- Преподавателю
- Биология
- Авторская методическая работа «Метод проектов»
Авторская методическая работа «Метод проектов»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Закирова Ф.Н. |
Дата | 22.05.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МЕТОД ПРОЕКТОВ
( МКОУ СОШ № 35
учитель биологии Закирова Ф.Н)
Содержание
1. Введение………………………………………………………………...….3стр.
Глава 1. Метод проектов…………………………………………………….5стр.
1.1 Историческая справка………………………………………………...….5стр.
1.2 Принцип наглядности…………………………………..……...…….....9стр.
Глава 2. Что такое метод проектов, в чем его суть?............................ 13стр.
2.1 Перечислим основные требования, предъявляемые к организации проектной деятельности……..………………………………………..…....14стр.
2.2 Общая характеристика метода проекта………………………...……...18стр.
2.3 Организация проектной деятельности………………………........…...20 стр.
2.4 Вывод………………………………………………………………….....27стр.
Глава 3.Практическая часть - презентации проектов ……..….30стр.
Биология - Эволюция
География - страноведение
Химия - химия вокруг нас
«Точные предметы настолько серьезны, что полезно
не упускать случая, делать их немного занимательными»
Б.Паскаль
Введение
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу актуальных проблем педагогической науки и изменений, которые происходят в современном обществе. Это требует корректировки многих аспектов образования, задача которого - сформировать творчески мыслящую личность, самостоятельную и инициативную. Это объясняет то, что решение практических задач: осуществление обязательного Общего образования, повышение качества подготовки выпускников средней школы - является велением и требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения. Важнейший из таких подходов состоит в определении путей, дидактических условий и системы средств более полной реализации принципа активности в обучении.
Ведущим видом деятельности для школьников является учение, поэтому следует искать возможность повышения их активности в этом процессе, что будет способствовать не только улучшению качества общеобразовательной подготовки учащихся, но и формированию активной личности в целом. В настоящее время проблема формирования познавательного интереса и активности решается с различных позиций, во взаимосвязи познавательной и практической деятельности, познавательной деятельности и общения между учителем и учащимися или между учащимися.
Необходимость исследования проблемы объективно вытекает из особенностей работы школы в современных условиях.
Во-первых, усложнились задачи, которые в настоящее время решает школа;
во-вторых, произошло значительное усложнение содержания образования, особенно по предметам естественно-математического цикла. Одновременно возрос и объем информации, подлежащий усвоению, сроки же обучения почти не изменились. В связи с этим обострилась задача развития мышления учащихся и обучение их учебным умениям, рациональным приемам познавательной деятельности.
В-третьих, в связи с быстрыми темпами накопления новой информации, особенно в естественных науках, уже в школе необходимо готовить учеников к непрерывному образованию после ее окончания, что требует формирования у них познавательного интереса и отыскания способов его удовлетворения. Таким образом, проблема повышения активности учения школьников является магистральной проблемой дидактики.
В настоящее время разработано множество средств активизации учения, все они являются эффективными. Это - проблемное изучение, самостоятельная работа, применение наглядности и многое другое. В данной работе будет рассмотрено такое средство активизации как метод проектов, т.е. применение метода проектов при изучении понятий.
Метод проектов изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической деятельности. Одним из важнейших особенностей процесса обучения является перенос акцентов с формального на содержательное развитие понятий и утверждений на наглядной основе, повышение роли интуиции и воображения как основы для формирования мышления. Эта особенность очень важна, т.к. она повышает качество обучения, формирует интерес к материалу и напрямую связана с развитием мышления школьников, причем главная опора при обучении - наглядно-образное мышление. Иначе говоря, действует один из дидактических принципов - принцип наглядности. На разных этапах изучения наглядность выполняет различные функции. При изучении внешних свойств предмета, с помощью наглядных средств, учащиеся могут сами непосредственно извлечь знания, а с другой стороны, наглядные средства могут служить лишь опорой для создания связей и отношений между свойствами предмета, иллюстрируя эти отношения.
Именно поэтому тема квалификационной работы : «Организация проектной деятельности учащихся при изучение естественно-математических предметов.»
Цель исследования - показать, как можно использовать метод проектов при изучении естественно-математических предметов.
Объект исследования - влияние проектной деятельности на качество подготовки учащихся к уроку.
Предмет исследования - использование проектной деятельности на уроках химии, биологии, географии как средство активизации знаний.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
-
рассмотрение основных теоретических вопросов по предметам;
-
разработка некоторых методических рекомендаций по изучению данной темы;
-
определить возможности эффективного использования наглядности;
Методы исследования - изучение литературных и других источников; наблюдение.
Глава 1
Историческая справка.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, как? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний. И через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний, другими словами, от теории к практике - соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов, нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлек многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты и педагоги обратились к этому методу, чтобы решить свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод ограниченно сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходиться слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о метод проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Принцип наглядности
Облегчение восприятия и усвоения учащимися естественно-математических знаний может быть достигнуто разным использованием наглядных средств и рисунков.
Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. Он означает, что в обучении необходимо, следуя логике процесса усвоения знаний, на каждом этапе обучения найти его исходное начало в фактах и наблюдениях, после чего определить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного предмета к общему, абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного к единичному, конкретному. Т.О. российская дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой. Однако характер и степень использования наглядности различны на разных этапах обучения. Излишнее увлечение наглядностью в обучении может привести к нежелательным результатам.
Говоря о значении принципа наглядности и о его роли в процессе учебного познания, дидактика утверждает, что наглядность является исходным моментом обучения главным образом в младших классах. По мере движения учащихся к старшим классам учитель постепенно должен находить в обучении историко-индуктивный путь пополнения знаний: постановка проблемы, история ее решения и современное состояние, затем практические или лабораторные работы.
По характеру отражения окружающей действительности различают следующие виды наглядности:
-
натуральная (естественная) наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.);
-
изобретательная наглядность (фотографии, художественные картины, рисунки, учебные картины и др.) применяется, когда показ натурального предмета затруднен, а созерцание конкретного образа необходимо;
-
символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы, диаграммы) по существу является своеобразным языком, а потому должна специально изучаться, чтобы стать понятной.
Различные виды наглядности выполняют различные функции. Одни содействуют оживлению представлений (картины, предметы быта), другие являются опорой для отвлеченного мышления.
Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала.
Наглядные пособия занимают особое место среди вспомогательных средств обучения: при их помощи успешнее формируется воображение, облегчается изучение сложных и трудных вопросов, конкретизируются естественно- научные сведения, повышается интерес к работе, развиваются конструктивные способности учащихся.
Школа должна развивать у учащихся определенный круг представлений, сообщить необходимый им запас знаний и навыков, и самое главное научить применять полученные сведения на практике. Создать на уроке обстановку заинтересованности в работе, вызвать у учащихся стремление обобщать, конструировать, изображать предметы в пространстве и т.п. Наглядность позволяет связывать школьные знания с жизненной практикой.
Применение наглядных пособий в обучении подчинено ряду правил: ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств; обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета; показать предмет в его развитии; предоставить учащимся возможность проявлять максимум активности и самостоятельности при рассмотрении наглядных пособий; использовать средства наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращать наглядность в самоцель.
Следовательно, умелое применение средств наглядности в обучении всецело находится в руках учителя. Учитель в каждом отдельном случае должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения, ибо от этого в определенной степени зависит качество знаний учащихся.
Принцип наглядности требует сочетания наглядности и мыслительных действий, наглядности и слова. Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности. Их недостаток приводит к формальным знаниям, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения.
Каждое наглядное пособие должно соответствовать ряду требований.
-
Наглядное пособие должно способствовать достижению учебных целей, которые ставят перед ним (правильное формирование понятий).
-
При разработке пособий необходимо учитывать методические назначения: демонстрационные пособия, индивидуальные пособия, пособия для проведения фронтальных работ.
-
Модель должна быть выполнена точно и изящно. Тогда модель не будет противоречить представлениям ученика об образах, а будет укреплять в нем правильные понятия о точности в практике.
-
Пособия должны быть просты в сборке и в дальнейшей работе. Нужно стремиться к тому, чтобы пособие имело как можно меньше деталей, продумать систему их расположений.
-
Большое значение имеет вид и оформление наглядного пособия. Необходимо правильно выбирать материалы, из которых изготавливается пособие, цвета для раскраски. Культура оформления пособий должна содействовать целям эстетического воспитания учащихся.
-
Размеры наглядных пособий определяются его дидактическим назначением. Индивидуальные пособия и пособия для фронтальной работы не должны быть мелкими, тогда как демонстрационные модели должны иметь такой размер, чтобы его можно было увидеть из любого места в классе.
ГЛАВА 2
Что такое метод проектов
Получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающий компетентно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности у осуществлению ответственного выбора».
По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности.
Проектная деятельность включает в себя этапы:
-
разработка проектного замысла (анализ ситуации, проблемы, целепологание, планирование),
-
реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий),
-
оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).
Цель учащегося должна быть связана с изменением реальности, учащийся должен выполнить все шаги алгоритма проектной деятельности. Дидактическая цель учителя - формирование ключевой компетентности учащихся, а алгоритм ее достижения выражается в технологии создания ситуаций, в которых разворачиваются проекты учащихся, и сопровождении проектной деятельности учащихся.
Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы; под методом проектов - технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.
В чем суть метода проектов?
Учебно-познавательная деятельность школьников обладает большим потенциалом для формирования у них творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание субъективно значимого знания. Такой опыт формируется на основе деятельного и личностно ориентированного подходов в обучении, одним из путей, реализации которых является применение в обучении метода проектов.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего практическую значимость.
Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определенного потребителя. В процессы работы учащиеся вовлекаются в так называемую проектную деятельность, направленную на освоение профессионального опыта проектировщиков, конструкторов, дизайнеров и т.д. и овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями.
Перечислим основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта.
-
Проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для их ближайшего окружения.
-
Решаемая с его помощью проблема и предлагаемые результаты должны иметь практическое значение.
-
Работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер.
-
Проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, при этом допускает изменения в процессе своего осуществления.
Итак, метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.
Как правило, учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач - осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками - все это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает в обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика: первый задает «пространство» возможных целей и путей их достижения, из которых второй выбирает те, что наиболее соответствуют его индивидуальности. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития учащихся.
Нередко проект призван интегрировать различные учебные предметы, поэтому ведущим их учителям необходимо создать собственную команду, которая определила бы его цели, выбрала тематику исследования и сроки проведения проекта. Скоординировать свою работу учителя-предметники должны еще на стадии его замысла. Объединение учителей в плодотворно работающие команды, приобщение учащихся к новым, нетрадиционным формам работы - длительный и сложный процесс. Вот почему учителям, только начинающим осваивать данный вид деятельности, не стоит браться сразу за масштабный проект. Сначала они могут попробовать организовать один или несколько мини-проектов в рамках своего предмета.
Преимущество метода проектов:
-
легко вписывается в учебный процесс в условиях классно-урочной системы и позволяет достигать цели образования по любому учебному предмету;
-
метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
-
сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
-
дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями;
-
реализует идею профессиональной ориентации на всех уровнях обучения;
-
позволяет приобретать уникальный опыт социального взаимодействия.
Для учителя естественно-математического цикла наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
-
появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером - учителем;
-
зарождаются основы системного мышления;
-
формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов;
-
развиваются творческие способности, воображение и фантазия;
-
воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Общая характеристика проекта
Проектная деятельность осуществляется в малых группах по 5 - 6 человек. На начальном этапе каждой группе сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.
Ознакомительная информация представляет собой исторические сведения и высказывания знаменитых людей об изучаемом объекте - треугольнике. При ее подготовке учитель может воспользоваться любой литературой по истории математики и публикациями в журналах. Кроме того, в качестве творческого задания учащимся можно предложить найти дополнительную информацию, относящуюся к теме. Это могут быть строчки из стихов и песен, афоризмы, пословицы и прочее. Задание вызывает интерес у всех учеников независимо от их склонности к предмету, а долгосрочность проекта обеспечивает поддержание их внимания к предмету исследования на протяжении длительного времени и при выполнении разных видов работы.
Типы заданий, предлагаемые ученикам в ходе проекта:
-
практические задания, предполагающие выполнения физических действий: измерение, разрезание, сгибание, рисования и прочее;
-
практические задачи - задачи прикладного характера;
-
проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;
-
теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.;
-
задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.
Задания выполняются учащимися в виде наглядного пособия по предмету - «портфолио». При его изготовлении могут использоваться любые подходящие материалы: цветная бумага, картон, ткань и пр. В оформлении пособия могут принимать участие и родители.
Основные цели проекта
К общепедагогическим целям проекта можно отнести следующее:
-
обучение школьников самостоятельной работе с разными источниками информации, отбор необходимого, сравнению и установлению связей между известными фактами и явлениями;
-
формирование навыков анализа полученной информации и его применения к решению проблем;
-
развитие таких качеств мышления, как гибкость, критичность, широта, глубина, логичность, быстрота и т.п.
-
обучение мыслительным операциям сравнения, классификации, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации;
-
развитие интуиции, способности предвидеть последствия принимаемых решений, умения устанавливать причинно-следственные связи;
-
формирование коммуникативных навыков.
Среди учебных целей отметим:
-
обобщение и систематизацию учебного материала по теме;
-
обучение проведению практических экспериментов, умениям делать аргументированные выводы, генерировать идеи по разрешению ситуаций, применять знания к решению новых задач и проблем;
-
освоение учениками приемов и методов выдвижения гипотез и проведение доказательств.
Организация проектной деятельности
Основные этапы организации проектной деятельности учащихся и их общая характеристика.
-
Подготовка к выполнению проекта.
Учитель объясняет суть проектной деятельности, определяет цели и формулирует тему проекта. Учитывая индивидуальные особенности детей, представления об их способностях и возможностях, чертах характера, учитель формирует рабочие группы по 5 - 6 человек. Каждая группа получает рабочую тетрадь с ознакомительной информацией и заданиями.
-
Планирование работы.
Учитель предоставляет ученикам календарно - тематический план своей работы и необходимые источники информации. Рабочие группы составляют план собственной работы и корректируют его вместе с учителем. Каждая группа осуществляет первичное распределение обязанностей, определяет время встреч и индивидуальной работы, разрабатывает предложения по оформлению «портфолио».
-
Исследование.
По каждой группе заданий ученики осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации из научной литературы и\или сети Internet. Учащиеся экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают для себя знания по теме .Учитель корректирует ход выполнения работы каждой группы, проводит консультации, оценивает активность и результативность деятельности учащихся.
-
Обобщение результатов.
По каждой группе заданий учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации. На уроке учитель организует коллективное общение в форме обсуждения кратких сообщений о полученных результатах, дискуссий, выдвижение гипотез и оценки их правдоподобности и т.д. После этого каждая группа уточняет свои результаты и пополняет «портфолио».
-
Презентация.
Итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года в рамках времени, выделенного для повторения. Учащиеся подводят итоги совместной интеллектуальной деятельности и представляют «портфолио». Учитель и ученики других рабочих групп задают вопросы по содержанию, основным моментам теоретического материала, по решениям наиболее трудных задач.
-
Оценка результатов проектной деятельности и подведению итогов.
Каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, наконец, учитель оценивает деятельность каждого ученика на основании собеседования и оценок, полученных им на уроках.
В заключении учитель подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого. Советуется с учащимися о возможности продолжения проектной деятельности в старших классах. На презентации и подведение итогов приглашаются зрители: учителя, родители, учащиеся других классов.
Модель взаимодействия «учитель-ученик» при работе над проектом
Роль учителя.
Педагог должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе передачи ученикам знаний и стать организатором проектной деятельности. Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при этом каждый ученик может выбрать любую тему проекта - все что захочет и сумеет сделать.
Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности. Минимальный их набор учащийся должен был присвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме не недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.
Наблюдения, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммутативной компетенции учащегося, с другой.
Роль ученика.
Роль учащегося в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Следует признать, что каждый ученик имеет право:
-
не участвовать ни в одном из текущих проектов;
-
участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
-
в любой момент начать новый момент.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
-
выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.
-
выстраивать систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).
-
оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позицией ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить учащихся и других адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.п.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.
Примеры содержания проектной деятельности обучающихся
1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
-
уроки становятся более оживленными, учащиеся с нетерпением ожидают как момента начала работы над проектом, так и заключительный этап - презентацию;
-
прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся;
-
у ребят появляется стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.
2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.
Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен неблестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.
Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов.
Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
3. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
Деятельность учащихся в рамках предлагаемого проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности. Практические задания и задачи ориентированы на физическое выполнение тех действий, для которых не хватает времени в аудитории. Предварительные измерения, изготовление моделей треугольников, сгибание и разрезание фигур, поиски информации - все это служит базой для теоретических обобщений, выдвижения гипотез. Материальный уровень усвоения действий выступает опорой для неформального абстрагирования и осмысление теоретических положений.
Проблемные вопросы и задания направлены на решение (пока еще почти интуитивное) таких математических проблем, как существование и единственность объекта, однозначность и многозначность, соответствие законам формальной логики. Речевой этап усвоения умственного действия реализуется при выдвижении аргументов, оформлении доказательств, на гласной защите выполненных заданий, в спорах и дискуссиях. И собственно умственное действие учителю остается только подкорректировать, очертив четкие границы определений, теорем, признаков и свойств, способов решения задач и прочее.
При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решении задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.
Важным результатом проектной деятельности является активация процессов социализации школьников. Поиски информации, обращение к старшим, общение с товарищами, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.
ВЫВОД
ПРОЕКТ- совокупность определенных действий, документов, замысел или план для создания реального объекта(теоретического продукта.
Образовательный проект- форма организации учебных занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности его участников по получению образовательной продукции, оформленной в наглядном виде.
МЕТОД проектов- спланированная учителем самостоятельная деятельность учеников по решению значимой для участников проблемы и ориентированная на применение и приобретение новых знаний( порой самообразованием).
Любой проект предполагает:
-самореализацию;
-мотивацию на творчество;
-познавательную мотивацию;
-коллективную работу;
-партнерские отношения между взрослыми и детьми;
-мониторинг;
-рефлексию.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
-в центре внимания- ученик, содействие развитию его творческих способностей;
-образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
-индивидуальный темп над проектом обеспечивает выход ученика на свой уровень развития;
-комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций ученика;
-глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их усвоения в разных ситуациях.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА:
-название;
-цитаты, лозунги, воззвания, характеризующие проект;
-идея проекта( оригинальный замысел, дающий представление о том, чему посвящен проект);
-цели проекта(внешняя и внутренняя);
-участники проекта;
-сроки реализации проекта;
-этапы проведения проекта;
-критерии оценки работ;
-возможное продолжение и развитие.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ
Идеальный проект- проект вытекающий из реальных жизненных задач.
Тема должна быть:
1.Интересна учителю и ученикам.
2.Соответствовать программе учебного курса одного или нескольких предметов.
3.Не ограничиваться рамками стандартных уроков.
Выбирая тему, необходимо задавать себе вопросы:
1. Какие исследования могут провести учащиеся в выбранной теме?
2.Что будут делать ученики в проекте по данной теме?
3.Что может быть результатом проекта по данной теме?
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Критерии оценивания детских работ разрабатываются для того, чтобы объяснить учащимся, каким требованиям должна удовлетворять их работа. Причем, оцениваются разные параметры, по составляющим деятельности: предметно- содержательной, деятельностно-коммуникативной и ценностно- ориентационной. Критерии разрабатываются отдельно для всех исследований. Создание критериев оценивания помогает скорректировать цель и задачи учебного проекта, а, значит, приблизить к желаемому результату.
ПАРАМЕТРЫ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
-корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
-активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
-коллективный характер принимаемых решений;
-характер общения и взаимопомощи;
-необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
-доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
-эстетика оформления результатов проекта;
-умение отвечать на вопросы оппонентов.
ПРИ ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА ОЦЕНИВАЕТСЯ:
-качество доклада, объем и глубина знаний по теме;
-культура речи;
-ответы на вопросы;
-деловые и волевые качества докладчика.
ГЛАВА 3
Практическая часть презентации проектов -
Биология « Теория эволюции» 11 класс
География « Страноведение» 10 - 11 класс
Химия « Химические вещества вокруг нас»
Цель проекта:
Доказать конкретными примерами основные положения теории эволюции.
Задачи проекта:
-научить применять знания по теме на конкретных примерах;
-развивать умение работать с научным материалом и выбирать нужный материал;
-вызывать интерес к познавательной деятельности
Основополагающий вопрос
Эволюция- это реальный процесс или выдумка ученых- биологов?
Аннотация
Данный проект реализуется в рамках учебных предметов курса 11 класса. Основными целями проекта являются формирование правильного отношения к теоретическим знаниям, осознанию их познаваемости и умению использовать к конкретным ситуациям.
Форма проведения проекта
Ребята работают над проектами по одному или в парах. Каждая группа выполняет свое задание, которое включает предварительную работы с дополнительной литературой, с материалом в Интернете. Выбор нужного материала и оформление презентации.
Результат проекта
Выступление с презентациями на зачетных уроках, семинарах и конференциях.
Источники информации
-Интернет ресурсы
-Энциклопедии
-Учебная литература
- Журналы
Темы самостоятельных исследований:
Биология
- Пауки
-Крокодилы
-Кошки
-Гепарды
- Слоны
География
-Болгария
-Афганистан
- Польша
-Бразилия
-Филиппины
-Испания
-Великобритания
-Италия
Химия
-Атмосфера
-Кофе
-Чистящие и моющие средства
-Химическая мелиорация почвы
-Гигиена и косметика
-Лекарства
-Удобрения
Химическая промышленность
Стр. 33