- Преподавателю
- Биология
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии (базовый уровень) 9 класс, 5 курс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии (базовый уровень) 9 класс, 5 курс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Макова З.Ф. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
РАССМОТРЕНО
на заседании ПМК физики, химии и биологии
Протокол № __ от ________
Руководитель ПМК
Л.Хафизова
«____»___________2014 г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель начальника училища по учебной работе
_________ О.Жарков
«___»___________2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Казанского суворовского военного училища МО РФ
_________ В.Миронченко
«___»_____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии (базовый уровень)
9 класс,5 курс
Составитель Макова Зухра Фатыховна
преподаватель биологии
высшей квалификационной категории
г. Казань
2014 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089, с изменениями и дополнениями), Примерной программы основного общего образования по биологии (рекомендована письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») и программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, основное содержание программы, цели изучения предмета, место предмета в базисном учебном плане, отличительные особенности по сравнению с примерной программой, результаты обучения, тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки суворовцев 9 класса, перечень учебно-методического обеспечения, календарно - тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Цели обучения
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану Казанского СВУ на изучение биологии в 6-9 классах предусмотрено 245 часов.
Согласно учебному плану на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 2 часа на проведение контрольных работ и 8 часов на проведение практических работ.
Отличительные особенности по сравнению с примерной программой
Тема «Введение» изучается 1час вместо трех часов, т.к вопросы этой темы будут изучаться в 10-м классе. Раздел «Уровни организации живой природы» изучается 48 часов вместо 49 часов по программе, в итоге 3 часа целесообразно использовать на обобщающее повторение. Изменения отражены в тематическом плане.
Результаты обучения в 9 классе
В результате изучения предмета ученики должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы;
причины и результаты эволюции;
приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие организмов;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать:
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
· меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
·влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
· роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
pаспознавать:
· организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
· клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
сравнивать
• строение и функции клеток растений и животных;
• организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания
• о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
• о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
• о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
• о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
• о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
• о клеточном строении организмов всех царств;
• о родстве и единстве органического мира;
• об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
соблюдать правила
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
• здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
-
игровые технологии
-
элементы проблемного обучения
-
технологии уровневой дифференциации
-
здоровьесберегающие технологии
-
ИКТ
Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ н/п
Наименование разделов
Всего часов
Из них
Практические работы
Контрольные работы
Введение
1
I
Уровни организации живой природы
48
1 Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
2. Выявление изменчивости вида.
3.Изучение клеток прокариот.
4. Решение генетических задач.
5. Составление схем передачи веществ и энергии
6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
7. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме
1.Контрольная работа по теме : «Обмен веществ»
II
Эволюция
7
8. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретном примере).
III
Возникновение и развитие жизни на Земле
5
IV
Обобщающее повторение
Резерв 6ч
3
2.Итоговая контрольная работа
ИТОГО
70
8
2
Содержание тем учебного курса
Введение (1час)
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ I
Уровни организации живой природы
(48часов)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (8часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Демонстрационная лабораторная работа.
Расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Практическая работа
Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Изучение клеток прокариот.
Тема 1.3. Организменный уровень 15часов
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Практические работы
Выявление изменчивости вида
Решение генетических задач.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (5часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем.
Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Практические работы:
Составление схем передачи веществ и энергии
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в конкретной экосистеме.
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
РАЗДЕЛ II
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Практическая работа
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
РАЗДЕЛ III
Возникновение и развитие жизни
(5часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
РАЗДЕЛ IV
Обобщающее повторение 3 часа
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно - методический комплекс
1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 20010 - 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ
2. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 96 с.
Литература для преподавателя (основная)
1. Федеральный Государственный стандарт.
2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
3. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.
4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2010 - 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
5. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 96 с
6.Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 293с
Литература для преподавателя (дополнительная)
1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010.
2. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. - М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996.
3. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Книжный дом «Университет», 1999.
4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010
5.ЕГЭ- 2012- 2014.Биология: типовые экзаменационные варианты под редакцией Г.С. Калиновой
Литература для учащихся (основная)
1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2007 - 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ
2. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 96 с.
Литература для учащихся (дополнительная)
1.Батуев А.Е, Гуленкова М.А. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М: Дрофа, 2004; 4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010
2.ЕГЭ- 2012- 2014.Биология: типовые экзаменационные варианты под редакцией Г.С. Калиновой
3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2010
MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиацентр, 2004
• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
Класс 9
Преподаватель Макова Зухра Фатыховна
Количество часов
всего 70 ч.; в неделю 2 ч.
Плановых контрольных уроков 2, практических работ 8.
Планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089, с изменениями и дополнениями), Примерной программой основного общего образования по биологии (рекомендована письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») и программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника.
Учебник:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2012
№ урока
Тема урока
Количество часов
Планируемый результат
Использование оборудования
Дата проведения
Введение
1
1
Биология - наука о жизни. Методы исследования биологии. Сущность жизни и свойства живого
Учащиеся должны знать:
- свойства живого;
- методы исследования в биологии;
- значение биологических знаний в современной жизни;
- профессии, связанные с биологией;
- уровни организации живой природы.
Учащиеся должны уметь:
- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов.
Интерактивная доска Мультимедийное пособие «Общие закономерности»
Раздел 1. Уровни организации живой природы - 48 часов
Тема1.1 Молекулярный уровень
8
2
Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика
1
Учащиеся должны знать:
- состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
- представления о молекулярном уровне организации живого;
- особенности вирусов как неклеточных форм жизни.
Учащиеся должны уметь:
- проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов
Интерактивная доска Мультимедийное пособие Общие закономерности
3
Углеводы
Липиды
1
Учащиеся должны знать:
- основные положения клеточной теории;
- химический состав клетки;
Учащиеся должны уметь:
Интерактивная доска
Таблица
4
Состав и строение белков.
Функции белков.
1
Интерактивная доска
Таблица
5
Биологические катализаторы
1
Демонстрационный опыт: Расщепление пероксида водорода с помощью катализатора
6
Нуклеиновые кислоты
1
Таблица
7
АТФ и другие органические соединения
1
Таблица
8
Вирусы
1
Мультимедийное пособие Общие закономерности
9
Обобщение и контроль знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»
1
Тема 1.2 Клеточный уровень
14
10
Основные положения клеточной теории
Клеточная мембрана.
1
,
Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения клетки;
- особенности строения клетки эукариот и прокариот;
- функции органоидов клетки;
- основные положения клеточной теории;
- химический состав клетки;
- клеточный уровень организации живого;
- строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
- обмен веществ и превращение энергии как основы жизнедеятельности клетки;
- рост, развитие и жизненный цикл клеток;
- особенности митотического деления клетки.
Учащиеся должны уметь:
- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов.
Мультимедийное пособие Общие закономерности
Презентация.
11
Органоиды цитоплазмы
1
Таблица, презентация.
12
Изучение клеток растений и животных.
П.Р«Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом
1
Комплект для проведения практической работы.
13
Ядро. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
1
Мультимедийное пособие Общие закономерности
14
Различия в строении клеток прокариот и эукариот. П.Р.»Изучение клеток прокариот».
1
Комплект для проведения практической работы
15
Обобщающий урок по теме: «Строение клетки»
1
16
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
1
Таблица, презентация
17
Энергетический обмен в клетке
1
Таблица, презентация
18
Типы питания клетки. Хемосинтез.
1
Таблица, презентация
19
Фотосинтез
1
Таблица, презентация
20-21
Биосинтез белков
1
Таблица, презентация
22
Деление клетки. Митоз
1
Мультимедийное пособие «Общие закономерности»
23
Контрольно - обобщающий урок по теме «Обмен веществ»
1
Тема 1.3 Организменный уровень
15
24
Размножение организмов. Бесполое размножение
1
Учащиеся должны знать:
- сущность биогенетического закона;
- мейоз;
- особенности индивидуального развития организма;
- основные закономерности передачи наследственной информации;
- закономерности изменчивости;
- основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
- особенности развития половых клеток.
Учащиеся должны уметь:
- описывать организменный уровень организации живого;
- раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
- характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.
Мультимедийное пособие «Общие закономерности»
25
Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.
1
Таблицы
26
Онтогенез. Эмбриональный период
1
Презентация
27
Постэмбриональный период
1
Таблицы, презентация
28
Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание
1
Таблицы, презентация
29
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание
1
Таблицы, презентация
30
Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков
1
Таблицы, презентация
31
Взаимодействие генов
1
Таблица
32
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана
1
Таблица
33
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. П.р «Решение генетических задач»
1
34
Обобщающий урок «Основы генетики»
1
35
Модификационная изменчивость
1
Мультимедийное пособие Общие закономерности
36
Мутационная изменчивость П.р «Выявление изменчивости вида».
1
Мультимедийное пособие Общие закономерности
37
Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова
1
Мультимедийное пособие « Общие закономерности»
38
Обобщающий урок по теме «Организменный уровень»
1
Тема 1.4. Популяционно - видовой уровень
2
39
Вид. Критерии вида
1
Учащиеся должны знать:
- критерии вида и его популяционную структуру;
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать особенности вида и популяции
Мультимедийное пособие Общие закономерности
40
Популяция
1
Тема 1.5. Экосистемный уровень
5
Учащиеся должны знать:
- экологические факторы и условия среды
- определения понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;
- структуру разных сообществ;
- процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой.
Учащиеся должны уметь:
- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;
- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.
Мультимедийное пособие Общие закономерности
Таблица, презентация
41
Сообщество, экосистема, биогеоценоз
Состав и структура сообщества
1
Учащиеся должны знать:
- экологические факторы и условия среды
- определения понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;
Учащиеся должны уметь:
- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;
- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.
Мультимедийное пособие Общие закономерности
Таблица, презентация
42
Цепи питания
П.Р. «Составление схем передач веществ и энергии»
1
Учащиеся должны знать:
- процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой.
Учащиеся должны уметь:
- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;
Комплект для проведения практической работы
43
Саморазвитие экосистем
1
Учащиеся должны знать:
- этапы саморазвития экосистем;
Учащиеся должны уметь:
- рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
Мультимедийное пособие Общие закономерности
44
Экологические факторы
1
Учащиеся должны знать:
- экологические факторы и условия среды
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.
Презентация
45
Типы взаимоотношений организмов
П.р. «Выявление типов взаимодействий разных видов в конкретной экосистеме»
1
Учащиеся должны знать:
- типы взаимоотношений организмов;
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.
Презентация
Комплект для проведения практической работы
Тема 1.6. Биосферный уровень
4
46
Биосфера. Эволюция биосферы
1
Учащиеся должны знать:
- особенности антропогенного воздействия на биосферу;
- основы рационального природопользования;
- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
- круговороты веществ в биосфере;
- этапы эволюции биосферы;
- экологические кризисы;
- значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать биосферный уровень организации живого;
- рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
- приводить доказательства эволюции;
- демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Мультимедийное пособие «Общие закономерности»
47
Круговорот веществ в биосфере
1
Учащиеся должны знать:
- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
- круговороты веществ в биосфере;
Учащиеся должны уметь:
- рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
Мультимедийное пособие Общие закономерности
48
Экологические проблемы. П.р. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».
1
Учащиеся должны знать:
- особенности антропогенного воздействия на биосферу;
- основы рационального природопользования
Учащиеся должны уметь:
- демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека;
Комплект для проведения практической работы
49
Обобщающий урок по теме: «Популяционно -видовой экосистемный и биосферный уровень»
1
Раздел 2 Эволюция 7 часов
Тема 2.1. Основы учения об эволюции
50
Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина
1
Учащиеся должны знать:
- терминологию и символику;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Презентация
51
Борьба за существование. Естественный отбор
1
- причины и периоды возникновения и развития эволюционных идей
-причины возникновения теории Ч.Дарвина и основные положения;
- движущие силы эволюции;
- пути достижения биологического прогресса;
- популяционно-видовой уровень организации живого;
- развитие эволюционных представлений;
- синтетическую теорию эволюции Дарвина.
Мультимедийное пособие Общие закономерности
Таблица, презентация
52
Формы естественного отбора
1
Учащиеся должны уметь:
-приводить доказательства эволюции
-различать движущие силы эволюции
- находить приспособления животных и растений к среде обитания как результат действия естественного отбора.
Мультимедийное пособие Общие закономерности
Таблица, презентация
53
Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания.
П.Р. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
1
Комплект для проведения практической работы
54
Видообразование
1
Мультимедийное пособие Общие закономерности
55
Основные закономерности эволюции . Направления эволюции
1
Мультимедийное пособие Общие закономерности
56
Обобщающий урок по теме: «Эволюция»
1
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на земле- 5 часов
Тема3.1 Происхождение и развитие жизни на земле
57
Гипотезы возникновения жизни
1
Учащиеся должны знать:
- основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
- основные этапы развития жизни на Земле;
- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
Мультимедийное пособие Общие закономерности
58
Основные этапы развития жизни на земле. Эра древнейшей жизни
1
Учащиеся должны уметь:
-приводить доказательства эволюции
-различать этапы развития жизни на Земле
- находить изменения животных и растений в эволюции.
Мультимедийное пособие Общие закономерности
59
Развитие жизни в протерозое и палеозое
1
Мультимедийное пособие Общие закономерности Презентация
60
Развитие жизни в мезозое и кайнозое
1
Мультимедийное пособие Общие закономерности
61
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека
1
Презентация
Мультимедийное пособие Общие закономерности
Раздел IV Повторение - 3 часов
62
Обобщение по курсу «Введение в общую биологию и экологию»
1
63
Итоговая контрольная работа
1
64
Анализ контрольной работы
1
Резерв 6 часов
1
Преподаватель Макова З.Ф.