- Преподавателю
- Биология
- Календарно - тематическое планирования природоведения
Календарно - тематическое планирования природоведения
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Логункова Н.А. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ урока | Количество часов | Содержание (разделы, темы) | Даты проведения | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Оборудование | Домашнее задание | |||||||||
план | факт | ||||||||||||||
| 4 ч | Тема 1. Изучение природы 4 ч. |
| ||||||||||||
1 | 1 | Науки о природе |
|
| Находят значение указанных терминов. использовать полученную информацию по назначению и уметь её применить; высказывать свою точку зрения; составлять таблицы; | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.6-13 | ||||||||
2. | 1 | Методы изучения природы. Наблюдения |
|
| Различать методы познания окружающего мира по их назначению; анализировать результаты опытов и наблюдений. Проводят наблюдение природных объектов, описывают их. Пр.р.№1 Знакомство с оборудованием для научных исследований. | Лаб. оборудование | С.15-16 | ||||||||
3. | 1 | Эксперимент, измерение - методы познания природы. | .
|
| Пр.р№2 Проведение опытов и измерений. Проводят простейший эксперимент, составляют план его проведения; формулируют выводы; анализировать результаты опытов и наблюдений | Измерительные приборы, лаб. оборудование | С.17-19 | ||||||||
4. | 1 | Великие естествоиспытатели. |
|
| Кратко пересказывают доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделяют его главную мысль. | Портреты ученых | Стр.21-22 | ||||||||
|
| Тема 2. Вселенная 13ч.
| |||||||||||||
5. | 1 | Развитие представлений о Вселенной. Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Текущий контроль по теме « Изучение природы» |
|
| Работают с различными источниками дополнительной информации, в том числе с Интернетом презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.24-28 | ||||||||
6 | 1 | Развитие представлений о Вселенной от Н.Коперника до наших дней. |
|
| Обучающиеся должны знать: - представления о строении Вселенной у суть системы мира по Н. Копернику, роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии учения Н. Коперника; состав Солнечной системы. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.29-33 | ||||||||
7 | 1 | Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. |
|
| Описывают одну из планет. Изучают фотографии планет Солнечной системы. Работают с дополнительными источниками информации, в том числе с Интернетом. Проводить классификацию планет; сравнивать планеты разных групп на основе особенностей их строения | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.34-36 | ||||||||
8. | 1 | Планета Земля и ее соседи. |
|
| - систематизировать и обобщать различные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи; выделять тезисы из текста; владеть таким видом изложения текста, как описание. | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.37 | ||||||||
9. | 1 | Планеты-гиганты и маленький Плутон |
|
| - проводить классификацию планет; сравнивать планеты разных групп на основе особенностей их строения; | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.39-42 | ||||||||
10. | 1 | Небесные тела: астероиды и кометы |
|
| высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.43-44 | ||||||||
11. | 1 | Небесные тела: метеоры и метеориты. |
|
| классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.45-46 | ||||||||
12 | 1 | Таинственные соседи Солнца |
|
| сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.46-67 | ||||||||
13. | 1 | Звезды. Солнце - ближайшая к нам звезда |
|
| устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.48-49 | ||||||||
14. | 1 | Многообразие звезд. |
|
| Пр.№.3.Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Писать небольшие рефераты, доклады, используя информацию, полученную из разных источников.
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.50-51 | ||||||||
15. | 1 | Созвездия |
|
| Пр..№ 4 Работа с картой звездного неба | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.51 | ||||||||
16. | 1 | Галактики. Световой год. Далекие миры. |
|
| Работают с дополнительными источниками информации, в том числе с Интернетом | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 |
| ||||||||
17. | 1 | Обобщающий урок по теме «Вселенная»
|
|
| Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»). |
|
| ||||||||
|
| Тема 3. Земля. 17 ч.
| |||||||||||||
18. | 1 | Представления людей о возникновении Земли. Текущий контроль по теме «Вселенная» |
|
| Анализируют научные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы. Знать современные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.54-59 | ||||||||
19. | 1 | Внутреннее строение Земли |
|
| Описывают Землю как элемент Солнечной системы, её внутреннее строение.
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.60 | ||||||||
20. | 1 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые |
|
| Определяют горные породы и минералы по образцам; различать и классифицировать основные горные породы | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 Коллекция полезных ископаемых | С.61-62 | ||||||||
21. | 1 | Вещества в окружающем мире и из использование человеком.
|
|
| Пр.№5 Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.63 | ||||||||
22 | 1 | Простые и сложные вещества, смеси. |
|
| Изучают и описывают по предложенному плану свойства различных веществ. Учатся распознавать простые и сложные вещества. Пр.№6. Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.64-65 | ||||||||
23. | 1 | Физические явления и их использования в повседневной жизни.
|
|
| Пр.№7. Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) Наблюдают испарение воды, кипение воды, плавление, горение древесины, погодные явления и описывают их. | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.67-71 | ||||||||
24. | 1 | Природные явления. Землетрясения. Вулканы и гейзеры. |
|
| Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.72-777 | ||||||||
25. | 1 | Суша. Материки. Острова. |
|
| Находят на карте материки и океаны. Классифицируют и сравнивают изучаемые объекты. Пр.№8 Практическая карта с физической картой мира и контурной картой | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 Карта, атлас | С.78-79 | ||||||||
26. | 1 | Особенности материков планеты Земля. Характеристика природных условий материков. |
|
|
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.80-84 | ||||||||
27. | 1 | Атмосфера планеты Земля |
|
| Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.85 | ||||||||
28. | 1 | Погода. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Климат. |
|
| Писать небольшие рефераты, доклады, используя информацию, полученную из разных источников.
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.86-87 | ||||||||
29 | 1 | Планета Земля как среда обитания живых организмов. |
|
| следовать правилам безопасности при проведении практических работ. Пр.№10.Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей).
|
|
| ||||||||
30. | 1 | Ураганы и смерчи. |
|
|
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.88-90 | ||||||||
31. | 1 | Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. |
|
| Выполнение Пр.№11. Океаны Земли | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.91-92 | ||||||||
32. | 1 | Воды суши.
|
|
| Называть основные источники пресной воды устанавливать причинно-следственные связи | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.93 | ||||||||
33. | 1 | Неповторимая планета Земля |
|
| Доказывают уникальность планеты Земля. Работают с различными источниками информации | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.97-100 | ||||||||
34. | 1 | Обобщающий урок по теме: «Земля» |
|
| Систематизируют понятия и знания. Формулируют выводы.
|
|
| ||||||||
|
| Тема 4. Жизнь на Земле 15 ч.
| |||||||||||||
35. | 1 | Развитие жизни на Земле. Текущий контроль по теме « Земля» |
|
| Определяют закономерности и причины изменения живых организмов. Составляют своё суждение и мнение. - основные этапы развития жизни на Земле; | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.102-101 | ||||||||
36. | 1 | Животные прошлого |
|
| Пр.№ 12.Изучение ископаемых остатков организмов знать:- основные этапы развития жизни | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 Коллекция ископаемых остатков | С.104-106 | ||||||||
37. | 1 | Живые клетки. Методы их изучения |
|
| Пр.№ 13 Изучение строения клетки растений с помощью микроскопа | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 Микроском., готовые микропреп. | С.107-108 | ||||||||
38. | 1 | Разнообразие клеток |
|
| Пр.№ 14 Рассматривание готовых микропрепаратов клеток. . Наблюдают и сравнивают строение растительной и животной клеток. Сворачивают информацию в форме таблицы. | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.109-112 | ||||||||
39. | 1 | Разнообразие живого Промежуточный контроль |
|
| Определяют, к какому царству относится изучаемый организм. Дают характеристику основных царств живой природы.
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.113-114 | ||||||||
40. | 1 | Одноклеточные организмы |
|
| Пр.№15 «Рассматривание одноклеточных организмов» | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.114 | ||||||||
41. | 1 | Многоклеточные растения и грибы |
|
| Пр.№16 «Рассматривание различных групп растений. Грибы.» | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.114-117 | ||||||||
42. | 1 | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. |
|
| Наблюдают и описывают обитателей различных сред. Приводят примеры приспособлений животных к условиям среды обитания
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.118-120 | ||||||||
43. | 1 | Организмы разных сред обитания. Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. |
|
| Пр.№ 17 «Знакомство с организмами разных сред обитания» Наблюдают и описывают обитателей различных сред. Приводят примеры приспособлений животных к условиям среды обитания | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.119 | ||||||||
44. | 1 | Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. |
|
| находить отличительные особенности организмов почвенной среды | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.119-120 | ||||||||
45. | 1 | Жизнь на разных материках |
|
| Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени. | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.123-127 | ||||||||
46. | 1 | Природные зоны Земли |
| Находят на карте природные зоны, приводят примеры типичных представителей и характеризуют их приспособления к среде обитания. | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.129 | |||||||||
47. | 1 | Растения и животные различных природных зон. |
|
| Пр.№ 18 «Особенности растений и животных различных природных зон» | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.130-134 | ||||||||
48. | 1 | Жизнь в морях и океанах |
|
| Пр.№19 «Рассматривание коллекций влажных препаратов морских животных» Устанавливают причинно-следственные связи (особенности водной среды и организмов). Определяют понятия. | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.135-140. | ||||||||
49. | 1 | Обобщающий урок по теме: «Жизнь на Земле» |
|
|
|
|
|
| |||||||
|
| Тема 5. Человек на Земле 12 ч.
|
|
|
|
|
| ||||||||
50. | 1 | Происхождение человека. Древние предки человека. Текущий контроль по теме «Жизнь на Земле» |
|
|
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.142-144 | ||||||||
51. | 1 | Первые люди. Жизнь наших предков. |
|
| Изучают и описывают особенности строения древних предков человека. Систематизируют и обобщают учебный материал о древних предках человека. Выдвигают гипотезы. | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.144-148 | ||||||||
52. | 1 | Обобщающий урок по теме «Происхождение человека» |
|
| Систематизировать и обобщить знания учащихся об эволюции человека | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 |
| ||||||||
53. | 1 | Страницы истории географических открытий. Открытие Америки |
|
| Изучают и описывают важнейшие географические открытия; показывать на карте пути, по которым двигались экспедиции Ф. Магеллана, Х. Колумба; | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.149-150 | ||||||||
54. | 1 | Открытие Австралии и Антарктиды |
|
| Работа с контурными картами | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.150-151 | ||||||||
55. | 1 | Великие путешественники-первооткрыватели новых земель. |
|
|
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.152-154 | ||||||||
56. | 1 | Как человек изменил Землю |
|
| Приводят примеры негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
| Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.155-156 | ||||||||
57. | 1 | Три «подарка» человека самому себе и своей планете |
|
| Приводят примеры негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу. Участвуют в деятельности школы по изучению экологических проблем родного края. |
| С.157-159 | ||||||||
58. | 1 | Не станет ли Земля пустыней?. Обсуждение важнейших экологических проблем |
|
| объяснять причины возникновения экол. проблем; Создают проектные работы (презентации, сообщения, плакаты) по темам «Редкие и исчезающие растения и животные родного |
| С.163-165 | ||||||||
59. | 1 | Красная Книга. Красная Нижегородской области |
|
| Участвуют в деятельности школы по изучению экологических проблем родного края. Распознают охраняемые растения и животные своей местности, а также занесённые в Красные книги (региона, Российской Федерации). | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 |
| ||||||||
60. | 1 | Обобщающий урок «Что мы узнали о происхождении человека и его жизни на Земле». |
|
| Обобщить знания |
|
| ||||||||
61. | 1 | Здоровье человека . Текущий контроль по теме «Человек на Земле» |
|
| Признание высокой ценности жизни, своего здоровья и здоровья других людей; | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.166-168 | ||||||||
62 | 1 | Безопасность жизни и первая помощь |
|
| Знакомятся с правилами поведения в опасных ситуациях природного происхождения Осваивают простейшие способы оказания первой доврачебной помощи. | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 | С.170-172 | ||||||||
63. | 1 | Ядовитые животные |
|
| Уметь оказать первую помощь при укусе ядовитых животных | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 |
| ||||||||
64. | 1 | Ядовитые растения |
|
| Уметь оказать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями | Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова , Н.И. Сонина ООО «Дрофа» 20011 |
| ||||||||
65. | 1 | Как я умею сохранять своё здоровье (урок-практикум по применению полученных знаний и умений) |
|
| Создают презентации «Правила поведения в лесу (на реке, у озера)» и т. |
|
| ||||||||
66. | 1 | Обобщение темы «Здоровье человека» |
|
|
|
|
| ||||||||
67. | 1 | Итоговое повторение за курс природоведения |
|
|
|
|
| ||||||||
68. | 1 | Итоговый контроль ( тест) за курс природоведения |
|
|
|
|
|
Итого: 68 ч пр/р-19
к/р( тесты)-7