Открытый урок по биологии -Строение сердца

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по биологии "Строение сердца"

ТЕМА УРОКА: Строение сердца.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте ребята! Мы начинаем наш урок в далекую страну "СЕРДЦЕ". Путь предстоит долгий и трудный, но интересный и поучительный.

Ведь мы много должны узнать об этой великой стране: где находится, как оно устроено и каково ее назначение на планете под названием "ОРГАНИЗМ".

Учитель формулирует задачи урока:

Выяснить-

  1. местоположение сердца

  2. строение сердца

  3. работу сердца - сердечный цикл

  4. строение кровеносных сосудов

Ответив на эти вопросы мы узнаем, каким должно быть сердце у каждого человека.

Путешествуем по маршрутным листам: за правильно выполненные задания команды получают сердечки разных цветов, которые соответствуют оценкам "5", "4", "3".

2. Актуализация знаний.

Первая остановка называется "Препятствие". Каждое препятствие требует от вас, ребята, применение знаний о крови.

Задание № 1 Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей - это стало причиной его смерти. Почему?

Задание №2. Что такое резус - фактор? Что происходит при переливании резус положительной крови резус отрицательному больному?

Задание №3. Дайте ответы на вопросы:

1.Что останется, если из крови удалить форменные элементы?

2. Как называется растворимый белок плазмы?

3. Что образуется при свертывании крови?

4. Как называется плазма крови без фибриногена?

5. Как называются белые ядерные клетки?

6. Какой белок придает крови красный цвет?

7. Какие клетки участвуют в свертывании крови?

8. Жидкая соединительная ткань - …,

9. Безъядерные форменные элементы крови -…,

10. Человек, дающий свою кровь для переливания -…,

11. Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным белком-…,

12. Способность организма защищать себя от болезнетворных бактерий и вирусов-….

Задание №4. Установите соответствие между характеристикой иммунитета и его видом.

Характеристика

Вид иммунитета

А). Передается по наследству, врожденный.

Б). Возникает под действием вакцины.

В). Приобретается при введении в организм лечебной сыворотки.

Г). Формируется после перенесенного заболевания.

Д). Различают активный и пассивный.

1. Естественный.

2. Искусственный.

3. Изучение новой темы.

Учитель: - Продолжаем путь на поезде. Вы слышите стук колес? Что он вам напоминает? (Стук сердца.) (Звучит стук сердца.)

Вторая остановка "Литературная". (Слайд 6)

Ученик:

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
Потому что до всего есть дело.

Огромное сердце из красного гранита весом в 4 тонны - символ жизни - украшает двор Института сердца в Перми. Открытие первого в России памятника человеческому сердцу состоялось по инициативе сотрудников института 12 июня 2001 года. Автором скульптуры стал известный художник Н.Хромов. Гранитное изваяние представляет собой анатомически точную копию главного человеческого органа.

Много произведений посвящено «сердцу». Кто знает хоть одно из них?

Ученик: М. Горький - «Смелое сердце Данко».

Ученик: Вильгем Гауф - «Холодное сердце» .

Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое, щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга... Какое оно, мое сердце?
Оно неутомимо бьется день и ночь, всю жизнь... За сутки сердце сокращается примерно 100 тыс. раз, перекачивая более 7 тыс. л крови, что равносильно поднятию железнодорожного товарного вагона на высоту 1 м.

Третья остановка "Историческая"

С давних времён люди пытались познать свой организм, интересовались функциями органов и, конечно, сердца. Видное место среди ярких имён эпохи Возрождения занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя медицины. Блестящие исследования Везалия привели его к столкновению с католической церковью. Доведенный своими врагами до отчаяния, он прекратил научную деятельность в Италии, сжёг свои рукописи и стал придворным врачом в Мадриде, где и произошло событие, послужившее поводом для суда инквизиции над гениальным анатомом.
Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которой он не вернулся.
- Но почему же всё-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Ответить на этот вопрос никто не мог, даже сам Везалий. Ведь уровень знаний той эпохи был ещё низок. Ответ на него человечество получило через три столетия.
Как объяснить роковой случай с Везалием?
Миокард образован поперечно - полосатой мышечной сердечной тканью. Эта ткань может сокращаться непроизвольно. Для сердечной мышцы характерна - автоматия.

Иногда можно наблюдать удивительное явление: биение изолированного сердца, т.е. сердца вне организма, в искусственно созданной питательной среде.

Сердце - живучий орган. Русский физиолог А.А. Кулябко (1903 г.) оживил сердце трехмесячного ребенка, умершего от пневмонии, через 20 часов после его смерти.
С.С. Брюхоненко сумел оживить сердце через 100 часов после наступления смерти.

Почему сердце сокращается даже вне организма? Оно имеет собственный «встроенный» механизм, обеспечивающий сокращение мышечных волокон. Импульсы идут от предсердий к желудочкам. Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нем, называют автоматизмом сердца.

Учитель: - А сейчас нам с вами предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира.

Четвертая остановка "Эволюционная".

Индивидуальная работа с карточками-заданиями (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы с млекопитающими).

Учитель: - А сейчас ответьте на вопрос: почему группы расположились в таком порядке? (Ответы учащихся: сердце четырехкамерное.) Правильно, молодцы. А теперь закончите схему, которая на доске.

Пятая остановка " Анатомическая ".

Учитель: - Зная, что сердце четырехкамерное мы почти добрались до страны. Пути, по которым доберемся до границ сердца (учитель протягивает ленты красного и синего цвета).

- Объясните, пожалуйста, что бы это значило? (Ответы учеников.) Правильно, это кровеносные сосуды. А теперь каждая группа выбирает себе ленту и по схеме предоставит информацию.

Название кровеносного сосуда цвет крови (почему) движение крови (откуда - куда) значение.

Учитель: «Прислушайся. Чтобы ты не делал, спал, ел, бежал всегда раздается приглушенный, ритмичный стук- это бьется твое сердце. Сожми свою руку в кулак, и ты, увидишь какой оно формы и размера. Сердце представляет собой полный комок мышц, который постоянно сокращается и заставляет кровь двигаться по твоему телу».

Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Средняя масса сердца у мужчин - 350 г, у женщин - 250 г. Сердце - "середина". Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок - околосердечную сумку или перикард.

В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

Стенки сердца состоят из трех слоев:
внутреннего (эндокарда),
среднего (миокарда),
наружного (эпикарда).

В желудочках более развит мышечный слой, чем в предсердиях.

Остановка шестая - " Поучай и объясняй ".

Учитель: - Итак, сердце - удивительный орган - насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы мне, если я скажу, что наше сердце половину нашей жизни отдыхает? (выслушиваются мнения учащихся). Действительно ли это так, если мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, следовательно, прекращается "жизнь"? Есть такой подсчет, что у человека в возрасте 60 лет, сердце 30 лет отдыхало.

Задание классу: выяснить, каким образом сердце чередует работу и отдых?

Заполнить таблицу « Фазы сердечного цикла»

Вывод: Время работы = времени отдыха

- Итак, мы добрались до страны "Сердце" .

Учитель: - Наше путешествие заканчивается и нам необходимо сделать общие выводы нашего путешествия.

4. Закрепление:

1. Найди ошибку.

Сердце - двигатель крови в организме. Это трёхкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости, массой около 1 кг. И снаружи и внутри сердце выстлано эпителиальной тканью. Внутри - клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой, артериальная и венозная кровь смешивается. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца - аорта - начинается от левого желудочка.

Сердечный цикл длится 0,8 минуты.

2. Тест "Строение сердца"

Домашнее задание: § 35, выучить новые термины и понятия.

Очень часто все заболевания сердца называют «сердечной недостаточностью». А если поменять эти два слова местами - получится «недостаточная сердечность». Каков смысл этих слов?

Итог урока: Независимо от возраста сердце человека должно быть (открывает макет сердца «закрытого» на замок)

ДОБРЫМ, ОТЗЫВЧИВЫМ, СМЕЛЫМ, ЧУТКИМ, ЩЕДРЫМ, ЗДОРОВЫМ, БЕСКОРЫСТНЫМ, ГОРЯЧИМ!

То есть таким, чтобы сделать счастливой жизнь самого человека и окружающих людей.

Учитель: И на прощание хотелось бы отметить самых активных ребят. Вы получаете оценку в виде сердечка (разного размера в зависимости от результатов).

Спасибо за урок!



© 2010-2022