Конспект урока по биологии Развитие организмов и окружающая среда

Тема: « Развитие организмов и окружающая среда» Тема «Развитие организмов и окружающая среда» является заключительной в разделе «Размножение и развитие организмов». Данной теме предшествует тема «Индивидуальное развитие организмов», перед изучением которой студенты овладевают основными понятиями клеточного учения. Тема «Онтогенез» завершает формирование знаний о размножении как основном свойстве живого, формирует знания студентов о зависимости развития организмов от факторов окружающей среды, об...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок

Предмет: «Биология»

Тема: « Развитие организмов и окружающая среда»

Тема «Развитие организмов и окружающая среда» является заключительной в разделе «Размножение и развитие организмов». Данной теме предшествует тема «Индивидуальное развитие организмов», перед изучением которой студенты овладевают основными понятиями клеточного учения. Тема «Онтогенез» завершает формирование знаний о размножении как основном свойстве живого, формирует знания студентов о зависимости развития организмов от факторов окружающей среды, обобщает их знания из экологии, генетики и привлекает знания студентов из курса анатомии, физиологии и гигиены человека, зоологии и ботаники.

Цели урока:

Образовательные: Обобщить полученные знания по теме «Индивидуальное развитие организмов», раскрыть практическую значимость изучения темы «Развитие организмов и окружающая среда». Углубить и расширить знания об организме как системе, реализующей в онтогенезе свою генетическую программу.

Развивающие: Развивать мышление и память, культуру речи и коммуникативность, формировать умения сравнивать, доказывать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: Осуществлять экологическое воспитание студентов, формировать гигиенические навыки на основе раскрытия вредного влияния наркогенных и мутагенных веществ на развитие зародыша человека.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные, частично-поисковые, проблемные, беседы с использованием ИКТ.

Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Внутрипредметные связи: тема «Индивидуальное развитие организмов».

Межпредметные связи: химия, экология, ОБЖ.

Виды самостоятельной работы студентов:

внеурочная - подготовка докладов по темам: «Факторы окружающей среды», «Гомеостаз», «Стрессы», «Регенерация», отчета по исследовательской работе.

аудиторная - делают сообщения по докладам, отвечают на вопросы аудитории и учителя, работают с интерактивными заданиями.

Средства обучения:

технические - Интерактивная доска, ноутбук.

информационные - доклады студентов, презентации, интерактивные задания для студентов.

План урока:

  1. Организационный момент. (приветствие, эмоциональный настрой.). 3 мин.

  2. Актуализация и систематизация знаний по теме: «Индивидуальное развитие организмов» в виде фронтального опроса студентов. 7 мин.

  3. Общая часть семинара. (70 мин)

- Вступительное слово учителя.

- Выступления докладчиков:

1. Факторы окружающей среды.

2. Отчёт исследовательской группы.

3. Гомеостаз.

4. Стресс.

5. Регенерация.

- Обмен мнениями и вопросами.

- Работа групп с заданиями.

IV. Подведение итогов семинара (7 мин):

1. Заключительное слово учителя.

  1. Оценка работы участников.

V Рефлексия. (3 мин)






































Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация и систематизация знаний по теме: «Индивидуальное развитие организмов».

- На протяжении нескольких занятий мы с вами вели разговор об онтогенезе.

- А что такое онтогенез?

- С чего начинается онтогенез?

- Какие периоды входят в онтогенез?

- Что такое эмбриональное развитие?

- Что происходит в период органогенеза?

- Чем характеризуется постэмбриональный период развития?

  1. Общая часть семинара.

- Сегодня нам предстоит обсудить очень важную, я бы даже сказала жизненно важную проблему: «Развитие организмов и окружающая среда».

Вы самостоятельно попытались разобраться в вопросах, касающихся данной проблемы, и сегодня выступите в роли научных экспертов, а я с большим вниманием вместе с уважаемой аудиторией готова вас выслушать.

Надеюсь, вы заинтересованы в обсуждении нашей сегодняшней темы и у вас найдутся друг для друга самые разные вопросы.

Итак, приступим…

Одной из сложнейших задач, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает ряд вопросов: Что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организмов и факторов среды? Как сохранить целостность и постоянство внутренней среды организма? И множество других.

Мы сегодня с вами рассмотрим наиболее важные и хорошо изученные вами вопросы нашего семинара.


  1. Предоставляю слово первой группе экспертов.

Доклад «Факторы окружающей среды».

Прошу задавать вопросы докладчикам.

2. Проиллюстрировать, подтвердить практически влияние некоторых факторов на организм человека я попрошу экспериментаторов.

3.Несмотря на то, что организмы часто подвергаются неблагоприятным факторам среды - они, как правило, способны сохранять постоянство своего строения, показателей функциональной активности органов и тканей, физико-химических параметров клеток, тканевой жидкости, крови.

- Предоставляю слово второй группе экспертов.

Доклад «Гомеостаз»

Прошу задавать вопросы докладчикам.

4. В течение всего своего индивидуального развития многие организмы могут подвергаться различным стрессовым ситуациям. О том, что такое стресс и почему он возникает, нам расскажет третья группа экспертов.

Доклад «Стресс».

Прошу задавать вопросы докладчикам.

5. После любого стрессового напряжения, воздействия каких-либо неблагоприятных факторов, организму необходимо суметь восстановиться, возобновить свои силы. И с этим связано такое понятие как регенерация.

Предоставляю слово четвертой группе докладчиков.

Доклад «Регенерация».

Итак, мы обсудили массу вопросов, связанных с нашей сегодняшней темой.

В заключение семинара мне хотелось бы обратить внимание, как всегда, на применение приобретенных знаний.

Интерактивные задания:


  1. Установите соответствие определений с терминами.

  2. Вспомните, недостаток каких витаминов приводит к данным последствиям?

  3. Соотнесите, как алкоголь, наркотики и курение влияют на организм?

  4. Среди медиков признано, что оптимальной моделью для изучения влияния загрязнения среды на здоровье является детский организм: у них нет вредных привычек, у них особый тип обмена веществ, быстрый рост и развитие, отсутствуют профессиональные вредности. Нельзя только забывать о том, что эта модель постоянно действующая в жизни, т.к. факты о том, как среда влияет на организм, являются отражением эксперимента, который проводится на детях. Рождение больного ребёнка ломает судьбу родителей, хотя часто сами родители повинны в этой трагедии. Вам знакомы уже с факторами, опасными для внутриутробного развития ребенка: наследственные болезни, загрязнение окружающей среды, вредные вещества, стрессы, нарушение санитарно-гигиенических правил.

Что вы, как научные эксперты можете предложить будущим родителям во избежание последствий воздействия этих опасных факторов?

(предложения записываются студентами на интерактивной доске, затем записи проверяются.)

Желаю вам всем хорошо запомнить эту запись, т.к. вы тоже - будущие родители.

IV. Подведение итогов семинара.

- Я благодарю за работу всех, кто принимал активное участие в подборе информации к сегодняшнему семинару.

Лидеров групп попрошу заполнить оценочные листы: поставьте оценки всем участникам своих групп, учитывая и участие в подборе информации, и в оформлении доклада, презентации. Оценку за работу на семинаре поставлю я и на следующем уроке сообщу вам итоговую оценку.

- А сейчас, пока заполняются оценочные листы вашими лидерами, возьмите рефлексивные таблицы и заполните их следующим образом:

В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть вам полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась для вас не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» впишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, ваши вопросы ко мне.

Рефлексивная таблица:

«П»

«М»

«И»







Список литературы для подготовки к семинару "Развитие организмов и окружающая среда"

Для студентов:

  1. «Основы экологии». Учебник для 10-11 классов. Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов, М. , Дрофа, 2002 г.

  2. «Общая биология». Учебник для 10-11 классов под редакцией Д. К. Беляева. М. , Просвещение, 1992 г.

  3. «Общая биология». Учебник для 10-11 классов под редакцией А. О. Рувинского. М. , Просвещение, 1993 г.

  4. «Общая биология». Учебник для 10-11 классов Пономарёва

  5. «Общая биология». Учебник для 10-11 классов В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. М. , Дрофа, 2001 г.

  6. Энциклопедическая и справочная литература.

Для преподавателя:

1. «Общая биология». Учебник для студ. образоват.учреждений сред. проф. Образования. Константинов В. М, Резанов А. Г., Фадеева Е. О, - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. «Основы экологии». Учебник для 10-11 классов. Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов, М. , Дрофа, 2002 г.

3. « Основы экологии». Н. М. Чернова. М. : Дрофа, 2005.

4. ru. vikipedia.org/wiki/ Общая биология.





Опытно-исследовательская работа

«Влияние курения на развитие организма».

Выполнили студенты 1курса 1 группы: Кукушкин Сергей и Серов Иван.


Опыт №1. Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина.

Цель: получить представление о сложном составе табачного дыма: наличии кислот, никотина, выяснить их влияние на организм.

Оборудование: 2 пробирки, сигарета, окурок, 20 мл. раствора соды, индикатор (фенолфталеин).

Ход работы:

Сравнили 2 фильтра сигареты и окурка. Выяснили, что фильтр окурка темно-коричневого цвета, т.к. в нем оседают часть смолы и никотина, которые попадают в легкие при курении. Затем опустили каждый фильтр в пробирку с раствором соды и наблюдали за окраской. Красная окраска с окурка исчезла под действием кислот в табачном дыме, а появление бурой говорит о присутствии никотина, смол и частиц угля.

Вывод: В табачном дыме содержатся никотин, смолы и частицы угля.

Опыт №2. Обнаружение в табачном дыме тяжелых металлов.

Цель: получить представление о наличии в табачном дыме тяжёлых металлов: свинца, висмута, стронция.

Оборудование: пробирки, сигарета, конц. азотная кислота, иодид калия, раствор сульфида натрия, этиловый спирт, спички, стеклянная палочка.

Ход работы:


  1. Вначале приготовили вытяжку из сигарет. Взяли сигареты, высыпали табак в химический стакан, а окурок целиком пинцетом положили в стакан и залили концентрированной азотной кислотой. Дали минуту настояться и профильтровали. Вытяжка готова.

  2. Взяли вытяжку табака 1мл., прилили 2 мл. воды и бросили несколько крупинок иодида калия. Наблюдали осадок оранжевого цвета. Вывод: В вытяжке табака есть ионы висмута и очень большой концентрации.

  3. Взяли 1 мл. вытяжки табака и прилили несколько капель сульфида натрия. Наблюдали осадок черного цвета.

Сульфид натрия - качественный реактив на ионы свинца.

Результат реакции - осадок черного цвета. Значит, имеются ионы свинца.

  1. Взяли 0,5 мл. Вытяжки табака, прилили 1 мл. этилового спирта, помешали стеклянной палочкой и подожгли. Вначале пламя бесцветное, а затем приобретает красный оттенок. Это говорит о том, что имеются ионы стронция

Общий вывод: мы пришли к выводу о том, что в сигаретах и табачном дыме имеются ионы тяжёлых металлов, которые, попадая в организм человека, оседают в его тканях. Концентрация ионов тяжёлых металлов высокая и сохраняется она даже в окурках.






Технологическая карта урока:

I этап учебного занятия: приветствие, сообщение темы, целей урока и мотивация учебной деятельности

Цель

Задачи

Длительность

Планируемые результаты обучения

Метапредметные

Предметные

Личностные

Настроить учащихся на положительные эмоции для участия в семинаре

Определить тему семинара. Поставить перед учащимися цель урока, сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего семинара

3 минуты

Способность выбирать целевые и смысловые установки

Формирование научного взгляда на воздействие различных факторов на развитие организмов.

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение индивидуального развития организмов.

Деятельность учителя

Деятельность студентов

Озвучиван毗е темы семинара и цели.

Студенты фиксируют тему и цели урока.

II этап учебного занятия: Актуализация и систематизация знаний по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

Цель

Задачи

Длительность

Планируемые результаты обучения

Метапредметные

Предметные

Личностные

Повторить и актуализировать полученные знания по теме «Онтогенез».

Повторить пройденный материал.

7 минут






Овладение такими понятиями, как «онтогенез», «эмбриональное развитие», «органогенез», «постэмбриональное развитие».

Умения выделять существенные признаки в изученном ранее материале.

Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения и анализировать пройденный материал.

Деятельность учителя

Деятельность студентов

Фронтальный опрос студентов:

- Что такое онтогенез?

- С чего начинается онтогенез?

- Какие периоды входят в онтогенез?

- Что такое эмбриональное развитие?

- Чем характеризуется постэмбриональный период развития?


Студенты отвечают на вопросы учителя.


III этап учебного занятия: Общая часть семинара.

Цель

Задачи

Длительность

Планируемые результаты обучения

Метапредметные

Предметные

Личностные

Углубить и расширить знания об организме как системе, реализующей в онтогенезе свою генетическую программу.

Раскрыть практическую значимость изучения темы «Развитие организмов и окружающая среда».

70 минут

Овладение умениями видеть проблему и находить поиски её конструктивного решения.

Формирование умений работать с разными источниками биологической информации.

Развитие умений использовать речевые и мультимедийные средства для аргументации.

Приведение доказательств того, как различные факторы действуют на организмы, как организмы могут сохранять постоянство своего строения.

Находить объяснения роли регенерации в жизнедеятельности организмов.

Формирование интеллектуальных умений сравнивать, доказывать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.



Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Сегодня нам предстоит обсудить очень важную, я бы даже сказала жизненно важную проблему: «Развитие организмов и окружающая среда».

Вы самостоятельно попытались разобраться в вопросах, касающихся данной проблемы, и сегодня выступите в роли научных экспертов, а я с большим вниманием вместе с уважаемой аудиторией готова вас выслушать.

Надеюсь, вы заинтересованы в обсуждении нашей сегодняшней темы и у вас найдутся друг для друга самые разные вопросы.

Итак, приступим…

Одной из сложнейших задач, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает ряд вопросов: Что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организмов и факторов среды? Как сохранить целостность и постоянство внутренней среды организма? И множество других.

Мы сегодня с вами рассмотрим наиболее важные и хорошо изученные вами вопросы нашего семинара.


  1. Предоставляю слово первой группе экспертов.

Доклад «Факторы окружающей среды».

Прошу задавать вопросы докладчикам.

- Для всех организмов необходимо употребление витаминов, микроэлементов, макроэлементов. К чему приводит недостаток йода в организме человека? А недостаток кальция и фосфора?

2. Проиллюстрировать, подтвердить практически влияние некоторых факторов на организм человека я попрошу экспериментаторов.

3.Несмотря на то, что организмы часто подвергаются неблагоприятным факторам среды - они, как правило, способны сохранять постоянство своего строения, показателей функциональной активности органов и тканей, физико-химических параметров клеток, тканевой жидкости, крови.

- Предоставляю слово второй группе экспертов.

Доклад «Гомеостаз»

Прошу задавать вопросы докладчикам.


  1. В течение всего своего индивидуального развития многие организмы могут подвергаться различным стрессовым ситуациям. О том, что такое стресс и почему он возникает, нам расскажет третья группа экспертов.

Доклад «Стресс».

Прошу задавать вопросы докладчикам.

5. После любого стрессового напряжения, воздействия каких-либо неблагоприятных факторов, организму необходимо суметь восстановиться, возобновить свои силы. И с этим связано такое понятие как регенерация.

Предоставляю слово четвертой группе докладчиков.

Доклад «Регенерация».

Прошу задавать вопросы.

Итак, мы обсудили массу вопросов, связанных с нашей сегодняшней темой.

В заключение семинара мне хотелось бы обратить внимание, как всегда, на применение приобретенных знаний.

Интерактивные задания:


  1. Установите соответствие определений с терминами.

  2. Вспомните, недостаток каких витаминов приводит к данным последствиям?

  3. Соотнесите, как алкоголь, наркотики и курение влияют на организм?

  4. Среди медиков признано, что оптимальной моделью для изучения влияния загрязнения среды на здоровье является детский организм: у них нет вредных привычек, у них особый тип обмена веществ, быстрый рост и развитие, отсутствуют профессиональные вредности. Нельзя только забывать о том, что эта модель постоянно действующая в жизни, т.к. факты о том, как среда влияет на организм, являются отражением эксперимента, который проводится на детях. Рождение больного ребёнка ломает судьбу родителей, хотя часто сами родители повинны в этой трагедии. Вам знакомы уже с факторами, опасными для внутриутробного развития ребенка: наследственные болезни, загрязнение окружающей среды, вредные вещества, стрессы, нарушение санитарно-гигиенических правил.

Что вы, как научные эксперты можете предложить будущим родителям во избежание последствий воздействия этих опасных факторов?

(предложения записываются студентами на интерактивной доске, затем записи проверяются.)

Желаю вам всем хорошо запомнить эту запись, т.к. вы тоже - будущие родители.


Студенты выступают с докладами, презентациями. Остальные делают записи в тетрадях по ходу сообщений своих товарищей.

В ходе семинара студенты задают вопросы докладчикам.















Студенты выполняют задания на интерактивной доске, пользуясь различными приёмами и навыками работы с доской.






IV этап учебного занятия: Подведение итогов семинара.

Цель

Задачи

Длительность

Планируемые результаты обучения

Метапредметные

Предметные

Личностные

Подвести итоги работы, выяснить настроение и впечатление учащихся, проанализи-ровать результативность

Выставить отметки по результатам работы на уроке.

Применить технологию рефлексии.

10 минут

Формирование умений анализировать и оценивать информацию, полученную в ходе семинара.

Понимание того, что полученная информация пригодится в жизни, нацеливание на правильное использование приобретенных знаний.

Формирование интеллектуальных умений проводить конструктивную рефлексию, умений делать вывод.


Деятельность учителя

Деятельность студентов

Слова учителя: Я благодарю за работу всех, кто принимал активное участие в подборе информации к сегодняшнему семинару.

Лидеров групп попрошу заполнить оценочные листы: поставьте оценки всем участникам своих групп, учитывая и участие в подборе информации, и в оформлении доклада, презентаций.

Студенты заполняют оценочные листы.





- А сейчас, пока заполняются оценочные листы вашими лидерами, возьмите рефлексивные таблицы и заполните их следующим образом:

В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть вам полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась для вас не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» впишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, ваши вопросы ко мне.

- Всем большое спасибо! До свидания!

Студенты заполняют рефлексивные таблицы.



11

© 2010-2022