Технологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 классТехнологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 классТехнологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 классТехнологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 классТехнологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 классТехнологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 классТехнологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 классТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  1. Ф.И.О. учителя - Завгородняя Светлана Юрьевна

  2. О.У. - МБОУ «ЧСШ «№1»

  3. Предмет - Биология

  4. Класс - 5

  5. Тема урока - «Одноклеточные организмы»

  6. Цель: узнать об общих чертах строения одноклеточных организмов, об отличиях и представителях одноклеточных растений, грибов и животных.

  7. Задачи:

  1. Образовательные:

  • познакомить обучающихся со строением клеток одноклеточных растений, животных, грибов; с представителями этих групп организмов;

  • выявить общие черты в строении одноклеточных растений, грибов и животных, а также отличия между ними.

  1. Развивающие:

  • развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

  • развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

  • развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

  1. Воспитательные:

  • формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

  • продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

  1. Планируемые образовательные результаты:

  • предметные - формирование целостных представлений об одноклеточных организмах; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности одноклеточных растений, грибов и животных; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: хроматофор, вакуоль, ядро, светочувствительный глазок, органеллы, простейшие; анализировать полученную информацию об одноклеточных организмах;

  • метапредметные - развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний, умения работать согласно инструкции; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;

  • личностные - развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

  1. УУД:

  • Личностные - смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

  • Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

  • Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

  • Коммуникативные - учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

  1. Основные понятия: одноклеточные водоросли, одноклеточные грибы, одноклеточные животные, плесневые грибы, простейшие, хроматофор, органеллы движения, ложноножки, реснички, жгутики, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль.

  2. Тип урока: комбинированный урок.

  3. План изучения нового материала:

  • Организационный этап.

  • Актуализация знаний.

  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Изучение нового материала.

  • Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Рефлексия (подведение итогов урока).

  1. Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, инструкция по выполнению лабораторной работы.

  2. Домашнее задание: §19 - читать, письменно ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 51), подготовить сообщения-презентации на тему «Одноклеточные организмы»

Этап урока и цель

Содержание (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Поднимают руки, кто готов отвечать на «5»

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Актуализация знаний

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

А. Индивидуальная работа.

  1. Работа с карточками. (Приложение)

  2. Выполнение тестов. (Приложение)

  1. Во время деления клетки передача наследственной информации происходит с помощью: а) клеточной оболочки; б) вакуолей; в) цитоплазмы; г) хромосом.

  2. Внутри клетки хромосомы располагаются: а) в вакуолях; б) в ядре; в) в хлоропластах; г) на мембране.

  3. Деление клеток многоклеточных организмов приводит к их: а) размножению; б) распространению; в) росту и развитию; г) передвижению.

  4. Каждое клеточное деление начинается с: а) удвоения хромосом; б) расположения хромосом по экватору клетки; в) расхождения хромосом к концам клетки; г) образования клеточной стенки.

  5. Выберите верное утверждение: а) все клетки делятся постоянно; б) некоторые клетки делятся через какой-то промежуток времени; в) большинство клеток делится только один раз; г) есть клетки, которые однажды возникнув, больше не делятся.

  1. Вставьте пропущенные слова в тексте. (Приложение)

Текст

Чтобы число хромосом в дочерних клетках было таким же, как и в материнской клетке, перед началом деления они _______. После удвоения каждая хромосома состоит из _______ частей. Оболочка ядра ________. Хромосомы располагаются _______ клетки. На противоположных концах клетки образуются тонкие нити, которые ________ к частям хромосом. В результате части хромосом _______ к разным концам клеток. Вокруг них образуется ________. В средней части клетки образуется _______, которая равномерно делит _______ между материнской и дочерней клетками. Каждая из образовавшихся клеток содержит ________ число хромосом.

Слова для справки: двух, ядерная оболочка, удваиваются, цитоплазму, одинаковое, по экватору, распадается, прикрепляются, перегородка, расходятся.

  1. Организация взаимопроверки.

Выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Самостоятельно выполняют тестовые задания.






Самостоятельно работают с текстом.






Осуществляют взаимооценивание.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока

Учитель:

  • Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним, какие организмы существуют на нашей планете.

  • С этой целью составим схему:

Доска:

Организмы

Одноклеточные Многоклеточные

Бактерии Простейшие Растения Грибы

Животные

Учитель:

  • Как вы считаете, с каких организмов следует начинать их изучение?

  • Сформулируем тему урока: Одноклеточные организмы.

  • Сформулируем цели и задачи урока: узнать о растениях, грибах и животных, тело которых состоит из одной клетки; узнать, где обитают одноклеточные организмы.

Внимательно слушают.

С помощью учителя составляют схему.



Отвечают: С одноклеточных организмов.

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Регулятивные: целеполагание.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку.

Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)

  • Организация работы с приложением.

  • Одновременный рассказ учителя, демонстрация анимаций и видео по данной теме.

РАСТЕНИЯ

Учитель:

  • Что представляют собой одноклеточные растения?



  • Что такое водоросли?

Водоросли - низшие растения, одноклеточные, колониальные или многоклеточные. Тело не имеет органов и тканей, характерных для высших растений. У многоклеточных водорослей тело образовано талломом, который прикрепляется к субстрату выростами - ризоидами.

Демонстрация: Рисунок «Примеры одноклеточных водорослей», интерактивная схема «Места обитания водорослей».

Учитель:

  • Познакомимся с представителями одноклеточных водорослей.

  • Хлорелла

Учитель:

  • Чем характеризуется хлорелла? Найдите информацию об этой водоросли в учебнике. (Стр. 50)

Демонстрация: Рисунок 1 «Внутреннее строение хлореллы» (приложение), рисунок 2.17(а) на стр. 50 учебника.

  • Используя словарь, дайте определение понятию хроматофор.

Хроматофор - органоид водорослей, который содержит пигменты, необходимые для фотосинтеза.

Это интересно: Использование хлореллы человеком.

  • Хлорококк

Учитель:

  • Что представляет собой хлорококк? Прочитаем об этом в учебнике. (Стр. 50)

Демонстрация: Рисунок 2.17(б) на стр. 50 учебника.

  • Хламидомонада.

Учитель:

  • Чем интересна одноклеточная водоросль хламидомонада? Что сказано о ней в учебнике? (Стр. 50)

Демонстрация: Рисунок 2.18 на стр. 50 учебника, рисунок 2 «Внутреннее строение хламидомонады» (приложение).

Это интересно: Цветение воды.

ГРИБЫ

Учитель:

  • Какие же грибы называют одноклеточными? Сейчас мы с вами это узнаем. (Учебник, стр. 50)

  • Используя словарь, дайте определение понятию плесневые грибы.



  • Мукор.

Учитель:

  • Охарактеризуем мукор. (Учебник, стр. 50)

Демонстрация: Рисунок 3 и 4 «Одноклеточный гриб - мукор» (приложение).

  • Дрожжи.

Учитель:

  • Где используются дрожжи?

Демонстрация: рисунок 3 «Одноклеточный гриб - дрожжи» (приложение).

Это интересно: Дрожжи и комары.

  • Фитофтора.

Учитель:

  • Что представляет собой одноклеточный гриб фитофтора? Прочитаем в учебнике. (Стр. 51)

  • Используя словарь, дайте определение понятию фитофтора.

Демонстрация: Рисунок 2.19 на стр. 50 учебника, рисунок 5 «Одноклеточный гриб - фитофтора» (приложение).

ЖИВОТНЫЕ

Учитель:

  • Существуют и животные, тело которых состоят из одной клетки.

  • Организация самостоятельного изучения данного пункта. (Приложение)

ЗАДАНИЕ. Изучите строение одноклеточных животных. Для этого выполните следующие задания:

  1. Прочитайте текст §19 (стр. 51).

  2. Изучите таблицы 1 и 2 (приложение).

  3. Рассмотрите в учебнике рисунки 2.20 и 2.21 (стр. 51)

  4. Выполните лабораторную работу №5 (приложение).



На странице 50 учебника находят информацию об одноклеточных организмах и читают вслух.

Используя «Словарь», дают определение термину «Водоросли». (Приложение)


Рассматривают рисунки. (Приложение)

Рассматривают схему.


На странице 50 учебника находят информацию о водоросли хлорелла и читают вслух.

Рассматривают рисунки. (Приложение) (Учебник)

Используя «Словарь», дают определение термину «Хроматофор». (Приложение)

Записывают определение «Хроматофор».

Внимательно слушают.

На странице 50 учебника находят информацию о водоросли хлорококк и читают вслух.

Рассматривают рисунок. (Учебник)

На странице 50 учебника находят информацию о водоросли хламидомонада и читают вслух.

Рассматривают рисунки. (Приложение) (Учебник)

Внимательно слушают.

На странице 50 учебника находят информацию о плесневых грибах и читают вслух.

Используя «Словарь», дают определение термину «Плесневые грибы». (Приложение)

Записывают определение «Плесневые грибы».

На странице 50 учебника находят информацию о плесневом грибе мукор и читают вслух.

Рассматривают рисунок. (Приложение)

Отвечают: В хлебопечении.

Рассматривают рисунок. (Приложение)

Внимательно слушают.

На странице 50 учебника находят информацию о фитофторе и читают вслух.

Используя «Словарь», дают определение термину «Фитофтора». (Приложение)

Рассматривают рисунки.



Самостоятельно работают с приложением и учебником.

Выполняют лабораторную работу согласно инструкции.

Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия.

Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний

Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания.

А. Индивидуальная работа.

  1. Для чего одноклеточным организмам нужны сократительные вакуоли?

  2. Какие органеллы в отличие от одноклеточных животных отсутствуют у одноклеточных растений?

  3. Что такое фитофтора?

  4. Какой одноклеточный организм передвигается с помощью ложноножек?

  5. Благодаря чему клетки простейших могут выполнять все функции живого организма?

Б. Устный опрос.

  1. Среди одноклеточных водорослей есть и подвижные формы, например, хламидомонада.

  2. Продающиеся в магазинах пачки дрожжей - это спрессованные одноклеточные животные - простейшие.

  3. Одноклеточный гриб фитофтора поражает живые листья и клубни картофеля, листья и плоды томатов.

  4. Одноклеточные сочетают в себе свойства клетки и самостоятельного организма.

  5. Одноклеточные растения наиболее часто встречаются среди водорослей.

В. Организация взаимопомощи между учащимися.

Выполняют индивидуальное задание. (Приложение)



Устно отвечают на вопросы.




Осуществляют взаимооценивание и взаимную помощь в выполнении заданий учащихся, которые имеют затруднения.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция.

Логические: анализ и синтез информации.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

  1. §19 - читать, стр.50-51.

  2. Письменно ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 51).

  3. Подготовить сообщения-презентации на тему «Одноклеточные организмы»

Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта

Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.

Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.

Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).

Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности.

Наш урок подходит к логическому завершению.

Давайте вспомним:

  • Какое новое знание мы открыли?

  • Как мы это сделали?

  • А что осталось сделать?

Поэтому теперь возьмите ручку, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:

  1. Какова была цель урока?

  2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

  3. Правильно или с ошибкой?

  4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

  5. Какую оценку ты бы себе поставил?

Учитель:

  • Кто ответил, что у него в самостоятельной работе были ошибки? Почему? Над чем тебе еще надо поработать? Где ты будешь это делать? Что будешь делать?

  • Кто справился полностью?



Заполнение листов самооценки.



Обсуждают с учителем результаты самооценивания.

Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.

Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.

Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).

Личностные: осмысление своих действий; самооценка.

Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Приложение


ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ


А. Проверка домашнего задания

  • Выберите правильный ответ.

  1. Во время деления клетки передача наследственной информации происходит с помощью: а) клеточной оболочки; б) вакуолей; в) цитоплазмы; г) хромосом.

  2. Внутри клетки хромосомы располагаются: а) в вакуолях; б) в ядре; в) в хлоропластах; г) на мембране.

  3. Деление клеток многоклеточных организмов приводит к их: а) размножению; б) распространению; в) росту и развитию; г) передвижению.

  4. Каждое клеточное деление начинается с: а) удвоения хромосом; б) расположения хромосом по экватору клетки; в) расхождения хромосом к концам клетки; г) образования клеточной стенки.

  5. Выберите верное утверждение: а) все клетки делятся постоянно; б) некоторые клетки делятся через какой-то промежуток времени; в) большинство клеток делится только один раз; г) есть клетки, которые однажды возникнув, больше не делятся.

  • Вставьте в текст пропущенные слова.

Чтобы число хромосом в дочерних клетках было таким же, как и в материнской клетке, перед началом деления они __________. После удвоения каждая хромосома состоит из _______ частей. Оболочка ядра _____________. Хромосомы располагаются ______________ клетки. На противоположных концах клетки образуются тонкие нити, которые ___________ к частям хромосом. В результате части хромосом ____________ к разным концам клеток. Вокруг них образуется _________________. В средней части клетки образуется __________, которая равномерно делит _____________ между материнской и дочерней клетками. Каждая из образовавшихся клеток содержит ___________ число хромосом.

Слова для справки: двух, ядерная оболочка, удваиваются, цитоплазму, одинаковое, по экватору, распадается, прикрепляются, перегородка, расходятся.

Б. Работа на уроке

Словарь

  1. Водоросли - низшие растения, одноклеточные, колониальные или многоклеточные. Тело не имеет органов и тканей, характерных для высших растений. У многоклеточных водорослей тело образовано талломом, который прикрепляется к субстрату выростами - ризоидами.

  2. Хроматофор - органоид водорослей, который содержит пигменты, необходимые для фотосинтеза.

  3. Плесневые грибы (плесень) - группа грибов, относящихся к разным классам, которые образуют налёты на различных органических субстратах (хлебе, плодах, коже, навозе и тому подобных). Не имеют крупных плодовых тел.

  4. Фитофтора - гриб, паразитирующий на растениях, главным образом представителях семейства Паслёновые (картофель, томат, баклажан, перец). Поражённые мицелием фитофторы участки растений имеют вид ржавых пятен. Заболевание, вызываемое фитофторой, называется фитофторозом. Фитофтороз очень ослабляет растения и ведёт к резкому падению урожайности и порче плодов и клубней.

  5. Простейшие - подцарство животных, одноклеточные эукариотические организмы. Имеют микроскопические размеры, большинство способно к образованию цисты - покоящейся стадии, покрытой плотной оболочкой. Выделяют типы: Саркожгутиконосцы, Споровики, Инфузории и некоторые другие.

  6. Органоиды движения - образования у простейших животных для выполнения различных функций: передвижение, захват пищи. Примеры: реснички (инфузория), жгутики (эвглена), ложноножки (амёба).

  7. Ложноножки (псевдоподии) - органоиды движения, образующиеся в результате выпячивания цитоплазмы. У простейших животных образуются в разных частях клетки, служат для захвата пищи, передвижения.

  8. Реснички - короткие выросты цитоплазмы, служащие для передвижения у простейших.

  9. Пищеварительные вакуоли - специальный органоид простейших. Мембранный пузырёк, содержащий специальные вещества, в котором происходит внутриклеточное переваривание пищи.

  10. Сократительные вакуоли - органоид простейших, выполняющий функцию выведения избытка поступающей в клетку воды.
















Рисунок 1. Внутреннее строение хлореллы


Технологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 класс












Рисунок 2. Внутреннее строение хламидомонады


Технологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 класс












Рисунок 3. Одноклеточный гриб - мукор


Технологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 класс











Рисунок 3. Одноклеточный гриб - дрожжи


Технологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 класс














Рисунок 4. Одноклеточный гриб - мукор


Технологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 класс














Рисунок 5. Одноклеточный гриб - фитофтора


Технологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 класс














Рисунок 6. Одноклеточное животное - эвглена зелёная


Технологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 класс



ЗАДАНИЕ. Изучите строение одноклеточных животных. Для этого выполните следующие задания:

  1. Прочитайте текст §19 (стр. 51).

  2. Изучите таблицы 1 и 2 (приложение).

  3. Рассмотрите в учебнике рисунки 2.20 и 2.21 (стр. 51)

  4. Выполните лабораторную работу №5 (приложение).

Таблица 1. Значение одноклеточных животных


Технологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 класс


Таблица 2. Строение тела одноклеточных животных


Технологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 класс

В. Закрепление изученного материала


  • Дайте краткие ответы на вопросы.

  1. Для чего одноклеточным организмам нужны сократительные вакуоли?

  2. Какие органеллы в отличие от одноклеточных животных отсутствуют у одноклеточных растений?

  3. Что такое фитофтора?

  4. Какой одноклеточный организм передвигается с помощью ложноножек?

  5. Благодаря чему клетки простейших могут выполнять все функции живого организма?


  • Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.

  1. Среди одноклеточных водорослей есть и подвижные формы, например, хламидомонада.

  2. Продающиеся в магазинах пачки дрожжей - это спрессованные одноклеточные животные - простейшие.

  3. Одноклеточный гриб фитофтора поражает живые листья и клубни картофеля, листья и плоды томатов.

  4. Одноклеточные сочетают в себе свойства клетки и самостоятельного организма.

  5. Одноклеточные растения наиболее часто встречаются среди водорослей.

Лабораторная работа №5

Строение животной клетки (лабораторная работа выполняется в тетради)

Цель: рассмотреть на рисунках и под микроскопом на препаратах строение простейших животных.

Оборудование и материалы: школьный микроскоп, постоянные микропрепараты инфузории, эвглены и амёбы.

Ход работы

  1. Рассмотрите инфузорию-туфельку на рисунке. Подпишите те части клетки, которые вы узнали.

Технологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 класс

  1. Рассмотрите микропрепарат инфузории-туфельки и нарисуйте то, что вы увидели.

  2. Сделайте вывод, в котором сравните оба изображения инфузории-туфельки. Для этого укажите органеллы, которые возможно рассмотреть через световой микроскоп, и органеллы, которые через микроскоп не видны.


© 2010-2022