Разработка открытого урока по биологии для 7 класса на тему: Тип Моллюски (Мягкотелые)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Число:

Класс: 7

Урок №

Тема: «Тип Моллюски (Мягкотелые). Общая характеристика, разнообразие, особенности строения и поведения»

Учебно-воспитательные цели:

Образовательные: рассмотреть и изучить жизнедеятельность многоклеточных животных на примере моллюсков - прудовика обыкновенного и беззубки; объяснить их роль в биосфере и экосистеме, в жизни человека; изучить классы и их представителей; ознакомить учащихся с особенностями строения 3 классов моллюсков: 1)брюхоногие; 2)двустворчатые; 3)головоногие

Развивающие: развивать интерес к предмету и любознательность; умение работать в парах

Воспитательные: воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, любовь к родному краю, к живым организмам, населяющих нашу планету

Оборудование: учебник, конспект, рисунки, микропрепараты, видеофильм, презентация

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: объяснительно - иллюстрированный; частично - поисковый; исследовательский; лабораторное занятие

Вид работы: коллективный, индивидуальный

Ход урока:

І

Организационный момент

Знакомство с темой и целями урока. Наличие учеников в классе. Введение в тему, комментирование целей данного урока

ІІ

Опрос домашнего задания

Письменная работа:

  1. Почему в сухой почве дождевые черви не встречаются?

  2. Почему в почве, где нет дождевых червей, растения плохо развиваются и дают низкий урожай?

  3. Что случится с червем, если ты, вытаскивая его из норки, случайно разорвал тело?

  4. Значение в природе кольчатых червей?

Решение мини - теста

ІІІ

Изучение новой темы

* Моллюски - это мягкотелые, трёхслойные, двусторонне симметричные многоклеточные беспозвоночные. У них есть раковина или её остатки. Известно более 130 тысяч видов моллюсков.

Разработка открытого урока по биологии для 7 класса на тему: Тип Моллюски (Мягкотелые)Разработка открытого урока по биологии для 7 класса на тему: Тип Моллюски (Мягкотелые)Разработка открытого урока по биологии для 7 класса на тему: Тип Моллюски (Мягкотелые)Тип Моллюски

Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие (виноградная улитка, (беззубка, жемчужница, (осьминог, кальмар, слизень, прудовик, корабельный червь - каракатица) катушка, лужанка, тередо, мидии, устрицы, горошинка, шаровка) морские гребешки)

Моллюски обладают особой кожной складкой - мантией и мантийной полостью. Ноги у них представлены выростами брюшной стенки тела. Часто имеются раковина и тёрка с хитиновыми зубцами, выполняющая роль зубов и языка. Кровеносная система незамкнутая, появляется двухкамерное сердце. В пищеварительной системе появляется печень. Нервная система и органы чувств слабо развиты у малоподвижных моллюсков, но достигает высокого совершенства строения у быстро плавающих головоногих.

Насчитывается свыше 130 тысяч видов моллюсков.

Класс Брюхоногие - известно около 100 тысяч видов брюхоногих моллюсков. Большинство представителей живут на суше, некоторые обитают в морях. Тело большинства брюхоногих покрыто винтообразной раковиной, наружный слой раковины - органический, с внутренней стороны раковина выстлана блестящим перламутровым слоем. Органом движения служит мускулистая нога.

Пищеварительная система представлена:

рот = глотка = тёрка (язык с хитиновыми зубчиками) = желудок = кишечник = анальное отверстие.

Дышат они растворённым в воде кислородом, наземные - с помощью слаборазвитых лёгких.

Кровеносная система незамкнутая, органом выделения является - почка. Нервная система представлена окологлоточным скоплением нервных узлов.

Брюхоногие являются гермафродитами.

Класс Двустворчатые - известно около 30 тысяч видов двустворчатых моллюсков.

Представители данного класса являются животными, ведущими подводный образ жизни. Этот класс получил своё название из-за того, что их раковина состоит из двух створок, соединённых на спинной стороне перемычками. Голова у двустворчатых отсутствует, тело представлено лишь туловищем и ногой.

Органом движения также является мускулистая нога.

Пищеварительная система упрощена, так как отсутствует язык и глотка, то пища с током воды попадает прямо в пищевод через вводной сифон, затем = желудок = кишечник = выводной сифон.

Двустворчатые являются фильтратами воды, одна только устрица за час отфильтровывает до 10 литров воды.

Дышат жабрами, кровеносная система незамкнутая, кровь не имеет цвета, органом выделения служит - почка.

Нервная система представлена тремя парами нервных узлов. Представители данного класса являются раздельнополыми животными, оплодотворённое яйцо расположено на жабрах, затем личинка попадает в воду, где прикрепляется к коже рыбы, а созревший моллюск падает на дно.

Класс Головоногие - насчитывают около 800 видов.

Все головоногие - морские животные. У них отсутствует раковина, органами движения служат так называемые ноги - щупальца: у осьминогов их насчитывается - 8, у каракатицы - 10, с внутренней стороны щупальца находятся присоски, которые им помогают при добыче питания.

Пищеварительная система представлена: рот = глотка = тёрка с хитиновыми зубцами = желудок = кишечник = анальное отверстие. Дышат головоногие жабрами, органом выделения служит почка, кровеносная система незамкнутая, кровь имеет голубоватый оттенок. Нервная система представлена скоплением нервных узлов и сложноустроенным мозгом. Имеется чернильный мешок.

Головоногие моллюски являются раздельнополыми животными, они заботливо вынашивают и заботятся о своём потомстве.

Моллюски для человека имеют для человека большое значение: их используют в пищу, раковины используют для декоративного оформления, жемчужниц используют для получения жемчугов, бус; но например слизень и виноградная улитка наносят вред сельскому хозяйству, а корабельный червь (тередо) пробуравливают дно кораблей.

Значение моллюсков для человека

Положительное

Отрицательное

1.

1.

2.

2.

ІV

Закрепление материала

Просмотр видеофильма и презентации Лабораторная работа №5 - заполнить письменно таблицу на стр. 158 и зарисовать по одному представителю из трёх классов моллюсков

V

Подведение итогов

Выставление оценок за ответы во время опроса

Домашнее задание

§41 - учить, пересказ, конспект в тетради, ответить устно на вопросы в конце параграфа; подготовить презентацию о любом представителе типа Моллюсков или сообщение


© 2010-2022