Конспект урока Класс головоногие моллюски

Тема: «Класс Головоногие моллюски» Цель :Познакомить учащихся с разнообразием, образом жизни, строением головоногих моллюсков  Задачи: сформировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков;  развивать знания учащихся о многообразии животного мира;  воспитывать бережное отношение к природе    Запись на доске новых понятий: «гемоцианин», «статоцисты», «половой деморфизм», «автотомия», «хроматофоры», «амбра».  Тип урока: изучение новой темы   ХОД  УРОКА: 1...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Класс Головоногие моллюски»

Цель :Познакомить учащихся с разнообразием, образом жизни, строением головоногих моллюсков

Задачи:

  • сформировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков;

  • развивать знания учащихся о многообразии животного мира;

  • воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к изучению естественных дисциплин.

Запись на доске новых понятий: «гемоцианин», «статоцисты», «половой деморфизм», «автотомия», «хроматофоры», «амбра».

Тип урока: изучение новой темы

Межпредметные связи: география, физика

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей, приветствие).

2.Опрос домашнего задания: «Что было задано на дом?», «Какие вопросы возникли по домашнему заданию?». Выполнение заданий по карточкам с учетом индивидуального подхода.

1 вариант

№1: в каждом задании выберите один верный ответ:

1) Моллюски обитают:

А - только в море;

Б - только в пресных водоёмах;

В - в море, пресных водоёмах и на суше;

Г - только на суше

2) Мантия представляет собой:

А - кожную складку, расположенную под раковиной;

Б - орган передвижения;

В - защитную раковину;

Г - отдел тела моллюска.

3) Двустворчатые моллюски - обитатели воды имеют:

А - жабры;

Б - легкое;

В - не имеют органов дыхания;

Г - не дышат, так как створки плотно закрыты.

4) Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят:

А - виноградную улитку;

Б - беззубку;

В - устрицу;

Г - осьминога.

5) К органам выделения большого прудовика относят:

А - печень;

Б - почку;

В - кишечник;

Г - анальное отверстие.

6) Раковину, образованную двумя створками, имеют:

А - перловицы, беззубки, мидии;

Б - кальмары, каракатицы, осьминоги;

В - прудовики, катушки, рапаны;

Г - слизни, виноградные улитки.

7) Наземные улитки питаются преимущественно:

А - растительной пищей;

Б - различными беспозвоночными животными;

В - моллюсками других видов;

Г - перегнивающими растительными остатками.

№2: вставьте в предложения пропущенные слова:

1) Моллюски имеют двухстороннюю симметрию тела.

2) Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих сидячий или малоподвижный образ жизни.

3) Кровеносная система моллюсков незамкнутая.

2 вариант

№1: в каждом задании выберите один верный ответ:

1) Раковина моллюсков состоит из:

А - извести;

Б - только из рогоподобного вещества;

В - из извести и рогоподобного вещества;

Г - из рогоподобного вещества, извести и перламутра.

2) Единую раковину, в виде башенки, завитка или другой формы имеют:

А - «корабельные черви»;

Б - жемчужницы, морские гребешки, устрицы;

В - осьминоги, кальмары, каракатицы;

Г - катушки, прудовики, виноградные улитки.

3) Тело у моллюсков:

А - мягкое, не разделенное на членики;

Б - мягкое, заметно разделенное на членики;

В - имеет плотный покров из слизи;

Г - имеет плотный хитиновый покров.

4) Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

А - голову, туловище и мускулистую ногу;

Б - голову, щупальца и туловище;

В - туловище и мускулистую ногу;

Г - голову и туловище.

5) Прудовики, живущие в пресных водоёмах:

А - фильтруют воду, очищая её от одноклеточных водорослей;

Б - способствуют очищению водоёмов от нитчатых водорослей;

В - являются хищниками;

Г - служат промежуточными хозяевами различных ленточных червей.

6) Беззубки и перловицы в водоёмах:

А - очищают воду от различных взвешенных в ней мелких организмов и остатков;

Б - сокращают численность мелких ракообразных;

В - служат промежуточными хозяевами некоторых паразитических червей;

Г - способствуют распространению нитчатых водорослей.

7) Моллюски произошли от древних:

А - кишечнополостных;

Б - плоских червей;

В - круглых червей;

Г - кольчатых червей.

№2: вставьте в предложения пропущенные слова:

1) В отличие от кольчатых червей, тело моллюсков не сегментировано.

2) Тело моллюска покрыто кожной складкой - мантией.

3) Между мантией и телом находится мантийная полость.

3. Изучение новой темы Головоногие - самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Это своего рода приматы среди беспозвоночных обитателей моря. Внешне, на первый взгляд, головоногие моллюски ничем не напоминают своих родичей - улиток и ракушек. . Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

Все головоногие моллюски - исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях. Особенно многочисленны они в тропической и субтропической области и в умеренных широтах. Моллюски, как и многие рыбы, свободно плавают в толще воды, другие предпочитают прятаться на дне.

Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны - от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.

Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.

Внутреннее строение головоногих моллюсков представлено различными системами органов. Рассмотрим его на примере осьминога.

Пищеварительная система состоит из ротового отверстия, в нем имеются роговые челюсти, изогнутые как клюв попугая. В глотке расположен язык, а на нем - терка, при помощи которой животное измельчает пищу. В глотку же впадают протоки ядовитых слюнных желез. От глотки к желудку тянется тонкий пищевод. По пути он насквозь пронзает мозг. Есть печень и поджелудочная железа. Пищеварительные соки, которые они выделяют, за четыре часа переваривают пищу. Длинная кишка, следующая за желудком оканчивается анальным отверстием.

Основная пища головоногих моллюсков - рыбы, крабы и ракушки. Но многие виды едят и падаль. Едят они и друг друга. И не всегда голод служит причиной каннибализма. Поэтому еще Аристотель, раздумывая над такими дурными обычаями решил, что моллюски едят друг друга, чтобы поддерживать в себе жизненную силу: осьминог, не отведавший осьминожьего мяса, будто бы хиреет и умирает.

Дыхательная система моллюсков представлена одной парой жабр, расположенных в мантийной полости, они же обеспечивают газообмен в организме животного.

Кровеносная система у головоногих моллюсков почти замкнутая, состоит из артерий, капилляров, вен и сердца. Сердце состоит из двух предсердий и желудочка и бьётся 30 - 36 раз в минуту. Кровь у моллюсков необычная - голубая. Вместо гемоглобина (как у млекопитающих животных) кровь головоногих моллюсков содержит гемоцианин. Медь, входящая в состав гемоцианина, и придает их крови синеватый цвет.

Почка - это орган выделения головоногих моллюсков, расположена она в непосредственной близости с половой железой.

Нервная система головоногих моллюсков сложнее, чем у всех других беспозвоночных животных и достаточно высокоспециализированна. Клетки мозга со всех сторон плотно облегают пищевод. Поэтому моллюски, несмотря на очень хищные аппетиты, не могут проглотить добычу крупнее лесного муравья. Вот тут им на помощь и приходит терка, которой они приготавливают «пюре» из крабов и рыб.

У головоногих хорошо развиты органы чувств). Глаз осьминога мало отличается от глаза млекопитающего или даже человека. Ни у кого из обитателей моря нет таких зорких глаз, как у осьминога и его родичей. Только глаза совы, кошки да человека могут составить им конкуренцию. На одном квадратном миллиметре сетчатки глаза осьминога насчитывается около 64 тыс. воспринимающих свет зрительных элементов. И размер глаз у головоногих моллюсков рекордный. Глаз каракатицы лишь в 10 раз меньше её самой, для сравнения - у тридцатиметрового голубого кита глаз не превышает в длину 10 - 12см.

Чувство вкуса у осьминога настолько развито, что он, видимо, и врагов распознает на вкус. Вся внутренняя поверхность щупалец и каждая присоска участвуют в дегустировании пищи.

Если разрезать хрящевой череп осьминога, внутри можно найти два пузырька с заключенными в них кристалликами извести. Это статоцисты - органы слуха и равновесия.

По поводу размножения нужно сказать, что головоногие моллюски - раздельнополые животные. Присутствует тут и такое явление как половой деморфизм, т.е. различия в строении тела и размерах самца и самки. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки. Яйца у головоногих моллюсков крупные богатые желтком Насиживающие самки ничего не едят около двух месяцев, иногда и больше, пока не выведут детенышей, которых они также охраняют, чистят и обеспечивают им приток свежей воды. Обычно головоногие моллюски размножаются раз в жизни, после чего погибают.

У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок, а многих кальмаров - также и когтями как у кошек, зубов нет, но есть клюв. Четырех, - шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга. Есть в арсенале защитных приспособлений древнейшее средство страхования жизни - автотомия, т.е. самокалечение. При случае прочные щупальца сокращаются с такой силой, что сами себя разрывают. Щупальце отваливается, словно отрезанное ножом и хищник получает его в виде выкупа за жизнь.

Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие - чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно удирает. Чернила вырабатывает особый орган - грушевидный вырост прямой кишки - чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.

У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток - хроматофоры. Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого. Если бы кому-нибудь пришло в голову устроить состязание хамелеонов, первый приз наверняка получила бы каракатица.

Головоногие моллюски - довольно разнообразные животные. Перед вами лишь некоторые представители этих животных Немаловажно хозяйственное значение головоногих моллюсков. Их издавна употребляют в пищу. Однако из шестисот видов головоногих моллюсков объектами интенсивного промысла служат всего лишь один - два десятка. По основным показателям питательности - калорийности и белковому составу - кальмары, особенно консервированные, превосходят всех других употребляемых в пищу моллюсков и даже некоторых рыб. Они незначительно уступают говяжьему мясу и телятине.

Мелких кальмаров в Японии не выбрасывают, а используют для удобрения, корма скота и птицы.

Драгоценная амбра - воскоподобное вещество, которое используют в парфюмерии как закрепитель аромата духов, образуется из уплотненных и прошедших определенную стадию разложения клювов кальмаров.

4. Закрепление изученного.

  • Формулировка вывода к уроку: "Головоногие моллюски представляют собой немногочисленную группу высокоорганизованных животных, отличающихся наиболее совершенным среди других моллюсков строением и сложным поведением" работа в рабочих тетрадях

5. Подведение итогов урока.

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

  • Оценивание знаний учащихся (с комментарием).

6. Домашнее задание



© 2010-2022