• Преподавателю
  • Биология
  • Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5 г. Пыть-Ях

ХМАО - Югра, Тюменской области







методическая разработка

«Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся»



Разработал:

Учитель биологии

I кв. категории

Сафина И. Р.




2012г.



Актуальность

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества. В ходе проектно-исследовательской деятельности формируются универсальные учебные действия, что соответствует требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Сегодня в эпоху быстрой смены технологий все больше внимания уделяется формированию принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Задача школы - обеспечение формирования базовых компетентностей выпускника, а ключевые образовательные компетенции могут быть сформированы только во взаимодействии, т.е. интеграции различных учебных областей. В связи с этим изменились требования к труду учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно - ориентированного, исследовательского, проектного подходов.

В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

Организация проектно - исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к проектно - исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам проектно - исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Вне зависимости от выбора вида проектной деятельности у школьников происходит формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (УУД).

К познавательным УУД относят: поиск и выделение информации, умение структурировать знание, умение строить осознанно письменное и устное высказывании, выбор наиболее эффективных способов решения, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование.

Особенно при групповой работе происходит продуктивное формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и находить общее решение, строить высказывания, формулировать свою позицию, умение задавать вопросы, умение принимать позицию других.

Поскольку проектно-исследовательская работа предполагает самостоятельную деятельность, то важно сказать о регулятивных универсальных учебных действиях, таких как: способность принимать цель и следовать ей, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат деятельности.

Важной особенностью проектной деятельности является личная заинтересованность учащихся в выбранной теме, то здесь фигурирует еще один блок - личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника, развитие этических чувств.

Результативность проектно-исследовательской работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности - что является одной из целей обучения школьников по новым образовательным стандартам.

Новизна учебно-методической разработки и авторский вклад в работу.

В рамках достижения нового качества подготовки школьников по биологии в сочетании с использованием проектно-исследовательской деятельности в обучении я активно внедряю в учебный процесс инновационные методики и технологии:

1.Обучающие программы как элемент формирования системы знаний и умений учащихся.

Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально - логического и образного мышления. Приложение 16

2. Современные образовательные технологий для формирования ИКТ - компетентностей:

Систематическое применение информационных технологий позволяет достичь двух взаимосвязанных между собой целей: обеспечение активной учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, находить решение в нестандартных ситуациях.

Работа с моделями обеспечивает, с одной стороны, исследовательскую компоненту учебной работы, предоставляя учащимся свободу выбора («а что будет, если я сделаю так») и, позволяя смоделировать ситуацию личного открытия, с другой стороны, представляет учащимся уникальную возможность применить свои теоретические знания на практике.

Интернет-технологии представляют возможность в режиме он - лайн использовать интерактивные виртуальные лаборатории, экскурсии, компьютерные музеи, что существенно повышает результативность формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников. Такой подход позволяет существенно сэкономить время и получить новую информацию.

Использование интерактивной доски позволяет применять уже существующие программные проекты, совершенствовать их, а также создавать свои педагогические приложения различного назначения. Так же интерактивная доска используется для организации дискуссии, защиты учебно-исследовательских проектов.

Самостоятельное участие в компьютерном моделировании, проведение экспериментов, создание презентаций, буклетов, VEB - страниц, сайтов, экологической газеты позволяет учащимся расширить информационное образовательное пространство.

3. Социальное проектирование

Работы обучающихся в разных социальных группах по проведению экологических акций и мероприятий; соотнесению своих устремлений с интересами других людей и социальных групп; продуктивного взаимодействия с членами группы (команды), решающей общую задачу; использования ресурсов других людей и социальных институтов для решения поставленных задач позволяет формировать компетентности межвозрастного взаимодействия.

Таким образом, такое сочетание педагогических технологий позволяет уменьшить нагрузку повысить заинтересованность и активизировать познавательную деятельность учащихся, развивает у них самостоятельность, способствует приобретению навыков самоорганизации; учитель в тоже время получает рычаги оперативного контроля за деятельностью учащегося на каждом этапе.

Цель:

развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, способы реализации выбранного жизненного пути.

Задачи.

  • приобретение знаний о структуре исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  • разработка системы исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

  • организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время

  • создание ситуации выбора и успеха каждого ученика через включение в посильную поисково-исследовательскую работу;

  • разработка дидактических материалов и рекомендаций к осуществлению ученических проектов; Приложения 1-15

  • создание системы критериев оценки работ;

  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

  • подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты проектно-исследовательской деятельности:

  • активизация интереса к знаниям;

  • развитие представлений о межпредметных связях;

  • развитие коммуникативной направленности;

  • развитие научного мышления;

  • развитие творческого подхода к собственной деятельности;

  • освоение новых информационных технологий.

Этапы реализации проекта.

1. Установочный этап (2010-2011учебный год):

  • подготовка условий для формирования системы навыков проектно-исследовательской деятельности школьников;

  • вовлечение в активные формы познавательной деятельности;

  • выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к проектно-исследовательской деятельности.

2. Творческий этап (2011-2012 учебный год):

  • анализ работы за прошедший учебный год;

  • совершенствование навыков проектно-исследовательской деятельности;

  • творческое развитие учащихся;

  • индивидуальная и дифференцированная работа со способными детьми.

3. Развивающий этап (2012-2013 учебный год):

  • анализ работы за прошедший учебный год;

  • совершенствование навыков проектно-исследовательской деятельности;

  • развитие и расширение познавательных интересов учащихся;

  • формирование проектно-исследовательских навыков учащихся;

  • развитие информационной культуры учащихся;

  • мониторинг влияния исследовательской деятельности на качество обучения биологии и результаты предметных олимпиад.

Форма организации занятий.

Программа включает проведение занятий в учебном кабинете, проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах; предусматривается индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Проектно-исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектно-исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

Теоретическая часть.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Исследовательская деятельность учащихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая осмысление результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.



Проектные методы обучения

Что же такое ученический проект? Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области, попробуем сделать обобщение и дать определение проекта, краткое, но вместе с тем максимально полное определение, с широким и систематизированным перечнем признаков проектной деятельности: Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Преимущества проектной деятельности .

1. В корне меняются отношения «учитель - ученик»:

  • ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;

  • ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний;

  • ученик экспериментирует - учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

  • ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

  • ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;

  • ученик субъект обучения - учитель партнер;

  • ученик несет ответственность за результаты своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

  • умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

  • умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы

  • умение выдвигать гипотезы

  • умение устанавливать причинно-следственные связи

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • навыки коллективного планирования

  • умение взаимодействовать с любым партнером

  • навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

  • навыки делового партнерского общения

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

4. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие)

  • умение планировать деятельность, время, ресурсы

  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия

  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

  • умение вести дискуссию

  • умение отстаивать свою точку зрения

  • умение находить компромисс

  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи

  • умение уверенно держать себя во время выступления

  • артистические умения

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

2. Дети - люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.

4. Самая большая проблема для учителя - не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

5. Возрастает нагрузка на учителя.

Как же их разрешить? Предложу такой вариант:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся.

2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Исследовательские методы в обучении

Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов.

Целью исследовательского метода является с точки зрения Д.Т. Левитеса развитие следующих умений:

  • актуализировать противоречия;

  • находить и формулировать научную проблему;

  • формулировать цель исследования;

  • устанавливать предмет и объект исследования;

  • выдвигать гипотезу;

  • планировать эксперимент и его проведение;

  • проверять гипотезу;

  • делать выводы;

  • определять сферы и границы применения результатов исследования.

Сущность исследовательского метода заключается в самостоятельной поисковой деятельности учащихся (практической или теоретической). Деятельность учителя заключается в подборе заданий управлении деятельностью учащихся. Деятельность учащихся - самостоятельный поиск новых знаний.

Возможность применения:

  • Наличие базовых знаний.

  • Знания, приобретаемые на данном уроке находятся в зоне ближайшего развития учащихся.

  • Объем новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить нежелательно.

  • У учащихся должен быть навык подобной деятельности.

  • Учащиеся должны владеть методами научного познания.

Достоинства метода: развитие мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков (при групповой работе).

Недостатки метода: требуется много времени на получение результата.

Следует подчеркнуть важность предварительной подготовки учителя по управлению поисковой деятельностью, так как в условиях развивающегося обучения возможна большая и бесполезная затрата времени, путаница в знаниях, потере интереса к исследуемой проблеме и ослаблению уверенности в своих возможностях.

При изучении биологии (химии, физики), т.е. естественных наук исследовательские метод может включать следующие моменты:

  • выдвижение учащимися гипотез и предположений;

  • самостоятельное доведение учащимися математических выкладок до получения результата и его физической трактовки;

  • анализ частных случаев полученной закономерности;

  • наблюдение новых физических явлений на опытах и попытки их объяснения;

  • привнесения в лабораторные работы дополнительных заданий исследовательского характера;

  • приобщение учащихся к проведению экспериментальных и теоретических исследований;

  • проведение аналогий и сравнений;

  • завершение экспериментального исследования в домашних условиях с последующим обсуждением его результатов;

  • составление задач творческого характера;

  • постановку учащимися новых работ для практикума и т.д.

Почему исследовательский метод?

  • Опора на базовые знания по данной теме позволяет осуществлять поисковую деятельность.

  • Сравнительно небольшой объем новых знаний позволяет выделить дополнительное время на творчество.

  • Приобретенные навыки подобной практической деятельности облегчают организацию экспериментального исследования.

  • Наличие опыта работы в группах ускоряют процесс обмена идеями при организации мозгового штурма.

  • Высокий интеллектуальный уровень класса (исследовательский метод является средством развития творческих способностей и удовлетворения потребности в активном самостоятельном поиске новых знаний).


Информационно-коммуникативные технологии

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками:

  • Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

  • Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

  • Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

  • Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

  • Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения.

Информационные технологии позволяют:

  • обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;

  • формировать системное мышление у учащихся;

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников;

  • использовать компьютер с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

  • применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки.

Методическая часть.

Критерии оценки сформированности исследовательских умений учащихся.

Для организации эффективной работы необходимо определить показатели развития исследовательских умений учащихся. Для этого можно воспользоваться следующей таблицей.

Навыки

Критерии

Баллы

Качество критического мышления учащихся

Не интересуется поиском новых решений, не умеет логически мыслить

0

Принимает участие в поиске решения поставленной проблемы; способен к аналитическому и логическому мышлению. Ищет доказательства своих идей, подтверждения выдвинутой гипотезы, способен формулировать выводы, правильно оценить результат работы

1

Умеет анализировать информацию, отбирать необходимые факты, сравнивать, сопоставлять, делать обобщения. Аргументировано отстаивает свою точку зрения, умеет рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности их связей и характеристик.

2

Творческая активность учащихся

Не проявляет творческую активность; способен воспроизвести решение опираясь на образец

0

Творчески относится к решению учебных задач, проявляет воображение; способен комбинировать ранее известные методы.

1

Проявляет творческую активность при разрешении проблемных задач; осознает смысл и цели работы; способен предвидеть последствия принимаемых решений, обладает умением мысленного экспериментирования,

проявляет максимум самостоятельности в суждениях.

2

Навыки самостоятельной работы

Не проявляет стремления к самостоятельности, нуждается в помощи на каждом этапе выполнения задания.

0

Может самостоятельно найти ответ на сформулированный вопрос пользуясь рекомендованными источниками информации.

1

Умеет самостоятельно выдвигать гипотезы, находить источники информации для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез. Умеет самостоятельно планировать свою работу.

2

Общий уровень оценки исследовательских умений учащихся:

Низкий уровень (0 - 1 балл) - учащийся не умеет логически мыслить, не способен формулировать выводы, правильно оценить результат работы, не способен применить известные методы для решения новых задач, не проявляет творческую активность, не способен работать самостоятельно.

Средний уровень (2 - 4 балла) - способен анализировать информацию, принимать логически обоснованные решения, проявляет творческую активность, формулирует вопросы для уточнения информации, может самостоятельно найти ответ на сформулированный вопрос, пользуясь рекомендованными источниками информации.

Высокий уровень (5 - 6 баллов) - умеет самостоятельно анализировать информацию, отбирать необходимые факты, делать обобщения, аргументировано отстаивает свою точку зрения, осознает смысл и цели работы; способен предвидеть последствия принимаемых решений, обладает умением мысленного экспериментирования, умеет самостоятельно выдвигать гипотезы, находить источники информации для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез, умеет самостоятельно планировать свою работу.

Сценарное описание стадий работы над проектом.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания.

1.1. Выбор темы проекта.

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения .

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в темах проекта.

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую.

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя.

1.3. Формирование творческих групп.

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы.

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Преподаватель принимает участие в обсуждении.

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, презентация и т.д.

2. Разработка проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

3. Оформление результатов.

Преподаватель консультирует, координирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация.

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.).

Докладывают о результатах своей работы.

5. Рефлексия.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Критерии оценки проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Оценка проекта основывается на:

  • уровне сложности выбранной работы;

  • соответствии содержания теоретической, практической и экспериментальной частей проекта поставленной цели и задачам;

  • лаконичности выступления при защите;

  • четкости ответов на поставленные вопросы;

  • актуальности выбранной темы, ее практической значимости и новизне

  • четкость поставленной цели и задачи, а также обоснованность выбранной методики исследования;

  • полноте освещения (раскрытия) выбранной темы;

  • наличии и значимости выводов и их соответствии поставленным задачам;

  • представлении полученных данных и если это необходимо, то их математическая обработка;

  • использовании литературных источников (знание предмета исследования);

  • анализе полученных данных и выводы по ним;

  • качестве оформления работы;

  • самостоятельности при выполнении исследований и работы в целом.

Критерии оценки выступления докладчика на защите проекта:

  • обоснованность структуры доклада;

  • вычленение главного;

  • полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;

  • использование наглядно-иллюстративного материала;

  • компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы. Задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);

  • уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.


Этапы выполнения проектно-исследовательской работы.

Этап I. Подготовительный. Изучение состояния вопроса:

  • подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки;

  • выбор источников, требующих детального изучения;

  • обобщение источников и литературы, составление раздела «Состояние вопроса».

Рекомендации: вначале изучается литература и источники, опубликованные в текущем году, затем по реферативным журналам - материалы за предыдущие пять и более лет. Используется система «Интернет» для информационного анализа.

Этап II . Разработка и организация выполнения работы:

  • поиск аналогов научного и технического решения данной проблемы с помощью руководителя темы;

  • анализ особенностей объекта исследования;

  • выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач (теоретических, экспериментальных и др.);

  • организация и проведение экспериментальной части (если она присутствует в исследовании).

Этап III . Составление и оформление работы.

1. Реферат. Реферат (монографический или тематический) представляет собой самостоятельное средство учебно-научной коммуникации. Реферат может рассматриваться как самостоятельная аттестационная работа выпускника школы при условии, если работа представлена не как информационный обзор по теме, а в ней присутствуют анализ, обобщение, обработка материала и сделаны собственные выводы. Хороший реферат - тоже научная работа. Ценность реферата в его полноте и качестве предварительного изучения научной литературы и ее критическом анализе.

Структура реферата.

После титульного листа публикуется план реферативной работы:

Введение: обоснование темы реферата, её актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определяются цели и задачи работы; приводится обзор источников и литературы.

Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух - трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части: глубоко и систематизированно излагается состояние изучаемого вопроса; обсуждаются противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, анализируются и оцениваются с особой тщательностью.

Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения, как решить существенные вопросы лучше и иначе, чем до сих пор.

2. Творческая работа. Творческая работа может быть различной по форме и содержанию: сочинение; рассказ, повесть, стихотворение собственного сочинения, эссе; краеведческая работа, носящая описательный характер собранного материала по объектам изучения; сценарий школьного спектакля, творческого вечера; описания на заданную тему.

3. Проектно-исследовательская работа.

Структурные компоненты научно-исследовательской работы:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • главы основной части;

  • выводы;

  • заключение;

  • список литературы;

  • приложения.

Во введении, фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно-исследовательской работы.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида работы обучающегося.

В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.

Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.

В конце, после заключения, принято помещать список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно-исследовательской работы.

В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: справочники, нормативно-правовая документация и т.д

Этап IV . Защита проектно-исследовательской работы, реферата.

Таким образом, в школе выстраивается система обучения учебно-исследовательской деятельности и возможностей для включения учащихся в самостоятельное исследование в период обучения в школе.

Результат.

Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, региональной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Эффективность

За последние три года получены высокие данные при положительной динамике.

Время обучения

класса

Класс

Успеваемость %

Качество

%

2010 -2011

2011 -2012

2012-2013

5, 7, 9, 10

6, 8, 10, 11

5, 7, 9, 11

100

100

100

87,0

84,0

94

При 100% успеваемости по биологии за последние 3 года качественная успеваемость возросла до 94% при стабильно высоком уровне познавательного интереса обучающихся, результаты итоговой аттестации выпускников превышают окружные (63,2%).

Олимпиады, конкурсные мероприятия в школе и в городе, итоговые и промежуточные срезы выявили, что ученики, занимающиеся проектно- исследовательской деятельностью, хорошо осваивают предметы, одновременно участвуя в нескольких олимпиадах и конкурсах, занимают призовые места: 12 учеников награждены Похвальной грамотой за успехи в изучении биологии; 3 выпускника - с золотой медалью, 8 с серебряной; 26 человек - победители и призеры муниципальных олимпиад; 16 человек - победители и призеры муниципальных конкурсов; 25 человек - победители и призеры региональных, Всероссийских, Международных конкурсов и олимпиад; 93% учащихся умеют проявлять свою творческую индивидуальность, включающую креативные способности и активность в коллективно-творческих делах; 89% детей владеют навыками общения и поведения в соответствии с нравственными и эстетическими нормами, включающими коммуникативные умения и навыки саморегуляции.























Литература

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.

  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: Аркти, 2007.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003.

  4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003.

  5. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2003. № 3.

  6. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.



© 2010-2022