РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии (базовый уровень) 9 класс, 5 курс

Рабочая программа по биологии для 9 класса  составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089, с изменениями и дополнениями), Примерной программы  основного общего образования по биологии (рекомендована письмом Департамента государственной политики в образ...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РАССМОТРЕНО

на заседании ПМК физики, химии и биологии

Протокол № __ от ________

Руководитель ПМК

Л.Хафизова

«____»___________2014 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель начальника училища по учебной работе

_________ О.Жарков

«___»___________2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Казанского суворовского военного училища МО РФ

_________ В.Миронченко

«___»_____________2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии (базовый уровень)

9 класс,5 курс

Составитель Макова Зухра Фатыховна

преподаватель биологии

высшей квалификационной категории
















г. Казань

2014 г


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089, с изменениями и дополнениями), Примерной программы основного общего образования по биологии (рекомендована письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») и программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы:

пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, основное содержание программы, цели изучения предмета, место предмета в базисном учебном плане, отличительные особенности по сравнению с примерной программой, результаты обучения, тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки суворовцев 9 класса, перечень учебно-методического обеспечения, календарно - тематическое планирование.


Общая характеристика учебного предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Цели обучения

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану Казанского СВУ на изучение биологии в 6-9 классах предусмотрено 245 часов.

Согласно учебному плану на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 2 часа на проведение контрольных работ и 8 часов на проведение практических работ.



Отличительные особенности по сравнению с примерной программой

Тема «Введение» изучается 1час вместо трех часов, т.к вопросы этой темы будут изучаться в 10-м классе. Раздел «Уровни организации живой природы» изучается 48 часов вместо 49 часов по программе, в итоге 3 часа целесообразно использовать на обобщающее повторение. Изменения отражены в тематическом плане.


Результаты обучения в 9 классе

В результате изучения предмета ученики должны:

называть

общие признаки живых организмов;

признаки царств живой природы;

причины и результаты эволюции;

приводить примеры

усложнения растений и животных в процессе эволюции;

природных и искусственных сообществ;

изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

размножение, рост и развитие организмов;

вирусы как неклеточные формы жизни;

среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать:

взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

· меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

·влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

· роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

pаспознавать:

· организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

· клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

сравнивать

• строение и функции клеток растений и животных;

• организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

применять знания

• о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

• о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

• о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

• о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

• о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

• о клеточном строении организмов всех царств;

• о родстве и единстве органического мира;

• об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

соблюдать правила

приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

• здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:


  • игровые технологии

  • элементы проблемного обучения

  • технологии уровневой дифференциации

  • здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№ н/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы


Введение

1


I

Уровни организации живой природы

48

1 Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

2. Выявление изменчивости вида.

3.Изучение клеток прокариот.

4. Решение генетических задач.

5. Составление схем передачи веществ и энергии

6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

7. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме

1.Контрольная работа по теме : «Обмен веществ»

II

Эволюция

7

8. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретном примере).

III

Возникновение и развитие жизни на Земле

5


IV

Обобщающее повторение

Резерв 6ч

3

2.Итоговая контрольная работа

ИТОГО

70

8

2

Содержание тем учебного курса

Введение (1час)

Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ I

Уровни организации живой природы

(48часов)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (8часов)

Качественный скачок от неживой к живой при­роде. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Ка­тализаторы. Вирусы.

Демонстрационная лабораторная работа.

Расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов)

Основные положения клеточной теории. Клет­ка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические воз­можности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моде­лей-аппликаций, иллюстрирующих деление кле­ток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Практическая работа

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Изучение клеток прокариот.

Тема 1.3. Организменный уровень 15часов

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Генети­ческая непрерывность жизни. Закономерности из­менчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Демонстрация микропрепарата яйце­клетки и сперматозоида животных.

Практические работы

Выявление изменчивости вида

Решение генетических задач.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (5часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимо­связь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем.

Экологи­ческая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моде­лей экосистем.

Практические работы:

Составление схем передачи веществ и энергии

Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

Анализ и оценка последствий деятельности человека в конкретной экосистеме.

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

РАЗДЕЛ II

Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движу­щие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность и ее относительность. Искусст­венный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гер­бариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, ре­зультаты искусственного отбора.

Практическая работа

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

РАЗДЕЛ III

Возникновение и развитие жизни

(5часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скеле­тов позвоночных животных, моделей.

РАЗДЕЛ IV

Обобщающее повторение 3 часа

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно - методический комплекс

1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 20010 - 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ

2. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 96 с.

Литература для преподавателя (основная)

1. Федеральный Государственный стандарт.

2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2010 - 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

5. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 96 с

6.Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 293с

Литература для преподавателя (дополнительная)

1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010.

2. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. - М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996.

3. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Книжный дом «Университет», 1999.

4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010

5.ЕГЭ- 2012- 2014.Биология: типовые экзаменационные варианты под редакцией Г.С. Калиновой

Литература для учащихся (основная)

1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2007 - 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ

2. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 96 с.

Литература для учащихся (дополнительная)

1.Батуев А.Е, Гуленкова М.А. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М: Дрофа, 2004; 4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010

2.ЕГЭ- 2012- 2014.Биология: типовые экзаменационные варианты под редакцией Г.С. Калиновой

3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010

MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»

• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиацентр, 2004

• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии

Класс 9

Преподаватель Макова Зухра Фатыховна

Количество часов

всего 70 ч.; в неделю 2 ч.

Плановых контрольных уроков 2, практических работ 8.

Планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089, с изменениями и дополнениями), Примерной программой основного общего образования по биологии (рекомендована письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») и программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника.

Учебник:

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2012

№ урока

Тема урока

Количество часов

Планируемый результат

Использование оборудования

Дата проведения


Введение

1




1

Биология - наука о жизни. Методы исследования биологии. Сущность жизни и свойства живого


Учащиеся должны знать:

- свойства живого;

- методы исследования в биологии;

- значение биологических знаний в современной жизни;

- профессии, связанные с биологией;

- уровни организации живой природы.

Учащиеся должны уметь:

- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения кле­ток живых организмов.

Интерактивная доска Мультимедийное пособие «Общие закономерности»


Раздел 1. Уровни организации живой природы - 48 часов


Тема1.1 Молекулярный уровень

8




2

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

1

Учащиеся должны знать:

- состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;

- представления о молекулярном уровне организации живого;

- особенности вирусов как неклеточных форм жизни.

Учащиеся должны уметь:

- проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций фер­ментов как биологических катализаторов


Интерактивная доска Мультимедийное пособие Общие закономерности


3

Углеводы

Липиды

1

Учащиеся должны знать:

- основные положения клеточной теории;

- химический состав клетки;

Учащиеся должны уметь:

Интерактивная доска

Таблица


4

Состав и строение белков.

Функции белков.

1


Интерактивная доска

Таблица

5

Биологические катализаторы

1


Демонстрационный опыт: Расщепление пероксида водорода с помощью катализатора


6

Нуклеиновые кислоты

1


Таблица


7

АТФ и другие органические соединения

1


Таблица

8

Вирусы

1


Мультимедийное пособие Общие закономерности


9

Обобщение и контроль знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

1





Тема 1.2 Клеточный уровень

14




10

Основные положения клеточной теории

Клеточная мембрана.

1

,

Учащиеся должны знать:

- основные методы изучения клетки;

- особенности строения клетки эукариот и прокариот;

- функции органоидов клетки;

- основные положения клеточной теории;

- химический состав клетки;

- клеточный уровень организации живого;

- строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;

- обмен веществ и превращение энергии как основы жиз­недеятельности клетки;

- рост, развитие и жизненный цикл клеток;

- особенности митотического деления клетки.

Учащиеся должны уметь:

- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения кле­ток живых организмов.

Мультимедийное пособие Общие закономерности

Презентация.


11

Органоиды цитоплазмы

1


Таблица, презентация.


12

Изучение клеток растений и животных.

П.Р«Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом

1


Комплект для проведения практической работы.


13

Ядро. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1


Мультимедийное пособие Общие закономерности



14

Различия в строении клеток прокариот и эукариот. П.Р.»Изучение клеток прокариот».

1


Комплект для проведения практической работы


15

Обобщающий урок по теме: «Строение клетки»

1




16

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

Таблица, презентация


17

Энергетический обмен в клетке

1


Таблица, презентация


18

Типы питания клетки. Хемосинтез.

1


Таблица, презентация


19

Фотосинтез

1


Таблица, презентация


20-21

Биосинтез белков

1


Таблица, презентация


22

Деление клетки. Митоз

1


Мультимедийное пособие «Общие закономерности»


23

Контрольно - обобщающий урок по теме «Обмен веществ»

1





Тема 1.3 Организменный уровень

15




24

Размножение организмов. Бесполое размножение

1

Учащиеся должны знать:

- сущность биогенетического закона;

- мейоз;

- особенности индивидуального развития организма;

- основные закономерности передачи наследственной информации;

- закономерности изменчивости;

- основные методы селекции растений, животных и мик­роорганизмов;

- особенности развития половых клеток.

Учащиеся должны уметь:

- описывать организменный уровень организации живо­го;

- раскрывать особенности бесполого и полового размно­жения организмов;

- характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.

Мультимедийное пособие «Общие закономерности»


25

Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.

1

Таблицы


26

Онтогенез. Эмбриональный период

1

Презентация


27

Постэмбриональный период

1

Таблицы, презентация


28

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

1

Таблицы, презентация


29

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

1

Таблицы, презентация


30

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков

1

Таблицы, презентация


31

Взаимодействие генов

1

Таблица


32

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана

1

Таблица


33

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. П.р «Решение генетических задач»

1



34

Обобщающий урок «Основы генетики»

1



35

Модификационная изменчивость

1

Мультимедийное пособие Общие закономерности


36

Мутационная изменчивость П.р «Выявление изменчивости вида».

1

Мультимедийное пособие Общие закономерности


37

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

1

Мультимедийное пособие « Общие закономерности»



38

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень»

1




Тема 1.4. Популяционно - видовой уровень

2



39

Вид. Критерии вида

1

Учащиеся должны знать:

- критерии вида и его популяционную структуру;

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать особенности вида и популяции

Мультимедийное пособие Общие закономерности



40

Популяция

1




Тема 1.5. Экосистемный уровень

5

Учащиеся должны знать:

- экологические факторы и условия среды

- определения понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;

- структуру разных сообществ;

- процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой.

Учащиеся должны уметь:

- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;

- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.

Мультимедийное пособие Общие закономерности

Таблица, презентация



41

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

Состав и структура сообщества

1

Учащиеся должны знать:

- экологические факторы и условия среды

- определения понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;

Учащиеся должны уметь:

- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;

- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.

Мультимедийное пособие Общие закономерности

Таблица, презентация


42

Цепи питания

П.Р. «Составление схем передач веществ и энергии»

1

Учащиеся должны знать:

- процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой.

Учащиеся должны уметь:

- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;

Комплект для проведения практической работы


43

Саморазвитие экосистем

1

Учащиеся должны знать:

- этапы саморазвития экосистем;

Учащиеся должны уметь:

- рассказывать о средообразующей деятельности орга­низмов;

Мультимедийное пособие Общие закономерности


44

Экологические факторы

1

Учащиеся должны знать:

- экологические факторы и условия среды

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.

Презентация


45

Типы взаимоотношений организмов

П.р. «Выявление типов взаимодействий разных видов в конкретной экосистеме»

1

Учащиеся должны знать:

- типы взаимоотношений организмов;

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.

Презентация

Комплект для проведения практической работы



Тема 1.6. Биосферный уровень

4



46

Биосфера. Эволюция биосферы

1

Учащиеся должны знать:

- особенности антропогенного воздействия на биосферу;

- основы рационального природопользования;

- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

- круговороты веществ в биосфере;

- этапы эволюции биосферы;

- экологические кризисы;

- значение биологических наук в решении проблем ра­ционального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать биосферный уровень организации жи­вого;

- рассказывать о средообразующей деятельности орга­низмов;

- приводить доказательства эволюции;

- демонстрировать знание основ экологической грамот­ности: оценивать последствия деятельности человека в при­роде и влияние факторов риска на здоровье человека; выби­рать целевые и смысловые установки в своих действиях и по­ступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохра­нению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

Мультимедийное пособие «Общие закономерности»



47

Круговорот веществ в биосфере

1

Учащиеся должны знать:

- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

- круговороты веществ в биосфере;

Учащиеся должны уметь:

- рассказывать о средообразующей деятельности орга­низмов;

Мультимедийное пособие Общие закономерности


48

Экологические проблемы. П.р. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

1

Учащиеся должны знать:

- особенности антропогенного воздействия на биосферу;

- основы рационального природопользования

Учащиеся должны уметь:

- демонстрировать знание основ экологической грамот­ности: оценивать последствия деятельности человека в при­роде и влияние факторов риска на здоровье человека;

Комплект для проведения практической работы


49

Обобщающий урок по теме: «Популяционно -видовой экосистемный и биосферный уровень»

1



Раздел 2 Эволюция 7 часов


Тема 2.1. Основы учения об эволюции



50

Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина

1

Учащиеся должны знать:

- терминологию и символику;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

Презентация


51

Борьба за существование. Естественный отбор

1

- причины и периоды возникновения и развития эволюционных идей

-причины возникновения теории Ч.Дарвина и основные положения;

- движущие силы эволюции;

- пути достижения биологического прогресса;

- популяционно-видовой уровень организации живого;

- развитие эволюционных представлений;

- синтетическую теорию эволюции Дарвина.

Мультимедийное пособие Общие закономерности

Таблица, презентация


52

Формы естественного отбора

1

Учащиеся должны уметь:

-приводить доказательства эволюции

-различать движущие силы эволюции

- находить приспособления животных и растений к среде обитания как результат действия естественного отбора.

Мультимедийное пособие Общие закономерности

Таблица, презентация



53

Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания.

П.Р. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

1

Комплект для проведения практической работы


54

Видообразование

1

Мультимедийное пособие Общие закономерности


55

Основные закономерности эволюции . Направления эволюции

1

Мультимедийное пособие Общие закономерности


56

Обобщающий урок по теме: «Эволюция»

1



Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на земле- 5 часов


Тема3.1 Происхождение и развитие жизни на земле



57

Гипотезы возникновения жизни

1

Учащиеся должны знать:

- основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

- основные этапы развития жизни на Земле;

- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

Мультимедийное пособие Общие закономерности


58

Основные этапы развития жизни на земле. Эра древнейшей жизни

1

Учащиеся должны уметь:

-приводить доказательства эволюции

-различать этапы развития жизни на Земле

- находить изменения животных и растений в эволюции.

Мультимедийное пособие Общие закономерности


59

Развитие жизни в протерозое и палеозое

1

Мультимедийное пособие Общие закономерности Презентация


60

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

Мультимедийное пособие Общие закономерности


61

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека

1


Презентация

Мультимедийное пособие Общие закономерности


Раздел IV Повторение - 3 часов

62

Обобщение по курсу «Введение в общую биологию и экологию»

1



63

Итоговая контрольная работа

1


64

Анализ контрольной работы

1




Резерв 6 часов

1



Преподаватель Макова З.Ф.


© 2010-2022