Рабочая программа по биологии (10-11 класс. Базовый уровень). Беляев. Дымшиц

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Примерной программой по биологии среднего (полного) общего образования и Программой курса «Биология. 10-11 классы» авторов Г.М.Дымшиц, О.В. Саблина // Биология. 10-11 классы: программы общеобразовательных учреждений/Дымшиц Г.М., Саблина О.В.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 32с., с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе - 35 часов, в 11 классе - 35 часов. Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

Программа ориентирована на академический школьный учебник: Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.] под ред. Д.К. Беляева. Г.М. Дымшица; Рос.акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 304с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ.).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно научной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, её отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, её уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».

В программе 10 класса изучаются разделы: «Клетка - единица живого», «Размножение и развитие организмов»; из раздела «Основы генетики и селекции» - темы «Основные закономерности явлений наследственности» и «Закономерности изменчивости», а тема №9 «Генетика и селекция» в количестве 3ч перенесена в начало программы 11 класса. Также в 11 классе представлены разделы «Эволюция» и «Основы экологии». Данное распределение разделов и тем связано с временем (35ч), отведённым на изучение биологии в каждой из параллелей. Из 3-х часов резервного времени 2 часа используются в 10 классе, 1 час - в 11 классе.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Результаты обучения приведены в разделе программы «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-позвательной деятельности.

В авторской программе приводится список возможных лабораторных и практических работ, не все из которых обязательны для выполнения. Учитель может выбрать из них те, для проведения которых есть соответствующие условия в классе (цит. по Дымшиц Г.М, Саблина О.В., с.3).

В связи с большим объёмом изучаемого материала и дефицитом времени, большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала. Проводятся лабораторные работы согласно соответствующим инструкциям, изложенным в лабораторном практикуме в конце учебника.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных и тестовых работ, являющихся частью комбинированных уроков.

Часть рекомендованных авторами курса демонстрационных материалов используется в виде презентаций и электронных образовательных ресурсов с федерального портала fcior.ru и school-collection.edu.ru.

Тематическое планирование 10 класс

(базовый уровень; 35 ч (1 ч/нед)



№ п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Из них

Лабораторных

работ

Практических

работ


Введение

1



I

Клетка - единица живого.

17

4

3

1

Химический состав клетки.

5

1


2

Структура и функции клетки.

4

1

1

3

Обеспечение клеток энергией.

4



4

Наследственная информация и её реализация в клетке.

4



II

Размножение и развитие организмов.

6



5

Размножение организмов.

4



6

Индивидуальное развитие организмов.

2



III

Основы генетики и селекции

12 (9)



7

Основные закономерности явлений наследственности.

5


2

8

Закономерности изменчивости.

4

2



Повторение . Резерв.

2




Всего

35

4

3



Тематическое планирование 11 класс

(базовый уровень; 35 ч (1 ч/нед)



№ п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Из них

Лабораторных

работ

Практических

работ

III

Основы генетики и селекции (продолжение).

12 (3)



9

Генетика и селекция.

3



IV

Эволюция.

20

3


10

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

3

1


11

Механизмы эволюционного процесса.

7

2


12

Возникновение жизни на Земле.

1



13

Развитие жизни на Земле.

4



14

Происхождение человека.

5



V

Основы экологии.

11

2

2

15

Экосистемы.

7

2

2

16

Биосфера. Охрана биосферы.

2



17

Влияние деятельности человека на биосферу.

2




Резерв.

1




Всего

35

5

2





Содержание учебной дисциплины

(70 ч, 1 ч в неделю; 3 ч - резервное время)

Введение (1 ч.)

Биология - наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие различные биологические системы и уровни организации живой природы.

Раздел I. Клетка - единица живого (17ч).

Тема 1. Химический состав клетки (5ч).

Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Тема 2. Структура и функции клетки (4ч).

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.

Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. строение и функции хромосом.

Прокариоты и эукариоты.

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (4ч).

Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

Тема 4. Наследственная информация и реализация её в клетке (4ч).

Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.

Вирусы. Профилактика СПИДа.

Демонстрации. Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов. Хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».

Лабораторные и практические работы:

  1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

  2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (эпидермис традесканции, кожицы лука).

  3. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

  4. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

  5. Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях ( на примере каталазы).

Раздел II. Размножение и развитие организмов (6ч).

Тема 5. Размножение организмов (4ч).

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2ч).

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.

Демонстрации. Схемы. Таблицы. Транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).

Раздел III. Основы генетики и селекции (12ч).

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5ч).

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.

Тема 8. Закономерности изменчивости (4ч).

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Тема 9. Генетика и селекция (3ч).

Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

Демонстрации. Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность - культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).

Лабораторные и практические работы:

  1. Составление простейших схем скрещивания.

  2. Решение элементарных генетических задач.

  3. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой ( на примере гербарных образцов или живых листьев деревьев, крупных семян растений, клубней, луковиц и т.п. или на примере сравнения антропометрических показателей школьников).

  4. Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах).

Раздел IV. Эволюция (20ч).

Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (3ч).

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция - структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (7ч).

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция - эволюционный фактор. Приспособленность - результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1ч).

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 13. Развитие жизни на Земле (4ч).

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики.

Тема 14. Происхождение человека (5ч).

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Демонстрации. Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т.п.) и животных (на примере дарвиновских вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).

Лабораторные и практические работы:

  1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).

  2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т.п.).

  3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Раздел V. Основы экологии (11ч).

Тема 15. Экосистемы (7ч).

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2ч).

Состав и функции биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу (2ч).

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Демонстрации. Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».

Лабораторные и практические работы:

  1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

  2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

  3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

  4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

  5. Решение экологических задач.

  6. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоёмов (полевая работа).

  7. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Резерв - 3ч.



Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс

(35ч; 1ч/нед; базовый уровень)

Календарные сроки (учебная неделя)

п/п

№ раздела и темы



Тема урока

Всего часов



Виды деятельности



Домашнее задание




Введение.

1



1 неделя сентября

1


Биология - наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.


Работа с учебником, заполнение таблицы «Характеристика уровней организации жизни».

Введение, с.4-6.


I

Клетка - единица живого.

17



1

Химический состав клетки

5

2 неделя сентября

2

1.1

Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения.


Самостоятельная работа: «Уровни организации жизни. Основные свойства живого»

Работа с учебником.

§1, с.7-10.

3 неделя сентября

3

1.2

Биополимеры. Углеводы, липиды.


Работа с учебником, заполнение таблицы «Органические вещества клетки».

§2, с.11-14.

4 неделя сентября

4

1.3

Биополимеры. Белки, их строение.


Заполнение таблицы «Структурные уровни организации белковой молекулы».

§3, с14-19.

1 неделя октября

5

1.4

Функции белков.


Сообщение о Мечникове И.И. Лабораторная работа №1.

Вопрос №3, с.22 учебника.

§4, с. 20-22.

2 неделя октября

6

1.5

Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.


Работа с таблицей «Сравнительная характеристика ДНК и РНК» в учеб. Решение задач №4, 5, с.25 уч.

§5, §6, с. 22-27.


2

Структура и функции клетки.

4


3 неделя октября

7

2.1

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.


Работа с учебником, в тетрадях.

Лабораторная работа №2.

§7, с. 28-31.

4 неделя октября

8

2.2

Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Мембранные органоиды.


Работа с учебником: рис.11 (с.32-33), рис.12. (с.34).

§8, с. 31-37

5 неделя октября

9

2.3

Мембранные и немембранные органоиды.


Заполнение таблицы «Строение и функции органоидов клетки», работа с учебником (с.31-39).

§9, с. 37-39

2 неделя ноября

10

2.4

Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты.


Практическая работа №1.

Работа с учебником (таблица с.43).

§10, с.39-44

3

Обеспечение клеток энергией.

4

3 неделя ноября

11

3.1

Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов.


Работа с терминами по учебнику, в тетрадях. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика автотрофов и гетеротрофов».

с.44-45.

4 неделя ноября

12

3.2

Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.


Выполнение задания №5 (с.49).

§11, с. 45-49.

1 неделя декабря

13

3.3

Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода.


§12, с. 50-52.

2 неделя декабря

14

3.4

Биологическое окисление при участии кислорода.


Заполнение таблицы «Характеристика этапов энергетического обмена» по §12-13.

§13, с. 52-54.


4

Наследственная информация и реализация её в клетке.

4

3 неделя декабря

15

4.1

Генетическая информация. Удвоение ДНК.


Биологический диктант «Реакции энергетического обмена». (с.49 пособия для учителя). Сообщение о Кольцове Н.К. Работа с учебником (с.57).

§14, с. 55-58

4неделя декабря

16

4.2

Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код.

Работа с учебником (с.59, 60). Задание №4, с.61.

§15, с. 58-61.

3 неделя января

17

4.3

Биосинтез белков.

Работа с рис. 23, 24 (с.62-63).

Задание №3 (с.64, используя табл. с.60). Заполнение таблицы «Характеристика этапов биосинтеза белка» (с.53 пособия для учителя).

§16, с. 62-64.

4 неделя января

18

4.4

Вирусы. Профилактика СПИДа.

Заслушивание сообщений учащихся: «Профилактика СПИДа», «Ивановский Д.И.».

§18, с. 67-71


II

Размножение и развитие организмов.

6


5

Размножение организмов.

4

5 неделя января

19

5.1

Деление клетки. Митоз.

Работа со схемой митоза с.76. Выполнение задания №6, с.78.

§20, с. 75-78

1 неделя февраля

20

5.2

Бесполое и половое размножение.


Выполнение задания №4, с.80.

§21, с. 78-80

2 неделя февраля

21

5.3

Мейоз.


Работа с рис.30, с.81; сравнение фаз митоза и мейоза в виде таблицы (в.1 с.83); в.4,с.83.

§22, с.80-83.

3 неделя февраля

22

5.4

Образование половых клеток и оплодотворение.

Работа с учебником с.84, 86. Вопрос №5, с.87.

§23, с. 84-87


6

Индивидуальное развитие организмов.

2

4 неделя февраля

23

6.1

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.


Работа с рис. 34 с. 88; заполнение таблицы «Характеристика зародышевых листков» (с.71 пособия для учителя).

§24.С.87-91, сообщения.

1 неделя марта

24

6.2

Организм как единое целое. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Заслушивание сообщений учащихся на тему: «Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека».

§25, с. 91-95; повторить §14


III

Основы генетики и селекции.

12 (9)


7

Основные закономерности явлений наследственности.

5


2 неделя марта

25

7.1

Генетика. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя.

Проверочная работа по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (с.73 пособия для учителя). Сообщение о Г.Менделе. Решение задачи №4 с.100.

§26, с. 96-100.

повторить §22

3 неделя марта

26

7.2

Генотип и фенотип. Аллельные гены.

Работа с учебником с.101. Практическая работа №2.

Решение задач с.102 №5,6.

§27, с. 100-102.

4 неделя марта

27

7.3

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Работа с учебником с.103. Решение задач №4, 6, 7 с.106.

§28, с. 103-106

2 неделя апреля

28

7.4

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

Биологический диктант по теме: «Основные понятия генетики» (с.76 пособия для учителя). Решение задач (с.81 пособия для учителя) и №4 с.111.

§30, с.109-111.

3 неделя апреля

29

7.5

Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач».


Практическая работа №3.

повторить §30.


8

Закономерности изменчивости.

4


4 неделя апреля

30

8.1

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Проверочная работа по теме: «Основные закономерности наследственной изменчивости» (с.82. пособия для учителя). Составление схемы «Типы изменчивости».

Лабораторная работа №3.

§33, с. 116-119.

2 неделя мая

31

8.2

Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

Сообщение о Вавилове Н.И. Лабораторная работа №4.

§34, с. 119-122.

3 неделя мая

32

8.3

Наследственная изменчивость человека.

Работа с учебником с.123. Составление генеалогического дерева своей семьи.

§35, с. 122-123; сообщения

4 неделя мая

33

8.4

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.


Заслушивание сообщений учащихся по теме: «Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

§36, с. 126-128.

5 неделя мая

34-35

Резерв.

2


Итого

35






Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс

(35ч; 1ч/нед; базовый уровень)

Календарные сроки (учебная неделя)

п/п

№ раздела и темы



Тема урока

Всего часов

Виды деятельности



Домашнее задание


III

Основы генетики и селекции (продолжение).

12 (3)


9

Генетика и селекция.

3

1 неделя сентября

1

9.1

Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции.

Работа с учебником, с.134 задания 4, 5.

§37,§38; сообщения.

2 неделя сентября

2

9.2

Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

Сообщения о Мичурине И.В., Иванове М.Ф. и др. селекционерах. Работа с учебником с.140 рис.51.

§40

3 неделя сентября

3

9.3

Обобщающий урок по теме: «Генетика и селекция».

Заслушивание докладов учащихся. Подведение итогов (беседа) : современные достижения и проблемы селекции.

повторить §37, 38, 40.


IV

Эволюция.

20


10

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

3

4 неделя сентября

4

10.1

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.


Сообщение о Ж.Б.Ламарке. Заполнение таблицы «Вклад учёных -натуралистов в развитие учения об эволюции» (с.92 пособия для учителя).

§41, с.142-144.

1 неделя октября

5

10.2

Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции.


Сообщение о Ч.Дарвине. Работа с учебником. Сравнительный анализ эволюционных учений Ламарка и Дарвина (в виде табл.).

§42, с.144-148.

2 неделя октября

6

10.3

Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция.


Работа с учебником (с.150). Лабораторная работа №1.

§43, §44 с.149-160.


11

Механизмы эволюционного процесса

7


3 неделя октября

7

11.1

Роль изменчивости в эволюционном процессе.


Биологический диктант по теме: «История эволюционных взглядов. Доказательства эволюции» (с.101 пособия для учителя). Сообщение о Четверикове С.С.

Лабораторная работа №2.

§45, с.161-163.

4 неделя октября

8

11.2

Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.


Работа с учебником. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора (таблица).

§46, с.164-166.

5 неделя октября

9

11.3

Формы естественного отбора в популяциях.


§47, с.166-169.

2 неделя ноября

10

11.4

Изоляция - эволюционный фактор.


Работа по карточкам (с.109 пособия для учителя).

§49, с.171-172; повт. §47

3 неделя ноября

11

11.5

Приспособленность - результат действия факторов эволюции.


Проверочная работа по теме: «Механизмы эволюционного процесса» (с.111 пособия для учителя).

Лабораторная работа №3.

§50, с.172-175

4 неделя ноября

12

11.6

Видообразование.


Работа с учебником. Вопросы 4, 5 с.176.

§51, с.175-176; в. 5

1 неделя декабря

13

11.7

Основные направления эволюционного процесса.


Сообщение о Северцове А.Н. Работа с учебником, составление схемы «Основные направления эволюционного процесса».

§52, с.176-180; в. 1


12

Возникновение жизни на Земле.

1

2 неделя декабря

14

12.1

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.


Заполнение таблицы «Основные этапы возникновения жизни по (Опарину А.И.)» по учебнику.

§53, §54, с.180-184.


13

Развитие жизни на Земле.

4

3 неделя декабря

15

13.1

Многообразие органического мира. Принципы систематики.


Сообщение о К.Линнее.

§60, с.205-210; в. 1-3

4неделя декабря

16

13.2

Значение работ К.Линнея.

Заполнение таблицы «Систематические категории» (с.121 пособия для учителя) в тетр.

повт. §60

3 неделя января

17

13.3

Классификация организмов.


Задание №3 с.216 учебника.

§61

4 неделя января

18

13.4

Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

сообщения.


14

Происхождение человека.

5

5 неделя января

19

14.1

Ближайшие «родственники» человека среди животных.

Заполнение таблицы «Отличия человека от обезьяны».

§62, с.216-222

1 неделя февраля

20

14.2

Основные этапы эволюции приматов.

Составление схемы «Основные направления эволюции приматов и человека» (с.125 пособия для учителя).

§63, с.223-224; в.1

2 неделя февраля

21

14.3

Первые представители рода Homo.

§64, с.227-231

3 неделя февраля

22

14.4

Появление человека разумного.

§65, с.231-237; табл. в тетр.

4 неделя февраля

23

14.5

Факторы эволюции человека. Человеческие расы.


По §66 заполнить табл. «Факторы эволюции человека».

§66, с.238-242; в. 5, 6


V

Основы экологии.

11



15

Экосистемы.

7


1 неделя марта

24

15.1

Предмет экологии. Экологические факторы среды.


Работа с экологическими терминами.

§67, с.243-245.

2 неделя марта

25

15.2

Взаимодействие популяций разных видов.


Работа по карточкам (с.131 пособия для учителя).

§68, с.245-247; в.5.

3 неделя марта

26

15.3

Сообщества. Экосистемы.

Работа с учебником.

§69, с.247-250; в.3.

4 неделя марта

27

15.4

Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида.


§70, с.251-256; повт. §25

2 неделя апреля

28

15.5

Свойства экосистем.

Лабораторная работа №4.

§71, с.256-258; в.3

3 неделя апреля

29

15.6

Смена экосистем.

Лабораторная работа №5.

§72, с.259-261; повт. §48

4 неделя апреля

30

15.7

Агроценозы.


Практическая работа №1.

§73, с.261-263; в.2


16

Биосфера. Охрана биосферы.

2


5 неделя апреля

31

16.1

Состав и функции биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Сообщение о Вернадском В.И.

§75, с.266-268; в.1

2 неделя мая

32

16.2

Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Выполнение в.2,4 (с.272).

§76, §77, с.268-273; сообщения.


17

Влияние деятельности человека на биосферу.

2

3 неделя мая

33

17.1

Глобальные экологические проблемы.


Проверочная работа по теме: «Основы экологии» (с.149 пособия для учителя). Сообщения уч-ся.

§78, с.274-281; в.4. 5.

4 неделя мая

34

17.2

Общество и окружающая среда.

Практическая работа №2.

§79, с.282-286; в.2

5 неделя мая

35

Резерв.

1


Всего

35


Лабораторные работы 10 класс



раздела (темы)

урока

Тема урока

Название лабораторной работы

I (1)


1.4

Функции белков.

Лабораторная работа №1 «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере каталазы)».

I (2)


2.1

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.

Лабораторная работа №2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».

III(8)

8.1

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Лабораторная работа №3 «Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах)».

III(8)

8.2

Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

Лабораторная работа №4 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой».



Практические работы 10 класс



раздела (темы)

урока

Тема урока

Название практической работы

I (2)




2.4

Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты.

Практическая работа №1 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов, бактерий».

III(7)

7.2

Генотип и фенотип. Аллельные гены.

Практическая работа №2 «Составление простейших схем скрещивания».

III(7)

7.5

Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач».

Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач»



Лабораторные работы 11 класс



раздела (темы)

урока

Тема урока

Название лабораторной работы

IV (10)




10.3

Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция.

Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов)».

IV (11)




11.1

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян)».

IV (11)


11.5

Приспособленность - результат действия факторов эволюции.

Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

V (15)


15.5

Свойства экосистем.

Лабораторная работа №4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

V (15)


15.6

Смена экосистем.

Лабораторная работа №5 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».



Практические работы 11 класс



раздела (темы)

урока

Тема урока

Название практической работы

V (15)


15.7

Агроценозы.

Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

V (15)


17.2

Общество и окружающая среда.

Практическая работа №2 «Решение экологических задач».





Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Для реализации указанных подходов, включённые в рабочую программу требования к уровню подготовки, сформированы в деятельностной форме. Ряд требований реализуется за счёт формирования более конкретных умений.







Критерии и нормы оценки знаний обучающихся



Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.





Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). При оценивании используется следующая шкала для теста из пяти вопросов:



• нет ошибок - оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки - оценка «З»;

•три ошибки-оценка «2».





Учебно-методический комплект:

1.Учебник: Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.] под ред. Д.К. Беляева. Г.М. Дымшица; Рос.акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 304с.

2.Суматохин С.В. Биология. Поурочные разработки. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ С.В. Суматохин, А.С. Ермакова. - М.: Просвещение, 2010. - 170 с.

Дополнительная литература для учителя:


  1. Попова Л.А. Открытые уроки биологии. 9-11 классы. - М.: ВАКО, 2013. - 176с. - (Мастерская учителя биологии).

  2. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачёты, блицопросы по биологии: 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2011. - 124с. - (Мастерская учителя биологии).

  3. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. - М., 1996.

  4. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 864с.

  5. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 - 3. - М.: Мир, 1996.


Интернет - источники:

fcior.ru

school-collection.edu.ru

24


© 2010-2022