Рабочая программа кружка Юный исследователь для обучающихся 5-8 классов

В рамках введения Федерального Образовательного Государственного Стандарта в среднем звене с 2014-2015 уч. года метод проектов станет одним из основных видов деятельности как в урочной, так и во внеурочной среде. Этим и определяется актуальность данной рабочей программы для учителей биологии.   В рабочей программе прописаны цели, задачи курса, а также планируемые  результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности обучения. Дается содержание программы по курсу и календарно - тема...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30 г. Ярославля





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предметного кружка по биологии

«Юный исследователь»

для учащихся 5 - 8 классов


Рабочая программа кружка Юный исследователь для обучающихся 5-8 классов




Составлена учителем биологии


МОУ СОШ № 30 г. Ярославля


Кокуевой Е.С.




2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальнось программы курса определена подготовкой к введению Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (Далее - Стандарта) в среднем звене с 2015-2016 учебного года. В рамках введения Стандарта метод проектов станет одним из основных видов деятельности как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся.

В ходе планирования и различных проектов учащиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель: познакомить учащихся с многообразием мира и явлений живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы:

  • Количество детей - 15 человек

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-15 лет.

  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

  • Количество часов - 2 учебных часа в неделю (всего 68 часов)

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная

Деятельность школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы


Принцип системности-

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации-

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры-

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых-

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи-

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности-

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

В результате работы по программе курса учащиеся должны

знать:

  • методику работы с биологическими объектами и микроскопом;

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

  • вести наблюдения окружающего мира;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

  • работать в группе.

Построение работы в кружке «Юный исследователь» имеет свои особенности:

После вводного занятия и ознакомления с правилами работы в биологической лаборатории (п.1), ученики приступают к осуществлению проектов, примерные темы которых приведены ниже (п.2). По правилам проектной деятельности нельзя заранее сформулировать темы проектов, т. к. они рождаются в голове самих учеников исходя из личностной значимости. Поэтому приведенные темы являются приблизительными.

В ходе работы над выбранным учеником проектом, исходя из личностной значимости, дети будут параллельно знакомиться с формами и методами организации исследовательской деятельности (п.3) и оформлением исследовательских работ (п. 4). Таким образом, построение учебного материала носит параллельный характер.








Содержание программы по учебному материалу:



1. Вводное занятие (2 часа).

Цели и задачи, план работы кружка.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

Оборудование биологической лаборатории.

Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

2. Проектно - исследовательские работы в области биологии (26 часов).

Выращивание плесени и изучение условий ее существования.

Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени.

Способы борьбы с плесенью.

Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов.

«Посев» микроорганизмов.

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет).

Определение крахмала в пищевых продуктах.

Анализ подлинности пищевых продуктов.

Акция «Контрольная закупка».

Определение органических веществ в продуктах питания.

Определение кислотности продуктов питания.

3. Формы и методы организации исследовательской деятельности (4 часа).

Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.

Особенности чтения научно-популярной и методической литературы:

чтение-просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.

Особенности и приемы конспектирования.

Тезисы.

Экскурсия в библиотеку.

4. Оформление исследовательских работ (34 ч.)

Основы научного исследования.

Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования.

Выбор темы исследовательской работы.

Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме.

Составление рабочего плана исследования.

Обоснование выбранной темы.

Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература».

Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Power Point.

Логическое построение текстового материала в работе.

Наглядный материал.

Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д.

Отбор и размещение рисунков, фотографий.

Научный язык и стиль.

Сокращения, обозначения.

Объемы исследовательской работы.

Эстетичное оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

Выводы.

Оформление «Заключения».

5. Подведение итогов работы кружка (2 часа).

Выступление учеников на научно - практических конференциях различного уровня.

Планы на следующий учебный год.

Календарно - тематический план:


Дата

Количество часов

Название темы, раздела

1. Вводное занятие (2 часа)

1

1

Цели и задачи, план работы кружка.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

Оборудование биологической лаборатории.

2. Проектно - исследовательские работы в области биологии (26 часов)

2

Выращивание плесени и изучение условий ее существования

2

Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени

2

Способы борьбы с плесенью

2



Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов

2

«Посев» микроорганизмов

2

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет)

2

Определение крахмала в пищевых продуктах

2

Анализ подлинности пищевых продуктов

2

Акция «Контрольная закупка»

2

Определение белков в продуктах питания

2

Определение жиров в продуктах питания

2

Акция «Контрольная закупка»

2

Определение кислотности продуктов питания

3. Формы и методы организации исследовательской деятельности (4 часа)

2

Источники получения информации

Особенности чтения научно-популярной и методической литературы

2

Особенности и приемы конспектирования

Тезисы

Экскурсия в библиотеку

4. Оформление исследовательских работ (34 часа.)

2

Основы научного исследования

2

Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования

2

Выбор темы исследовательской работы

2

Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме

2

Составление рабочего плана исследования

2

Обоснование выбранной темы

2

Оформление титульного листа. Работа в программе Microsoft Office Word

2

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Работа в программе Microsoft Office Word

2

Создание презентаций с помощью программы Microsoft Office Power Point

2

Возможности программы Microsoft Office Power Point

2

Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point

2

Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point

2

Логическое построение текстового материала в работе


2

Наглядный материал

Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д.

2

Отбор и размещение рисунков, фотографий

2

Научный язык и стиль

Сокращения, обозначения

Объемы исследовательской работы

Эстетичное оформление

2

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности

Выводы

Оформление «Заключения»

5. Подведение итогов работы кружка (2 часа)

2

Выступление учеников на научно - практических конференциях различного уровня

Планы на следующий учебный год









Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени основного общего образования

1. получат возможность:


  • расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • осознать своё место в мире;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

  • научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

2. получат возможность для формирования:


  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности в неучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;

3. получат возможность для формирования УУД:


  • Личностных универсальных учебных действий:


  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.


  • Регулятивных универсальных учебных действий:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


  • Познавательных универсальных учебных действий:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


  • Коммуникативных универсальных учебных действий:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

10


© 2010-2022