Методическая разработка интегрированного урока Звуки вокруг нас (5 класс)

Методическая разработка интегрированного урока "Звуки вокруг нас"  позволяет провести занятие с обучающимися 5 класса. Предметы интеграции: биология, экология, литература, физика, музыка.Урок рассчитан на два академических часа. Цель данного занятия -  рассмотреть природу звука, его значение  в природе и для человека с физической, биологической, экологической и эстетической точек зрения. В ходе урока обучающиеся выявят природу звука, определят источники звука, познакомятся с органом слуха челове...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок

«Звуки вокруг нас»

МАОУ гимназия № 56 города Томска

Автор: учитель биологии

Чечина Елена Васильевна

Предметы интеграции: биология, экология,

физика, литература, музыка

Класс: 5 (урок сдвоенный)

Цель урока: Рассмотреть природу звука, значение звука в природе и для

человека с физической, биологической, экологической и

эстетической точки зрения.

Задачи:

Образовательные - выявление природы звука, определение источника звука,

знакомство с органом слуха человека, изучение

роли звуков для животных.

Развивающие - развитие интереса к предметам, логического мышления,

умения анализировать и делать выводы.

Воспитательные - развитие коммуникативных навыки, формирование

внутренней необходимости следить за сохранением

слуха, воспитание естественнонаучное мировоззрение.

Учитель:

Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! Жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадный
Каплю вод живых!

Тема урока ... (записать в тетрадь)

Мир вокруг нас наполнен совершенно невообразимым количеством звуков.

Какие звуки окружают нас дома? На улице? В школе?

На улице мы слышим шум автомобилей, лай собак, свист синиц, разговоры прохожих. Звуки окружают нас дома, в школе. Летом, на отдыхе, мы слышим шум волн, шелест листвы, стрекотание кузнечика. О том, как рождаются они и что представляют собой, люди начали догадываться давно.

Сегодня мы попробуем определить, как появляется звук.

Проведем несколько опытов:

  1. Зажмите линейку на краю парты. При колебании она издает звук.

  2. Вы принесли пустой коробок спичек, из которого мы сделаем музыкальный инструмент. В середине коробка дырочка, в которую мы продеваем половинку спички, с привязанной ниткой. Если коробок прижать к уху, нить натянуть и легонько задевать ее, как бы играя на гитаре, то колеблющаяся нить будет издавать звук.

Какой вывод вы можете сделать?

Запись в тетради:

Источники звука - колеблющиеся тела.

Колеблющаяся струна то уплотняет, то разрежает воздух, а благодаря упругости воздуха эти чередующиеся воздействия передаются дальше в пространство. От слоя к слою возникают упругие волны. Достигая нашего уха, они воздействуют на барабанные перепонки и вызывают ощущение звука.

Демонстрационный опыт

К звучащему камертону подносят подвешенный на нити шарик и наблюдают его колебания.

Как же воспринимает звук человек?

Человек слышит звук, если тела совершают от 17 до 20 000 колебаний за секунду.

Сообщение ученика.

Ухо очень точный прибор.

Первое анатомическое образование - ушная раковина.

Далее идет барабанная перепонка, отделяющая наружное ухо от среднего. В среднем ухе, лежащем внутри височной кости - мелкие слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Косточки соединены суставчиками, в результате чего колебания барабанной перепонки передаются по направлению к внутреннему уху. В нем имеется овальное окно. Далее внутренне ухо, называемое лабиринтом. Он заполнен жидкостью, которая колеблется от толчков стремечка. Потоки жидкости заставляют колебаться мягкие стенки перепончатого лабиринта, находящегося в толще костного. Он заполнен эндолимфой, которая воздействует на чувствительные клетки. Звуковые сигналы во внутреннем ухе кодируются и передаются по слуховому нерву в мозг.

А как слышат животные?

Среди огромного разнообразия звуков нас особо привлекают живые голоса природы. Органы слуха многих животных сходны с человеческими. Но насекомые тоже слышат. У совок (крупных ночных бабочек) ухо располагается между грудью и брюшком, а у златоглазок - на крыльях. Эти «уши» способны улавливать звуки на расстоянии 30 м от источника. Вообще в мире животных органы слуха самые совершенные. У средних по размеру птиц, с достаточно маленькой головкой барабанные перепонки такого же размера как и антилопы или льва. У совы слух развит настолько, что может во время охоты заменить им зрение. Однажды ученые нашли слепую достаточно упитанную сову. Она охотилась, используя только слух.

Для чего животные издают звуки?

Видеофрагмент (поющая птица)

Запись в тетради

Роль звука в жизни животных:

  1. Защита потомства

  2. Сигналы угрозы

  3. Охрана территории

  4. Общение с представителями своего вида.

Животные используют звуки в качестве призывных и брачных криков, необходимых при сватовстве, сигналов угрозы и территориальных, которые призваны помешать вторжению на занятую территорию других животных этого же вида, сигналов опасности, бедствия и пищевых, специальных звуков, предназначенных для общения родителей и детей и т. д

Вы уже поняли, что звук это колебания частиц.

Вы получили задание узнать, где установлен источник звука, который оповещает нас об окончании урока.

Как распространяется звук?

Итак, в каких средах распространяется звук?

Опыт.

К указательным пальцам привязываем концы веревки, а к ее середине - металлическую ложку и затыкаем уши пальцами. При ударе ложки о стол слышен звук, похожий на колокольный.

Как вы думаете, почему человек не узнает собственный голос, записанный на диктофон?

Разговаривая, вы слышите не только те звуки, которые слышат и ваши собеседники (т. е. те звуки, которые воспринимаются благодаря воздушно-жидкостной проводимости), но и те низкочастотные звуки, проводником которых являются кости вашего черепа. Это объясняет, почему самому человеку его голос, записанный на диктофон, при воспроизведении записи кажется чужим, в то время как другие его легко узнают.

Видеофрагмент: киты

Самое громкое животное - голубой кит. Он может издавать звуки, которые слышны на расстоянии 850 км.

Запись в тетради

Звук распространяется в воздухе, в жидкостях, в твердых телах.

Кстати, как животные и человек издают звуки? Вот как описывает звуки природы Виталий Бианки в своем рассказе

Кто чем поет?

Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.

Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.

Вот послушай, чем и как поют безголосые.

Лягушки на озере начали еще с ночи. Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли. «Ква-а-а-а!...» - одним духом пошел из них воздух.

Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался:

-Целый хор! Будет мне чем поживится! И полетел на озеро завтракать.

Прилетел и сел на берегу. Сел и думает: «Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую». Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую,- то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:

«Безголосая я цапля! Да ведь и Аист - не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает». И придумала: «Дай-ка на воде сыграю!». Сунула в озеро клюв, набрала полный воды, да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул: «Прумб-бу-бу-бумм!»… - словно бык проревел.

«Вот так песня!- подумал Дятел, услыхав Выпь в лесу. - Инструмент-то у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой не палочка?». Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой - как задолбит носом по суку! Точь-в-точь - барабанная дробь.

Вылез из-под коры Жук с предлинными усами.

Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жесткая шея - тоненький-тоненький писк послышался. Пищит усач, а все напрасно: никто его писка не слышит. Шею натрудил - зато сам своею песнею доволен.

А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок.

Вокруг цветка кружит, жужжит жилковатыми жесткими крылышками, словно струна гудит.

Разбудила шмелиная песня зеленую Саранчу в траве.

Стала саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у нее на крылышках, а вместо смычков - длинные лапки коленками назад. На крыльях - зазубринка, а на ножках - зацепочки. Трет себя Саранча ножками по бокам, зазубринки за зацепочки задевает - стрекочет. Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.

«Эх, - думает долгоносый Бекас под кочкой, - надо и мне спеть! Только вот чем?» Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся… Эх! Была не была, - полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу! Выскочил из-за кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понесся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял. А это Бекас.

Отгадай, чем он поет? Хвостом!

У человека, в гортани есть связки. Когда человек выдыхает, они вибрируют и слышен звук. А слова получаются при работе губ, зубов, языка.

Насекомые, некоторые животные, птицы издают звуки с помощью связок, у некоторых их просто нет. Например, аист издает звуки, стуча половинками клюва друг о друга, выпь, набирает в клюв воду, а затем выдувает, дятел стучит по дереву, шмель и комар крыльями, а бекас - хвостом.

Но звук может издавать и неживая природа.

В истории многих народов много любопытных сведений о «говорящих», «стонущих камнях». Южноамериканские индейцы были убеждены, что души их предков поселяются в скалах и иногда можно слышать их стоны.

Как вы бы объяснили это явление?

Но в начале 19 века в тех местах побывали путешественники и установили, что в этих скалах много мелких трещинок, покрытых тоненькими листочками слюды. При ветре они издают звуки.

В природе существует целый ряд звуковых явлений, происхождение которых связано с метеорологическими и геофизическими процессами. Звуковые явления, такие, как вой ветра, гудение проводов, шум леса, шелест ивы и другие, объясняются следующим образом. При обтекании воздушным потоком твердых предметов около каждого из них возникают завихрения воздуха. Теперь, услышав загадочные звуки, вы можете объяснить их происхождение.

Различают низкие и высокие звуки. От чего зависит высота звука?

Запись в тетради:

Редкие колебания порождают низкий звук, а частые - высокий.

Почему мы не слышим как летит бабочка или как издают звуки летучие мыши?

Колебания с частотой ниже 17 в секунду - инфразвуки, а более 20 000 ультразвуки

Звуки могут быть полезными и вредными.

Почему человек, обладающий слухом, воспринимает мир гораздо богаче, чем глухой?

Классическая музыка успокаивает, умиротворяет, лечит слушателей.

Сочиняя музыку, многие композиторы черпали свое вдохновение в пейзажах родной природы. Ведь она близка и понятна сердцу каждого слушателя. В произведения таких известных композиторов, как Антонио Вивальди, П.И Чайковского мы слышим, звуки морского прилива, беззаботное щебетание птиц, движение и игру ветра, шуршание листвы, скрип снега. Мы можем представить себя листопад, восход солнца - все это нашло отражение в творчестве музыкантов.

Звуки могут создавать шумовое загрязнение.

Если слушать громкую музыку, особенно наушники, то это может привести

К нарушениям слуха, и, как следствие к тугоухости. Однако и шумы небольшой интенсивности, негативно воздействуют на нервную систему человека, вызывая бессонницу, неспособность сосредоточиться. Если шум постоянно действует на человека в процессе труда, могут возникнуть различные психические нарушения, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные и кожные заболевания. Под воздействием шума происходит повышение кровяного давления, расширяются зрачки (снижается острота зрения), ухудшается иммунная система человека, возникает профессиональное заболевание - тугоухость.

Слух - это ценность, которую нужно беречь!

Литература

  1. А. А. Воротников, Универсальная энциклопедия школьника «Физика и химия». - Минск, ТОО «Харвест», 1995

  2. О. Ф. Кабардин, Справочные материалы «Физика». - М., Просвещение, 1991

  3. Б. Ф. Сергеев, Мир лесных дебрей. - М., Дрофа, 2003

  4. Л. Этингер, Страна анатомия. - М., Советская Россия, 1982

  5. Научно-методический журнал «Естествознание в школе».- Школьная пресса, № 1, 2004


© 2010-2022