Урок по биологии для 7 класса по теме «Земноводные»

Предлагаемый вариант урока составлен в свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий. На уроке организуется познавательная деятельность на основе смыслового чтения. Применение ИКТ - технологии, здоровьесберегающей, технологии сотрудничества позволяет создать ситуацию успеха, которая способствует развитию у учащихся мыслительных процессов, формирует интерес и положительную мотивацию к учению.   Благодаря деятельностному подходу дети приобретают коммуникативные навыки, учатся общаться, слышать друг друга.
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Урок по теме


«КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ:


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. СРЕДА ОБИТАНИЯ, ВНЕШНЕЕ


СТРОЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ»






АННОТАЦИЯ


Предлагаемый вариант урока составлен в свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий. На уроке организуется познавательная деятельность на основе смыслового чтения.

Применение ИКТ - технологии, здоровьесберегающей, технологии сотрудничества позволяет создать ситуацию успеха, которая способствует развитию у учащихся мыслительных процессов, формирует интерес и положительную мотивацию к учению. Благодаря деятельностному подходу дети приобретают коммуникативные навыки, учатся общаться, слышать друг друга.

Тема урока: «КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. СРЕДА ОБИТАНИЯ, ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ»

Целевые ориентации урока:

  • Личностные:

представление о многообразии живых организмов, осознание роли земноводных в природе и в жизни человека.

  • Метапредметные:

развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий (умение работать с текстом учебника, научно-популярной литературой, таблицами; ставить вопросы, делать выводы)

  • Предметные:

формирование знаний об общей характеристике, среде обитания, внешнем строении земноводных

Планируемые результаты:

  • Личностные

  • формирование познавательных интересов;

  • формирование личностного отношения к изучению материала;

  • осознание ценности живых объектов.

  • Метапредметные умения:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение как осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Регулятивные: ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Коррекция - внесение необходимых дополнений. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; умение объяснять свой выбор при работе с одноклассниками и учителем, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Предметные умения

  • Ученик должен знать: Общую характеристику класса земноводные, особенности внешнего строения земноводных в связи со средой обитания.

  • Ученик должен уметь: выделять из потока информации необходимые знания, перечислять общие признаки класса Земноводных, работать с текстом, выделять существенные признаки и делать выводы на основе сравнения.

Средства обучения:

Учебник В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Многообразие живых организмов», проектор, электронное приложение к учебнику, текст для смыслового чтения , инструктивная карточка, эталоны ответов.

Формы работы:

  • коллективная

  • парная

  • индивидуальная

Ключевые точки содержания урока:

  • общая характеристика класса земноводные,

  • классификация,

  • происхождение,

  • особенности внешнего строения в связи со средой обитания.

Структура урока

I ЭТАП УРОКА. Мотивация к деятельности и целеполагание.

Цели деятельности:

  • мотивировать учащихся к изучению темы «Класс Земноводные, или Амфибии: общая характеристика, среда обитания, внешнее строение земноводных»;

  • стимулировать эмоционально-ценностное отношение к представителям класса земноводных.

Ситуативное задание: просмотр видеофрагмента и определение темы, цели и задач урока.

Демонстрация видеофрагмента «Класс земноводные» из электронного приложения к учебнику

Результат деятельности:

ЛУУД формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.

РУУД: целеполагание и постановка учебных задач,

планирование, прогнозирование.

ПУУД: извлечение необходимой информации из просмотренного видеофрагмента; и умение определить тему, цель и задачи урока

II ЭТАП. Учебно-познавательная деятельность.

Цель деятельности:

  • изучение общей характеристики, среды обитания, внешнего строения и скелета земноводных.

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)


  1. Работа с текстом учебника с использованием методики «Пометки на полях» и подготовкой ответов на вопросы учебника из рубрики «Проверь свои знания»

  2. Смысловое чтение. Работа с информационным текстом «Лягушачьи тайны» по осмыслению чтения (см. Приложение1 к уроку), подготовка ответов на вопросы №1-3.

Результат деятельности:

ЛУУД: ценностное отношение к представителям класса земноводные;

ПУУД: приобретение навыков работы с информацией, поиск и выделение существенных признаков представителей класса земноводных

КУУД: умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

РУУД: адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и умение вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

III ЭТАП. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цель деятельности:

  • научить школьников соотносить полученные знания с поставленной целью оценивать результат учебной деятельности

Учебно-познавательные задачи:

формирование и оценка навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии: общая характеристика. Среда обитания, внешнее строение земноводных».

Учебные задания:

(см. приложение1, задания № 1-4, эталоны ответов)

  1. Составить перечень признаков земноводных как жителей двух сред обитания

  2. Преобразовать текстовый материал в таблицу

  3. Использовать изученный материал в новой ситуации

Результат деятельности:

ПУУД: приведение доказательств (аргументация) характеризующих земноводных как жителей двух сред обитания, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

РУУД: умение адекватно, самостоятельно оценивать действия, планировать пути достижения целей;

КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

IV ЭТАП. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности:

  • научить школьников:

-оценивать результат своей деятельности при работе в парах;

-оценивать результат учебной деятельности при составлении синквейна «Земноводные».

Задание на самоанализ и самооценку:

1. Определить, на каком уровне вы находитесь:

  • знаю и объясню другому,

  • знаю,

  • сомневаюсь, что знаю,

  • не знаю.

2. составление синквейна (см. приложение 2).

Результат деятельности

КУУД: использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей при работе с синквейном,

ПУУД: умение структурировать знания по теме «Земноводные»;

РУУД: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

V ЭТАП. Домашнее задание.

Обязательно для всех:

стр. 186-188, работа с понятийным аппаратом: Земноводные (амфибии), батрахалогия, голая, влажная кожа, перепонки между пальцами, глаза с веками на бугорках.

По выбору:

  1. Решить задачу:

Индия в 1970г. экспортировала 25 млн. лягушек, Италия с 1968г. по 1970г. продала в другие страны 47 млн. лягушек и ежегодно экспортирует свыше 30 тыс. хвостатых земноводных. Почему земноводные составляют предмет международного экспорта?

Ответ: Земноводные закупаются для научных лабораторий, как объекты содержания в аквариумах и террариумах, в качестве средства биологической борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. В ряде стран Европы, Азии и Северной Америки лягушек употребляют в пищу.


  1. Мини - исследование.

Проведите социологический опрос

«КАК ЧЕЛОВЕК ОТНОСИТСЯ К АМФИБИЯМ?»

1. Когда вы видите лягушку, то испытываете:

а) отвращение

б) положительные эмоции

в) ничего, равнодушие

2. Употребляли ли вы лягушек в пищу, если да, то понравилось ли:

а) да б) нет

3. Знаете те ли вы, какую пользу приносят лягушки в природе и в жизни человека (если да, то какую)

а) да б) нет

4. В каких литературных произведениях главными героями являлись лягушки?

5. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? (если да, то какие?)

а) да б) нет

Отчет.

Всего в социологическом опросе приняло ______ человек.

Вопросы

Количество человек

%

1. Когда вы видите лягушку, то испытываете:

а) отвращение

б) положительные эмоции

в) ничего, равнодушие

2. Употребляли ли вы лягушек в пищу, если да, то понравилось ли:

а) да

б) нет

3. Знаете те ли вы, какую пользу приносят лягушки в природе и в жизни человека (если да, то какую)

а) да

б) нет

4. В каких литературных произведениях главными героями являлись лягушки?

5. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? (если да, то какие?)

а) да

б) нет


  1. _____ % опрошенных при виде лягушки испытывает отвращение, ____ % - положительные эмоции, ___ % - равнодушие.

  2. Попробовали на лягушек на вкус ____ % человек.

  3. _____ % опрошенных знают о значении лягушек, а именно ___________________________________________________________________________.

  4. Люди знают, что лягушки являются главными героями сказок _____________________ _______________________________________.

  5. Люди знают, народные приметы, связанные с лягушками _______________________.

Приложение 1

Прочитайте текст «Лягушачьи тайны», останавливаясь на значке &, осмысливая прочитанное, ответьте на вопросы №1-3 , выполните задания №1-4.

"ЛЯГУШАЧЬИ ТАЙНЫ"

Лягушки - это поистине удивительные создания. На территории Оренбургской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области - жаба обыкновенная. & Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок - незамерзающие участки рек. &

Лягушка - животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. & Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. Прогуляются амфибии по траве, мокрой от росы, и наберут воды. &

Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками.& Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка. & Самцы некоторых видов лягушек громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки - резонаторы, которые раздуваются у самца по бокам головы. & У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у нее недоразвит), между пятью пальцами задних ног - плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Плавает лягушка брассом, подтягивая и выпрямляя задние конечности.&

Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа её высыхает, и животное может погибнуть. &Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание. Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды.& Это холоднокровное животное.

Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку.&

Вопросы к тексту (базовый уровень)

  1. Какие виды лягушек встречаются в Оренбургской области?

  2. Почему лягушки не пьют?

  3. Почему лягушка является холоднокровным животным?

Задания к тексту (повышенный уровень)

Задание №1. Выберите признаки из текста, характеризующие лягушку:

А) как наземное животное

Б) как водное животное

Задание №2.

Используя текст, заполните в таблице графы, обозначенные цифрами

Отличительные признаки

особенности

Отделы тела

1

Органы чувств

2

3

Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки так же важно, как и лёгочное.

4

Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку

Задание №3.

Подумайте и ответьте…

Если в террариум с голодной лягушкой положить обездвиженных насекомых, то лягушка их не тронет.

Задание №4.

Какие системы органов видоизменились у земноводных в связи с выходом на сушу?

Приложение 2

Как составить синквейн (5 строк)

1 строка-понятие

2 строка - два прилагатенльных

3 строка - три глагола

4 строка- предложение из четырех слов

5 строка - сущесвительное (синоним)

Пример синквейна

1.Земноводные

2.хододные, скользкие.

3.прыгают, плавают, квакают.

4.жители двух сред обитания.

5.амфибии.


Эталоны ответов и критерии оценивания текста

Ответы

Критерии оценивания

Вопрос № 1

Деятельность: выявление информации в тексте.

Ответ:

На территории Оренбургской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области - жаба обыкновенная.

1балл - правильный ответ

Вопрос №2

Деятельность: выявление информации в тексте.

Ответ:

Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей.

1балл - правильный ответ

Вопрос №3

Деятельность: выявление информации в тексте.

Ответ:

Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды. Это холоднокровное животное.

1балл - правильный ответ

Задание №1

Деятельность: анализ текста и обобщение полученной информации

Ответ:

А) две пары конечностей, тазовые кости, шейный позвонок, развитые мышцы задних конечностей

Б) плавательные перепонки на ногах, расположение глаз и ноздрей на верхней стороне головы, кожное дыхание, развитие икринок в воде.

2 балла - ответ полный, без биологических ошибок

1балл - ответ неполный, без биологических ошибок

0 баллов - ответ отсутствует

Задание №2

Деятельность: перевод одной формы текста (словесный текст) в другую (таблица)

Ответ:

1- тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей.

2- на голове два больших выпученных глаза, защищенные веками. Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка.

3 - особенности дыхания

4 - особенности питания

За каждый правильный ответ 1 балл (всего 4 балла)

Задание №3

Деятельность: формулирование свободного ответа с использованием новых знаний.

Ответ:

Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется, в связи с особенностями зрения.

2 балла-ответ правильный с обоснованием.

1 балл-без обоснования.

0 баллов-ответ отсутствует

Задание №4

Деятельность:

Высказать предположение и обосновать его.

Ответ:

1.органы чувств: глаза с веками, барабанная перепонка

2 дыхательная система: появление легких

3опорно-двигательный аппарат: появление конечностей наземного типа, мышцы не сегментированы.

3 балла - ответ включает три названных элемента, не содержит биологических ошибок.

2 балла - содержит два названных элемента, не содержит биологических ошибок или включает три элемента, но содержит биологические ошибки.

1 балл- ответ включает один из названных элементов и не содержит биологических ошибок или два элемента, но содержит биологические ошибки.

0 баллов - ответ отсутствует.

Итого: 14 баллов

Шкала переводов баллов

Отметку «5» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочёт, объём освоенного материала составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему; ученик демонстрирует умение применять определения, правила в конкретных случаях, обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку «4» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки или три недочёта и объём освоенного материала составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочёта, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочёта, или 4-5 недочётов. Учащийся владеет изучаемым материалом в объёме 50-70% содержания (правильный, но неполный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку «2» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём усвоения материала учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

баллы

процент выполнения работы (%)

отметка

13-14

90-100

«5»

10-12

70-89

«4»

7-9

50-69

«3»

Менее 7

Менее 50

«2»

Салынская Марина Владимировна, учитель биологии и химии муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 2 сельского поселка Аккермановка муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области»

© 2010-2022