Рабочая программа 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»

города Камень - на - Оби Алтайского края




«Согласовано»

Руководитель ШМО

___________/____________/


Протокол № ___ от «__»

____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Лицей № 4»

___________/______________/


«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Лицей № 4»

_____________/А.А.Реттих/


Приказ № ___ от «__»____20___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Эсауловой Натальи Владимировны

для учащихся 9 А, Б, В, Г классов

базовый уровень (для ступени среднего и общего образования)



















2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010г.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, Дрофа, 2012г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, 9 класс и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю.

Цели и задачи программы

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи курса биологии:

  • развивать знания о живой природе;

  • формировать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые для изучения других наук;
    Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Обучающиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

В связи со сложностью материала в Разделе I, на тему: развитие жизни на Земле ,увеличено количество часов из резервного времени на 2 часа; в теме: Строение и функции клеток на 1 час. В Разделе III, в теме: Размножение организмов на 1 час.

В Разделе IV, за счёт темы: закономерности изменчивости увеличено количество часов на тему: закономерности наследования признаков. В Разделе V увеличено количество часов из резервного времени на 1 час.

Содержание учебно - методического комплекта

  1. Авторская программа основного общего образования по биологии, 9 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.

  2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.

Общая характеристика предмета

Программа курса полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время

перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической географии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). Сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации.

Содержание курса

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Раздел 1

Эволюция живого мира на Земле (21 час + 2 часа из резервного времени)

Тема 1.1

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2

Развитие биологии в додарвиновский период(2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путеместественного отбора (5 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4

Приспособленность организмовк условиям внешней среды как результат действияестественного отбора (2 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5 Микроэволюция(2 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Тема 1.6

Биологические последствия адаптации.Макроэволюция (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7

Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема1.8

Развитие жизни на Земле (3 +2часа из резервного времени)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породахМодели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.

Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».

Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.

Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.

Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

РАЗДЕЛ 2

Структурная организация живых организмов(10 часов)

Тема 2.1

Химическая организация клетки (2 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке(3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3

Строение и функции клеток (5 часов+ 1 час из резервного времени)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Лабораторная работа

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.

Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма - главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (6часов)

Тема3.1

Размножение организмов (2 часа + 1 час из резервного времени)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема3.2

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)(3 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

РАЗДЕЛ 4

Наследственность и изменчивость организмов(20 часов)

Тема 4.1

Закономерности наследования признаков(10 часов + 2 часа из темы:Закономерности изменчивости)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2

Закономерности изменчивости (6 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторная работа

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 4.3

Селекция растений, животных и микроорганизмов(4 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

РАЗДЕЛ 5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов + 1 час из резервного времени)

Тема5.1

Биосфера, ее структура и функции (4часа)

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.

Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)*.

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.

Тема 5.2

Биосфера и человек (2 часа)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

Практическая работа

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.

Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Заключение (1час)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:

знать/понимать

  1. особенности жизни как формы существования материи;

  2. роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  3. фундаментальные понятия биологии;

  4. сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  1. основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  2. соотношение социального и биологического в эволюции человека;

  3. основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  1. пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  2. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  3. работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  4. решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  5. работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  1. владеть языком предмета.

Формы и средства контроля

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ.

Регулярный тематический контроль с помощью разноуровневых тестов, биологических задач, творческих заданий позволяет закреплять теоретические знания на высоком уровне, а лабораторные и практические работы формируют основные биологические умения и навыки, а также межпредметные компетенции, необходимые при подготовке к ОГЭ

Перечень учебно - методического обеспечения учебного процесса

1. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.

  1. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

  2. Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.

  3. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.

  4. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

  5. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

  6. Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.

  7. Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.

Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.

  3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.

  4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

  1. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.

  1. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

  2. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

  3. Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.

  4. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.


  1. Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.

  2. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  3. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.

  4. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.

Учебно-тематический поурочный план


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Требования к уровню подготовки обучающихся

Лабораторные и практические работы

Ресурсное обеспечение

План

Факт

1


Введение.

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.



Раздел I. Эволюция живого мира на Земле



















23 часа

1

неделя


Уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций разнообразных вопросов. Знать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.Понимать значение предмета биология.



1.1

Тема 1.1Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

2 ч




1.1.1

Единство химического состава живой материи: основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы.

1

1

неделя

Уметь называть методы изучения живой природы.

Характеризовать методы исследования в биологии: наблюдения, эксперимент, описание, исторический метод.

1.1.2

Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потреблнния энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

1

2

неделя

Знатьпризнаки живого.

Характеризовать свойства живого организма (на конкретных примерах); проводить сравнение живой и неживой материи, приводить примеры.

Презентация

1.2

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период.

2 ч






1.2.1

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.

1

3

неделя


Знать понятие: систематика. Уметь классифицировать организмы. Понимать, что такое естественная систематика.

1.2.2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

1

3

неделя




Знать принцип градации системы Ламарка. Характеризовать верные и ошибочные положения теории Ламарка.

1.3

Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора


5 ч




1.3.1

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.

1

4

неделя


Знать предпосылки возникновения теории Дарвина. Уметь формулировать наблюдения Дарвина.

1.3.2

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

1

4

неделя


Знать термины, связанные с понятием: искусственный отбор. Уметь приводить примеры, анализировать их.

1.3.3

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

1

5

неделя


Знать термины, связанные с понятием естественный отбор. Уметь приводить примеры, анализировать их.

1.3.4

Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

1

5

неделя


Знать формы отбора. Уметь приводить примеры, анализировать их.

Презентация

1.3.5

Обобщение по теме: Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

1

6

неделя


Систематизировать знания по теме. Уметь делать выводы, приводить примеры.

1.4

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора


2 ч




1.4.1

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

1

6

неделя


Знать приспособительные особенности строения организмов. Уметь приводить примеры на основе собственных наблюдений.

Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Презентация

1.4.2

Забота о потомстве. Физиологические адаптации.


1


7

неделя


Знать закономерности процессов, связанных с заботой о потомстве у разных групп животных. Уметь приводить приме Знать понятие: физиологическая адаптация, приводить примеры. Уметь объяснять биологические механизмы приспособлений.ры, анализировать их.

Презентация

1.5

Тема 1. 5. Микроэволюция

2 ч




1.5.1

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций.

1

7

неделя


Знать понятия: вид, популяция. Понимать биологические механизмы вида. Уметь определять критерии вида.

Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

1.5.2

Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

1

8

неделя


Знать роль мутаций в процессе эволюции. Уметь анализировать отличия разных популяций. Формулировать определение: микроэволюция.

1.6

Тема 1.6. Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция

3 ч




1.6.1

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

1

8

неделя


Знать понятия: биологический прогресс, биологический регресс. Уметь формулировать причины макроэволюции.

1.6.2

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

1

9

неделя


Знать понятия: ароморфоз, идиоадаптация, регенерация. Уметь анализировать биологические механизмы эволюционных направлений.

Презентация

1.6.3

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

1

9

неделя


Знать понятия: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Уметь приводить примеры, анализировать сущность необратимости эволюции.

1.7

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

2 ч




1.7.1

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

1

10

неделя


Знать этапы химической эволюции. Уметь анализировать события положившие начало биологической эволюции.

1.7.2

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

1

10

неделя


Знать процессы биологической эволюции. Называть особенности первых организмов.

1.8

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле.

3 ч + 2 ч из резервного времени




1.8.1

Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

1

11

неделя


Знать крупнейшие события эр. Уметь анализировать, называть живые организмы этих эр.

Презентация

1.8.2

Развитие жизни в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений, папоротники, семенные папоротники,голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы,земноводные, пресмыкающиеся.

1

11

неделя


Знать крупнейшие события эр. Уметь анализировать, называть живые организмы этих эр.

Презентация

1.8.3

Развитие жизни в мезозойскую эру и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений

1

12

неделя


Знать крупнейшие события эр. Уметь анализировать, называть живые организмы этих эр.

Презентация

1.8.4

Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.Происхождение человека место человека в живой природе. Систематическое положение вида Человек разумный в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющего отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

1

12

неделя


Знать крупнейшие события эр. Уметь анализировать, называть живые организмы этих эр.

Презентация

1.8.5

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Человек разумный; человеческие расы, расообразование; единство происхождение рас. Антинаучная сущность расизма.

1

13

неделя


Знать этапы становления человека, понятие: антропогенез. Уметь анализировать доказательства социальной эволюции человека.

Презентация

2


2.1

Раздел II. Структурная организация живых организмов

Тема 2.1 Химическая организация клетки.

11 часов


2 ч




2.2.1

Элементарный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление.

1

13

неделя

Знать термины: микроэлементы, макроэлементы. Уметь перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, объяснять их функции.


Презентация

2.2.2

Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; структурная организация. Функции. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК - молекула наследственности. Редупликация ДНК. Передача наследственной информации, транскрипция. РНК, структура и функции. Рибосомальная, транспортные, информационные РНК.

1

14

неделя

Знатьтермины: белки, жиры, углеводы. Перечислять органические вещества, входящие в состав клетки.Характеризовать основные функции белков, жиров углеводов и приводить примеры.

Презентация

2.2

Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

3 ч






2.2.1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

14

неделя


Знать понятия: генетический код, генотип.

2.2.2

Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пиноцитоз и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы.

1

15

неделя

Знать определения: ассимиляция, комплементарность. Называть этапы биосинтеза белка. Характеризовать процесс биосинтеза белка в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода, значение биосинтеза белков в клетке.

Презентация

2.2.3

Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

1

15

неделя

Знать определения:диссимиляция, фотосинтез, гликолиз. Перечислять этапы энергетического обмена.

Характеризовать обмен веществ и превращения энергии. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, образование АТФ в ходе энергетического обмена.

2.3

Тема 2.3. Строение и функции клеток

6 ч




2.3.1

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

1

16

неделя


Знать признаки прокариот и эукариот. Уметь описывать строение бактериальной клетки. Анализировать сущность спорообразования.

Лабораторная работа №3 «Изучение растительной, животной и бактериальной клетки под микроскопом»

Микропрепараты, микроскопы.

2.3.2

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки.

1

16

неделя


Знать понятия: цитоплазма, пиноцитоз, фагоцитоз. Уметь объяснять явления самовоспроизведения органоидов.

Презентация

2.3.3

Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.

1


17

неделя


Знать органоиды клетки, их функции. Характеризовать особенности строения органоидов клетки.

Презентация

2.3.4

Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельности клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

1


17

неделя


Знатьсостав и строение мембраны и ядра, их функции, способы проникновения веществ в клетку. Сравнивать строение эукариотов и прокариотов.

Презентация

2.3.5

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза.

1

18

неделя


Давать определение терминам, называть фазы митоза. Характеризовать механизм митоза, процессы в каждой из фаз; роль митоза.

Презентация

2.3.6

Клеточная теория строения организмов.

1

18

неделя


Называть фамилии великих ученых, внесших вклад в изучение клеток. Авторов клеточной теории. Характеризовать основные положения клеточной теории, проводить сравнение строения эукариот и прокариот, растительной и животной клеток. Объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии.

3


3.1

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Размножение организмов

6 часов


3 ч




3.1.1

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение животных и растений.

1

19

неделя


Знать виды бесполого размножения, приводить примеры. Описывать сущность бесполого размножения организмов.Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения,

Презентация

3.1.2

Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.

1

19

неделя


Знать термин: мейоз. Уметь описывать фазы мейоза. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения.

Презентация

3.1.3

Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение. Рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

1

20

неделя


Знатьстадии гаметогенеза и мейоза. Уметь характеризовать стадии процесса оплодотворения; выделять отличия в процессах формирования мужских и женских половых клеток.


Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3 ч




3.2.1

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.

1

20

неделя


Знать понятие: онтогенез, его этапы. Уметь характеризовать каждый этап, делать выводы.

Презентация

3.2.2

Постэмбриональный период развития формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

1

21

неделя


Знать типы постэмбрионального развития, понятие: эмбриональная дивергенция. Уметь приводить примеры.

Презентация

3.2.3

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

21

неделя


Знать прямое и непрямое развитие организмов. Формулировать биогенетический закон, поясняя его значение.

4


4.1

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1.Закономерности наследования признаков

20 часов



10 + 2 ч из резервного времени




4.1.1

Основные понятия генетики

1

22

неделя


Владеть языком предмета. Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам. Решать задачи на моногибридное скрещивание.

4.1.2

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя

1

22

неделя


Знать теорию наследственности, сущность процессов наследственности и изменчивости.

Презентация

4.1.3

Первый закон Г.Менделя. Полное и неполное доминирование.


1


23

неделя


Давать определение терминам. Характеризовать законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипа. Решать задачи на полное инеполноедоминирование.

4.1.4

Второй закон Г.Менделя.

1

23

неделя


Знать закон расщепления. Уметь формулировать явление доминирования.

Презентация

4.1.5

Закон чистоты гамет.

1

24

неделя


Знать закон чистоты гамет. Формулировать третий закон Менделя. Уметь решать генетические задачи.

4.1.6

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

1

24

неделя


Давать определение терминам. Характеризовать законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипа. Решать задачи на дигибридное скрещивание.

Презентация

4.1.7

Анализирующее скрещивание.

1

25

неделя


Знать понятие: анализирующее скрещивание. Уметь решать генетические задачи.

4.1.8

Сцепленное наследование генов.

1

25

неделя


Давать определение терминам: гомологичные, негомологичные хромосомы, коньюгация, кроссинговер.Характеризовать законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипа.

4.1.9

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1

26

неделя


Давать определение терминам: гомогаметный, гетерогаметныйорганизм.Называтьгруппы хромосом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом.

Презентация

4.1.10

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1

26

неделя


Давать определение терминам. Называть группы хромосом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом.

Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач и составление родословных»

4.1.11

Взаимодействие генов


1


27

неделя

Знатьтипы взаимодействия генов, приводить примеры.

4.1.12

Обобщение по теме:Закономерности наследования признаков.

1

27

неделя

Систематизировать знания по теме. Уметь делать выводы.

4.2

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

4 ч




4.2.1

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

1

28

неделя


Знать виды мутаций, факторы способствующие мутациям. Характеризовать формы изменчивости, выделятьразличия между модификациями и мутациями; обосновывать роль мутаций. Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Презентация

4.2.2

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

1

28

неделя


Называть виды мутаций, факторы, способствующие мутациям. Характеризовать формы изменчивости, выделять различия между модификациями и мутациями; обосновывать роль мутаций. Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Видеофильм

4.2.3

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость

1

29

неделя


Характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость. Знать понятие: норма реакции.

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

4.2.4

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

1


29

неделя


Объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Характеризовать норму реакции на внешние условия.

Презентация

4.3

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4 ч






4.3.1

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Сорт, порода, штамм.

1

30

неделя


Знать центры происхождения культурных растений. Формулировать задачи селекции.

4.3.2

Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции.

1

30

неделя


Называть основные методы селекции, виды гибридизации. Характеризовать основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса; знать методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых гибридов. Приводить примеры селекционных работ .

Презентация

4.3.3

Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

1

31

неделя


Приводить примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.

4.3.4

Обобщение по теме:Закономерности изменчивости

1

31

неделя


Систематизироватьзнания по теме. Уметь делать выводы, формулировать понятия.

5


5.1

Раздел V. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии

Тема 5.1. Биосфера, её структуры и функции

5 +1 часа из резервного времени


4 ч




5.1.1

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский).

1

32

неделя

Давать определение терминам. Называть среды жизни организмов; фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы.

Характеризовать среды жизни, различия, приспособления животных к жизни в разных средах. Знать границы и свойства биосферы.

Анимация

5.1.2

Круговорот веществ природе.

1

32

неделя

Давать определение терминам. Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы.

Характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов.

Анимация

5.1.3

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты.Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

1

33

неделя


Давать определение терминам. Называть виды биогеоценозов, перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем. Характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии; обосновывать значение сукцессий. Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Давать характеристику деятельности как одному из регулирующих факторов в экологических системах.

Лабораторная работа №6 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Презентация

5.1.4

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия факторов среды; Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы. Энергии.

Формы взаимоотношений между организмами, ограничивающий фактор.

1

33

неделя


Знать о влиянии факторов: температуры, света, влажности на живые организмы. Понимать значение ограничивающего фактора.Знать типы отношений в биогеоценозах. Уметь формулировать правило экологической пирамиды. Приводить примеры взаимодействия организмов между собой

Практическая работа №1«Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»

Презентация

5.2

Тема 5.2. Биосфера и человек

2 ч




5.2.1

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы; последствия хозяйственной деятельности человека.

1

34

неделя


Знать термины: исчерпаемые, неисчерпаемые ресурсы. Уметь давать оценку ограниченности ресурсов.

5.2.2

Проблемы рационального природопользования, охраны природы; защита от загрязнений ,сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

1

34

неделя


Знать все виды загрязнённости биосферы. Уметь анализировать и давать прогноз на рациональное природоиспользование. Понимать необходимость бережного отношения к природе.

. Практическая работа №2 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

Видеофильм


Заключение

1





Итого: 68 часов

2 часа резервное время




КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного ответа учащихся

Отметка «5″ ставится в случае:

1) Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2) Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3) Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4″:

1) Знание всего изученного программного материала.

2) Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3) Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3″ (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1) Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2) Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3) Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2″:

1) Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2) Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3) Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5″ ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4″ ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5″, но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3″ ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2″ ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3″;

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5″ ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка «4″ ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3″ ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2″ ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3″;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.


© 2010-2022