Рабочая программа по биологии 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 7 класс



СОГЛАСОВАНО

на заседании методического

объединения___________________________________________

Протокол № 1

от 27.08.2015 года

Руководитель методического

объединения: _______________

________________________

РЕКОМЕНДОВАНО

Педагогическим советом

Протокол № 1

от 31.08.2015


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

лицея № 226

___________Т.В.Семенова

Приказ №__

от 01 сентября 2015 года

Рабочая программа

Биология

7 б класс

Базовый уровень обучения

2015-2016 учебный год



Разработала

Никишина Екатерина Васильевна

ФИО

учитель биологии и химии высшeй

квалификационной категории

должность, категория


Санкт-Петербург

2015


Содержание:


№п/п

Название разделов программы


Страницы


1

Пояснительная записка


1.1

Общая характеристика учебного предмета


1.2

Цели обучения


1.3

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


1.4

Результаты обучения


2

Требования к уровню знаний выпускников


3

Формы и средства контроля.


4

Содержание учебного курса


5

Учебно-методический комплекс


6

Календарно-тематическое планирование









  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета биология ориентирована на учащихся 7 класса и составлена на основании:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089

  • учебного плана ГБОУ лицея № 226 на 2015/2016 учебный год;

  • годовым календарным учебным графиком лицея на 2015/2016 учебный год.

  • примерной программы основного общего образования по биологии.

  • авторской программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

Тематическое планирование.

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

Практические и лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Введение. Общие сведения о животном мире.

2


2.

Раздел 1. Многообразие животных.

40


3.

Простейшие.

2

1


4.

Беспозвоночные.

16

5

3

5.

Тип Хордовые

22

2

2

6.

Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

10

6

1

7.

Раздел 3. Индивидуальное развитие животных

3

1


8.

Раздел 4. Развитие животного мира на Земле

3


9.

Раздел 5. Биоценозы

4

2

10.

Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

4

1

11.

Всего: практическая часть

14


12.

Резерв

2


13.

Итого: уроков

68


В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических

технологий.





1.1 Общая характеристика учебного предмета.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.




1.2 Цели обучения

Изучение биологии является частью реализации образовательной программы ГБОУ лицея № 226 направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Ожидаемый результат изучения курса - знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы - формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.


1.3 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса биологии на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных

методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказа-

тельства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных

задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и

экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие

способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное

мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач

различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением

предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование,

определение оптимального соотношения цели и средств.



1.4 Результаты обучения


Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности: способности передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью задания; создавать письменные высказывания (план, тезисы, конспект); умение использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации, презентации познавательной и практической деятельности.







2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

7 КЛАССА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.










  1. Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по биологии являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: биологические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса. В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Распределение письменных работ по курсу

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

Практические и лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Введение. Общие сведения о животном мире.

2


2.

Раздел 1. Многообразие животных.

40


3.

Простейшие.

2

1


4.

Беспозвоночные.

16

5

3

5.

Тип Хордовые

22

2

2

6.

Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

10

6

1

7.

Раздел 3. Индивидуальное развитие животных

3

1


8.

Раздел 4. Развитие животного мира на Земле

3


9.

Раздел 5. Биоценозы

4

2

10.

Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

4

1

11.

Всего: практическая часть

14


12.

Резерв

2


13.

Итого: уроков

68



































3. Содержание учебного курса

7 класс: 68 часов в год, 2 часа в неделю

Введение.

Общие сведения о животном мире (2 часа)

Роль зоологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения животных. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Основные систематические категории: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчинённость.

Правила работы в биологической лаборатории.

РАЗДЕЛ 1

Многообразие животных - результат эволюции (40 часов)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Простейшие - возбудители заболеваний. Профилактика заболеваний.

Колониальные организмы. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Паразитические черви - возбудители заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний. Демонстрация. Строение и многообразие червей.

  • Лабораторная работа.

Изучение внешнего строения дождевого червя.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний. Меры профилактики заболеваний.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Насекомые - переносчики возбудителей заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний.

Демонстрация. Строение и многообразие насекомых.

  • Лабораторная работа.

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие рыб.

  • Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие земноводных.

  • Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие пресмыкающихся.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие птиц.

  • Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

  • Экскурсия.

Изучение и многообразие птиц Белгородской области.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.

Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация. Строение и многообразие млекопитающих.

РАЗДЕЛ 2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

(10 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Регуляция жизнедеятельности организма животного.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

  • Лабораторная работа.

Изучение особенностей различных покровов тела.

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

  • Лабораторная работа.

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

РАЗДЕЛ 4

Развитие животного мира на Земле (3часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

РАЗДЕЛ 5

Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на организмы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

  • Экскурсии.

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

РАЗДЕЛ 6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 часа)

Последствия воздействия деятельности человека на животных. Одомашнивание. Искусственный отбор и селекция сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

  • Экскурсия.

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Резерв времени - 2 часа.








5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

Основная литература

1. В.В Латюшин., В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс М.: Дрофа, 2004.

2. В.В. Латюшин, Г.А. Уфинцева. Биология. Животные. 7класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В Латюшина и В.А. Шапкина « Биология. Животные»: пособие для учителя.- М.: Дрофа 2003.- 192 с.

3. В.В. Латюшин. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя.- М.: Дрофа, 2004.- 160 с.

4. А.И. Никишов. Как обучать биологии: Животные: 7 кл.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 200 с.

5. А.И. Никишов, Р.А. Петросова и др. Биология в таблицах.- М.: «ИЛЕКСА», 1998.- 104 с.

6. А.И. Никишов, А.В. Теремов. Дидактический материал по зоологии. - М.: РАУБ «Цитадель», 1996. - 174 с.

7. А. Теремов, В. Рохлов. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.- 258 с.: ил. («Занимательные уроки»)

8. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004 - 272 с.

Дополнительная и научно-популярная литература
  1. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

  2. Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. - М.: Издательский Дом «ГЕНДЖЕР», 1997. - 56 с.;

  3. Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы. Волгоград: Издательство Учитель-АСТ, 2002.

  4. А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 7 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;

  5. Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

  6. Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. - 258 с.: ил. - («Занимательные уроки»);

  7. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства дрофа;

  8. Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001. - 192 с.;

  9. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304 с.

  10. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

  11. Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Литература для учащихся:

1. Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. - СПб.: «Специальная Литература», 1996. - 240 с.: ил.;

2. Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 624 с.: ил;

3. Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. - 464 с.: ил.;

4. Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. - 400 с.: ил.;

5. Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. - 480 с.: ил.;

6. Календарно-тематическое планирование

№ п\п урока

№ урока в теме

§

Тип урока

Наименование темы

Требования к уровню подготовки

Кол-во часов

сроки

Примечание

(формы и методы контроля)

план

факт

1 четверть 18 часов 01.09.-31.10


1


Введение. Общие сведения о животном мире


2


1

1.1

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

История развития зоологии.

Давать определения терминам.

Перечислять методы изучения зоологии, систематические категории животных.


2.09

Фронтальная беседа.

2

1.2

2, вопр. 2 письменно

Комбинированный урок

Современная зоология. Систематика.

Выделять признаки классификации наук о животных.

Сравнивать растения и животных.


5.09

Устные ответы


2


Раздел 1.

Многообразие животных - результат эволюции

40





1.1 Простейшие

2


3

1.1.1

3

Лаб. Работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших»

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники,

Споровики.

Определять понятия Циста

Органоиды движения: ложноножки, жгутики, реснички. Колониальные организмы. Описывать строение и роль

в природе и в практической деятельности.


9.09

Фронтальная беседа. Заполнение таблицы.

4

1.1.2

4, вопр. 3 письменно

Комбинированный урок

Простейшие: Жгутиконосцы. Инфузории.

Давать определения терминов.

Узнавать по рисункам представителей простейших.

Анализировать содержание информационной таблицы.

Выделять особенности жизнедеятельности.

Приводить аргументы, доказывающие единство животных и растений. Систематические группы простейших.

Простейшие - возбудители заболеваний человека.


12.09

Фронтальная беседа. Самостоятель-ная работа.




1.2 Многоклеточные животные.

Беспозвоночные.

16


5

1.2.1


5, Подготовить сообщение об использовании губок человеком.

Урок первичного усвоения и закрепления

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

Знать понятия Эктодерма, Энтодерма, Регенерация,

Чередование поколений.

Особенности строения. Стадии развития.

Узнавать по рисункам представителей типов. Описывать строение и их роль в природе.

Объяснять усложнение строения по сравнению с простейшими.

Давать определение терминам.

Подготовить сообщение об использовании губок человеком.


16.09

Тест

6

1.2.2

6, термины, Подготовить сообщение об использовании кишечнополостных человеком.

Урок первичного усвоения и закрепления

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Знать Особенности строения: кишечная полость, лучевая симметрия, нервная система.

Стадии развития: полип и медуза. Узнавать по рисункам представителей типов. Описывать строение и их роль в природе.

Объяснять усложнение строения по сравнению с простейшими.

Давать определение терминам.


19.09

Фронтальная беседа.

7

1.2.3

7, терминология

Урок первичного усвоения и закрепления

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

Знать термины Промежуточный хозяин

Окончательный хозяин

Особенности строения: кожно-мускульный мешок, системы органов, двусторонняя симметрия. Свободноживущие и паразиты.

Узнавать по рисункам представителей плоских червей.

Давать определения терминам.

Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и симметрией тела.

Знать Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний.


23.09

Самостоятельная работа

8

1.2.4

8, отчет, оформить лаб раб, выводы

Лаб. Работа №2 "Знакомство с многообразием круглых червей".

Тип Круглые черви.

Особенности строения: двухслойные, наличие анального отверстия. Узнавать по рисункам представителей круглых червей.

Перечислять приспособления к паразитизму.

Сравнивать строение плоских и круглых червей.


26.09

Самостоятельная работа с оборудованием

9

1.2.5

9, вопр1

Комбинированный урок

Тип Кольчатые черви или Кольчецы. Класс Многощетинковые (Полихеты).

Знать термины Олигохеты, Полихеты, Параподии, Анабиоз, Гирудин, Кокон

Особенности строения: сегментация тела, замкнутая кровеносная система, окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка. Экологические особенности (забота о потомстве). Узнавать по рисункам представителей кольчецов.

Описывать значение кольчецов.

Давать определение терминам.

Сравнивать строение круглых и кольчатых червей.

Объяснять характер приспособления кольчецов для перенесения неблагоприятных условий.

Доказывать принадлежность представителей разных классов к одному типу.


30.09

фронтальная беседа.

10

1.2.6

10, оформить лаб, выводы

Лаб. Работа №3 "Внешнее строение дождевого червя".

Классы Кольчецов: Малощетинковые(Олигохеты) и Пиявки.


3.10

Теоретический опрос по материалу, тест

11

1.2.7

11, термины

Лаб. работа № 4 "Особенности строения и жизни моллюсков".

Тип Моллюски.

Знать понятие Реактивное движение.

Особенности строения, среда обитания, образ жизни.

Узнавать по рисункам представителей моллюсков и иглокожих.

Описывать значение моллюсков, механизмы кровообращения, движения.

Давать определение терминам.

Сравнивать строение брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Доказывать, что моллюски - более высокоорганизованные животные, чем черви.


7.10

Инструктивные карточки

12

1.2.8

12, Проверочная работа

Комбинированный урок

Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.


10.10

Фронтальный опрос.

13

1.2.9

13, заполнить таблицу

Комбинированный урок

Тип Иглокожие.

Знать понятие Амбулакральная система.

Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

Описывать значение иглокожих, механизмы кровообращения, движения.

Давать определение терминам.

Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных.


14.10

Тест

14

1.2.10

13

Комбинированный урок

Классы Иглокожих: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии,Офиуры.

Знать многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, особенности строения и жизнедеятельности.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.


17.10

Теоретический опрос по материалу, тест

15

1.2.11

14, выво ды

Урок первичного усвоения и закрепления,

лабораторный Лабораторная работа №5 "Знакомство с разнообразием ракообразных".

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные.

Знать Классы членистоногих:

Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

Знать термины Хитин. Партеногенез

Образ жизни: свободноживущие паразиты.

Особенности строения и экологии.

Фасеточное (мозаичное) зрение.

Одомашненные виды.

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей членистоногих.

Описывать значение членистоногих.

Давать определение терминам.

Доказывать принадлежность различных классов к типу Членистоногие, прогрессивное развитие членистоногих.

Объяснять характер приспособления членистоногих к среде обитания.


21.10

Инструктивные карточки.

16

1.2.12

15, наблюдения в природе

Комбинированный урок, Лабораторная работа №6 "Изучение представителей отрядов насекомых".

Класс Насекомые.


24.10

Инструктивные карточки.

17

1.2.13

16, отряды насекомых (задания по группам)

Комбинированный урок

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки.

Знать Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.


28.10

Фронтальная беседа.

18

1.2.14

17

Комбинированный урок

Отряды Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Насекомые-переносчики возбудителей заболеваний.

Знать Названия отрядов насекомых.

Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития.

Значение насекомых.

Биоиндикация.

Вредители с/х растений.

Опылители, естественные враги насекомых - вредителей, переносчики заболеваний человека.

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов.

Давать определение терминам.

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов.

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.


31.10

Фронтальная беседа. Работа в группах.

2 четверть 14 часов

19

1.2.15

18, вопр.

Комбинированный урок

Отряды насекомых: Чещуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Знать Названия отрядов насекомых.

Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития.

Значение насекомых.

Биоиндикация.

Вредители с/х растений.

Опылители, естественные враги насекомых - вредителей, переносчики заболеваний человека.

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов.

Давать определение терминам.

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов.

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.


11.11

Теоретический опрос по материалу

20

1.2.16

19, таблица

Комбинированный урок

Отряд насекомых Перепончатокрылые. Биологические и экологические особенности общественных насекомых.


14.11

Фронтальная беседа.

21

1.2.17

20

Обобщающий

Роль насекомых в природе и жизни человека


18.11

Самостоятельная работа. Работа в группах. Проверочная работа




1.3 Тип Хордовые

22


22

1.3.1

20, вопр. 1,3,5

Урок первичного усвоения и закрепления

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные (или Позвоночные).

Приводить примеры представителей подтипа Бесчерепные.

Перечислять черты приспособленности ланцетника к жизни в воде.

Отличать ланцетника от беспозвоночных.

Выделять характерные особенности строения хордовых.


21.11

Теоретический опрос по материалу. Фронтальная беседа.

23

1.3.2

21, офор лаб раб, выводы

Лабораторная работа №7 "Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб".

Классы рыб: Хрящевые, Костные.

Приводить примеры представителей классов.

Описывать строение биологического объекта (живых рыб в аквариуме).

Давать определение терминам.

Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным.

Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.

Доказывать принадлежность различных представителей рыб к тем или иным отрядам.

Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и особенностями строения. Сравнивать классы костных и хрящевых рыб.


25.11

Инструктивные карточки.

24

1.3.3

22, выво ды

Комбинированный урок

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные.


28.11

Групповая, фронтальная работа.

25

1.3.4

23, таблица

Комбинированный урок

Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.


2.12

Групповая, фронтальная работа.

26

1.3.5

24, вопр1,4, презентация (по группам)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Класс Земноводные или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

Называть Признаки отрядов: форма тела, строение конечностей, наличие хвоста. Приводить примеры представителей отрядов. Узнавать по рисункам и коллекциям представителей земноводных.

Объяснять адаптации земноводных к жизни на суше, в воде и в почве; их происхождение от рыб.

Сравнивать земноводных и рыб.

Находить различие в развитии земноводных и рыб.


5.12

тест

27

1.3.6

25, вопр5

Комбинированный урок

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

Приводить примеры представителей отрядов пресмыкающихся.

Узнавать по рисункам представителей отрядов.

Описывать значение пресмыкающихся.

Выделять причинно-следственную зависимость между способом передвижения и особенностями строения.

Объяснять особенности адаптации пресмыкающихся к наземному образу жизни и к жизни в воде


9.12

Фронтальная беседа.

28

1.3.7

26, вопр.

Комбинированный урок

Отряды рептилий: Черепахи и Крокодилы.


Проверочная работа

29

1.3.8

27

Комбинированный урок, Лабораторная работа №8 "Изучение внешнего строения птиц".

Класс Птицы.

Давать определения терминам Инкубация, Гнездовые птицы Выводковые птицы.

Описывать строение биологического объекта (коллекции перьев птиц). Объяснять особенности адаптации птиц к полету.

Доказывать происхождение птиц от пресмыкающихся. Знать Типы перьев: маховые, рулевые Признаки класса. Среда обитания, образ жизни


12.12

Инструктивные карточки.

30

1.3.9

27, вопр.3

Комбинированный урок

Отряды птиц: Пингвины

Знать Отряды птиц, Систематика птиц,

Особенности строения нелетающих, летающих, водоплавающих, хищных, лесных и птиц прибрежных мест обитания. Признаки отрядов и представители. Меры по охране.


16.12

Теоретический опрос по материалу

31

1.3.10

27, вопр.4

Комбинированный урок

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные


19.12

Теоретический опрос по материалу. Групповая, самостоятель-ная

работа.

32

1.3.11

32

Комбинированный урок

Отряды хищных птиц: Дневные хищники, Совы.


23.12

Групповая, самостоятель-ная

работа.

33

1.3.12

33

Комбинированный урок

Отряд Куриные

Приводить примеры представителей отрядов птиц.

Узнавать по рисункам представителей отрядов.

Определять тип птенцов.

Объяснять особенности адаптации птиц к образу жизни.

Сравнивать отряды птиц между собой.

Описывать значение птиц. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков.


26.12

Теоретический опрос по материалу

3 четверть

34

1.3.13

34, 35, термины

Комбинированный урок

Отряд Воробьинообразные

Приводить примеры представителей отрядов птиц.

Узнавать по рисункам представителей отрядов.

Определять тип птенцов.

Объяснять особенности адаптации птиц к образу жизни.

Сравнивать отряды птиц между собой.

Описывать значение птиц. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков.


13.01

Самостоятельная работа

35

1.3.14

30

Комбинированный урок

Отряд Голенастые. Значение птиц.


16.01

Составление таблицы, сообщение.

36

1.3.15

31, вопр.

Комбинированный урок

Класс Млекопитающие и Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые.

Знать Общую характеристику, многообразие. Подклассы: Яйцекладущие, Настоящие звери Признаки класса. Представители подкласса яйцекладущих. Черты их примитивного строения. Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей класса млекопитающих.

Выделять характерные особенности млекопитающих.

Доказывать, что однопроходные - древние и примитивные


20.01

Теоретический опрос по материалу

37

1.3.16

31

Комбинированный урок

Отряды млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые.

Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей отрядов млекопитающих.

Описывать строение зубов.

Характеризовать отряды млекопитающих. Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков.

Распространение. Признаки отрядов. Значение. Основные представители. Редкие виды и их охрана.


23.01

Парная, самостоятель-ная

работа.

38

1.3.17

31

Комбинированный урок

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.


27.01

Парная, самостоятель-ная

работа.

39

1.3.18

32, вопр3

Комбинированный урок

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие..


30.01

Самостоятельная работа с таблицей

40

1.3.19

32, вопр.

Комбинированный урок

Отряды млекопитающих: Хоботные, Хищные.


3.02

Теоретический опрос по материалу

41

1.3.20

33, готовиться к п/р

Комбинированный урок

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.


6.02

Тест

42

1.3.21

34, вопр 1,

35, вопрос2

Комбинированный урок

Отряд Млекопитающих Приматы.


10.02

Теоретический опрос по материалу

43

1.3.22

Конспект

Обобщающий

Значение млекопитающих в природе и жизни человека

Уметь обобщать полученные знания.


13.02

Проверочная работа




Раздел 2.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

10


44

2.1

36, оформить лаб раб, выводы

Лабораторная работа №9 "Изучение особенностей различных покровов тела".

Покровы тела.

Перечислять основные функции покровов тела.

Находить черты сходства в строении покровов животных. Знать Функции покровов тела. Основные виды покровов тела.


17.02

Инструктивные карточки.

45

2.2

37, сравнительная таблица заполнить

Комбинированный урок

Опорно-двигательная система.

Знать Опорные структуры.

Функции опорно-двигательной системы. Особенности строения скелета позвоночных: эволюционные усложнения, приспособления к среде обитания. Давать определения терминам.

Перечислять основные функции опорно-двигательной системы.

Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных. Обосновывать приспособления опорно-двигательной системы к различным условиям обитания.


20.02

Теоретический опрос по материалу

46

2.3

38, оформить лаб раб, выводы

Комбинированный урок. Лабораторная работа №10 "Наблюдение за способами передвижения животных".

Способы передвижения животных. Полости тела.

Перечислять виды и способы передвижения. Давать определения терминам. Объяснять характер приспособления к способам передвижения в различных средах.

Знать понятия Полость тела Виды движения: амёбоидное, при помощи жгутиков и ресничек, с помощью мышц.

Первичная, вторичная и смешанная полости тела.


24.02

Самостоятельная работа. Инструктивные карточки

47

2.4

39, сравнит табл

Комбинированный урок, Лабораторная работа №11 "Наблюдение за способами дыхания животных".

Органы дыхания и газообмен.

Давать определения терминам.

Перечислять основные функции органов дыхания, механизмы поступления кислорода.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов дыхания.

Доказывать преимущества лёгочного дыхания на суши над жаберным дыханием.

Знать термины и понятия Альвеолы. Диафрагма. Пути поступления кислорода Газообмен у животных разных групп: поверхность тела жабры, лёгкие, двойное дыхание у птиц Механизм поступления кислорода


27.02

Самостоятельная работа

48

2.5

40, вопр 4,5

Комбинированный урок, Лабораторная работа №12 "Наблюдение за способами питания животных".

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Давать определение терминам.

Перечислять основные функции пищеварительной системы.

Приводить примеры животных, относящихся к разным группам по характеру потребляемой пищи.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций пищеварительной системы.


14.02

Инструктивные карточки. Теоретический опрос по материалу

49

2.6

41, системат табл

Комбинированный урок

Кровеносная система. Кровь.

Давать определение терминам.

Перечислять основные функции кровеносной системы и крови. Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов кровообращения.

Описывать механизм кровообращения.


2.03

Теоретический опрос по материалу

50

2.7

42, вопр.1

Комбинированный урок

Органы выделения.

Перечислять функции органов выделения.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов выделения.


5.03

Теоретический опрос по материалу

51

2.8

43, оформить лаб раб, выводы

Комбинированный урок, Лабораторная работа №13 "Изучение ответной реакции животных на раздражение".

Нервная система. Рефлекс. Поведение животных. Инстинкт.

Давать определение терминам.

Перечислять основные функции нервной системы. Обосновывать взаимосвязь строения и функций нервной системы.

Описывать реакции животных на воздействие окружающей среды.

Приводить примеры врождённых и приобретённых рефлексов.


9.03

Инструктивные карточки. Фронтальный опрос, самостоятельная работа

52

2.9

44, оформить лаб раб, выводы

Комбинированный урок, Лабораторная работа №14 "Знакомство с различными органами чувств у животных".

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Давать определение терминам.

Перечислять основные функции органов чувств. Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов чувств.

Показывать влияние окружающей среды на строение органов чувств.


12.03

Фронтальная беседа. Инструктивные карточки

53

2.10

45, термины

Комбинированный урок

Органы размножения, продления рода.

Давать определение терминам.

Перечислять основные функции органов размножения.

Приводить примеры животных - гермафродитов и раздельнополых; животных с внутренним и наружным оплодотворением.

Описывать строение органов размножения.

Объяснять биологическое значение гермафродитизма.

Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного.


16.03

Фронтальная беседа.




Раздел 3.

Индивидуальное развитие животных

3


54

3.1

46, вопр 1,3

Комбинированный урок

Способы размножения животных.

Давать определение терминам.

Описывать механизмы бесполого размножения.

Отличать бесполое и половое размножение.

Доказывать эволюционное преимущество внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме перед наружным.

Приводить примеры животных с различным типом развития и различной продолжительностью жизни.

Сравнивать строение взрослого животного и личинки.

Выделять характерные признаки периодизации.

Характеризовать возрастные периоды животных.

Объяснять различную продолжительность жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков.


19.03

Теоретический опрос по материалу. Проверочная работа.

Фронтальная, самостоятель-ная

работа.

55

3.2

46, записи в тетр.

Комбинированный урок

Развитие животных с превращением и без превращения.


23.03

Теоретический опрос по материалу

56

3.3

47,оформить выводы, 48

Комбинированный урок Лабораторная работа №13 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

Периодизация и продолжительность жизни животных.


26.03

Инструктивные карточки Самостоятельная работа

4 четверть 16 часов




Раздел 4.

Развитие животного мира на земле

3


57

4.1

49, термины

Урок первичного усвоения и закрепления

Доказательства эволюции животных.

Давать определение терминам. Палеонтология

Филогенез

Палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические доказательства эволюции.

Гомологичные органы

Рудиментарные органы

Атавизмы

Приводить примеры доказательств эволюции.

Сравнивать рудименты и атавизмы.

Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных.


6.04

Проверочная работа

58

4.2

50, вопрос1,4

Комбинированный урок

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существование и проявления естественного отбора.

Описывать процесс видообразования.

Объяснять сущность проявления борьбы за существование; роль дивергенции в процессе видообразования.


9.04

Теоретический опрос по материалу. Групповая, самостоятель-ная работа.

59

4.3

51

Комбинированный урок

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.


13.04

Теоретический опрос по материалу. Групповая, самостоятель-ная работа.




Раздел 5.

Биоценозы.

4


60

5.1

52, термины

Комбинированный урок

Ареалы обитания. Миграция. Закономерности размещения животных

Давать определения терминам.

Приводить примеры различных биоценозов.

Описывать структуру биоценоза водоёма и леса.

Находить различия между естественными и искусственными биоценозами.

Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие от продуцентов.


16.04

Теоретический опрос по материалу

61

5.2

52

Комбинированный урок

Естественные и искусственные биоценозы.


20.04

Проверочная работа

62

5.3

53

Комбинированный урок

Факторы среды и их влияние на биоценозы

Давать определения терминам.

Приводить примеры различных сред обитания животных; положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Доказывать воздействие животных на окружающую среду.

Объяснять прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды и взаимодействие факторов.


23.04

Теоретический опрос по материалу

63

5.4

54, вопрос 1,3,

55

Комбинированный урок

Цепи питания. Взаимосвязь компонентов биоценоза.

Давать определения терминам.

Объяснять изменение численности и видового разнообразия в пищевой цепи.

Сравнивать продуктивность естественного и искусственного биоценозов.

Приводить примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия животных.


27.04

Теоретический опрос по материалу. Фронтальная, парная работа. Проверочная работа




Раздел 6.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

4


64

3.2

56

Комбинированный урок

Воздействие человека и его деятельности на животных. Последствия деятельности человека в биоценозах.

Давать определения терминам.

Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на животный мир

Объяснять вред браконьерства.

Рациональное использование животных.


30.04

Теоретический опрос по материалу

65

3.3

57-59

Комбинированный урок

Одомашнивание. Искусственный отбор и селекция. Законы России об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира.

Давать определения терминам.

Приводить примеры направленности отбора домашних животных.

Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими.

Приводить примеры охраняемых территорий России, Ленинградской области.

Раскрывать сущность законов России об охране животного мира.

Обосновывать целесообразность мониторинга.


4.05

Теоретический опрос по материалу

66

3.4


Итоговый

Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс».

Летние задания.


11.05

Итоговая работа

67



Резерв


14.05

68



Резерв


18.05

69




21.05

70




25.05



© 2010-2022