Урок по биологии по теме: «Красная книга»

"Описание материала: Задачи урока ознакомить детей с красной книгой. Урок проходит с использованием компьютера, проектора и выходом в интернет. Дети работают с сайтом sibredbook.narod.ru и по ходу работы заполняют таблицу. Ребята охотно ищут информацию своего животного по заданным критериям, на сайте можно просмотреть разные виды животных их место обитание, распространение, прослушать издаваемые звуки и голоса птиц и животных. Работа в интернете, даёт возможность детям самим искать нужную инфом...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Верх-Майзасская основная общеобразовательная школа



Предмет: биология.

Класс: 6





Тема урока: «По страницам Красной книги».

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: проблемно-поисковый.

Форма урока: групповая, индивидуальная.

Автор: Болтовская Елена Сергеевна

Цель урока: Знакомство с Красной книгой Новосибирской области.

Задачи:

- познакомить детей с красной книгой.

- показать необходимость создания красной книги.

- воспитать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы человека с законами природы.

Оборудование: презентация к уроку, компьютеры, проектор, проекционный экран, Интернет-ресурс.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Учитель. Открыт слайд презентации.

Красная книга - Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже миг.

Всё живое хранить зовёт,

Пусть зовёт не напрасно.

Красная книга - Красная!

Аудиозапись песни «Красная книга», стихи Б.Дубровина.

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты.

Охраняются птицы,

Охраняются звери,

Охраняются даже цветы!

Учитель. Что такое Красная книга? Как появилась такая книга? С какой целью она создавалась? Зачем нам нужна Красная книга? - на эти вопросы нам необходимо ответить.

Начало всемирной переписи редких животных и растений было положено в 1948 году. Тогда сотрудники Международного союза охраны и природных ресурсов, обеспокоенные состояний природы, стали собирать информацию о редких и исчезающих животных и растений.

Название «Красная книга» предложил Питер Скотт - английский исследователь, учёный-орнитолог. (показ слайда).

Ученик. Запись в тетрадь.

Первое издание Красной книги вышло в свет в 1963 году. С тех пор вышли пять томов. Четыре из них - о животных, пятый посвящён растениям. (показ слайда).

Ученик. Запись в тетрадь.

С тех пор вышли пять томов. Четыре из них - о животных, пятый посвящен растениям.

Красная книга создаётся для того, чтобы защитить животных и растения.

В Красной книге есть классификация растений и животных.

Исчезающие виды - это виды животных и растений, которые уже невозможно спасти, если человек не примет специальные меры охраны. (показ слайда)

Ученик. Запись в тетрадь.

Сокращающиеся виды - это виды, численность которых очень быстро сокращается. (показ слайда).

Ученик. Запись в тетрадь.

Редкие виды растений и животных - это виды встречаются очень редко на небольших территориях, поэтому могут вскоре исчезнуть. (показ слайда).

Ученик. Запись в тетрадь.

Малоизвестные виды - мало информации, и трудно оценить к какой группе они относятся. (показ слайда).

Ученик. Запись в тетрадь.

Восстанавливающиеся виды - это те растения и животные, которые удалось спасти. (показ слайда).

Ученик. Запись в тетрадь

Красная книга создаётся опытными учёными- зоологами, охотоведами, любителями и знатоками природы.

Если люди проводят специальную работу и изменяют неблагоприятные условия обитания животных и растений, и численность исчезающих и редких животных и растений начинает расти, то их записывают на зелёные страницы Красной книги. Если человек продолжает вредить природе, то в Красной книге могут оказаться новые виды. Навсегда исчезли с лица Земли птицы дронт, бескрылая гагара, странствующий голубь.

Богат и разнообразен животный мир Новосибирского края. Многообразие животного и растительного мира нашего региона обусловлено уникальным сочетанием на её территории различных природных комплексов. Здесь есть и обширные степи, и лесостепная зона, есть хвойные и лиственные леса, болота, озёра и реки.

Для сохранения и восстановления редких видов животных и растений в Новосибирской области приступили к формированию сети особо охраняемых природных территорий. В девяностых годах прошлого века была проведена важная научная работа по созданию Красной книги Новосибирской области: организован сбор и анализ данных, наблюдение за состоянием объектов растительного и животного мира, началась разработка специальных природоохранных мер.

Красная книга Новосибирской области имеет огромное просветительское, воспитательное значение. Каждый из нас, жителей области, перелистывая страницы, почерпнёт для себя не только важные сведения, но и ощутит личную ответственность за сохранение родной природы.

Учитель. Теперь вместе сделаем выводы.

Какая цель создания этой книги?

Ученики размышляют и отвечают.

Учитель. Для чего нам нужна эта книга? Ответить на этот вопрос нам поможет знакомство с этой книгой. И я вам предлагаю виртуальную Красную книгу Новосибирской области. У вас уже открыта страница сайта, где представлена эта книга.

Давайте для начала познакомимся с сайтом.

Учитель показывает сайт, знакомит учеников с ним.

Чтобы не заблудится на сайте, я вам предлагаю путеводитель, который вам поможет выполнить ваше задание.

Путеводитель.

1. Открыть Интернет.

2. Набрать адрес http: sibredbook.narod.ru

3. Знакомство с сайтом.

4. Заполнение таблицы.

5. Откройте данный класс и найдите свой вид

Название вида

Отряд

Семейство

Категория

Статус

Распространение

в области



Ученик. Повторяют действия учителя.

Учитель. Ещё раз вспомним категории видов.

Показывает слайды с соответствующей информацией.

Всю полученную информацию вы будите заносить в таблицу.

После того, как вы всё подготовите, расскажите нам о своём виде, чтобы все знали о нём.

Теперь разделимся на группы.

Ученик. Делятся на группы по 2-3 человека. Получают задания.

Зачем нам нужна Красная книга Новосибирской области?

Название вида

Отряд

Семейство

Категория

Статус

Распространение

в области



Выводы:

Меры охраны:

Учитель.

1 группа - млекопитающие - ёж ушастый

2 группа - птицы - подорлик большой

3 группа - пресмыкающиеся - щитомордник обыкновенный.

4 группа - рыбы - осётр сибирский.

5 группа - насекомые - рогачик малый.

У каждого по окончании должна быть заполнена таблица и сделаны выводы.

Время на выполнение задания 10 минут.

Также ребята обратите внимание на карты с природными зонами, это вам поможет заполнить последнюю колонку в таблице.

Ученик. После того, как сделали задания, пересаживаются за парты. Выступают

Когда выступают дети, учитель показывает соответствующий слайд. Информацию по видам, как изменяются категории по годам, учитель пишет на доске, чтобы потом сравнивать вместе с детьми.

Учитель.

- С какими видами мы с вами сегодня познакомились сегодня на уроке?

- Что нам хотели сказать авторы Красной книги? (Что в неё занесены только редкие и исчезающие виды животных).

- Что мы на основании этих данных должны делать, к чему она нас призывает? (К спасению, к сохранению и восстановлению редких видов животных Новосибирской области).

- Зачем нам надо сохранять и приумножать эти виды животных? Чтобы не было негативного влияния на природу, не повредить пищевые цепи, взаимосвязи, так как каждое животное выполняет свою определённую функцию в природе. С помощью Красной книги мы можем регулировать численность этих видов, будем обращать на них особое дополнительное внимание, как в плане изучения, так и более осторожного отношения к ним.

Вот видите, сколько пользы от Красной книги было перечислено, запишите выводы себе в тетрадь.

Учитель. А как вы думаете, ребята, а список видов может пополняться или нет?

Теперь вы знаете, что их надо охранять, так давайте же выработаем сами свои меры охраны.

Ученик. Записывают меры охраны животных занесённых в Красную книгу.

Сдают сделанные работы.

Учитель. Теперь ребята давайте с вами поиграем. Я вам буду задавать вопросы, а вы ответы будите искать на сайте. Кто быстрее!

1. Вид Эпиплема, или эверсманния, украшенная, к какому отряду относится - чешуекрылые насекомые.

2. Проживает в тундре и таёжной зоне России семейство оленьи - Олень северный

3. Отряд Хищные, семейство куницевые - выдра речная.

4. Мелкая птица с короткими закруглёнными крыльями. Верх тела оливково-сероватый с тёмными наствольями и с рыжеватым оттенком, усиливающимся к хвосту. Позыв - отрывистое «ткк» или «такк». - камышевка вертлявая.

4. Домашнее задание.

Написать по выбору сочинение на тему «Природа Новосибирской области», «Что нужно сделать, чтобы меня могли назвать другом природы», «Мои радости и огорчения», «Что сказали бы цветы, если бы они могли пожаловаться».

Можно написать письмо по выбору: охотнику, растению, животному и т.п., в которых можно излагать свои чувства и мысли по отношению к исчезающим видам растений и животных или к людям, губящим природу.



Используемая литература.

1. «Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы». Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. Новосибирск: АРТА, 2008год.

2. Адрес в Интернете Красной книги Новосибирской области:

sibredbook.narod.ru

Текст для ученика.

Название вида

Отряд

Семейство

Категория

Статус

Распространение

в области





© 2010-2022