Программа элективного курса Экология человека

 В 10 «б» классе многие дети готовятся выбрать профессию, связанную с биологией. Элективный курс « Экология человека» предоставляет возможность становления и развития у школьников исследовательских навыков благодаря большому количеству практических работ. Широкое использование лабораторных и практических работ делает курс  более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания. Кроме того, проведение лабораторных и практических работ способствует лучшему...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Борисоглебская гимназия№1»

Программа элективного курса для 10 класса

«Экология человека»

Учитель биологии ВКК Гущина М.И.

Пояснительная записка


В 10 «б» классе многие дети готовятся выбрать профессию, связанную с биологией. Элективный курс « Экология человека» предоставляет возможность становления и развития у школьников исследовательских навыков благодаря большому количеству практических работ. Широкое использование лабораторных и практических работ делает курс более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания. Кроме того, проведение лабораторных и практических работ способствует лучшему формированию у школьников общеученических и специальных умений и навыков. Данный курс предназначен для профильной ориентации на продолжение образования в ВУЗах с профилирующим предметом биология.

В курсе рассматриваются все темы, связанные со здоровьем человека (факторы, влияющие на здоровье, экология жилища, городская среда, профессия и здоровье, медицинская экология и т.д.)

Человечество широко расселилось по планете. Здоровая экологическая обстановка связана с рациональным использованием и расположением промышленной, жилой, коммунальной и природной зон. Населенное место должно быть привлекательным благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чистой водой. Здоровье человека зависит от состояния среды помещения, в котором он проводит большую часть времени. Синтетические отделочные материалы и бытовые предметы должны быть безопасны для здоровья.

Данная программа познакомит юннатов с биологическими и социальными особенностями человека, опасностями городской среды и опасными компонентами жилища. Познакомит с болезнями цивилизации и причинами их возникновения. Научит правильно питаться, применять для профилактики и лечения болезней методы нетрадиционной медицины, противостоять стрессам, применять правила цивилизованного общения.

Познакомит с демографической ситуацией в городе Борисоглебск и глобальными экологическими проблемами.

На практических занятиях юннаты научатся определять различные загрязнители среды, делать гигиеническую оценку помещения, определять качество питьевой воды, предсказывать погоду по народным приметам.

Определять физическое состояние своего организма, составлять правильный рацион питания. Овладеют методикой точечного массажа, аутотренинга, методами профилактики стрессовых ситуаций, правилам закаливания.

Программа предусматривает экскурсии в ЗАГС, психдиспансер и наркологический диспансер, где встретятся с врачами названных специальностей. Экскурсии по городу с целью выявления городских не санкционированных свалок.

Программа так же предусматривает игры, викторины и другие познавательные мероприятия. В ходе реализации программы учащиеся учатся создавать экологические проекты и их защищать

В программе уделяется большое внимание экологическому воспитанию учащихся, исследовательской и проектной деятельности.

Ценность данной программы я вижу в том, что в нашей школе не ведется курс экологии. Я считаю, что в нынешних условиях знакомить детей с экологическими проблемами и учить их им противостоять просто необходимо.

Для достижения цели используются разнообразные формы организации учебной деятельности: ролевые игры (интервью, конференции); межпредметные лекции, освещающие сложные по содержанию и количеству информации вопросы, практические работы, экскурсии. При проведении всех занятий используется деятельный подход - на каждом занятии практикуется несколько видов деятельности. Курс завершается итоговой конференцией.

Курс рассчитан на 102 учебных часа и является предметно-ориентированным. В него включены вопросы, дополняющие тему «Основы экологии» и курса «Биология. Общие закономерности 10-11 класс»

Цели:

Поддержать и углубить интерес к биологии и экологии, заложить основы экологического мировоззрения;

сформировать первоначальные понятия о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания;

формировать представление о целях и методах медицины, способах сохранения здоровья;

создание предпосылок для понимания школьниками особенностей человеческой психики;

Задачи:

научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

познакомиться с методикой получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

помочь использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего города.

научить использовать лекарственные растения при лечении заболеваний

По окончании программы учащиеся должны знать:

Особенности своего организма и его реакцию на ухудшение экологического состояния окружающей среды, уметь рационально использовать ресурсы своего организма.

Знать причины возникновения так называемых «болезней цивилизации» и уметь с ними бороться, используя методы закаливания, рационального питания, методы аутотренинга и другие методы нетрадиционной медицины.

Ожидаемые результаты:

• Освоение основ учения о биосфере и места человека в ней;

• приобретение навыков практической деятельности;

• приобретение навыков оформления и представления реферативной работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (102часа)


Тема

Всего

часов

Практических

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ЧЕЛОВЕК

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩА

ПРОФЕССИЯ И ЗДОРОВЬЕ

ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОГОДЫ ПО НАРОДНЫМ ПРИМЕТАМ

БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

РЕЗЕРВЫ НАШЕГО ОРГАНИЗМА

МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

4

8

10

8

3

4

7

8

9

3

4


7

7

8

12

2

7

7

4

2

3

4

6

9

2

2


1

1

6

7

ИТОГО: 102 63




Тема

Всего

часов

Практических


1

2

3


4




5

6

7

8

9

10

11

12



13

14

15

16

17

18

19

20

21

22



23


24

25

26

27

28

29

30



31

32

33


34

35


36

37



38

39

40

41

42

43

44



45

46

47

48

49

50

51

52



53

54

55

56

57

58

59

60

61



62

63

64



65

66

67

68



69

70

71

72

73

74

75



76

77

78

79

80

81

82



83

84-86

87

88

89

90



91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

1. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. 4 часа.

Вводное. Предмет экологии человека

Биологические и социальные особенности человека. Экологическое становление человека

Абиотические и антропогенные факторы внешней среды, влияющие на организм человека. П\р Исследование физиологических механизмов адаптации организма к низким температурам

Влияние биотических факторов среды на человека. П\Р Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере.

2. ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ЧЕЛОВЕК. 8 часов.

Урбанизация. Городская экосистема как среда жизни

Городской ландшафт и его зоны. П/р Изучение особенностей восприятия различных районов нашего города

Проблема бытового мусора. Экологическая игра. «Проблемы бытового мусора»

Исследование городской территории с целью создания «Карты мусорных свалок»

Проблема эксплуатации автомобилей. П/р Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта

П/р Изучение влияния автомобильного транспорта на окружающую среду

Подготовка экологического проекта «Экологически чистый автомобиль»

Защита проекта

3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩА. 10 часов.

Экология квартиры

Интерьер. П/р Оценка внутренней отделки помещения

Микроклимат жилища. П/р Изучение естественной освещенности квартиры

Растения и животные квартир. П/р Измерение и оценка параметров микроклимата квартиры

Препараты бытовой химии и их безопасное использование

Состав и качество питьевой воды. П/р Методика исследования качества питьевой воды

Компьютеры и здоровье

Подготовка проекта «Экологически чистая квартира»

Защита экологического проекта

Викторина «Мой дом - моя крепость»

4. ПРОФЕССИЯ И ЗДОРОВЬЕ. 8 часов.

Производственная среда и профессиональные заболевания. П/р Определение реакции организма при повышенной температуре в помещении

Электромагнитное загрязнение и здоровье человека

Воздействие токсических веществ

Шум и вибрация

Радиация и здоровье

Подготовка экологического проекта «Строим город экоград»

Защита экологического проекта «Строим город экоград»

Викторина «Город опасный и безопасный»

5. ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОГОДЫ ПО НАРОДНЫМ ПРИМЕТАМ. 3 часа.

Погода и самочувствие. Народные приметы, характеризующие изменение погоды

Подготовка экологического проекта «Народные приметы»

Защита экологического проекта «Народные приметы»

6. БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ. 4 часа.

Болезни цивилизации. Здоровый образ жизни.

Болезни нездорового образа жизни. П\Р Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным. П/р Определение показателей физического развития

П/р Исследование функционального состояния системы кровообращения

П\Р Определение функционального состояния системы дыхания

7. ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ. 7 часов.

Зависимость качества пищи от среды и способов хранения продуктов питания

Нобелевская премия за открытие кобаламина. «Алюминиевые» огурцы

Магнит на шее - средство от головной боли. Печень- «Хозяйка Медной горы».

Тяжелые металлы и здоровье человека. Свинец и здоровье детей. П/р Обнаружение меди и свинца в почве

П/р Определение ионов железа в воде

П/р Оределение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами(тест)

П/р Составление рациона питания

8. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ. 8 часов.

Нетрадиционная медицина

Фитотерапия. Лекарственные растения и их использование в медицине. Сроки и правила заготовки лекарственного сырья

Знакомство с исследовательской работой учащихся «Лекарственные растения ХГПЗ»

Экологическая игра «Зеленая аптека»

Деревья-доноры. Экскурсия в лес с целью изучения донорских свойств некоторых деревьев

Подготовка экологического проекта «Растения-доноры энергии»

Защита проекта «Растения-доноры энергии»

Точечный массаж. П/Р Методика овладения точечным массажем

9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. 9 часов.

П\Р Изучение типологических свойств личности с помощью теста Айзенка

П/р Характеристика типа ВНД по анамнестической схеме

П/р Определение типа личности, сформировавшегося в результате взаимодействия организма с окружающей средой

Стресс как экологический фактор. П/р Определение частоты воздействия стрессов

П\Р Оценка степени напряжения адаптивных систем организма и степени уверенности в себе (тест)

Профилактика и коррекция дезадаптаций. П/р Методика выполнения цигун-дыхательных упражнений

П/р Аутотренинг

Игра «Здоровье - богатство во все времена»

Хронологические аспекты хронобиологии. П/р Определение хронобиологического типа (тест)

10. РЕЗЕРВЫ НАШЕГО ОРГАНИЗМА. 3 часа.

Резервы нашего организма.

Подготовка реферата «Сила жизни: русские богатыри, индийские йоги, спортивные рекорды»

Презентация реферата «Сила жизни: русские богатыри, индийские йоги, спортивные рекорды»

11. МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА. 4 часа

Польза режима. Рациональная трата сил. Утренняя зарядка и ее значение

Сон и его значение. Сновидения. Бессонница, ее причины и последствия. Предупреждение бессонницы

Закаливание. Викторина «О пользе закаливания». П/р Правила закаливания

Правила гигиены кожи. П/Р Гигиена кожи

12. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. 7 часов.

Человеческое в человеке. Умей владеть собой. Значение слова

Сознание и подсознание Поведение и психика. Наш мозг и наша мысль

Навыки и внимание. Память. Свойства памяти.

Речь и мышление. Эмоции

Психологические особенности подростков. Личность и ее типы

Интересы и склонности. Способности. Характер. Воля.

Темперамент. П/р Определение преобладающего типа личности и темперамента

13. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ. 7 часов.

Коммуникация. Особенности речи устной и письменной

Правила общения. Правила хорошего тона

Толерантность в общении. Критика. Рациональная критика

Комплимент. Его значение в общении и умение его сделать

Конфликт, его характеристика. Поведение в конфликте

Спор и дискуссия, их особенности. Умение убеждать

Экологическая игра «Человек - звучит гордо»

14.БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК. 8 часов.

Человек в биосфере. Социальные особенности роста численности человека

Посещение ЗАГСа, наркодиспансера, психодеспансера, беседы с врачами.

Посещение статистического управления города

Особенности демографических процессов в России и Борисоглебске и их причины

Подготовка экологического проекта «Демографическая обстановка в Борисоглебск»

Защита проекта «Демографическая обстановка в Борисоглебск»

15. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. 12 часов.

Глобальные экологические проблемы человечества: «Парниковый эффект». Разрушение озонового слоя.

Гибель лесов и обмеление рек

Деградация почвы. Дефицит пресной воды. Энергетический кризис

Подготовка экологического проекта «Решение глобальных экологических проблем»

Защита проекта «Решение глобальных экологических проблем»

Игра «Экологическая мельница»

Игра «Счастливый случай»

Проблемы освоения космоса

Подготовка экологического проекта «Все связано со всем»

Защита экологического проекта «Все связано со всем»

Экологическая викторина

Итоговое занятие


1

1

1


1




1

1

1

1

1

1

1

1



1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



1


1

1

1

1

1

1

1



1

1

1



1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1



1

1

1

1

1

1

1

1



1

1

1

1

1

1

1

1

1



1

1

1



1

1

1

1



1

1

1

1

1

1

1



1

1

1

1

1

1

1



1

3

1

1

1

1



1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


-

-

1


1



-

1

1

1

1

1

1



-

1

1

1

-

1

-

1

1

1



1


-

-

-

-

1

1

1



-

1

1



-

1


1

1


-

-

-

1

1

1

1



-

-

1

1

1

1

1

1



1

1

1

1

1

1

1

1

1



-

1

1



-

-

1

1



-

-

-

-

-

-

1



-

-

-

-

-

-

1



-

3

1

-

1

1



-

-

-

1

1

1

1

-

1

1

1

-

Итого: 102 63


Литература

1. Балабанова В.В. Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология и ЗОЖ. Волгоград.»Учитель». 2001

2. Высоцкая М.В. Элективные курсы. Экология. Волгоград. «Учитель». 2007

3. Губарева Л.И. Мизирева О.М. Чурилова Т.М. Экология человека. М. «Владос». 2003

4. Модестов С.Ю Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. СПб. «Акцидент». 1998

5. Павлова Г.А. Элективные курсы. Биология. СПб. «Паритет» 2006

6. Фадеева Г.А. Предметные недели в школе. Экология Волгоград. «Учитель». 2006

































© 2010-2022