Портфолио на высшую квалификационную категорию

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 4.

Научно - методическая

деятельность педагога


4.1. Работа в методическом объединении, экспертных советах.

На протяжении последних 5 лет являюсь руководителем школьного методического объединения учителей естественно- научного цикла, вхожу в состав методического совета школы. Приняла участие в экспериментальной работе на муниципальном уровне по темам: «Исследовательская деятельность как механизм личностного роста ребёнка», Проектирование модели системы предпрофильного и профильного обучения в условиях сельской школы и сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями в целях формирования личностной траектории развития школьников». С 2014 г. участвую в организации проведения ЕГЭ на ППЭ, работала в 2013 г. в составе жюри районного конкурса «Учитель года России». Ежегодно работаю в составе жюри конкурса «Юный эколог» слета ученических производственных бригад и в составе жюри по проверке олимпиадных работ по биологии. С 1995г. по 2013г. являлась членом жюри МАН района. На заседаниях ШМО рассказываю об эффективности использования на уроках биологии технологии модульного обучения. По теме «Блочно-модульная технология преподавания биологии были даны три урока на районных семинарах учителей биологии. На заседаниях ШМО я рассказывала об использовании этой технологии в 8-х и 9-х классах. В октябре 2014г. приняла участие в работе районного МО учителей биологии, на котором мною был проведён мастер-класс по теме: «Дистанционные формы внеурочной деятельности как инновационное направление в работе с одарёнными детьми». Выступала на заседаниях Педагогического совета МОУ СОШ №5 по следующим темам: «Анализ работы школы за истекший учебный год, планирование на следующий учебный год. Отчёт ШМО. Утверждение рабочих программ и анализа работы школы для публичного отчёта на общешкольном родительском собрании 19.09.2014г.» (28.08.2014 г.); «Создание условий для достижения учащимися успешности через внеурочную деятельность». С 2014 г. мои ученики принимают участие во Всероссийском открытом заочном проекте «Познание и творчество», который проводится в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России. На заседании ШМО я проанализировала результаты олимпиад учащихся в проекте «Познание и творчество».





Мастер - класс на методическом объединении учителей биологии Кочубеевского района. (2014 г.)

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Состав жюри конкурса «Юный эколог» слета ученических производственных бригад (2015 г.)

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Состав жюри МАН Кочубеевского района ( 2011 г.)

Портфолио на высшую квалификационную категорию



Портфолио на высшую квалификационную категорию

Портфолио на высшую квалификационную категорию







Портфолио на высшую квалификационную категорию

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Портфолио на высшую квалификационную категорию



Портфолио на высшую квалификационную категорию



Портфолио на высшую квалификационную категорию

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Портфолио на высшую квалификационную категорию



Портфолио на высшую квалификационную категорию

Портфолио на высшую квалификационную категориюПортфолио на высшую квалификационную категорию

Портфолио на высшую квалификационную категорию




























Урок биологии в 7 классе

Тема урока: Класс Млекопитающие

Отряд Хищные.

Цель: выделить признаки, характерные для отряда Хищные, расширить знания о многообразии млекопитающих, показать черты приспособленности хищников к их образу жизни Задачи урока:

Образовательная: развивать умение работать с учебником, с дополнительной литературой, выделять главное, делать выводы, показать значение их в природе и практическую роль для человека.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать:

  • главные признаки отряда хищных;

  • признаки семейств отряда;

  • характерных представителей отряда хищных и представителей семейств данного вида.

;

Развивающая: развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;

Воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения;

Оборудование: компьютер, проектор, скелет кошки, информационные карточки-фотографии представителей отряда Хищные

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Образовательная технология: группового обучения.

Используемые методы: словесный, наглядный, практический, эвристический

Форма работы: групповая

УМК: Авторы программы В.В. Пасечник и др.

Автор книги: В. В. Латюшин, В. А. Шапкин

Содержание и ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, я рада видеть вас на уроке! Прозвенел звонок, а это значит, что мы готовы к новым открытиям.

II. Актуализация опорных знаний

Создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика.

Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть на доске фотографии животных и выполните задание по систематике, написанное на доске:

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Тип …… (Хордовые)

Подтип…… (Позвоночные, или Черепные)

Класс…… (Млекопитающие)

Учитель: Перечислите специфические признаки млекопитающих животных.

Ответы учащихся…….

Учитель: К каким отрядам относятся представители класса Млекопитающие, изображённые на фотографиях?

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Ответы учащихся…….

III. Изучение нового материала

Учитель: на ваших партах находятся фотографии животных, которые относятся к классу Млекопитающие, отряд Хищные.

Учитель: Давайте в начале, работая самостоятельно с текстом учебника на стр. 175-176, познакомимся с общей характеристикой отряда Хищные и постараемся сформулировать вопросы к тексту.

Ответы учащихся:

1. Сколько современных хищных млекопитающих известно?

2. Какое тело они имеют?

3. Почему они быстро бегают?

4. Каковы особенности зубного аппарата хищных?

5. Где распространены хищные?

6. В каких условиях живут хищные?

7. Сколько семейств объединяет отряд Хищные?

Учитель: выполните в рабочей тетради на стр. 88 задание 31. Почему отряд получил название Хищные?

Ответы учащихся……

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Учитель для расширения знаний о видовом многообразии отряда Хищные организует работу учащихся в парах. Каждая пара получает карточку с изображённым представителем семейства отряда Хищные, в карточке имеется информация об особенностях внешнего строения, размножения, продолжительности жизни, о поведении, а также об отношениях этого вида с человеком. В результате самостоятельной работы с карточкой учащиеся развивают умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, делать выводы, показывать значение их в природе и практическую роль для человека.

Учащиеся, работая в паре, выдвигают идеи по решению предложенной задачи. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Работа в паре обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Учитель следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в паре позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением товарища, научиться корректировать свою работу осознать преимущества совместного творчества.

Портфолио на высшую квалификационную категорию



Портфолио на высшую квалификационную категорию

По результатам работы в паре ученики готовят выступление и прикрепляют фотографию изученного вида на доску в соответствующую систематическую группу.

Портфолио на высшую квалификационную категориюПортфолио на высшую квалификационную категорию



Портфолио на высшую квалификационную категорию



Портфолио на высшую квалификационную категорию

По ходу изучения нового материала учащиеся заполняют в рабочих тетрадях таблицу №4.

Название семейства

Характерные признаки

Примеры животных



Портфолио на высшую квалификационную категорию

Физкультминутка. Выполнение зарядки для глаз, для рук (компьютер).

Примерный план выступления каждой пары:

1 пара (по результатам работы с карточками «Семейство Медвежьи»): Белый медведь.

1. Область распространения, размеры. Особенности размножения.

2. Пища и охота .

3. Белый медведь и человек.

Портфолио на высшую квалификационную категорию

2 пар ( по результатам работы с карточками «Семейство Медвежьи»):

Очковый медведь.

1. Область распространения, размеры. Особенности размножения.

2. Почему очковый медведь получил такое название?

3. Пища и охота.

4. Очковый медведь и человек.

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Учитель в ходе выступления учащихся задает вопросы, уточняя неупомянутые факты. Вопросы также могут быть заданы и другими учениками.

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Примерные вопросы:

- Сколько детёнышей рождается у самки очкового медведя?

- Каковы особенности поведения очкового медведя?

Если участники группы не знают ответа на вопросы, учитель предлагает прочитать информацию в карточке. Учащиеся осознают возникшие познавательные противоречия, пытаясь ответить на вопросы, возвращаясь к чтению дополнительной информации, написанной в карточке. Закрепляют и применяют полученные знания.

Портфолио на высшую квалификационную категорию





IV. Закрепление и применение новых знаний

Учащиеся должны назвать данного представителя, к какому семейству относится это животное, признаки семейства.

Демонстрация видеосюжетов «Рысь», «Волк», «Бурый медведь», «Куница», «Лев».

Почему численность этих животных сокращается?

Ответы учащихся…

Учитель: в своих выступлениях вы, ребята, затрагивали вопросы отношения человека и животных, и поэтому наш урок я хочу закончить, прочитав очень сильное стихотворение, которое заставит нас задуматься о нашем отношении к животным!

Волчья месть

Удачная на днях была охота,
Легко нашел я логово волков.
Волчицу сразу пристрелил я дробью,
Загрыз мой пес, двоих ее щенков.

Уж хвастался жене своей добычей,
Как вдалеке раздался волчий вой,
Но в этот раз какой-то необычный.
Он был пропитан,горем и тоской.

А утром следующего дня,
Хоть я и сплю довольно крепко,
У дома грохот разбудил меня,
Я выбежал в чем был за дверку.

Картина дикая моим глазам предстала:-
У дома моего, стоял огромный волк.
Пес на цепи, и цепь не доставала,
Да и ,наверное, он бы помочь не смог.

А рядом с ним, стояла моя дочь,
И весело его хвостом играла.
Ничем не мог я в этот миг помочь,
А, что в опасности, - она не понимала...

Мы встретились с волком глазами.
"Глава семьи той",сразу понял я,
И только прошептал губами:
"Не трогай дочь, убей лучше меня."

Глаза мои наполнились слезами,
И дочь с вопросом: "Папа, что с тобой?"
Оставив волчий хвост,тотчас же подбежала,
Прижал ее к себе одной рукой.

А волк ушел, оставив нас в покое.
И не принес вреда ни дочери, ни мне,
За причиненные ему мной боль и горе,
За смерть его волчицы и детей.

Он отомстил. Но отомстил без крови.
Он показал, что он сильней людей.
Он передал, свое мне чувство боли.
И дал понять,что я убил ДЕТЕЙ.





Учитель: Спасибо всем за активную работу. Запишите домашнее задание.

Портфолио на высшую квалификационную категорию

V. Домашнее задание. §55 «Отряд хищные». Приготовить сообщения о представителях отряда хищных.

Достигнутые результаты:

  • Повышение интереса учащихся.

Портфолио на высшую квалификационную категорию

  • Повышение творческой активности учащихся

Портфолио на высшую квалификационную категорию



  • Повышение успеваемости и многочисленные призовые места на всероссийских и международных предметных олимпиадах.



Портфолио на высшую квалификационную категорию






Урок биологии в 9 классе


Тема урока: Грегор Иоганн Мендель - основоположник генетики

Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, аналитический, синтетический, сравнительный, классификационный.

Технологии обучения: модульная технология, технология личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-информационная технология обучения.

Ожидаемые результаты и степень их достижения: научить каждого ученика самостоятельно добывать знания развитие коммуникативных свойств личности в результате работы в парах, индивидуальных способностей и интересов, умения анализировать свою деятельность, товарищей и давать им оценку

Способы контроля конечного результата урока (КРУ): тесты разного вида, Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль компьютера, учителя.

Вид занятия: урок - модуль .

Интегрирующая цель: в результате работы над учебными элементами вы должны познакомиться с биографией и закономерностями, открытыми Г.Менделем.

УЭ - 1. Цель: познакомиться с биографией Г.Менделя.

УЭ-2. Цель: познакомиться с сущностью гибридологического

метода.

УЭ-3. Цель: познакомиться с понятиями аллельные гены,

гомозиготные организмы, гетерозиготные организмы.

УЭ-4. Цель: познакомиться с закономерностями наследования

признаков, установленные Г.Менделем.

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Литература:

  1. Пасечник В.В. Биология. 9 кл. Введение в общую биологию и экологию. М.: Дрофа, 2014г.

Пособие для учителя. М.:Просвещение, 2003г.

УЭ - 1 . Цель: познакомиться с биографией Г.Менделя. Презентация.

Портфолио на высшую квалификационную категорию


Родился 150 лет назад - 22 июля 1822 года. Вот его история, какой она обычно представлялась в жизнеописаниях.

...Иоганн Мендель родился в чешской Силезии, в семье бедного крестьянина. Окончил гимназию в Опаве (Троппау) и семинарию при Оломоуцком университете, выпускавшую сельских ксендзов и учителей приходских школ. И окончив ее, осенью 1843 года поступил в принадлежавший ордену августинцев монастырь святого Томаша в Брно, где принял монашеское имя Грегор.

Мендель окончил богословский институт, стал ученым теологом и был рукоположен в священники, однако карьере пастыря душ предпочел карьеру учителя и отправился в Зноймо, маленький городок на юге Моравии, преподавать в гимназии древние языки и математику, а затем переключился на физику и естественную историю.

Однако диплом богослова не давал права преподавать эти предметы. Менделю предлосдать экзамены на звание учитепровалился на Биологии. Он великолепно рассказал ботанику, но когда его попросили рассказать о классификации млекопитающих и их хозяйственном значении. Он выделил такие группы как «звери с лапами» и «когтеногие». Из ля. И он блестяще жили сдал физику. Зато «когтеногих»,куда Мендель зачислил только волка, собаку и кошку «хозяйственное значение имеет только кошка», ибо она «питается мышами» и «её мягкая красивая шкурка перерабатывается скорняками». А слоны по его классификации оказались в отряде копытных.

Провалившись на экзамене, расстроенный Мендель оставил мечты о получении диплома. Однако и не имея его, Мендель как помощник учителя преподавал физику и биологию. В эти годы Мендель увлёкся экспериментами над растениями и метеорологическими наблюдениями.

В течение восьми лет в маленьком - 35 на 7 метров - садике под окнами монастыря он ставил эксперименты по скрещиванию гороха. Работа эта со временем приняла огромные размеры. Мендель собственноручно проделал свыше десяти тысяч скрещиваний. Итогом этого восьмилетнего труда стала его теория.

Портфолио на высшую квалификационную категорию

В 1863 г. знаменитая книга Дарвина «Происхождение видов» была
издана на немецком языке. Мендель
внимательно проштудировал
этот труд с карандашом в руках. И высказал своему коллеге по Брюннскому обществу естествоиспытателей Гюставу Нисслю итог своих размышлений:

─ Это не всё, ещё чего-то не хватает!

Мендель тогда скромно умолчал о том, что, по его мнению, он уже открыл это «недостающее»

8 февраля 1865 года Мендель сделал доклад о своих открытиях в Брюннском обществе естествоиспытателей.

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Через год вышел в свет очередной том «Трудов Общества естествоиспытателей в Брюнне», где в сокращении был опубликован доклад Менделя под скромным названиям «Опыты над растительными гибридами».

Портфолио на высшую квалификационную категорию

В следующие 35 лет работа Менделя пылилась на полках библиотек. В 1868 году Мендель оставил свои опыты по выведению гибридов. Тогда же он был избран на высокий пост настоятеля монастыря, который занимал до конца жизни.

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Это единственная сохранившаяся страница расчетов Менделя.

Портфолио на высшую квалификационную категорию

К каким опытам, и над какими растениями она относится - пока не установлено

УЭ - 2. Цель: познакомиться с сущностью гибридологического метода.

Г. Мендель на протяжении 8 лет проводил скрещивание между 22 различными сортами гороха.

Почему Мендель использовал в своих опытах именно этот биологический объект?

Портфолио на высшую квалификационную категорию



Портфолио на высшую квалификационную категорию

Горох имеет короткий период вегетации, многочисленное потомство, а самое главное он является самоопылителем, строение венчика защищает цветок от опыления посторонней пыльцой (т.к. опыление происходит в закрытом бутоне).

Портфолио на высшую квалификационную категорию

УЭ - 3. Цель: познакомиться с понятиями аллельные гены, гомозиготные организмы, гетерозиготные организмы.

Портфолио на высшую квалификационную категорию



УЭ-4. Цель: познакомиться с закономерностями наследования признаков, установленные Г.Менделем.

Портфолио на высшую квалификационную категорию

Портфолио на высшую квалификационную категорию



Портфолио на высшую квалификационную категорию







Портфолио на высшую квалификационную категорию





Люди не забыли Менделя

За выдающиеся заслуги Менделю был вручён личный герб.

Портфолио на высшую квалификационную категорию



Памятник Менделю перед мемориальным музеем в Брно был сооружен в 1910 году на средства, собранные учеными всего мира.

Один из современных западных генетиков с неудовлетворением писал:

"В литературе Мендель предстает перед нами в облике простого и бесхитростного монаха: это способно создать впечатление, будто его открытие явилось делом случая, будто открытие было совершено человеком, далеко стоящим от предмета".

Что неверно в рассказах о Менделе? Мотивы легенды о случайности открытий, ведущие свою традицию еще от знаменитой сказки про Архимедову ванну...

Ни время, ни место научных открытий не бывают случайными, как не достаются они по счастливому везению людям, неподготовленным к их свершению.



  1. Портфолио на высшую квалификационную категорию








© 2010-2022