Урок по биологии на тему Движущие силы эволюции. Результаты эволюции

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №29 посёлка Мостовского,

Мостовского района






Урок по биологии на тему Движущие силы эволюции. Результаты эволюции





Шестакова Елена Евгеньевна,

учитель биологии и химии

МБОУ СОШ № 29 посёлка Мостовского,

Мостовского района,

Краснодарского края












2014 год


Разработка урока в 9 классе.

Тема урока. Движущие силы эволюции. Результаты эволюции.

Л.р.№5: «Приспособленность организмов к среде обитания».

Задачи: актуализировать знания об основных положениях учения Дарвина, продолжить развитие понятий «искусственный отбор», «естественный отбор», «наследственность», «изменчивость», «борьба за существование», развивать логическое мышление, уме­ния устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и де­лать выводы, расширять кругозор, развивать интерес к предмету, формировать мировоззрение учащихся, развивать навыки само­стоятельной работы с учебником.

Продолжить дальнейшую подготовку учащихся к ГИА по третьему блоку «Система, многообразие и эволюция живой природы»

Оборудование: презентация, рисунки животных.

Ход урока.

I этап. Актуализация прежних знаний. Отработка заданий ГИА.

Поставка цели и задач учителем: сегодня мы будем отрабатывать задания третьего блока ГИА «Система, многообразие и эволюция живой природы». Этот блок содержит задания, контролирующие знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий, вирусов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результат эволюции.

(Этому блоку отведено 6 заданий в части А, могут быть задания в части В и С).

Деятельность учителя


Деятельность учеников

  1. Разбор заданий по презентации.

  • Какие Вы знаете царства живой природы? Перечислите их основные признаки.

Эти знания пригодятся при разборе заданий А3 в ГИА, посвящённые царству Грибов.

А 3. Характерный признак царства Грибов

1) наличие хитина в клеточной оболочке

2) ограниченный рост

3) отсутствие в клетках ядра

4) автотрофный тип питания

  1. Следующий блок вопросов А 4 и А 5 о царстве Растений.

А 4. На рисунках (А, Б, В, Г) изображён один из способов вегетативного размножения. Как он называется?

1) размножение листовым черенком

2) размножение отводками

3) размножение корневым черенком

4) размножение усами

Урок по биологии на тему Движущие силы эволюции. Результаты эволюцииУрок по биологии на тему Движущие силы эволюции. Результаты эволюции

Урок по биологии на тему Движущие силы эволюции. Результаты эволюцииУрок по биологии на тему Движущие силы эволюции. Результаты эволюции

  1. А 5. Царство Растений.

А 5.Что происходит в листьях при дыхании?

1) выделяется углекислый газ

2) образуются органические вещества

3) поглощается кислород

4) освобождается энергия

  1. Следующий блок вопросов А 6 и А 7 о царстве Животные.

А 6.Тип беспозвоночных, у представителей которого впервые в животном мире появилась сквозная пищеварительная система, -

1) Плоские черви

2) Членистоногие

3) Круглые черви

4) Кольчатые черви

  1. А 7. Царство Животные.

А 7. Какую функцию выполняют воздушные мешки у птиц?

1) уменьшают плотность тела птицы

2) помогают ориентации птицы в полёте

3) способствуют накоплению кислорода в организме

4) обеспечивают движение крови по сосудам

  1. А 24. Учение об эволюции органического мира.

А 24. Направляющим фактором эволюции является

1) мутационная изменчивость

2) модификационная изменчивость

3) географическая изоляция

4) естественный отбор

  1. Отработка умения устанавливать соответствие и определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов (В2, В3)

Название эры Происходящие процессы

I. Палеозойская 1. Появление эукариот

II. Архейская 2. Интенсивное развитие коры

головного мозга

III. Кайнозойская 3. Возникновение двусторонней

симметрии

IV. Мезозойская 4. Возникновение цветка и плода

V. Протерозойская 5. Дифференцировка растений на

ткани и органы

6. Появление четырёхкамерного сердца


  1. Отработка умения устанавливать соответствие и определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов (В2, В3)


В 2. ПРИЗНАК КЛАСС

А) четырёхкамерное сердце 1). Пресмыкающиеся

Б) кожа сухая, тонкая, 2). Птицы

покрыта роговыми чешуями и

костными пластинами

В) хорошо развита забота о потомстве

Г) кровь в сердце смешанная

Д) температура тела высокая и постоянная

Е) трёхкамерное сердце с неполной

перегородкой в желудочке

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








  1. Отработка умения включать в текст пропущенные биологические термины и понятия.

Индивидуальная письменная работа в карте деятельности ученика.

В4. Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последо-вательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.

Задание на карте деятельности ученика.

Текст «Типы клеток»

  • Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с простой организацией, _____(А). Эти доядерные клетки не имеют оформленного ______(Б). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая _________(В) ДНК. Такие клетки есть у _________(Г) и синезелёных.


  • Перечень терминов:

1) хромосома; 2) прокариотные; 3) цитоплазма; 4) кольцевая молекула; 5) ядро; 6) одноклеточное животное; 7) бактерия;

8) эукариотные.

Ответ:

А

Б

В

Г



  1. Отработка задания С2 на умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать).

Индивидуальная письменная работа в карте деятельности ученика.

  • Прочитайте текст. Заполните в таблице «Сравнительная характеристика взглядов Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина на причины возникновения приспособлений у животных» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

  • При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

После окончания работы учитель высвечивает на доске ответ.

Ответ:

  • 1) Внутреннее стремление к совершенству через упражнения.

  • 2) Все новые признаки полезны и сохраняются в потомстве.

ИЛИ

Приобретенные в результате упражнений полезные признаки сохраняются в потомстве.

  • 3) Щенята всех поколений будут рождаться хвостатыми.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ

Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей - плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, ученый считал, что приобретенные организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления отличий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки. Некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнера. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определенных условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками отсеиваются. Свои предположения ученый подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определенными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта. Ч. Дарвин предположил, что в природе происходит нечто подобное. В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗГЛЯДОВ

Признаки для сравнения

По Ламарку

По Дарвину

Причины появления длинной шеи у жирафа

1

Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

Характер изменений, лежащих в основе возникновения приспособлений

2

Изменения могут быть вредными и полезными. Наследственные изменения либо сохраняются, либо отсеиваются

Будут ли через несколько поколений рождаться бесхвостые щенята, если их родителям купируют хвосты?

Хвост у щенят постепенно исчезнет

3


  1. Отработка задания С3 на умение использовать содержание биологического текста для построения умозаключения, объяснения фактов и явлений.

Индивидуальная письменная работа в карте деятельности ученика.

После окончания работы учитель высвечивает на доске ответ.

Ответ:

  • Крылышки помогают распространению плодов. Этот признак может быть полезен.

  • Если этот признак наследуется и полезен, то он передается новым поколениям и усиливается.

  • Естественный отбор сохраняет полезные, в определенных условиях, признаки.


  • Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных» и знания курса, объясните, каким образом могло возникнуть приспособление к распространению плодов-крылаток у клена.

Урок по биологии на тему Движущие силы эволюции. Результаты эволюции


  1. Отработка схемы «Учение Дарвина о естественном отборе».

Урок по биологии на тему Движущие силы эволюции. Результаты эволюции

II этап. Изучение нового материала.


Деятельность учителя


Деятельность учеников

1.Постановка проблемного вопроса.

«Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся мире?»

Эвристическая беседа с учащимися.

2.В чём выражается приспособленность организмов?

Обсуждение приспособленности белки к древесному образу жизни.

Урок по биологии на тему Движущие силы эволюции. Результаты эволюции


3.Отработка понятия «адаптация».

Демонстрация слайдов презентации.

Примеры адаптаций:

а) форма тела;

б) Покровительственная окраска (маскировка);

в) мимикрия;

г) защита от поедания у растений;

д) защита от поедания у животных;

е) поведенческие адаптации;

ж) физиологические адаптации;

з) биохимические адаптации;

Вопрос: абсолютны ли приспособления?

Демонстрация слайда: относительный характер приспособленности.

Формы адаптаций

Описание адаптаций

Форма тела

Приспособление, позволяющее выжить в определённой среде обитания

Покровительственная окраска

Маскировка

Предупреждающая окраска

Очень яркая окраска (обычно белая, желтая, красная, черная) характерна для хорошо защищенных ядовитых, жалящих форм.

Мимикрия

Подражание менее защищённого организма более защищённому

Защита от поедания

Обжигающие волоски, колючки; панцири, иглы

Поведенческие адаптации

Изменения поведения в тех или иных условиях

Физиологические адаптации

Совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий

Биохимические адаптации

Связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных

4.Обобщение.

Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, то приспособления могут утратить своё положительное значение, они обладают относительной целесообразностью.

Высказывания мнения детей о том, что такое адаптация.

  1. Адаптация - это совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.


III этап. Закрепление.

Выполнение лабораторной работы № 5.

Приспособленность организмов к среде обитания.

Цель: доказать, что приспособленность - общее свойство организмов.

Оборудование: рисунки различных организмов.

Ход работы:

1. Определите среду обитания животного, предложенного вам для исследования.

2.Выявите черты приспособленности к среде обитания. Опишите конкретные приспособления.

3.Выявите относительный характер приспособленности.

4.На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.

IV этап. Заключение.

Задание: вставить пропущенные слова (выполнить задание в карте деятельности ученика).

  1. Приспособленность организмов к среде и их органов к выполняемой функции является результатом ___________________(естественного отбора).

  2. Приспособленность носит _______________________________ (относительный характер) и полезна только в определенных условиях.

  3. С позиций современной биологии целесообразность не дана организму изначально творцом, а сформировалась в результате длительного ______________________ (процесса эволюции).



V этап. Рефлексия.

1. Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

2. Что оказалось новым?

3. Было ли интересно на уроке?

4. Какое у вас сейчас настроение?

Урок по биологии на тему Движущие силы эволюции. Результаты эволюцииУрок по биологии на тему Движущие силы эволюции. Результаты эволюции

Домашнее задание. §37(с.136-140), записи в тетради выучить.

Творческое задание по выбору: составить кроссворд по изученной теме.

8


© 2010-2022