отнести?

3. Постановка проблемного вопроса. Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность.

Примеры заданий:

Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а устает спина? (Работа мышц, 8 кл.)

4. Выдвижение гипотез, предположений. При использовании этого приема учащимся сообщается какой-либо интересный научный факт, а они должны высказать свои гипотезы, почему произошло то или иное явление. Например, учащимся сообщается следующий факт. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившейся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад (Иммунитет, 8 кл.).

5. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного. Приведем пример такого высказывания. Известный географ и путешественник А. Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Проблемные ситуации создают на уроках условия для творческого поиска, заставляют ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что, несомненно, способствует развитию активных познавательных интересов к предмету. Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это - стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для исследовательской активности.

Считаю, что постановка перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач формирует у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения.

При решении проблемной ситуации значимую роль играет момент использования биологических задач, с целью развития познавательной активности обучаемых, позволяющих не давать знания в готовом виде, а учить самостоятельно их добывать. В своей практической работе учителя биологии использую следующие типы задач:

I. Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

II. Задача, способствующая развитию логического мышления.

Задача 1. Весной на учебно-опытном участке посеяли семена спаржи. Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. На следующий год спаржа разрослась, на каждом её побеге образовались цветки, но плодов не было. В последующие годы наблюдалось такое же явление. Какое предположение вы можете сделать по описанному случаю?

III. Задача на распознавание натуральных объектов.

Задача 1. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани. Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении.

IV. Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

Задача 1. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.

V. Задача, помогающая устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

Задача 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?

VI. Задачи, связанные с самонаблюдением.

Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня.

VII. Задача, содержащая новую для учащихся информацию.

Задача 1. Летучие мыши чемпионы по непостоянству температуры тела. Амплитуда изменения температуры - 56°! Когда зверек летит, температура бывает около 40°, а зимой она снижается до 7,5°. Летом сердце сокращается у них 420 раз в минуту, а в спячке - всего 8 раз. Какое значение имеют эти биологические явления в жизни летучих мышей?

Биологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.

VШ. Задача, способствующая развитию исследовательских навыков.

На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод:

Задача 1: Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?

Важная роль принадлежит и лабораторно-практическим занятиям. На таких уроках после сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы школьники выполняют её в основном самостоятельно. При этом учащиеся могут искать нужную информацию в учебниках и других учебных пособиях, а по мере необходимости - консультироваться с учителем. По итогам работы учащиеся, как правило, формулируют выводы, отвечают на ряд вопросов, носящих часто проблемный характер.

Изучение биологии немыслимо без использования экспериментальных заданий, которые используются с целью развития у школьников познавательной активности и самостоятельности.

Развитию познавательной активности способствует использование на уроках биологии заданий по построению схем, работе с таблицами. Например: На основании изученного материала составьте таблицу:

Основные признаки классов.

признаки

класс двудольные

класс однодольные


Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии

Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

а) Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

б) Игра-поиск.

Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игры - соревнование.

Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

К урокам обобщения и систематизации знаний предлагаю учащимся выполнять проектные и исследовательские работы, компьютерные презентации или об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Оформление результатов проекта - презентация.

Заключение

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология.



© 2010-2022