Программа рубежной аттестации по биологии

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования

ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум»





Программа завершающей аттестации по биологии









Разработала Аркушина А.Н.

Преподаватель химии, биологии

















Каменск-Уральский, 2012

Введение.

Программа завершающей аттестации по предмету «Биология» составлена на основе учебного плана и « Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся в ГБОУ СПО СО «Каменск -Уральский радиотехникум».

На изучение дисциплины «Биология» отводится 78 часов в течение I и II семестра (биология, программа 10-11 класса). После окончания изучения дисциплины «Биология» проводится дифференцированный зачет в виде тестирования. Условия, процедура подготовки и проведения дифференцированного зачета по учебному курсу разрабатываются предметной (цикловой) комиссией радиотехникума. Зачет проводится за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины в объеме 2-х академических часов.

При проведении дифференцированного зачета уровень подготовки студента фиксируется в зачетной книжке и оценивается в баллах. Всем студентам на зачет необходимо иметь при себе зачетную книжку.

Информация о форме проведения завершающей аттестации доводится до сведения студентов в начале семестра. Оценка за дифференцированный зачет может быть выставлена без опроса по результатам работы студента в течение семестра. При несогласии студента с оценкой последний вправе сдавать устный зачет.

Основная часть.

В рамках освоенных компетенций студент должен:

Знать:

  • основные понятия и законы химии, основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

  • особенности строения атомов химических элементов, структуры периодической системы Д.И.Менделеева

  • применение важнейших металлов, неметаллов и их соединений, а так же органических веществ

Уметь:

  • производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

  • характеризовать свойства классов неорганических соединений, простых веществ, органических соединений;

  • доказывать зависимость между строением и свойствами веществами; проводить аналогии и составлять уравнения генетической связи между классами соединений;

  • составлять химические уравнения, подтверждающие свойства веществ, их получение.

Дифференцированный зачет состоит из вопросов за курс Задания расписаны по уровням сложности и выполняются на выбор студента (по способностям).

1уровень - теоретический (определения, изложение теоретических знаний, полученных в результате обучения.2 уровень - репродуктивный (базовые знания, изложенные в письменной и графической форме, написание уравнений реакций, применение знаний в практической деятельности - решение задач 2 уровня сложности).

3 уровень - продуктивный (полное изложение полученных знаний в системе, выделение существенных признаков, генетической цепочки, выполнение задание 3 уровня сложности, применение полученных знаний на практике.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

  1. Гибридологический метод. Первый закон Менделя. - 0,5 б.

  2. Второй закон Менделя, его сущность. - 1б.

  3. Объяснение терминов: «аллельные гены», «фенотипы и генотипы», «гибриды», «доминантные и рецессивные признаки», «гомозиготы, гетерозиготы, расщепление» -0,5 б.

  4. Анализирующее скрещивание, цель его проведения. Неполное доминирование и принцип чистоты гамет -0,5 б

  5. Смысл и сущность третьего закона Менделя.-1 б.

  6. Сцепленное наследование генов. Группы сцепления. Явление перекреста. Гомологические ряды.- 0,5 б.

  7. Генетика пола. Хромосомное определение пола.-0,5 б.

  8. Множественное действие гена. Отношение ген- признак.- 0,5 б.

  9. Качественные и количественные признаки. Влияние условий среды на признаки. Норма реакции.-0,5 б.

  10. Модификационная изменчивость.- 0,5 б.

  11. Типы наследственной изменчивости.-0,5 б.

  12. Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Практическое значение исследования мутаций.- 1б.

  13. Закон гомологических рядов.-0,5 б.

  14. Методы изучения наследственности человека. Генетика и медицина. -0,5 б.

  15. Лечение и предупреждение некоторых наследственных заболеваний человека. -0,5 б.

  16. Селекция. Первый этап селекции Центры происхождения культурных растений Происхождение домашних животных.-1б.

  17. Методы современной селекции Причины использования в сельском хозяйстве близкородственного скрещивания Биологическое значение гетерозиса.-1б.

  18. Применение полиплоидии в сельском хозяйстве Значение искусственного мутагенеза в селекции Отдаленная гибридизация.-0,5 б.

  19. Перспективы в селекции в связи с применением методов клеточной инженерии и ее результаты. Генная инженерия.-0,5 б.

  20. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина.-1 б.

  21. От черной кошки родились один черепаховый и несколько черных котят. Определите: а) фенотип и генотип отца; б) пол черепахового и черных котят.-2 б.

  22. Можно ли считать тождественными понятия биологический регресс и дегенерация? Ответ обоснуйте. В чем заключается эволюционное значение ароморфоза и идиоадаптации.-2 б.

  23. Каковы движущие силы эволюции человека? Провести анализ факторов антропогенеза.-2,5 б.



ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ.

8баллов. Оценка «5» (отлично)

Полнота, системность, прочность

- изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы, допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые студентом.

Обобщенность знаний

-Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза: выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений; свободное оперирование известными фактами и сведениями с использованием сведений из других предметов.

Действенность знаний

-Самостоятельное применение знаний в практической деятельности: выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера.

Косвенные показатели, влияющие на оценку

-Проявление познавательного интереса, познавательной активности, познавательно-творческого интереса к изучаемому предмету, новой технологии, постоянное стремление выполнить более сложное задание.

7 баллов. Оценка «4» - (хорошо)

Полнота, системность, прочность

- изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме полное, в системе, в соответствии с требованиями учебной программы, допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые студентом после указания преподавателем на них.

Обобщенность знаний

-Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза: выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений, в которых могут быть отдельные несущественные ошибки; подтверждение изученного известными фактами и сведениями.

Действенность знаний

-Применение знаний в практической деятельности: самостоятельное выполнение заданий воспроизводящего характера, а с незначительной помощью преподавателя - творческого характера.

Косвенные показатели, влияющие на оценку

-Проявление познавательной активности, познавательного интереса к изучаемому предмету, новой технологии, желание выполнить более сложное задание.

6 баллов. Оценка «4» (хорошо)

- Изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме полное, в соответствии с требованиями учебной программы, допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые студентами после указания преподавателем на них.

- Выделение существенных признаков изученного; выявление причинно- следственных связей: формулировка выводов и обобщений, в которых могут быть отдельные несущественные ошибки; подтверждение изученного известными фактами и сведениями.

- Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное выполнение заданий воспроизводящего характера с элементами творчества.

- Проявление познавательной активности, познавательного интереса к изучаемому предмету, новой технологии, желание выполнить более сложное задание.

5 баллов. Оценка «4» (хорошо)

- Изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме неполное, однако этот минимум учебного материала позволяет усваивать дальнейший материал.

- Сложности при выделении существенных признаков изученного, с наводящими вопросами, выявляет причинно-следственные связи, формулирует выводы и обобщения.

- Применение знаний в практической деятельности, с минимальной помощью преподавателя, выполняет задание воспроизводящего характера.

- Созерцательный познавательный интерес к изучаемому предмету, новой технологии, старается выполнять более сложное задание.

4 балла. Оценка «3» (удовлетворительно)

- Изложение полученных знаний неполное, однако, это не препятствует усвоению последующего программного материала, допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя

- Затруднение при выделении существенных признаков изученного материала, при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов.

- Недостаточная самостоятельность (студент нуждается в вопросах преподавателя) при применении знаний в практической деятельности; выполнение заданий воспроизводящего характера с помощью преподавателя.

- Пассивность, созерцательный познавательный интерес к предмету, новой технологии, отсутствие стремления выполнять более сложные задания.

3 балла. Оценка «3» (удовлетворительно)

- Изложение учебного материала бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации, существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью преподавателя

- Бессистемное выделение случайных признаков изученного, неумение производить простейшие операции синтеза и анализа, пытается делать обобщения и выводы.

- Применение знаний в практической деятельности только с помощью преподавателя. Студент не может ответить на наводящие вопросы, самостоятельно выполнить задание.

- Отсутствие интереса на уроке, интереса к изучаемой дисциплине.

2 балла. Оценка «3» (удовлетворительно)

- Изложение учебного материала бессистемное, что препятствует усвоению последующей информации, существенные ошибки, не исправляемые даже при помощи преподавателя.

- Бессистемное выделение случайных признаков изученного, неумение производить простейшие операции анализа и синтеза, пытается делать обобщения, выводы.

- Неумение применять знания в практической деятельности (студент не способен ответить на вопросы преподавателя, самостоятельно выполнить задание).

- Отсутствие внимания на уроке, интереса к изучаемой дисциплине.

1 балл. Оценка «2» (неудовлетворительно)

- Полное незнание и непонимание учебного материала (студент не может ответить ни на один поставленный вопрос).

- Отсутствие попыток применить знания в практической деятельности (отказ ответить, выполнить задание).

ПРИМЕЧАНИЕ:

- К несущественным ошибкам относятся ошибки, не ведущие к искажению содержания.

- К существенным ошибкам относятся ошибки, ведущие к искажению содержания

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

I УРОВЕНЬ - 70 % правильных ответов - 2 балла

90 % правильных ответов - 3 балла

100% правильных ответов - 4 балла

II УРОВЕНЬ - 70 % правильных ответов - 5 баллов

90 % правильных ответов - 6 баллов

100% правильных ответов - 7 баллов

III УРОВЕНЬ - 70 % правильных ответов - 8 баллов

90 % правильных ответов - 9 баллов

100% правильных ответов - 10 баллов











© 2010-2022